Инфоурок Химия Другие методич. материалыПроектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

Скачать материал

Вязникова Валентина Александровна

МБОУ «Лицей №8 города Новоалтайска»

 

Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей химических свойств азотной кислоты на основе информации учебника и  электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru».

Задачи:

1.      Расширить знания учащихся о свойствах кислот на примере азотной кислоты.

2.      Повторить  материал об окислительно - восстановительных процессах.

3.      Совершенствовать навыки составления уравнений реакций.

4.      Формировать представление об особенностях и организации иссле­довательской деятельности.

5.              Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и предмета ис­следования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов исследования.

6.      Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском проблем.

1.      Место в системе уроков. Проектно – исследовательская работа организуется на двух уроках, а так же дома в форме домашнего задания. На уроке по химии в 9 классе теме «Кислородсодержащие соединения азота» -  на этапе изучение нового материала - подготовка к исследованию, поиск , отбор информации по теме исследования, обработка информации, выполнение эксперимента в виртуальном режиме,  оформление результатов исследования; домадомашнее задание:  разработать проект и на следующем уроке по теме «Соединения азота» - защита проекта.

 

№ ЭОР

Используемые ЭОР

 

1

Интерактив. Взаимодействие азотной кислоты с металлами (N 125283)

ДЛЯ УЧЕНИКА  - 9 КЛАСС - ХИМИЯ - «ХИМИЯ», 9 КЛАСС, ГАБРИЕЛЯН О.С.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&ru

 

2

Видеофрагмент. Взаимодействие азотной кислоты с цинком и медью (N 54463)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub

 

3

Видеофрагмент. Взаимодействие безводной азотной кислоты с белым фосфором  (N 54477)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7df1ead3-22f1-5b02-06b8-c8bec24935dc/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub

 

4

Видеофрагмент.Взаимодействие безводной азотной кислоты с углем (N 54476)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7df1ead3-22f1-5b02-06b8-c8bec24935dc/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub

 

 

Задание для учащихся: Подготовить проект (право выбора проекта: буклет, сообщение, презентацию, плакат) «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» на основе информации учебника и  электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru»

План работы.

 

Этап

Деятельность  ученика

1 этап. Теоретический. Время: 4 минуты

 

1.Определение проблемы и темы исследования

Запишите в тетрадь тему исследования

Время: 0,5 минуты

2. Выбор объекта и предмета исследования

Запишите в тетрадь объект и предмет исследования

Время: 1 минута

3. Формулировка цели и задач исследования.

Сформулируйте и запишите цель и задачи работы

Время: 1 минута

4. Гипотеза исследования.

Напишите ваше предположение о взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами

Время: 1 минута

5. Отбор методов исследования.

Источники информации ограничены, только учебник и ЭОР, предложенные учителем.

Время: 0,5 минуты

2 этап. Практический этап (этап выполнения)

Время: 20 минут

 

1.Поиск и отбор информации по теме исследования

Время: 12 минут

а) изучите аннотацию к ресурсу, запишите в тетрадь, какую информацию содержит ресурс, о каких свойствах азотной кислоты вы узнаете из данного ресурса, какие навыки вы можете приобрести; запишите в тетрадь в виде заголовка.

б) откройте ресурс, изучите теоретическую часть, зафиксируйте в тетради в виде тезиса, запишите уравнения реакции, выделите цветным стержнем особенности реакции;

в)  выполните эксперимент в виртуальных условиях; наблюдайте за признаками реакции, еще раз обратите внимание, как оформляется уравнение реакции; зафиксируйте наблюдения в тетради, дополнив ими тезисы

 

 

3 этап. Оформление исследовательской работы

 

Время: 8 минут

1. Напишите вывод. В чем отличие химических свойств азотной кислоты от свойств,  других неорганических кислот? С какой кислотой  свойства азотной кислоты имеют сходство? Какие свойства азотной кислоты являются характерными только для азотной кислоты.? Подтвердилась ли ваша гипотеза, реализованы ваши задачи или нет, в чем были затруднения.

2. Оформите результаты исследования в виде схемы или кластера. Например:

Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами

 

 

взаимодействие с  Ме    взаимодействие с неМе.  1. взаимодействие с …                 1. взаимодействие с …

уравнение реакции                                   уравнение реакции

2. взаимодействие с …                 2. взаимодействие с …

уравнение реакции                                   уравнение реакции

3. взаимодействие с …                

уравнение реакции   

4. Азотная кислота пассиврует……                              

Резервное время 1 минута

4 этап. Подготовка проекта для защиты исследовательской работы

 

Домашнее задание.

Разработка проекта (презентации, буклета, иллюстрации, плаката)

5. Защита

Выступление перед одноклассниками Время: не более 3 минут

Рецензия проектов одноклассников

Расставьте баллы  в таблице «Рецензия проекта»

 

Для  учащихся. Которые затрудняются в выполнении рабы, можно предложить алгоритмы работы.

 

Алгоритмы исследовательской работы

Уважаемые исследователи! Вы получили задание  разработать проект на основе   исследования вещества. Перед каждым из Вас сейчас стоит масса вопросов: «С чего начать? Что необходимо делать?

Данные алгоритмы Вам помогут блестяще с этим справиться. Следуйте рекомендациям и Вы добьетесь успеха! Желаю удачи!

1. Определение проблемы и темы исследования

Проблема - задача, преграда, трудность. Проблема исследования -это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Реше­ние этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная фор­мулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Например:

- Проблема питьевой воды в районе исследования.

Проблема:  свойства серной кислоты.

- Проблема: строение и свойства аллотропных модификаций углерода

Тема исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной. Например:

-   "Специфические свойства серной кислоты"

-   «Аллотропные модификации углерода "

-   "Проблема питьевой воды в поселке Б. Ключи "

-   «Фитоиндикация тяжелых металлов на примере нитрата кадмия»

-   «Влияние экологического состояния воды на рост и развитие растений»

Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Очень часто тема исследования выбирается стихий­но, необдуманно. Конечно, каждый имеет право самостоятельно вы­брать тему работы, но лучше посоветоваться с руководителем. Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объ­ем предстоящей работы над ней, её соответствие своим возможно­стям и интересам.

2. Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее про­блемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?». Например: свойства серной кислоты; аллотропия углерода.

Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобра­зовать, чтобы объект изменился.

Например: взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами (или простыми веществами), строение аллотропных модификаций углерода и их свойства. При определении предмета исследования надо ответить на следующие вопросы «Как рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции выделит исследователь для изучения объекта?»

3.Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное пред­положение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например:

Серная кислота, как сильный окислитель,  реагирует с некоторыми неметаллами и  металлами, стоящими в ряду активности до и после водорода.

Если серная кислота сильный окислитель, то она должна взаимодействовать с неметаллами и металлами, стоящими в ряду активности металлов после водорода.

Свойства аллотропных модификаций зависят от структуры кристаллической  решетки            

3. Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел дос­тичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов:

- доказать

-обосновать

-разработать

-определить

- установить

- исследовать

Из поставленной цели вытекают задачи исследования. При определе­нии цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой ре­зультат предполагается получить? Каким видится этот результат до его получения?»

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социо­логический опрос, интервью и т.д.)

-   выявить

-   определить

-   установить

-   изучить

например: Цель исследования: подтвердить виртуальным исследованием специфические свойства серной кислоты как сильного окислителя

Задачи:

1.      Изучить аннотацию к ЭОР, предложенных учителем, о  свойствах серной кислоты.

2.      Выбрать ЭОР, которые способствуют исследовать взаимодействие кислоты с простыми веществам.

3.      Исследовать экспериментальным путем в виртуальном режиме взаимодействие кислоты с металлами и неметаллами.

4.      Оформить опорный конспект для одноклассников «Сравнительная характеристика взаимодействия неорганических кислот и серной кислоты с простыми веществами»

Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достиже­ния цели.

4. Отбор методов исследования.

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, модели­рование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирова­ние, мониторинг, анкетирование, интервью) экспериментальные.

4. Составление плана исследования

5. Поиск и отбор информации по теме исследования.

2  этап. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе выполняют согласно плану исследования (обраба­тывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют проектно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощни­ка. Обращайтесь к нему, не стесняйтесь!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей химических свойств азотной кислоты на основе информации учебника и  электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru».

Задачи:

1.      Расширить знания учащихся о свойствах кислот на примере азотной кислоты.

2.      Повторить  материал об окислительно - восстановительных процессах.

3.      Совершенствовать навыки составления уравнений реакций.

4.      Формировать представление об особенностях и организации иссле­довательской деятельности.

5.              Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и предмета ис­следования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов исследования.

6.      Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском проблем.

1.      Место в системе уроков. Проектно – исследовательская работа организуется на двух уроках, а так же дома в форме домашнего задания. На уроке по химии в 9 классе теме «Кислородсодержащие соединения азота» -  на этапе изучение нового материала - подготовка к исследованию, поиск , отбор информации по теме исследования, обработка информации, выполнение эксперимента в виртуальном режиме,  оформление результатов исследования; дома – домашнее задание:  разработать проект и на следующем уроке по теме «Соединения азота» - защита проекта.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 603
    • DOCX 39.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вязникова Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9253
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек