Вязникова
Валентина Александровна
МБОУ
«Лицей №8 города Новоалтайска»
Проектно-исследовательская
работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми
веществами» с использованием ЭОР.
Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей химических свойств
азотной кислоты на основе информации учебника и электронных образовательных
ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru».
Задачи:
1. Расширить
знания учащихся о свойствах кислот на примере азотной кислоты.
2. Повторить
материал об окислительно - восстановительных процессах.
3. Совершенствовать
навыки составления уравнений реакций.
4. Формировать представление об особенностях и организации
исследовательской деятельности.
5.
Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и
предмета исследования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов
исследования.
6. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью,
поиском проблем.
1.
Место в системе уроков. Проектно –
исследовательская работа организуется на двух уроках, а так же дома в форме
домашнего задания. На уроке по химии в 9 классе теме «Кислородсодержащие
соединения азота» - на этапе изучение нового материала - подготовка
к исследованию, поиск , отбор информации по теме исследования, обработка
информации, выполнение эксперимента в виртуальном режиме, оформление
результатов исследования; дома
– домашнее задание: разработать проект и на следующем уроке по
теме «Соединения азота» - защита проекта.
Задание
для учащихся: Подготовить проект (право выбора проекта: буклет, сообщение,
презентацию, плакат) «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами»
на основе информации учебника и электронных образовательных ресурсов,
размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru»
План
работы.
Этап
|
Деятельность ученика
|
1 этап. Теоретический. Время: 4 минуты
|
1.Определение
проблемы и темы исследования
|
Запишите
в тетрадь тему исследования
Время: 0,5 минуты
|
2. Выбор объекта и предмета исследования
|
Запишите
в тетрадь объект и предмет исследования
Время: 1 минута
|
3. Формулировка цели и задач исследования.
|
Сформулируйте и запишите цель и задачи работы
Время: 1 минута
|
4. Гипотеза исследования.
|
Напишите
ваше предположение о взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами
Время: 1 минута
|
5. Отбор методов исследования.
|
Источники
информации ограничены, только учебник и ЭОР, предложенные учителем.
Время: 0,5 минуты
|
2 этап. Практический этап (этап
выполнения)
Время: 20 минут
|
1.Поиск
и отбор информации по теме исследования
|
Время: 12 минут
а) изучите аннотацию к ресурсу, запишите в тетрадь, какую
информацию содержит ресурс, о каких свойствах азотной кислоты вы узнаете из
данного ресурса, какие навыки вы можете приобрести; запишите в тетрадь в
виде заголовка.
б) откройте ресурс, изучите теоретическую часть, зафиксируйте
в тетради в виде тезиса, запишите уравнения реакции, выделите цветным
стержнем особенности реакции;
в) выполните эксперимент в
виртуальных условиях; наблюдайте за признаками реакции, еще раз обратите
внимание, как оформляется уравнение реакции; зафиксируйте наблюдения в
тетради, дополнив ими тезисы
|
3 этап. Оформление исследовательской работы
|
Время: 8 минут
1. Напишите вывод. В чем отличие химических
свойств азотной кислоты от свойств, других неорганических кислот? С какой
кислотой свойства азотной кислоты имеют сходство? Какие свойства азотной
кислоты являются характерными только для азотной кислоты.? Подтвердилась ли
ваша гипотеза, реализованы ваши задачи или нет, в чем были затруднения.
2. Оформите результаты исследования в виде
схемы или кластера. Например:
Взаимодействие
азотной кислоты с простыми веществами
взаимодействие с Ме взаимодействие с
неМе. 1. взаимодействие с … 1. взаимодействие с …
уравнение
реакции уравнение реакции
2. взаимодействие
с … 2. взаимодействие с …
уравнение
реакции уравнение реакции
3. взаимодействие
с …
уравнение реакции
4. Азотная кислота пассиврует……
Резервное время 1 минута
|
4 этап. Подготовка проекта для защиты исследовательской работы
|
Домашнее задание.
Разработка проекта
(презентации, буклета, иллюстрации, плаката)
|
5. Защита
|
Выступление перед
одноклассниками Время: не более 3 минут
|
Рецензия проектов одноклассников
|
Расставьте баллы в таблице
«Рецензия проекта»
|
Для учащихся. Которые затрудняются
в выполнении рабы, можно предложить алгоритмы работы.
Алгоритмы исследовательской работы
Уважаемые исследователи! Вы получили задание
разработать проект на основе исследования вещества. Перед каждым из Вас сейчас
стоит масса вопросов: «С чего начать? Что необходимо делать?
Данные алгоритмы Вам помогут блестяще с этим
справиться. Следуйте рекомендациям и Вы добьетесь успеха! Желаю удачи!
1. Определение
проблемы и темы исследования
Проблема - задача, преграда,
трудность. Проблема исследования -это
противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого
противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка
и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и
определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Например:
- Проблема
питьевой воды в районе исследования.
- Проблема:
свойства серной кислоты.
-
Проблема: строение и свойства аллотропных модификаций углерода
Тема
исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования.
Тема должна быть емкой, краткой и конкретной. Например:
-
"Специфические свойства серной кислоты"
-
«Аллотропные модификации углерода "
-
"Проблема питьевой воды в поселке Б.
Ключи "
- «Фитоиндикация
тяжелых металлов на примере нитрата кадмия»
- «Влияние экологического
состояния воды на рост и развитие растений»
Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение.
Правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное её выполнение.
Очень часто тема исследования выбирается стихийно, необдуманно. Конечно,
каждый имеет право самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться
с руководителем. Ведь не во всех случаях вы
можете объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы над
ней, её соответствие своим возможностям и интересам.
2. Выбор
объекта и предмета исследования
Объект
исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что
рассматривается?». Например: свойства серной кислоты; аллотропия углерода.
Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать,
чтобы объект изменился.
Например:
взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами (или простыми
веществами), строение аллотропных модификаций углерода и их свойства. При
определении предмета исследования надо ответить на следующие вопросы «Как
рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции
выделит исследователь для изучения объекта?»
3.Гипотеза исследования
Гипотеза (основание, предположение) - научно
обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза
должна быть проверяемой, содержать предположение. Например:
Серная
кислота, как сильный окислитель, реагирует с некоторыми неметаллами и металлами,
стоящими в ряду активности до и после водорода.
Если
серная кислота сильный окислитель, то она должна взаимодействовать с
неметаллами и металлами, стоящими в ряду активности металлов после водорода.
Свойства
аллотропных модификаций зависят от структуры кристаллической
решетки
3. Формулировка
цели и задач исследования.
Цель исследования - это конечный результат, которого бы
хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель
формулируют со слов:
-
доказать
-обосновать
-разработать
-определить
-
установить
-
исследовать
Из поставленной цели вытекают задачи исследования. При
определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат
предполагается получить? Каким видится этот результат до его получения?»
Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи
формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический
опрос, интервью и т.д.)
-
выявить
-
определить
-
установить
-
изучить
например: Цель исследования:
подтвердить виртуальным исследованием специфические свойства серной кислоты как
сильного окислителя
Задачи:
1. Изучить
аннотацию к ЭОР, предложенных учителем, о свойствах серной кислоты.
2.
Выбрать ЭОР, которые способствуют исследовать взаимодействие
кислоты с простыми веществам.
3.
Исследовать экспериментальным путем в виртуальном режиме
взаимодействие кислоты с металлами и неметаллами.
4. Оформить
опорный конспект для одноклассников «Сравнительная характеристика
взаимодействия неорганических кислот и серной кислоты с простыми
веществами»
Под
задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.
4.
Отбор методов исследования.
Метод
исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования
делятся на теоретические (сравнение, моделирование,
классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ
литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг,
анкетирование, интервью) экспериментальные.
4. Составление
плана исследования
5. Поиск и отбор информации по теме исследования.
2 этап.
Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе выполняют согласно плану исследования
(обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и
оформляют проектно-исследовательскую работу.
Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и
помощника. Обращайтесь к нему, не стесняйтесь!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.