Инфоурок Математика Другие методич. материалыПроектная работа "Старинные русские меры"

Проектная работа "Старинные русские меры"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый индивидуальный проект

 

 

 

 

Старинные русские меры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:    ученица 5а класса

                                                                             МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары

                                                                      Тимофеева Юлия Андреевна

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                            Константинова Елена Васильевна,

                                                                                               учитель математики  МБОУ «СОШ№24»

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары-2014

 

Содержание

Введение ............................................................................................................................3

ГлаваI. Древнерусские меры..............................................................................................4-7

1.1.Меры длины ................................................................................................................4-6

1.2 Меры веса.........................................................................................................................7

Глава 2. Государственный надзор за мерами в России……………………………….7-8

Заключение......................................................................................................................9-10

Литература………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. «Без меры и лаптя не сплетешь» - говорит русская пословица.

Даже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины, веса и объемов было необходимо. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины.

Актуальность выбранной темы:

Часто во время просмотров исторических фильмов в учебных пособиях и литературных произведениях мы часто сталкиваемся со старинными единицами измерений которых не применяем сегодня , но нам необходимо оценить эти величины, что бы получаемая информация была достоверной . Поэтому возникла во мне необходимость исследовать историю появления и развития старинных русских мер и их существования до настоящего времени.

Задачи:

  1. Познакомиться со старинными единицами измерения длины и веса;
  2. Научиться применять знания о старинных мерах на практике;
  3. Формировать навыки перевода из старинных единиц измерения в привычные для нас величины.

Цель: исследовать историю  появления и развития старинных русских мер и их  существование (применение) вплоть до настоящего времени длины и веса, изучение возможностей перевода из старинных единиц в современные , используемые в наше время, единицы измерения

 

Методы проведенных исследований: анкетирование, анализ и синтез литературных,  информационно-коммуникативных материалов,   систематизация и моделирование полученных данных

Объект изучения: метрология как вспомогательная историческая дисциплина.

Предмет исследования: меры длины, площади, объема, веса, а  также денежные

меры древней Руси.

 Основные результаты: создание сборника «Старинные русские меры» для общего пользования.

 



 

ГЛАВА I. ДРЕВНЕРУССКИЕ МЕРЫ

 

1.1. Меры длины

 Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Точ­ной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем. Путешествовавший по России в 1554 году некий англичанин сви­детельствует, что русский локоть равнялся половине ан­глийского ярда. Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XVI и XVII веков, три лок­тя были равны двум аршинам. Название аршин происходит от персидского слова «арш», что значит локоть. Мера  «аршин», возникшая при торговле с восточными народа­ми, окончательно входит в употребление. Аршин - равен, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Первое упоминание сажени встречается в старинных памятниках 1017 года и приписывается киевскому монаху Нестору («летописцу»). По «Толковому словарю живого великорус­ского языка» Владимира Даля, сажень имел и форму с я ж е н ь. Глагол  сягать означает доставать до чего-либо. Отсюда естественное объяснение слова «са­жень» или «сяжень»: досягаемое (рукой, при косой сажени) расстояние.

 По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой. Сажени: ГОРОДОВАЯ - 284,8 см, без названия - 258,4 см, ВЕЛИКАЯ - 244,0 см, ГРЕЧЕСКАЯ - 230,4 см, КАЗЕННАЯ - 217,6 см, ЦАРСКАЯ- 197,4 см, ЦЕРКОВНАЯ - 186,4 см, НАРОДНАЯ- 176,0 см, КЛАДОЧНАЯ - 159,7 см, ПРОСТАЯ - 150,8 см, МАЛАЯ - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника), а так же - ДВОРОВАЯ, МОСТОВАЯ.

МАХОВАЯ САЖЕНЬ - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук - 1,76м.

КОСАЯ САЖЕНЬ (первоначально "косовая") - 2,48м.Самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.  

В XVIII веке усилия правительства были направлены главным образом на уточнение существующих мер. Петр I указом установил равенство трехаршинной сажени семи английским футам. Прежняя русская система мер, допол­ненная  новыми мерами, получает окончательный вид:

миля = 7 верстам (» 7,47 км);

верста =500 саженям (»1,0668 километра),

сажень =   3 аршинам = 7 футам (»2,1356 метра),

аршин =   4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам (»71,12 сантиметра),

четверть = 4 вершкам  (» 17,77 сантиметра),

Последние данные каждой строки дают величину ста­рых единиц длины в метрических мерах. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.

Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь" (c 17-го века - длину равную пяди называли уже иначе – "четверть аршина", "четверть", "четь"), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди). Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Так же существовали разновидности пяди, такие как:

 МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили - "пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев =17,78cм.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца(22-23см.).
ПЯДЬ С КУВЫРКОМ ("пядень с кувырком", по Далю - 'пядь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см

ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''ПОПРИЩЕ''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века.

В рукописях XV в. есть запись: "поприще сажений 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотая верста").

ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном – «ЛОКОТЬ»  был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов — "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определенное значение).

              ЛАДОНЬ = 1/6 локтя (локоть шестиладонный)

 ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

 

1.2.Меры веса

На Руси использовались в торговле следующие меры веса (старорусские):
  берковец =  10 пудов
  пуд =  40 фунтов = 16,38 кг
  фунт (гривна) =  96 золотников = 0,41 кг
  лот =  3 золотника = 12,797 г
  золотник =  4,27 г
  доля =  0,044 г
            Гривна (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра.
            Берковец - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.
Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров.(163,8кг).

Золотник равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально, обозначало золотую монету.

Фунт (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха". Русский фунт был принят при Алексее Михайловиче. Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник = 4,266г.
До недавнего времени, маленькая пачка чаю, весом в 50 грамм называлась "осьмушка"(1/8фунта)
            Лот – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам.

Доля – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.

  Пуд -равнялся 40 фунтам, в современном исчислении - 16,38 кг. Применялся уже в 12 веке. Пуд - (от латинского pondus - вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы. Еще в XI-XII вв. употребляли различные весы с равноплечим и неравноплечим коромыслом: "пуд" - разновидность весов с переменной точкой опоры и неподвижной гирей, "скалвы" - равноплечие весы (двухчашечные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Государственный надзор за мерами в России.

 

Русский народ создал свою собственную систему мер в отдаленном прошлом, о котором не сохранилось письмен­ных памятников. Памятники X века говорят не только о существовании системы мер в Киевской Руси, но и о госу­дарственном надзоре за правильностью их. Надзор этот был возложен на духовенство. Вызвана была эта необходимость надзора потребностями, как внутреннего рынка, так и торговли с зарубежными странами Запада (Византия, Рим, позднее германские города) и Востока (Средняя Азия, Персия, Индия), откуда приезжали с това­рами купцы. На церковной площади происходили базары, в церквах стояли лари для хранения договоров по торго­вым сделкам, при церквах находились верные весы и меры, в подвалах церквей хранились товары. Взвешивания про­изводились в присутствии представителей духовенства, по­лучавших за это пошлину в пользу церкви. С  оживлением внутренней и внешней торговли надзор за мерами от духовенства перешел к специальным органам гражданской   власти, — к   Приказу   большой   казны. В 1550 году рассылаются «медные печатные ведра», при Иване Грозном предписы­вается взвешивать товары только у пудовщиков. «Но­воторговый устав» 1667 года разрешает иметь в до­мах  лишь «малые» весы (которые поднимают толь­ко до десяти пудов).

 Иноземным купцам строго предписывалось за неверные — «во­ровские» — весы   и   гири | товары купцов отписывались «на великого государя бесповоротно», а сами торговцы  с  их   семьями подвергались   ссылке.   В  конце XVII века применение «неорлёных» мер запреща­лось под страхом смертной казни. В Москве существовала Померная изба с образцами мер.

  В России в княжеских, боярских и монастырских вла­дениях с древних времен употреблялись свои дворовые  меры, во владениях великого князя-казенные. Однако в XVI и XVII веках усердно вво­дились единые госу­дарственные, или таможенные, меры. Дворовые и казенные меры были значительно меньше таможенных, иногда составляя толь­ко половину последних. Владельцы земель вы­давали довольствие слу­жилым людям своими меньшими мерами и из­влекали этим дополни­тельную прибыль.

Развитие производи­тельных сил страны и приобретение промыш­ленностью фабричного характера при Петре 1 привлекли внимание правительства к даль­нейшему упорядочению поверочного дела: бур­гомистрам поручается надзор за мерами (1700г.), контролерам адмиралтейств и верфей вменяется в обязанность каждое полугодие осма­тривать меры и весы в магазинах, «дабы упре­дить в том воровские умыслы» (1722 г.).

   Из дальнейших ос­новных мероприятий по урегулированию систе­мы мер и весов нужно отметить следующие.

Комиссия о мерах и весах 1736 года установила точ­ную величину аршина по сохранившемуся в кабинете Петра I полу­аршину в 14 английских дюймов. После ряда частичных усовершенствований системы мер и весов вышел Закон о мерах и весах 1797 года. Принимая за основу «примерный» фунт Мо­нетного двора, закон предписывал изготовить шаровидные гири весом в 1 и 2 пуда, в 1, 3, 9 и 27 фунтов и в 1, 3, 9, 27 и 81 золотник.

Рост национальной культуры, науки и техники и разви­тие народного хозяйства России требовали дальнейшего

усовершенствования системы мер. Комиссия образ­цовых мер и весов 1827 года и выполнила в основ­ном этот заказ хозяйства и науки России. В этой комиссии участвовал будущий первый «ученый хранитель Депо об­разцовых мер и весов» профессор Казанского университе­та и академик А. Я. Купфер. Разработанная Комиссией «Система Российских мер и весов» стала законом с 11 октября 1835 года и действовала до введения у нас метрической системы. Тем же законом учреждалось Депо образцовых и иностран­ных мер и весов, для которого было построено в 1841 году специальное здание в Петропавловской крепости при Монетном дворе.

  Таким образом, закон о мерах и весах 1842 года закончил продолжавшиеся свыше 100 лет мероприятия правитель­ства по упорядочению системы мер и весов. До 1865 года Депо мер и весов возглавлял академик А. Я. Купфер, с 1865 по 1892 год — профессор В. С. Глухов. Энергией и настойчивостью последнего удалось добиться отделе­ния Депо мер от Монетного двора, постройки специаль­ного, приспособленного для точных измерительных работ, здания и увеличения штата бюро до шести человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

В результате проделанной работы были выполнены следующие задачи:

1. Изучена литература по данному вопросу.

2. Научилась использовать описанные единицы измерения в решении задач.

3. Подготовлена презентация для выступления .

4.Собран сборник «Старинные Русские меры длины и буклет «Старинные меры».

 Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научилась использовать старинные российские меры длины; меры веса при решении задач; узнала, что математика средневековой России развивалась, прежде всего, как наука купцов, строителей, художников, военных инженеров, чиновников, мастеров. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречавшихся в их хозяйственной или практической деятельности.

 Старинные российские меры длины, меры веса были использованы в составлении и решении задач.

 Считаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей РОДИНЫ- России.  Я считаю, что данную работу можно продолжить, изучая другие единицы измерения, не рассмотренные в данной работе, тем более что некоторые древние единицы измерений используются и в настоящее время.

  В ходе исследования проведено анкетирование, целью которого явилось, знают ли современники старинные русские меры, как и где они используются.

Было опрошено 26  человек разных возрастов. Выявлено, что люди более зрелого возраста чаше встречались и знают, старинны русские меры, такие как верста, золотник, ведро, бочка. Чаше они их встречали в пословицах и поговорках, например, «мал золотник да дорог» или «Болезнь входит пудами, а уходит золотниками”.  Опрошенные младшего возраста название старинных русских мер встречали в учебной литературе, например в учебнике  истории, математики, литературы.  Также из повседневной жизни им известны такие меры объема, как ведро и бочка .

   В процессе поиска пришлось просмотреть очень много интересного и познавательного  материала, и было бы очень жалко, если этот материал останется невостребованный другими. Поэтому было решено весь собранный материал систематизировать и оформить в виде книги для общего пользования. В сборнике помимо богатого познавательного  материала есть иллюстрации  и таблицы, которые помогают лучшему восприятию. Этим сборником могут пользоваться как учащиеся, так и учителя математики, истории, изобразительного искусства и просто любознательные люди.

 

Список использованной литературы.

1.      Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2013, И: Мнемозина.

2.      Депман И.Я, Возникновение системы мер и способов измерения  величин. М.,1956.

3.      Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск, 1966.

4.      Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка.  М.: Просвещение, 1984 .

5.      Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках  математики. М., 1994

6.      Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М.,1956.

7.      Сайт фестиваля педагогических идей - открытый урок

8.      Приложение к газете «1 сентября - Математика»

9.      Сайт: http://www.patlah.ru

10.  Депман И.Я.; Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.  М.: Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Обложка сборника

 

Рис.2 Образец страницы с задачами из литературных произведений с использованием старинных мер длины

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проектная работа "Старинные русские меры""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данное разработке моя ученица рассказывает о том, что ее заинтересовало в данной теме прокта, то есть об актуальности данного вопроса. Рассказывает, какую для сбора материала провела работу . что вызвало у нее большой интерес. Как она при этом работала с коллективом класса. проведя анкетирование, работая с родителями и т.д.какую литературу изучила, воедино собрав материал, как правильно  написала свой проект,выдержав структуру содержания работки. с какими трудностями или наоборот, она встретилась при этом. самое трудное у Юли было из большого объема материала, компактно расставить на свои места по содержанию.А презентацию выполнить уже было легко.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок математики в 4 классе "Умножение двузначных чисел на круглые десятки" Урок -исследование.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
  • Тема: Умножение двузначного числа на круглые десятки
  • 30.09.2020
  • 1202
  • 19
«Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Контрольная работа № 2 по математике по теме "Умножение и деление на 2 и 3" 3 класс УМК "Школа России"
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Умножение и деление (продолжение)
Рейтинг: 1 из 5
  • 30.09.2020
  • 4434
  • 558
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1559
    • DOCX 235.5 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Константинова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 33595
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 429 человек из 72 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 36 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1048 человек из 82 регионов

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе