Главная / Начальные классы / Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?"

Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?"

Документы в архиве:

6.76 МБ Проект на тему Лес.ppt
5.17 МБ Слова-П-Синявского-Музыка-Ю-Чичкова-Лесной-марш(muzofon.com).mp3
492 КБ буклет о лесе.doc
80 КБ проектная работа лес.doc

Название документа Проект на тему Лес.ppt

Составили: Ученики 3 класса Руководитель проекта: Давлетова Венера Асгатовна
Лес восстанавливает как физические, так и психологические силы человека. За г...
Лес
Цель: 	Узнать можно ли восстановить леса, какие меры надо предпринять для это...
Птицы – обитатели леса
Малина
Грибы
Заячьи следы
С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гар...
Использования леса в хозяйственных целях: Источник пищи (грибы, ягоды, звери,...
Среда обитания животных Охотничьи угодья Играет большую роль в круговороте во...
лесные пожары посещение леса людьми выпас скота захламление лесов неблагоприя...
Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса. 	201...
Благоустроить места массового отдыха людей Не мусорить Сажать цветы и деревья...
Экологическая тропа Обустроенное место отдыха Запретные баннеры
Лес – в небо дыра. Леса – хранители вод. Леса – рождают реки. Где лес – там и...
Мы узнал какую помощь можем оказать в деле сохранения лесов. Составили памятк...
Мир леса Детская энциклопедия, г. Москва «Махаон», 2008год. Барбара Тейлор «Г...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Составили: Ученики 3 класса Руководитель проекта: Давлетова Венера Асгатовна
Описание слайда:

Составили: Ученики 3 класса Руководитель проекта: Давлетова Венера Асгатовна

№ слайда 2 Лес восстанавливает как физические, так и психологические силы человека. За год
Описание слайда:

Лес восстанавливает как физические, так и психологические силы человека. За год засухи в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.

№ слайда 3 Лес
Описание слайда:

Лес

№ слайда 4 Цель: 	Узнать можно ли восстановить леса, какие меры надо предпринять для этого.
Описание слайда:

Цель: Узнать можно ли восстановить леса, какие меры надо предпринять для этого. Задачи: собрать информацию о лесе и о его значении в жизни человека; узнать каким образом происходит повреждение леса; разработать меры для восстановления леса ; познакомиться с произведениями фольклора о лесе; сделать рисунки и поделки на тему «Лес – наше богатство».

№ слайда 5 Птицы – обитатели леса
Описание слайда:

Птицы – обитатели леса

№ слайда 6 Малина
Описание слайда:

Малина

№ слайда 7 Грибы
Описание слайда:

Грибы

№ слайда 8 Заячьи следы
Описание слайда:

Заячьи следы

№ слайда 9 С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармон
Описание слайда:

С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом. Урочище Чекан

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Использования леса в хозяйственных целях: Источник пищи (грибы, ягоды, звери, пт
Описание слайда:

Использования леса в хозяйственных целях: Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд) Источник энергии (дрова) Строительный материал Сырьё для производства (производство бумаги) Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

№ слайда 13 Среда обитания животных Охотничьи угодья Играет большую роль в круговороте воды
Описание слайда:

Среда обитания животных Охотничьи угодья Играет большую роль в круговороте воды в природе Здравница и место отдыха людей Защищает почву и воздух Играет роль в формировании климата

№ слайда 14 лесные пожары посещение леса людьми выпас скота захламление лесов неблагоприятны
Описание слайда:

лесные пожары посещение леса людьми выпас скота захламление лесов неблагоприятные погодные условия

№ слайда 15 Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса. 	2010	2
Описание слайда:

Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса. 2010 2011 Общая площадь, тыс. га 44,4 36,74 в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га 40,1 33,6

№ слайда 16 Благоустроить места массового отдыха людей Не мусорить Сажать цветы и деревья Со
Описание слайда:

Благоустроить места массового отдыха людей Не мусорить Сажать цветы и деревья Создать места для разжигания костров Установить мусоросборники и аншлаги–указатели Огородить имеющиеся муравейники Информировать населения Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды

№ слайда 17 Экологическая тропа Обустроенное место отдыха Запретные баннеры
Описание слайда:

Экологическая тропа Обустроенное место отдыха Запретные баннеры

№ слайда 18 Лес – в небо дыра. Леса – хранители вод. Леса – рождают реки. Где лес – там и во
Описание слайда:

Лес – в небо дыра. Леса – хранители вод. Леса – рождают реки. Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь. Лес – наше богатство. Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там где лес – всегда чистый воздух.

№ слайда 19 Мы узнал какую помощь можем оказать в деле сохранения лесов. Составили памятку о
Описание слайда:

Мы узнал какую помощь можем оказать в деле сохранения лесов. Составили памятку о правилах поведения в лесу. Подготовил вопросы для небольшой викторины о лесе и его значении.

№ слайда 20 Мир леса Детская энциклопедия, г. Москва «Махаон», 2008год. Барбара Тейлор «Где,
Описание слайда:

Мир леса Детская энциклопедия, г. Москва «Махаон», 2008год. Барбара Тейлор «Где,что,когда?» г. Москва «Махаон» 2008 год. Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990  «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010

Название документа буклет о лесе.doc

Загадки

Берёза

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.


Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.


Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой.


Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.


Дерево

Весной веселит, осенью питает,

Летом холодит, зимой согревает.


Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.


Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек.

Дуб

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок 

-Ничего, что плод мой мелок.


Ель

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?


Лес

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?


Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.


Весной одевается,

Осенью раздевается.


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!


Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

hello_html_m71cd69e5.gif



Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

(А. К. Толстой.)

hello_html_m62c58be7.jpg



Интересные факты

Один тополь задерживает 100 граммов сажи. Липа хорошо уживается с асфальтом, она может расти в асфальтовой лунке более 60 лет. Если в лесу большое количество одуванчиков, то деревья могут заболеть. Это значит, что грунт уплотнился, а это – сигнал тревоги.

Существуют травы, которые не горят, например, кошачья лапка, толокнянка, бессмертник, а сахалинская гречиха, которая ростом выше человеческого, не горит даже в том случае, если ее облить керосином.

Леса являются отличными пылевыми фильтрами. За 1 год 1 га леса отфильтровывает до 50-70 тонн пыли, поэтому они незаменимы с санитарно – гигиенической точки зрения. Санитарно – гигиеническое значение лесов связано с обогащением атмосферы ионизированным кислородом и фитонцидами. Пребывание человека в течение 5-7 часов в лесу приводит к повышению жизненного тонуса, улучшению функций сердечно – сосудистой и нервной системы.

Лhello_html_m4c7961cb.jpgес служит сырьем для получения ценных химических продуктов – спирта, канифоли, кинопленки.

1 га леса в течение часа поглощает 2 кг углекислого газа, столько его выделяют 200 человек при дыхании, а за год этот гектар леса очищает 18 миллионов кубометров воздуха.

Когда идёшь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,-

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет, как рукой.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Валентин Лукша

Правила поведения в лесу

Не оставляй мусор в лесу!

Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.

Соблюдай в лесу тишину!

Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома

Не разжигай в лесу костёр!

На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.

В лесу ходи только по организованным тропинкам!

Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.

Не трогай птичьи гнёзда!

Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.

Не рви в лесу цветы!

Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.

Не разрушай муравейники!

Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.

hello_html_3ed2e24.jpg

Что делать при лесном пожаре?

Это стоит усвоить и запомнить раз и навсегда.

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Если пожар сильный, ваша задача - как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём.

Пословицы о лесе

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

Мал подлесок, да горы сохраняет.

Невысок лес, а от ветра защита.

Зелёная крыша от жары укрывает.

Как куст ни мал, а тень даёт.

Не руби дерево, которое тень даёт.

Кто лес любит, тот его не губит.

Лес – друг здоровья человека.

Сажай лес в поле – будет хлеба боле.

Сломить деревце – секунда, а вырастить – года.

Срубил дерево – посади два.

Где много пташек, там нет букашек.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в. тени.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

Срубить дерево – пять минут, вырастить его – сто лет.

Название документа проектная работа лес.doc

МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

Экологический марафон «Земля – планета жизни»



Природоохранное направление





Пhello_html_m378ff62e.gifроектно-исследовательская работа





Автор работы:

Ученики 3 класса





Руководитель:

Давлетова Венера Асгатовна











Директор МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» А.М. Рахманов

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение специальной литературы, метод обработки результатов.

МЕСТО И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Лес

ВВЕДЕНИЕ

Эта работа содержит информацию о взаимоотношениях человека и леса.

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.

Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой.

Лес бывает полон жизни круглый год. Птицы с их звонкими концертами весной, заросли спелой, душистой малины летом, грибные полянки осенью, заячьи следы на белом снегу зимой - все это, а также много столь же прекрасного другого можно найти в лесу. Замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал, что пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон.

Но это далеко не всё, что входит в понятие природного сообщества - леса. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом.

СКОЛЬКО ЛЕСОВ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?

В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира. Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны - на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три - хвойные, лиственные, смешанные. Ясно, что смешанные леса получили свое название потому, что в них уживаются и лиственные, и хвойные древесные породы. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80 процентов кислорода. На долю всех остальных растений, в том числе зеленых водорослей озер, рек, морей и океанов, приходится лишь 20 процентов производимого на планете кислорода. Когда человек приходит летом в березовый лес, он меньше всего думает о том, сколько кислорода производит береза. Но как весело в лесу! Как легко дышится! Людскому глазу милы голубые и желтые цветы, а также темно-серые шляпки подберезовиков на светлой прогалине. В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята. Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. В любом лесу деревья, кусты и травы выполняют роль посредника между Солнцем и Землей. Зеленые листья улавливают солнечные лучи, запасают солнечную энергию и производят с ее помощью органические продукты. Главным продуктом зеленого леса является древесина.

Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теплом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.

СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?

Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный. Древесную породу верхнего яруса называют лесообразующей. В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом - дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель.

Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.

Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют ле­щина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.

Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички. Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, линнея северная, которая всегда стелется по земле, никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками. В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.



ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ

Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

Источник энергии (дрова)

Строительный материал

Сырьё для производства (производство бумаги)

Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов. 

Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания.

Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Леса испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п.

Почвозащитное значение лесов. Леса резко уменьшают поверхностный сток. Этим они препятствуют смыву и размыву почв грунтовыми, талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Лес – надежный защитник почв от выдувания; он закрепляет подвижные пески. Наибольший опыт в этом отношении накоплен в сельском хозяйстве, где лесные полосы используются для защиты почв и посевов. Летом лесные насаждения не только защищают окружающие поля от суховеев, но постепенно отдают им накопленную зимой и весной влагу через грунтовые воды и внутрипочвенный сток.

Густая сеть лесных полос может создавать углеродное значение лесов. Основные надежды по выводу избытка углерода из атмосферы и тем самым решению проблемы парникового эффекта люди связывают с лесами. Известно, что 1 га леса за год поглощает 6-7 т углекислого газа и выделяется 5-6 т кислорода.

Воздухоочистительные функции лесов. Лес, образно говоря, - это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны удалять из воздуха другие посторонние вещества. Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или несовершенству промышленной технологии а атмосфере. В последующем токсиканты попадают в почву либо с опадающими листьями, либо другими путями. Имеются данные, что 1 кг листьев может поглощать за сезон до 50-70 г сернистого газа, 40-50г хлора и 15-20мг свинца. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух. В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Фитонциды обладают и ценнейшими профилактическими свойствами. Многие из них оказались непримиримыми врагами возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов их намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м воздуха в кедровом лесу содержится до 700 микроорганизмов. Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9 – 30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль.

Климатическое и метеорологическое значение лесов. Леса оказывают существенное влияние на метеорологические факторы. Они воздействуют на атмосферные явления и тем самым создают свою специфическую среду. Ее обычно рассматривают как микроклимат, экоклимат и фитоклимат. Изменение метеорологических параметров распространяется и за пределы леса. На этом свойстве основывается использование лесов (чаще всего лесных полос) для защиты почв, посевов, дорог, населенных пунктов и т. п.

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА?

Лесные пожары. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.

Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.

С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажняется. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев. Молодая хвоя у них становится короче. Уплотнение почвы нарушает ее структуру и снижает пористость, ухудшает условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.

Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями. Наблюдения ученых показали, что гектар леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек в сутки. Пребывание 4-10 человек уже сказывается на окружающей среде. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.

При увеличении числа посетителей на лесном гектаре до 16-20 человек в сутки почва уплотняется настолько, что у деревьев сохнут вершины. При таких перегрузках из леса уходят звери, и лесные птицы перестают гнездиться.

Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.

Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько дают 20 га леса.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.

МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСА

Польза лесов для человека не рассматривается узко – только как источник материального богатства. Каждому здравомыслящему человеку двадцатого столетия понятно, что в наш век высокоразвитой промышленности лес необходим для отдыха и как источник новых душевных и физических сил. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?

Благоустроить места массового отдыха людей

  • Не мусорить

  • Сажать цветы и деревья

  • Создать места для разжигания костров

  • Установить мусоросборники и аншлаги–указатели

  • Огородить имеющиеся муравейники

  • Информирование населения

  • Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РТ

РТ относится к малолесным регионам России, лесистость составляет 17,4% (оптимальное значение доли земель для данной зоны 25%). На одного жителя республики приходится 0,3 га лесной площади, тогда как в среднем по РФ этот показатель равен 5,3 га.

На территории РТ действуют 30 лесничеств, в состав которых входит 124 участковых лесничества. Они выполняют комплекс работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. осуществляют Существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор является основной задачей в сфере лесных отношений.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА РТ

Главная ценность лесов РТ заключается в их экологических функциях, от которых зависит состояние других компонентов природного комплекса – воды, почвы, атмосферы.

Леса РТ расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне, поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. Здесь проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. Леса находятся в ведении следующих органов:

Распределение площадей и запасов насаждений по Азнакаевскому лесничеству


2010

2011

Общая площадь, тыс. га

44,4

36,74

в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га

40,1

33.6

Запас, млн. м3

6,08

6

Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.

Лесной фонд отнесен к защитным и эксплуатационным лесам. Защитные леса, выполняющие средозащитные функции составляют 538,0 тыс. га, эксплуатационные леса – 688,4 тыс. га. ООПТ выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. га, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения, два федерального значения леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама».

Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. га. Эти леса выполняют рекреационные функции. С увеличением количества автотранспорта у населения городов в последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского и др. лесхозов. По группам пород лесной фонд характеризуется следующими показателями:

- площади, занятые хвойными насаждениями, составляют 271,1 тыс. га;

- твердолиственными насаждениями – 191,3 тыс. га;

- мягколиственными – 669,9 тыс. га;

- кустарниками – 7,0 тыс. га.

4.2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ В РТ

Учитывая важность лесохозяйственного производства в РТ проводились работы по увеличению площади лесных насаждений, улучшению породного и качественного состава лесного фонда, повышения защитных функций лесов. Объемы работ по лесовосстановлению выполнены на площади 1916,0 га, в т.ч. с посадкой защитных лесных насаждений на площади 1567,0 га и методами содействия естественному возобновлению леса на 330,0 га на землях лесного фонда. Подготовка почвы под лесные культуры. выполнена на площади 1869, га (план - 1869 га). В 2010 г. при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Правительства РТ заложены защитные лесные насаждения на площади 1195,3 га на землях сельхозназначения. В 2011 году планируется этот объем посадок удвоился. В лесах, выполняющих водоохранные, рекреационные и защитные функции, исключенных из расчета главного пользования, в целях омоложения перестойных лесов в 2010 г. проведены постепенно-выборочные рубки. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки проведены в 2010 г. на площади 19,4 тыс. га. Общий запас заготовленной при этом древесины составил 511,5 тыс. м3, заготовлено ликвидной древесины 354,8 тыс. м3. Рубки ухода в молодняках проведены на площади 8,7 га.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Правила поведения в лесу:

Не оставляй мусор в лесу!

Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.

Соблюдай в лесу тишину!

Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома

Не разжигай в лесу костёр!

На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.

В лесу ходи только по организованным тропинкам!

Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.

Не трогай птичьи гнёзда!

Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.

Не рви в лесу цветы!

Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.

Не разрушай муравейники!

Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.

ЛИТЕРАТУРА

«Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990 

«Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247-255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999

«Экология России» учебное пособие Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, стр. 90-94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, 1995

«Общий обзор» В.С. Варламов, М.Ф. Грин, стр. 123-125, М.: МЫСЛЬ, 1992 

«Иллюстрированная энциклопедия лесов» Ян Еник, стр. 11-16, 415-419, Прага: АРТИЯ, 1997

«Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240-260, М.: ЮНИТИ, 1998

«География» энциклопедия К.Варли, Л.Майлз, стр.70,М.: РОСМЕН, 1995

«Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010



Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?"
  • Начальные классы
Описание:

Проектная работа учащихся 3 класса по теме "Как сохранить леса?". Эта работа знакомит  с типами лесов, с их значимостью. Учит любить и охранять леса. Знакомит ребят с правилами поведения в лесу. Лес  - один из основных видов покрова земли, представленный многочисленными жизненными формаими растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, втростепенную - травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира.

 

Автор Давлетова Венера Асгатовна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2048
Номер материала 7003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓