Главная / Русский язык и литература / Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы ( Т.К. Маршева, учитель русского языка и литературы)



Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретенных знаний, Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию ( метод проектов) как наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Его суть- стимулирование интересов учащихся к определенным проблемам. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся. Данный метод сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методами обучения. Такой метод активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, формирует и развивает мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод я с успехом применяю и на уроках русского языка и литературы. Самое главное- ученики с удовольствием выполняют работу, данную им на дом: находят необходимый материал, выполняют задания, делают выводы. При этом нередко ученикам оказывают помощи и их родители.

В основу технологии проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.

При изучении темы по русскому языку « Повторение изученного в 5-ом классе» обучающимся была поставлена проблема: сгруппировать все изученные темы в кластере, причем особенно обратить внимание на те темы, которые западают. Это было необходимо для того, чтобы определить , на какие темы в 6-ом классе нужно уделить больше внимания, чтобы обучающиеся хорошо усвоили материал.

Работа над проектом «Имя числительное» началась с проведения учащимися опроса своих одноклассников : занятия в кружках во внеурочное время, количество в классе мальчиков-девочек, качество успеваемости . Ребята собрали богатый материал о своих одноклассниках, проанализировали результаты и представили их в форме диаграммы, работая в программе MSEXCEL. При этом ученики приобрели навыки работы в данной программе, что поможет им в дальнейшем при изучении различных дисциплин.

Проводя научно-исследовательскую работу, ученики используют большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет.

Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке ее к защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией , ее публичное представление и защита положительно влияют на развитие у учащихся навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиями оформить работу позволяет текстовый редактор Misrosoft Office Publisher и презентаций Misrosoft Power Point.

Защита проектов проводится на уроке. При защите таких проектов ученики рассказывают об этапах работы над проектом, владеют необходимой терминологией. При этом оценивается четкость формулировок, результативность работы, культура речи, умение аргументировано отвечать на вопросы одноклассников.

При обобщении изученного материла по теме « Имя прилагательное» ученики 6а класса подготовили презентацию «Загадки-описание» отдельных предметов, в которых д.б. использованы имена прилагательные разных разрядов и сложные предложения с придаточными-определительными. Эту презентацию ученики показали сначала в своем классе, затем вышли на учеников начальной школы во 2-ой б класс. Ученики 2б кл. с удовольствием участвовали в разгадывании предметов по признакам прилагательных.

С удовольствием обучающиеся 6а класса при изучении новых тем составляют ребусы, кроссворды, алгоритмы, что активизирует мыслительную деятельность учащихся при изучении новых тем по русскому языку, дает возможность повысить качество образования.

На уроках литературы при изучении творчества М.Ю. Лермонтова я подготовила презентацию о последних днях поэта в Пятигорске, место его дуэли. Место гибели поэта я посетила в июле 2011г. (в день 170 лет )

При изучении сказки Г.Х. Андерсена « Русалочка» ученики работали над проектом « Мое путешествие по подводному царству». Сначала было задание: прочитать текст, затем-нарисовать картину подводного царства, составить вопросы и кроссворд к этому рисунки. В классе была защита своего рисунка. После защиты рисунка мною была показана презентация Красного моря в Израиле. В 2012г. я посетила единственную в мире обсерваторию, которая находится на берегу Эйлата в Израиле. В этой обсерватории без погружения в воду можно фотографировать коралловые рифы через стеклянные иллюминаторы. После просмотра презентации ребята приступили к написанию проекта. Путешествие по подводному царству они совершили или в качестве русалочки, или в качестве принца, или гостя царя подводного царства.

Большая работа была проделана учениками над проектом по произведению О. Генри « Последний лист». По этому произведению ученики 6 класса поставили спектакль. Весь класс был поделен на группы: 1гр.-продумала интерьер комнаты, нарисовала афиши, 2гр.- приготовила эскизы костюмов и подобрала музыку,3гр.- составила программы, 4гр.-продумала сценарий,5гр.-в качестве артистов показала спектакль на сцене школьного театра перед учениками нашей школы. При подготовке этого проекта выявились не только литературные способности учащихся , но и художественные, театральные таланты. Над данным проектом ребята работали несколько месяцев, проводя большую исследовательскую деятельность по обработке сценария, программ, костюмов. Работа над проектом сплотила класс, сделала ребят еще дружнее. Спектакль был поставлен перед учениками нашей школы, а затем этот спектакль посмотрели родители. В весенние каникулы ученики вышли с этим спектаклем на детские сады.

При изучении темы « То времена, то деяния» после работы над былинами «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ребята определили, как строится былина и сочинили былину на современном материале, выбрав событие и героя-современника. При подготовке данного проекта ребята провели большую исследовательскую работу по изучению героического подвига современников. Данная работа учит детей нравственности, патриотизму, глубокому чувству ответственности. Былины были художественно оформлены и прочитаны перед учениками

Считаю, что проектно-исследовательская деятельность и использование ИКТ помогают развитию у учащихся важнейших компетенций в жизни : способность делать выбор , брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, владеть навыками взаимодействия не только с одноклассниками, но и др. окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением.

Второй год используя проектно-исследовательскую деятельность, я вижу, как меняется отношение учеников к изучаемому предмету.

Одним из важнейших направлений я определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником, но прежде всего личностью, интересной себе и окружающим. Думаю, что ученикам более интересен учитель , который не ограничивается только рамками содержания учебника, но и использует свой практический опыт , наблюдения.

Применение современных технологий с использованием ИКТ расширяет возможности творчества не только учителя, но и учеников, стимулирует ребят к освоению новых знаний, расширяет их кругозор.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СОВРЕМЕЕННЫЕ ПЕДАГОГЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ- ПУТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ УЧЕНИКА.
















Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретенных знаний, Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени.  К таким технологиям я отношу проектную технологию ( метод проектов) как наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Его суть- стимулирование  интересов учащихся к определенным проблемам. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить  учебный процесс, исходя  из интересов учащихся. Данный метод сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методами обучения. Такой метод активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, формирует и развивает мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод я с успехом применяю и на уроках русского языка и литературы. Самое главное- ученики с удовольствием выполняют работу, данную им на дом: находят  необходимый материал, выполняют задания, делают выводы. При этом нередко ученикам оказывают помощи и их родители.

Автор Маршева Татьяна Константиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1349
Номер материала 41970
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓