Главная / Химия / Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

hello_html_68cda212.gifhello_html_29ff8173.gifВязникова Валентина Александровна

МБОУ «Лицей №8 города Новоалтайска»


Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей химических свойств азотной кислоты на основе информации учебника и электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru».

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о свойствах кислот на примере азотной кислоты.

  2. Повторить материал об окислительно - восстановительных процессах.

  3. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций.

  4. Формировать представление об особенностях и организации исследовательской деятельности.

  5. Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и предмета исследования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов исследования.

  6. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском проблем.

  1. Место в системе уроков. Проектно – исследовательская работа организуется на двух уроках, а так же дома в форме домашнего задания. На уроке по химии в 9 классе теме «Кислородсодержащие соединения азота» - на этапе изучение нового материала - подготовка к исследованию, поиск , отбор информации по теме исследования, обработка информации, выполнение эксперимента в виртуальном режиме, оформление результатов исследования; домадомашнее задание: разработать проект и на следующем уроке по теме «Соединения азота» - защита проекта.


ЭОР

Используемые ЭОР


1

Интерактив. Взаимодействие азотной кислоты с металлами (N 125283)

ДЛЯ УЧЕНИКА  - 9 КЛАСС - ХИМИЯ - «ХИМИЯ», 9 КЛАСС, ГАБРИЕЛЯН О.С.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&ru


2

Видеофрагмент. Взаимодействие азотной кислоты с цинком и медью (N 54463)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub


3

Видеофрагмент. Взаимодействие безводной азотной кислоты с белым фосфором (N 54477)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7df1ead3-22f1-5b02-06b8-c8bec24935dc/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub


4

Видеофрагмент.Взаимодействие безводной азотной кислоты с углем (N 54476)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВИДЕООПЫТЫ - ПОДГРУППА АЗОТА

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7df1ead3-22f1-5b02-06b8-c8bec24935dc/?from=eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67&interface=pupil&class=51&subject=31&rub



Задание для учащихся: Подготовить проект (право выбора проекта: буклет, сообщение, презентацию, плакат) «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» на основе информации учебника и электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru»

План работы.


Этап

Деятельность ученика

1 этап. Теоретический. Время: 4 минуты


1.Определение проблемы и темы исследования

Запишите в тетрадь тему исследования

Время: 0,5 минуты

2. Выбор объекта и предмета исследования

Запишите в тетрадь объект и предмет исследования

Время: 1 минута

3. Формулировка цели и задач исследования.

Сформулируйте и запишите цель и задачи работы

Время: 1 минута

4. Гипотеза исследования.

Напишите ваше предположение о взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами

Время: 1 минута

5. Отбор методов исследования.

Источники информации ограничены, только учебник и ЭОР, предложенные учителем.

Время: 0,5 минуты

2 этап. Практический этап (этап выполнения)

Время: 20 минут


1.Поиск и отбор информации по теме исследования

Время: 12 минут

а) изучите аннотацию к ресурсу, запишите в тетрадь, какую информацию содержит ресурс, о каких свойствах азотной кислоты вы узнаете из данного ресурса, какие навыки вы можете приобрести; запишите в тетрадь в виде заголовка.

б) откройте ресурс, изучите теоретическую часть, зафиксируйте в тетради в виде тезиса, запишите уравнения реакции, выделите цветным стержнем особенности реакции;

в) выполните эксперимент в виртуальных условиях; наблюдайте за признаками реакции, еще раз обратите внимание, как оформляется уравнение реакции; зафиксируйте наблюдения в тетради, дополнив ими тезисы



3 этап. Оформление исследовательской работы


Время: 8 минут

1. Напишите вывод. В чем отличие химических свойств азотной кислоты от свойств, других неорганических кислот? С какой кислотой свойства азотной кислоты имеют сходство? Какие свойства азотной кислоты являются характерными только для азотной кислоты.? Подтвердилась ли ваша гипотеза, реализованы ваши задачи или нет, в чем были затруднения.

2. Оформите результаты исследования в виде схемы или кластера. Например:

Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами



взаимодействие с Ме взаимодействие с неМе. 1. взаимодействие с … 1. взаимодействие с …

уравнение реакции уравнение реакции

2. взаимодействие с … 2. взаимодействие с …

уравнение реакции уравнение реакции

3. взаимодействие с …

уравнение реакции

4. Азотная кислота пассиврует……

Резервное время 1 минута

4 этап. Подготовка проекта для защиты исследовательской работы


Домашнее задание.

Разработка проекта (презентации, буклета, иллюстрации, плаката)

5. Защита

Выступление перед одноклассниками Время: не более 3 минут

Рецензия проектов одноклассников

Расставьте баллы в таблице «Рецензия проекта»


Для учащихся. Которые затрудняются в выполнении рабы, можно предложить алгоритмы работы.


Алгоритмы исследовательской работы

Уважаемые исследователи! Вы получили задание разработать проект на основе исследования вещества. Перед каждым из Вас сейчас стоит масса вопросов: «С чего начать? Что необходимо делать?

Данные алгоритмы Вам помогут блестяще с этим справиться. Следуйте рекомендациям и Вы добьетесь успеха! Желаю удачи!

1. Определение проблемы и темы исследования

Проблема - задача, преграда, трудность. Проблема исследования -это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Например:

- Проблема питьевой воды в районе исследования.

- Проблема: свойства серной кислоты.

- Проблема: строение и свойства аллотропных модификаций углерода

Тема исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема - это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной. Например:

  • "Специфические свойства серной кислоты"

  • «Аллотропные модификации углерода "

  • "Проблема питьевой воды в поселке Б. Ключи "

  • «Фитоиндикация тяжелых металлов на примере нитрата кадмия»

  • «Влияние экологического состояния воды на рост и развитие растений»

Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Очень часто тема исследования выбирается стихийно, необдуманно. Конечно, каждый имеет право самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться с руководителем. Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы над ней, её соответствие своим возможностям и интересам.

2. Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?». Например: свойства серной кислоты; аллотропия углерода.

Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Например: взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами (или простыми веществами), строение аллотропных модификаций углерода и их свойства. При определении предмета исследования надо ответить на следующие вопросы «Как рассматривается объект? Какие отношения ему присущи? Какие аспекты и функции выделит исследователь для изучения объекта?»

3.Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например:

Серная кислота, как сильный окислитель, реагирует с некоторыми неметаллами и металлами, стоящими в ряду активности до и после водорода.

Если серная кислота сильный окислитель, то она должна взаимодействовать с неметаллами и металлами, стоящими в ряду активности металлов после водорода.

Свойства аллотропных модификаций зависят от структуры кристаллической решетки

3. Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов:

- доказать

-обосновать

-разработать

-определить

- установить

- исследовать

Из поставленной цели вытекают задачи исследования. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить? Каким видится этот результат до его получения?»

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

  • выявить

  • определить

  • установить

  • изучить

например: Цель исследования: подтвердить виртуальным исследованием специфические свойства серной кислоты как сильного окислителя

Задачи:

  1. Изучить аннотацию к ЭОР, предложенных учителем, о свойствах серной кислоты.

  2. Выбрать ЭОР, которые способствуют исследовать взаимодействие кислоты с простыми веществам.

  3. Исследовать экспериментальным путем в виртуальном режиме взаимодействие кислоты с металлами и неметаллами.

  4. Оформить опорный конспект для одноклассников «Сравнительная характеристика взаимодействия неорганических кислот и серной кислоты с простыми веществами»

Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.

4. Отбор методов исследования.

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью) экспериментальные.

4. Составление плана исследования

5. Поиск и отбор информации по теме исследования.

2 этап. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют проектно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника. Обращайтесь к нему, не стесняйтесь!

Проектно-исследовательская работа в 9 классе по теме «Взаимодействие азотной кислоты с простыми веществами» с использованием ЭОР.
  • Химия
Описание:

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей химических свойств азотной кислоты на основе информации учебника и  электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайте: http://school-collection.edu.ru».

Задачи:

1.      Расширить знания учащихся о свойствах кислот на примере азотной кислоты.

2.      Повторить  материал об окислительно - восстановительных процессах.

3.      Совершенствовать навыки составления уравнений реакций.

4.      Формировать представление об особенностях и организации иссле­довательской деятельности.

5.              Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и предмета ис­следования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов исследования.

6.      Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском проблем.

1.      Место в системе уроков. Проектно – исследовательская работа организуется на двух уроках, а так же дома в форме домашнего задания. На уроке по химии в 9 классе теме «Кислородсодержащие соединения азота» -  на этапе изучение нового материала - подготовка к исследованию, поиск , отбор информации по теме исследования, обработка информации, выполнение эксперимента в виртуальном режиме,  оформление результатов исследования; дома – домашнее задание:  разработать проект и на следующем уроке по теме «Соединения азота» - защита проекта.

 

 

Автор Вязникоа Валентина Александрона
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 39375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓