Главная / Начальные классы / Проектная задача для учащихся 3 класса «Спасение Учёного Кота»

Проектная задача для учащихся 3 класса «Спасение Учёного Кота»

hello_html_m762b9249.gifhello_html_m15f26fd.gifhello_html_10a3c5b5.gifhello_html_77c45479.gifhello_html_m6396b0de.gifhello_html_7c561f56.gifhello_html_m67d01ea2.gifПроектная задача

«Спасение кота»

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Название задачи

Спасение кота

Предмет

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Класс

3

Вид задачи

Межпредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1) Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Математика:

Проведение несложных расчётов;

«Чтение» таблиц и картосхем.

Окружающий мир:

Работа с картосхемами и изолиниями;

Работа со справочным материалом;

Знание съедобных и ядовитых грибов;

Определение сторон горизонта по местным признакам.

Русский язык:

Умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения;

Знание понятия «родственные слова» и умение находить группу однокоренных слов из предложенных.

Литературное чтение:

Знание видовых разнообразий сказок;
Умение классифицировать сказки по видовому составу.

Общеучебные умения:


Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

Работа с текстом, умение находить существенную информацию.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – «разработать карту маршрута», содержащую описание основных этапов решения проектной задачи.

Способ и формат оценивания результатов работы


Оценивается:

владение предметными знаниями и умениями;

умение применить их для решения практической задачи;

умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий, листы формата А4 и А3, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага.

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета задачи взято путешествие по спасению Кота Учёного ребятами – Машей и Алёшей. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий в группе и микро группах (парах) по трём предметам: при этом указания на соотнесение каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Одним из ключевых понятий в курсе 3 класса является продолжение работы по формированию контрольно-оценочных действий школьников, организация дальнейшей работы с текстами, формирование умения применять полученные знания в нестандартной обстановке и продолжение работы по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют умением работать с различными текстами и заданиями, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации.

Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он может получится разный, хотя исходный материал дан одинаковый. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Результат (продукт)

Картосхема маршрута-путешествия.




















Слайд 1

Описание проектной задачи «Спасение Кота Учёного»

с комментариями к отдельным заданиям.

Слайд 2

Правила работы в группе во время работы над проектной задачей.

Слайд 3

Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.C:\Users\Дмитрий\Desktop\1295870060_487d16a46500.png

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!

Слайд 4hello_html_2afeb75.png

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом!

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Слайд 5

Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Много ли, мало ли времени прошло, получают его друзья, Маша и Алёша, сообщение по Интернет-почте от Кота с вершины Фантазии.

«Дорогиеребятапомогитеунесломеняураганомявывихнуллапуследуйтепокартеинайдётеменяспаситепожалуйста!»

Ничего не поняли Маша и Алёша и обратились к вам за помощью расшифровать сообщение.


Задание 1 «Сообщение».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с деформированным текстом, находить границы предложений и оформлять верно запись на письме. Учащиеся находят границы предложений и записывают текс на листе грамотно.

Расшифруйте сообщение кота учёного. Что вам необходимо сделать, что бы задание было верно выполнено?

- расшифровать сообщение

Расшифровав сообщение кота Маша и Алёша решили вместе, как можно скорее, отправиться в путешествие на помощь Коту. Но у ребят возникла проблема.

- Как вы думаете, что мешает ребятам срочно отправиться в путь на поиски и спасение Кота?

- нужна карта

К сообщению Кота Учёного прилагалось задание «Сказочная грамотка», где ребята нашли карточки с картинками к разным сказкам.


Задание 2 «Сказочная грамотка».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет знание учащихся видовых разнообразий сказок, умение давать им характеристику и подбирать к каждому виду свои сказки. Учащиеся составляют схему на альбомном листе.

Слайд 6-7

Нужно разбить все сказки на карточках на группы, дать каждой группе название, составив схему на листе А4. hello_html_26240d95.png

- сказки о животных

- бытовые сказки

- сказки волшебныеhello_html_m4c80d956.pnghello_html_m5b00084.pnghello_html_69c94f31.pnghello_html_73867dc3.pnghello_html_48d5860a.pnghello_html_5ae614bb.png

hello_html_m3fd39bbc.png


На одной из картинок ребята узнали любимое место Кота Учёного.

- А вы, догадались?

- Почему наши герои решили, что это дуб?

Слайд 8

Начать свои поиски кота ребята решили от дуба, вокруг которого ходил кот. Но дети забыли, как выглядит это дерево.

Задание 3 «Деревья».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с деформированным текстом, находить границы предложений и оформлять верно запись на письме.

Найдите его по описанию и соедините с соответствующим изображением.

Слайд 9


1700-2.jpghello_html_m17ec0714.pnghttp://www.cap.ru/home/70/003/tree_day/images/Dub%2520chereshchatiy.jpg













Это крупное дерево, достигающее в высоту 30 м. Листья у него красивые, фигурные. Во все времена года он хорош, но особенно красив и приметен он осенью, когда его резные листья окрашиваются в разные цвета.


У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Это дерево чаще всего растет в лесу. Из коры этого дерева делают различные поделки.


Это листопадное дерево, растущее не больше 50 метров в высоту. У дерева красивая обширная несомкнутая крона. Листья его перистолопастные, которые расположены на коротких черешках. Кора этого дерева темно-серого цвета, сильно растрескивающаяся. Плоды этого дерева – орехи, которые в народе называют желудями.



Слайд 10

Для того, чтобы найти кота, друзья решили разработать маршрут передвижения. Помогите Маше и Алёше разработать картосхему маршрута. Начало маршрута ребята решили отметить точкой А (лист А3), конечная точка на маршруте вершина горы Фантазия отмечена точкой Ф.


С




А








Ф




Слайд 11

Для этого вам в группах надо выполнить три задания № 4 - 6.

Комментарий к заданиям: задания 4-6 выполняются в группах самостоятельно, учащиеся самостоятельно решают, как выполняются эти задания. После идёт проверка правильности выполнения заданий (самооценка в группах исправление ошибок и самоанализ причины неверно выполненного задания)


Задание 4 Маршрут «Дуб».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся определять стороны горизонта и ориентироваться на воображаемой местности по картосхеме и природным объектам.

1. Вам нужно найти дорогу к дубу. Ваша задача проста:

Определите, в каком направлении нужно идти от места, где вы находитесь (точка А) до дуба (точка Д). Проведите стрелку от точки А до точки Д. Какой из четырех вариантов ответа правильный.

Подчеркни его в карточке.14

1) на северо-восток;
2) на юго-запад;
3) на северо-запад;
4) на юго-восток.

Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.


2. Дорога к дубу шла через лес. Ребята заблудились в лесу. Когда они вышли на опушку леса, им пришлось взглянуть на план, по которому они определили, что дуб находится на северо-востоке от отдельно стоящего дерева, у которого они остановились. Особенность этого дерева была в том, что с одной стороны ствол был покрыт лишайником. Определив нужное направление, ребята отправились дальше.

17














Закрась квадрат, соответствующий направлению движения ребят к дубу.

Условное обозначение:

Дуб Лишайник на стволе дуба17


Задание 5 Маршрут «Грибная полянка».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет знание учащихся полезных и ядовитых грибов, умение выделять ряд с однокоренными словами и находить у них корень.

Идут Маша и Алёша по лесу. Дошли до полянки, а на ней грибов видимо – невидимо! Решили ребята грибы собрать, да не знают какие. Помогите им разобраться.

  1. Перед вами картинки с грибами. Покажите стрелками, какие вы положите в корзинку.

Какие грибы не попали в корзинку? Запишите, одним словом.

Эти грибы ___________________________


hello_html_m87ee32d.jpghello_html_6059a8ff.pnghello_html_m75ad9136.jpg





hello_html_m31f0b491.pnghello_html_m7045f3ee.png



hello_html_m209aa740.png






hello_html_5b789878.pnghello_html_97f727c.pnghello_html_m23be190e.png








  1. В каком ряду все слова являются однокоренными? Отметь этот ряд и докажи (выдели корень в однокоренных словах)

А) грибы, грибной, грибник, грибочки

Б) молчаливый, молчать, молчание, мочалка

В) поляна, полянка, поле, пол


Задание 6 Маршрут «Лесное озеро».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся работать с простыми таблицами и определять расстояние по картосхеме с помощью масштаба.

1. Но вот новое препятствие - озеро. Помогите ребятам переправиться через него, выполнив следующее задание. По таблице видно, что Килиманджаро – это гора в Африке, Волга – это река в Европе. Определи, как называется озеро в Азии.

   

Африка

Европа

Азия

Америка

горы

Килиманджаро

Эльбрус

Джомолунгма

Кордильеры

озера

Виктория

Балатон

Байкал

Мичиган

реки

Нил

Волга

Амур

Амазонка


2. За озером находится город.

Помогите ребятам определить расстояние от озера до города. Для этого измерьте длину отрезка между двумя точками и посчитайте.

Внимание! МАСШТАБ 1 см = 10 км.



  • город



озеро















Помогите ребятам выбрать вид транспорта, на котором удобнее добраться до города. Подчеркните правильный вариант.

А) моторная лодка, велосипед;

Б) моторная лодка, машина;

В) моторная лодка, пешком.


Слайд 12-19

Добрались с вашей помощью наши ребята до города. А там и вершину горы Фантазии увидели.

Слайд 20

Задание 7 «Путь на вершину Фантазии».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение учащихся определять крутизну склона горы по изолиниям.

На самой вершине им руками машет Кот Учёный. Помогите ребятам выбрать для Кота самый безопасный путь спуска. Куда ему пойти: на восток, северо-восток или юго-восток (подчеркни нужное)?

Проведи стрелкой его путь на картосхеме.

170

180


С

hello_html_7ca75327.png170

160

140

Ф












160

150



Для справки. Местоположение Кот на картосхеме показано точкой Ф.

Слайд 21

Вот и встретились ребята с Котом. Все вместе решили возвращаться домой, но тут выяснилось, что дорогу обратно никто не помнит.


Задание 8 «Карта маршрута».

Комментарий к заданию: данное задание выявляет умение восстанавливать свою деятельность в ходе занятия в виде простой схемы-маршрута. Задание выполняется на листах формата А3.

Слайд 22

Помогите ребятам вспомнить дорогу домой. Для этого вам необходимо составить карту передвижения, используя все маршруты – задания и иллюстрируя свою деятельность на каждом из пройденных маршрутов.


А теперь подведём итоги!

После выполнения данного задания каждая группа представляет свою картосхему маршрута и оценивает свою работу в группе каждого участника.

Слайд 23

  1. Вам понравилось работать в группе?

  2. Что вам было более интересно выполнять?

  3. Какое задание было самым лёгким?

  4. Какое задание показалось самым сложным?

Остальные группы оценивают верность выполнения последнего задания.

Прослушивание оценок работы группы экспертами.

Оцените свою работу в группе (на листах самооценки).


































Экспертный лист для оценки работы группы __________________

Цель проведения экспертизы: выявление эффективности формирования метапредметных результатов через решение проектной задачи как одной из форм социализации личности младшего школьника.

Класс: 3

Учитель: НН Чернышова

Ф. И. О. эксперта _________________________________________ Вопросы

Ответы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?


Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы?


Как осуществлялись переходы от одного вида деятельности к другому?




Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?


Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?


Как была организована работа на завершающем этапе – при составлении маршрутной карты (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.)?


Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?


Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.












Листы самооценки работы в группе


Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

  1. Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

У меня всё получилось – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было трудно – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было не интересно – hello_html_m2f44522a.gif


Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

  1. Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

У меня всё получилось – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было трудно – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было неинтересно –hello_html_m2f44522a.gif


Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

  1. Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

У меня всё получилось – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было трудно – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было не интересно – hello_html_m2f44522a.gif


Имя _____________________

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе?

____________________________________________

  1. Тебе понравилось решать задачу?

_____________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер ___________________.

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер ______________.

Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:

У меня всё получилось – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было трудно – hello_html_m2f44522a.gif


Мне было не интересно – hello_html_m2f44522a.gif




Проектная задача для учащихся 3 класса «Спасение Учёного Кота»
  • Начальные классы
Описание:

Название задачи

Спасение Учёного Кота

Предмет

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Класс

3

Вид задачи

Межпредметная проектная задача.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1) Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Автор Чернышова Наталья Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1342
Номер материала 21285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓