Главная / Начальные классы / Проектная задача по окружающему миру 2 класс "кот и пёс. Мы такие разные, но так похожи"

Проектная задача по окружающему миру 2 класс "кот и пёс. Мы такие разные, но так похожи"

Проектная задача по окружающему миру

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Название проектной задачи

Кот и пёс. Мы разные, но и так похожи ...

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

1. Использование детьми предметных знаний в модельной ситуации.

2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач.

Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы.

Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Общеучебные умения

Работа в малой группе, организация работы (коммуникативные компетентности):

- организация работы;

- распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников;

- взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи;

- взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

- умения, работая в малой одновозрастной группе;

- умение создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, объединенный общей темой.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного педагогического наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Публичное выступление групп.

Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.

Замысел проектной задачи

Одним из ключевых понятий в курсе окружающего мира 2 класса является продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников, организовать дальнейшую работу с текстами и продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют умением работать с различными текстами, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации.

Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске нового номера художественно – публицистического журнала «Кот и пёс».

Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак и кошек, пользуясь текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала и его преобразование, но и необходимость удерживать поставленную авторскую задачу.

Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения данной проблемы. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Результат (продукт)

Иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций представлены сравнения кошек и собак (их сходство и различие).







Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.

Проектная задача

«Кот и пёс. Мы разные, но и так похожи …»

Слайд 1

Есть расхожая фраза, произносимая со вздохом сожаления "Моя собака или моя кошка все понимают, только сказать ничего не могут". Это глубочайшее заблуждение.

Само поведение животных, обитающих бок о бок с человеком, и есть их язык.

Они дарят нам самое, может быть, дорогое естественную, не наигранную любовь, чувство, с которым цивилизация все больше разлучает человека. И поэтому каждое их движение или взгляд, лай или мяуканье вызывают у нас ответное движение души.

Масса интересных фактов о жизни домашних любимцев – кошек и собак – неизвестна большинству из нас. А между тем некоторые из них занесены в книгу рекордов Гиннеса, ряд их особенностей вызывают удивление.

Очень многое из того, что окружает нас в жизни, так и остается неизведанным и непознанным.

Казалось бы, что можно не знать о своих домашних любимцах, однако интересные факты о животных, таких как собаки и кошки, обычно удивляют больше всего – ведь получается, что удивительное рядом, а мы о нем и не подозреваем.

Почти у каждого пятого человека на Земле есть домашнее животное, в основном это кошка или собака. А у некоторых в доме есть и кошка, и собака.

Многие утверждают, что эти животные не похожи, а кто-то наоборот говорит, что они одинаковые. Так хотелось бы узнать, чем же все-таки отличаются и похожи эти животные!

В этом году издательство журнала «Кот и пёс» отмечает свой юбилей – 20 лет издания первого номера. В редакцию поступил заказ на выпуск очередного юбилейного номера художественно – публицистического журнала «Кот и пёс». Темой номера были выбраны два домашних животных.

Работники издательства не удивились заданию и приступили к работе. Вот какие материалы поступили в редакционную коллегию для нового журнала (материалы текстов, иллюстраций находятся на столах учащихся).

Слайд 2

Редакционная коллегия ознакомилась с материалами, но не смогла приступить к созданию номера.

Как вы думаете, почему? (…)

Сформулируйте по предложенным материалам, каким должно быть название юбилейного номера журнала «Кот и пёс»?

Слайд 3

Оформите обложку вашего журнала.

Как должны выглядеть страницы с материалами о кошке и собаке, если название нашего журнала звучит «Кот и пёс. Мы разные, но и так похожи …»?

Как будут на них размещаться тексты?


Задание 1.

Комментарий к заданию: данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо внимательно прочитать его название «Кот и пёс. Мы разные, но и так похожи …», а также проанализировать тексты, которые представлены в редакцию.

Дети делают первый вывод: предложенные тексты описывают только кошку или собаку, а не представляют их в сравнении (сходство или различие).

На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо будет решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединенных общей темой, в которых идет поиск отличия и сходства собак и кошек.

Задание 2.

Дорогие ребята! Издательство просит вас помочь и принять участие в создании юбилейного номера художественно – публицистического журнала «Кот и пёс»

Слайд 4

1. В ваших номерах журнала могут быть разные рубрики (разделы). Какие рубрики вы подберете к своему номеру журнала исходя из предложенных текстов?


Из истории приручения

Интересные факты о нас

Человек - друг

Словарь жестов и звуков

Названия рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания.

Слайд 5

2. Вы сегодня сидите в группах по четыре человека, так вы работаете уже не первый раз. Рассмотрите схемы на ваших столах и обсудите, как можно построить работу в группе сегодня.

hello_html_m68dd5ace.gif








Комментарий к заданию: Дети должны прийти к выводу о том, что целесообразно вначале каждому члену группы свою работу, предварительно договорившись, кто какой рубрикой будет заниматься.

Дети в группе договариваются, кто за какую рубрику отвечает и наполняет её материалом.


2. Помните, что в каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. Внимательно прочитайте тексты, которые вам предложены, они помогут вам заполнить рубрики, отберите только те, которые понадобятся вам. На заполнение рубрик соответствующими материалами дается время - ___ минут. Приступаем к работе.


Комментарий к заданию: детям необходимо не просто разместить предложенные тексты по выбранным рубрикам (темам), но и выполнить это в сравнении.

Страницами журнала служат листы формата А4, на который наклеиваются все материалы. Рубрики необходимо подписать. Дальнейшее оформление – по желанию детей.


Задание 3. Слайд 6

Вы и заполнили рубрики журнала! Пришлось много потрудиться.

Вы знаете, что иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Не забудьте, что наш журнал необычный!

У вас на столах есть иллюстрации, отберите те, которые понадобятся для вашей рубрике и поместите на страницу.

Помните, что изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции.


Комментарий к заданию:

Выполняя иллюстрации к журналу, дети должны не забыть про общую авторскую задачу: показать общее и отличие кошки и собаки. Изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции.


Задание 4. Слайд 7

Ваш журнал почти закончен! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора. На свободной странице вклейте названия и впишите фамилии.


Комментарий к заданию:

Данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе, и, дополнив выбор детей наблюдениями экспертов, можно увидеть, чем дети руководствуются при выборе главного редактора (формальными критериями или оценивают вклад в общее дело).


Задание 5 Слайд 8

Вот теперь юбилейный номер вашего журнал закончен! Я хочу, чтобы каждая группа рассказала, прорекламировала свой номер. У вас на столах есть карточки, которые помогут вам составить рекламное выступление. Остальные группы и эксперты смогут оценить журнал товарищей по критериям, предложенным в таблицах.


Комментарий к заданию:

Данное задание позволяет увидеть, умение группы презентовать свой продукт, используя карточку-алгоритм. Остальные группы имеют возможность взаимооценки по предложенным критериям.


Издательство «Кот и пёс» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!

























Карточка – подсказка для защиты номера

  • Наш номер журнала называется ……………………………………………………………

  • Мы выбрали тексты в наш номер потому, что ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  • потому, что

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  • Мы думаем, что к номеру журнала подходят такие иллюстрации так, как ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  • Мы считаем, что наша работа выполнена ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



Оценочный лист для экспертизы группы



Оценка 1 группы

Оценка 2 группы

Оценка 3 группы

Оценка 4 группы

Оценка 5 группы

Оценка 6 группы

Оценка 7 группы

Решение авторской задачи (соблюдение главного условия – в номере содержится сравнение и нахождение общего у собаки и кошки)









Правильный подбор и размещение текстов









Разнообразие в подборке материалов (наполнение разных рубрик)









Иллюстрации (соответствие выбранной тематике номера)









Другое











Экспертный лист для оценки работы группы

ФИО эксперта __________________________ № группы __________


Вопросы

Ответы

Формулировка задачи в группе


Планирование работы в группе (приступили к решению задачи все вместе, распределили задания и т.д.)


Как была организована работа на завершающем этапе (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, они не обсуждались в группе и т.п.)


Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения)

Если была конфликтная ситуация, то как она разрешилась?


Был ли лидер в группе (наличие лидера с начала работы, его стихийное появление в ходе работы, лидер по решению группы и т.д.)


Общее впечатление от работы группы




7


Проектная задача по окружающему миру 2 класс "кот и пёс. Мы такие разные, но так похожи"
  • Начальные классы
Описание:

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

1. Использование детьми предметных знаний в модельной ситуации.

2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач.

Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы.

Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Общеучебные умения

Работа в малой группе, организация работы (коммуникативные компетентности):

- организация работы;

- распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников;

- взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи;

- взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

- умения, работая в малой одновозрастной группе;

- умение создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, объединенный общей темой.

Автор Чернышова Наталья Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1531
Номер материала 20136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓