Главная / Классному руководителю / Проектная работа по теме: " Национальности Крыма. Украинцы"

Проектная работа по теме: " Национальности Крыма. Украинцы"

ПЕТРОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №2











Проектная работа

5 – А класса



«Национальности Крыма.

Украинцы»

























Петровка 2013

Украинцы в Крыму.

( История заселения Крыма украинцами )

C:\Users\Home\Desktop\phoca_thumb_l_111999363-101x75.jpg

Современные историки спорят о том, когда именно украинцы поселились в Крыму. Усложняет дискуссию то, что каких-либо славян на полуострове сегодня пытаются отождествить с украинцами, даже если нашего этноса в то время еще не существовало. Интересно, что многие племена, которые жили на территории современной Украины, римляне называли одним словом – «сарматы», даже если племена не были родственными. Греки называли «скифами» все племена Украины.

Основными факторами национальной идентичности украинцев Крыма являются:

  • территориальное происхождение из основного ареала расселения украинцев (на материковой Украине);

  • песенная и календарно-обрядовая традиции;

  • доброжелательное отношение к Украине как целостной территории;

  • ощущение сопричастности к Украине как территории, обрамлённой чёткими границами. (Фактор государственной независимости Украины от Союза ССР разобщает украинцев Крыма, так как оценивается украинцами Крыма по-разному и служить фактором национальной идентичности не может);

  • лояльное отношение к государственным символам Украины (флагу, гербу, гимну, столице, вооруженным силам и т.д.);

  • православная религиозность с традиционными украинскими элементами в исполнении обрядов (вопрос «национальной» церкви крайне мало беспокоит украинцев Крыма, разве что у некоторых вызывает резкое неприятие). Большинство верующих украинцев Крыма — прихожане УПЦ МП.

Украинский народ, обладающий общностью этнического самосознания языка и культуры, территориально входит в более или менее крупные историко - культурные подразделения, сформировавшиеся в результате исторического развития.

Этнографическое районирование, обусловленное влиянием природно - географических, социально-экономических и историко-культурных факторов, позволяет выявить типологические основы тех или иных явлений культуры и генетические связи между ними.

С такой точки зрения территория Украины делится на ряд основных зон: Среднее Поднепровье, Подолье, Слобожанщина, Полтавщина, Полесье, Волынь, Прикарпатье, Закарпатье и юг Украины (Таврия). В названных историко-этнографических зонах, в свою очередь имеются особенности, характеризующие культуру и быт тех или иных групп населения. Особенности формирования Украинского населения Южной Украины, куда в настоящее время входит и Республика Крым, заключаются:

во-первых, в сравнительно небольшом промежутке исторического времени, в течение которого шло формирование (по сравнению с Поднепровьем, Полесьем);

во-вторых, в значительной смешанности этнического состава населения региона;

в-третьих, неоднородностью самого украинского контингента, представляющего собой сплав выходцев из различных этнографических зон.

Процесс формирования украинского населения Крыма осложнялся и дополнялся также социальными и конфессиональными факторами и, несомненно, экономическими и политическими преобразованиями, охватывавшими те территориальные образования, откуда и куда шло перемещение населения.

Историю заселения Крыма украинцами, формирование крымской украинской материальной и духовной культуры, степень сохранения самобытности традиций на фоне многовековой этнокультурной истории народов Крыма, наиболее ярко можно проследить с конца XVIII века, условно наметив несколько этапов или периодов.

Первый этап можно связать с поселением запорожских казаков, имевших связи с Крымом, начиная с XVI в., но осевших на территории Керченского полуострова после заключения Кучук - Кайнарджийского мира, в 1774 году. По Указу Екатерины II запорожским казакам были дарованы земли в Крыму на льготных условиях, и казаки, привыкшие основную часть жизни проводить в военных походах, стали земледельцами.

C:\Users\Home\Desktop\2551.jpg

Определённое время они сохраняли традиции в исполнении семейных обрядов, воспитании детей, материальной культуре, хотя стержнем традиционности были суровость и универсальность, необходимые для жизни в походных условиях. Постепенно специфичность и оригинальность во многих обычаях и обрядах была утрачена, а в материальной культуре стало прослеживаться влияние многонационального соседства. Позднее появились единичные казачьи поселения, в северном Крыму, а также некоторые семьи казаков осели в городах.

В настоящее время в Крыму проживают потомки запорожских казаков, и не только те, кто помнят, что их исторические корни ведут к истокам формирования Запорожской Сечи, но и особо выделяются продолжатели родов Нечаевых, Вишневецких, Дорошенко. Многие из них являются членами Украинского Таврическо - Запорожского казачества, официально зарегистрированного в Киеве с июля 1992 г., под контролем МО Украины. Одна из функций УТЗК - национально-патриотическая, направленная на сохранение традиций, обычаев, возрождения культуры казачества, как самобытной этнической группы внутри украинского этноса.

Второй этап заселения Крыма украинцами можно проследить с конца XVIII в. до второй половины XIX в. Начальный период был связан с политикой российской империи в отношении заселения опустевших земель Таврической губернии после массового выхода крымских татар в Турцию. В конце XVIII в. новые хозяева крымских имений стали переводить на получение земли крепостных крестьян из Полтавской, Черниговской, Воронежской губерний. Они селились или отдельными слободами, или в крымско-татарских сёлах, образуя смешанные поселения. Также в селениях оседали на постоянное жительство "находящихся в бегах".

Одним из первых украинских сел стало село Партизанское Симферопольского района (бывшая усадьба «Саблы»).

В XIX веке на полуостров прибыли религиозные сектанты: украинские раскольники, молоканы, духоборцы, скопцы и другие. Например, в 30-х годах XIX века в Керчь - Еникальском градоначальстве поселились выкресты из субботников, в Евпаторийском и Симферопольском уездах - штундисты. Часть прибывших крестьян возвращалась назад, не привыкнув к условиям жизни в Крыму

Сектанты замыкались отдельными общинами, сохраняя только обычаи вероучения, но не национальные. Хуторяне неизбежно попадали в многонациональное окружение, так как XIX век означился для Крыма также прибытием европейских колонистов, греческих переселенцев из Малой Азии, а также россиян из всех известных губерний.

Этот этап характеризовался значительным межэтническим смешением населения (особенно русско-украинским), на бытовой культуре сказывалось непосредственное соседство представителей крымско-татарского этноса.

Традиционная украинская одежда, характерная для мест прибытия, с течением времени изнашивалась, либо использовалась только для исполнения ритуалов. На смену ей приходил упрощённый, во многом лишённый национальных черт, костюм, характерный для всего местного населения. В статистическом отчёте о народонаселении Таврической губернии за 1851 год, отмечалось, что русские (великороссы и малороссы) и татары ходят в одежде и обуви, мало чем отличаясь друг от друга. Лишь изредка можно встретить украинскую женщину с характерной вышивкой на рукавах и по подолу сорочки. Посуда используется одинаково глиняная, выполненная в домашних условиях, и медная, изготавливаемая татарскими мастерами. Тип жилища также редко соответствовал традиционному, характерному для мест прибытия. На начальном этапе это были чаще всего землянки, а затем строились жилища, вид и планировка внутреннего пространства которых могли зависеть от типа местности и окружающего соседства. В том же отчёте (1851г.) замечено, что государственные крестьяне, независимо от этнической принадлежности, берут пример в строительстве жилья с соседей - немцев (особенно меннонитов). В духовной культуре украинцев второго этапа переселения, а также их потомков превалировала общая восточнославянская традиция.

Самым значительным этапом украинского переселения в Крым можно считать 60-е годы XIX века. Этому способствовало окончание Крымской войны, массовый переезд крымских татар в Турцию, отмена крепостного права.

В это время на полуострове осело множество отставных солдат. Так в Крыму появлялись новые населенные пункты, например, Николаевка Симферопольского района, основание которой относится ко времени окончания Крымской войны. Отставному матросу и его сыну юнге Черноморского флота за заслуги были отведены земли в районе Николина ключа, где и было положено начало селению. Основателями села стали выходцы из Полтавской губернии.

Сейчас шесть сел являются «родовым гнездом» культуры украинцев Крыма.

По первой Всероссийской переписи населения (1897 год), в конце XIX века в Крыму проживало 54,7 тыс. украинцев, что составляло 11,8% общей численности крымчан. Преобладающим было сельское население - 72,6%. Больше всего украинцев обосновалось в Перекопском, Евпаторийском уездах и в Керчь-Еникальском градоначальстве.

Прибытие украинцев из различных губерний (позднее областей) продолжалось и на протяжении ХХ века. В 20-30-е года причиной был голод, нестабильность политической и экономической жизни и, как следствие - ухудшение жизненных условий. Поэтому в Крым в поисках лучшей жизни тянулись отдельные семьи, артели, сельские общины с ходатайствами о получении земли на полуострове. С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в Крыму увеличилась на 14,5 тыс. чел. и составляла 79,2 тыс. чел. (51,4 тыс. - сельское население, 27,8 тыс. чел - городское население), или 13,1% от общей численности населения Крыма. Однако к 1923 году численность их резко сократилась, особенно сельских жителей - до 39,2 тыс. чел. (до 22 тыс. в городах), что было связано с голодом и гражданской войной. К 1933г. украинское население опять увеличилось до 95 тыс. чел., в основном за счёт механического прироста.

Переселенцы 20-30-х годов в Крыму первоначально поддерживали национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда "на городской манер". Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и закрывались церкви и храмы - уходили традиционные религиозные и календарные праздники, заменялись новыми советскими.

Оставались только фотографии, напоминающие об этнической принадлежности; вся мебель и утварь по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами; убранство и одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Многие из украинцев стали позднее называть себя русскими (так они проходили и по переписям), забывая свои корни и традиции. Если на территории тех украинских территорий, откуда шло переселение в 20-30-е годы, ещё сохранились патриархальные устои, то в полиэтническом Крыму, где самой традиционной можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от этнической принадлежности её носителей, традиция в советский период была полностью выхолощена.

Начиная с осени 1944 года, украинцы, как и русские, прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства, по вызову правительства. За каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались "подъёмные".

Переселенческим колхозам государство продавало крупный рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины, садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно, С собой же новосёлы имели возможность привезти только самое необходимое, так как отводилось очень мало времени на сборы, да и что можно было увезти в одном чемодане? Поэтому переселенцы 1944-гои последующих годов до сих пор хранят обиду за то, что их насильно оторвали от родины, не дав сохранить и восстановить в Крыму традиции предков.

Вступая в контакт с местным населением, "крымским", по выражению переселенцев того периода (в термин "крымские" вкладывался этнический смысл, хотя, в основном это были русские, украинцы, реже белорусы, проживавшие ранее), вновь прибывшие преодолевали определённый барьер межэтнической замкнутости на разных уровнях общения - языковом, культурно- бытовом, традиционно - обрядовом.

К "советскому" этапу переселения относится ещё одна волна прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). После изменения статуса Республики Крым и перехода её в подчинение Украине (1954г.), в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и т.д.

Этим переселенцам, в отличие от 1944 г., для переезда выделяли целые вагоны, где могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда, многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. И всё же попав на новое место жительства, украинцы испытывали трудности, связанные как с природными, так и социально-экономическими факторами:

в силу изменения почвенно-климатических и ландшафтных условий, хотя и не резко отличающихся от мест прибытия, но сказывающихся на психофизиологическом состоянии;

вынужденным изменением рода занятий, применительно к местной специализации;

изменением жилищных традиций под влиянием местных архитектурно- планировочных решений;

неприятием окружающим населением элементов традиционной украинской культуры (что повлекло за собой вырабатывание новых черт в хозяйственном укладе, ношении одежды, языке и пр.).

В сёлах с компактным проживанием украинских переселенцев 50-х годов в настоящее время можно ощутить неповторимый национальный колорит, т.к. однородность языковой среды, свобода проявления этнического своеобразия дали возможность сохранить и продолжить многовековые традиции украинского народа во всём многообразии форм. По результатам экспедиций Крымского этнографического музея, во многих семьях хранится традиционная одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды (крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники с учётом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи, праздники

Украинские переселенцы прибывали в Крым также в 60-70-е гг., но это уже было добровольное переселение, и явление не носило массового характера.















Традиции и обычаи

C:\Users\Home\Desktop\obereg.jpg


С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Обязательными элементами обрядности, такими как обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, оказание почестей предкам, гадания и ворожба — сопровождались все важнейшие события, как в будни, так и в праздники. Все они были тесно связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Началу пахоты и сева, выгону скота на пастбище, окончанию жатвы непременно сопутствовали посвященные этим событиям обряды. В семейной жизни обряды сопровождали все этапы человеческой жизни: рождение, свадьбу, похороны и т. п.

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками. Так, вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидуха» — ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушенными полевыми цветами.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\554173142.jpg

На Свят - вечер готовилось четко определенное количество кушаний - 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\894b32a9c9c946f1f216e47777cc223e.jpeg

Очень похожим на колядование был обычай щедрования. Этот обряд считался в Украине едва ли не главным действом на Щедрый вечер и Новый год (в ночь с 13-го на 14 января по новому стилю).

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\46a29583a9bf495ea3894989f6180881.jpg

Кроме этого, вечер накануне Нового года считался самым подходящим для ворожбы и загадывания самых сокровенных желаний, этим обычно занималась молодежь.

На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

В начале весны (конец февраля — начало марта) отмечалась Масленица — приход весны. На протяжении недели готовили блины, вареники, пили водку, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\0b098795dc6adfb8d363a88afa9f0311.jpeg

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\a89359ad379a906ea245c97e0d549663.jpg

На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры — считалось, что они отпугивают нечистую силу. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пищу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души».

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\1291.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\a8ae9d2a5351acbbd2cde27d3168fd242efb42117080905.jpg

В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\jumping_180_p0.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\61343536_1278683123_7.jpg

После окончания жатвы праздновались обжинки. Из последних колосьев жницы делали сноп и венок, которые передавались хозяину усадьбы. Зерном с этого снопа начинали следующий сев.

Кроме обрядов, украинцы широко использовали различного рода обереги — травы и цветы, деревья и кусты, птиц и силы природы и др. Среди деревьев украинцы особо почитали вербу. Они считали, что освященная верба имеет магическую силу, поэтому, например, чтобы остановить град, выбрасывали ветки вербы на двор. Прутом с вербы весной выгоняли скот на пастбище, чтобы животные не подхватили какую-нибудь болезнь. Украинцы верили, что верба, наполненная весенними соками, передает человеку здоровье и силу.

Символом девичьей красоты, любви и верности считалась калина. Как оберег калину сажали возле дома, делали из ее ягод ожерелья, украшали ее кистями свадебный каравай, венок невесты.

Оберегами от нечистой силы считались мак и барвинок, поэтому их часто вывешивали над дверью и окнами. А васильки символизировали чистоту, стыдливость, человеческую доброту. Они служили оберегом грудным детям.

Нередко оберегами были женские украшения и различные предметы быта. Например, много народных поверий связано с сережками. Считалось, что они могли избавлять от головной боли. Потеря же сережек считалась дурной приметой, предвещавшей несчастье и беды.

Особое внимание уделялось рушникам — старинным оберегам дома и семьи. В древности вышитый соответствующими узорами-символами рушник был непременным атрибутом многих обрядов: на рушник вставали молодожены на свадьбе, с рушником приходили к роженице, чтобы запеленать в него новорожденного, встречали и провожали дорогих гостей, провожали в последний путь, украшали образá.

C:\Users\Home\Desktop\97609362_4437240_im3.jpg

Кроме обрядового значения, рушники имели и сугубо практическое применение. Названия рушникам давались соответственно их назначению. Например, для вытирания лица и рук — утиральник, для украшения образов — покутник, для брачных церемоний — свадебный, для похорон — похоронный, для того чтобы повязать сватов — плечевой и т. п. Помимо этого рушники были своеобразным талисманом, которым начинали какое-то дело или заканчивали его. При строительстве дома рушниками застилались нижние уровни здания, хлебом-солью на рушнике освящалось начало жатвы, на рушниках опускали гроб с телом покойного; обмениваясь рушниками, скрепляли сделки и т. п. В соответствии с назначением рушники различались и по технике изготовления и вышивке. В разных регионах есть свои характерные цвета и орнаменты рушников. Так, например, различают «подольские», «полесские», «киевские», «гуцульские», «галичские» и «бу-ковинские» рушники.

C:\Users\Home\Desktop\post26788_img1.jpgC:\Users\Home\Desktop\i.jpeg

Украинское народное искусство

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.

Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет.

Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.

В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях. Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: "С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно. Сугубо символическими были орнаментальные мотивы, использовавшиеся в вышивке одежды. «Дерево Жизни» — очень распространенный символ в вышивках, резьбе и народных росписях. Оно олицетворяло непостижимую творческую силу. «Виноград» был символом благосостояния, счастливого брака, «барвинок» — символом любви. А любимое всеми без исключения украинцами изображение петуха означало пробуждение природы, переход от смерти к жизни.

Но самым главным оберегом украинского народа была Берегиня — женщина-мать. Ее слово, тепло и ласка лечили и возвращали силы после болезней, защищали от злых сил и давали вдохновение. Берегиня, как верили украинцы, поддерживает домашний очаг, оберегает каждую новую жизнь.

Украинская национальная одежда

C:\Users\Home\Desktop\1430148_w640_h640_n8.jpg

Украинская национальная одежда — это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.

Самобытная украинская национальная одежда — это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий — Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины — заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси. Свидетельства этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда — длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину. От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровья этот обычай сохранялся до начала XX века.

Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты — поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье — красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшениями — бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины — высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\default.jpeg

Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, — мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи — меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\K2F02.jpg

Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде, созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.

Украинская кухня

C:\Users\Home\Desktop\kitchen.jpgC:\Users\Home\Desktop\kitchen2.jpg

Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это связано прежде всего с высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.

В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которых отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят по поводу своей кухни: "У нас просто: борщ, каша и третья кваша". Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, коржи, калачи, гречаники, фаршированная рыба, шпигованное сало, жаркое, буженина. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: украинский борщ с грибными ушками, карп с грибами, яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с домашней лапшой и грибами и другие.

Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушеная капуста, картофель с мясом и черносливом.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\fotograd06.jpg

Народ Украины славится своей гостеприимностью, ибо "веселый гость - всему дому радость". В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом - соль.

По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.

Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами, домашней колбасы, голубцов, вареников.

В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.

Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.

Любимые напитки украинцев - квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен, медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фрукт и ягод.

Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на нашей территории, а это иранцы, татаро - монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли.

Традиционное жилье и быт украинцев.

Быт украинского народа развивался и изменялся на протяжении веков, вбирая в себя опыт многочисленных поколений и традиции различных исторических эпох. На возникновение различных типов жилья в значительной мере оказывали влияние и особенности природно-географических и социально-экономических условий, существовавшие в разных регионах Украины. В своей основе украинские усадьбы имели много общих восточно - славянских признаков, но вместе с тем имели и характерные отличия, придававшие им яркую национальную выразительность.

C:\Users\Home\Desktop\7887788.jpg

На большей части территории Украины сформировался открытый тип двора, в котором земельный участок, непосредственно прилегавший к дому и хозяйственным постройкам, оставался под открытым небом. В прошлом жилье строили из дерева (колод или бруса), которое затем обмазывали глиной. Большей частью эти дома имели одно помещение. Иногда такое сооружение почти полностью заглублялось в грунт или имело земляную подсыпку стен наподобие завалинки. Это были землянки или полуземлянки. По такой технологии строилось и временное жилье пастухов и лесорубов в Карпатах — так называемые колыбы.

C:\Users\Home\Desktop\1236594762_2204.jpeg

Разновидностью земляного жилья были постройки из глины или самана — блоков, изготовленных из глиняно-соломенной смеси. Глинобитные дома строились в тех районах Украины, где не хватало леса. Чаще всего даже крыша такого дома делалась из соломы. Такой дом обмазывался раствором белой глины или извести. Именно применение извести в качестве наружного материала отличало украинские хаты от русских и белорусских домов. Широко использовали украинцы в строительстве и другие местные материалы — хворост, камыш, солому, камень. Иногда здания строились из природного камня и известняка, ракушечника, мела, туфа. Стены домов и хозяйственных построек из природного камня были очень массивными — их толщина достигала 60-70 см. Их скрепляли глиняным раствором и тоже белили снаружи.

C:\Users\Home\Desktop\1333054049_kitchen-1-1.jpg

Еще во времена Киевской Руси в украинских селах строили жилье из самых разнообразных местных строительных материалов. А запорожские казаки сооружали свои зимовья из дерева, лозы, камыша, обмазывали глиной, а потом белили. Камень же большей частью использовали в городском строительстве. Большой вклад в развитие технологии строительства на южноукраинских землях в XVIII веке внесли колонисты — выходцы из стран Западной Европы и Балканского полуострова. От них пошла и технология закладки фундамента, на котором возводились стены. До того пол в украинских сельских хатах был земляным или глиняным. С появлением фундамента зажиточные крестьяне начали стелить деревянный пол.

Непосредственно возле дома находились разнообразные хозяйственные постройки: овины, амбары, хлева, конюшни, курятники, помещения для откорма свиней, погреба.

C:\Users\Home\Desktop\repphoto_5292_7063.jpg

Во многих дворах были колодцы и летние кухни.

Украинское дореволюционное село.

Внутреннее убранство домов было достаточно простым. Оно состояло из деревянных лавок, полок, помоста для отдыха или глинобитной лежанки. Возле входа стояла печь, топившаяся обычно «по-черному», т. е. без трубы. Распространена была и так называемая грубка (печь с дымоходом). Напротив входа обычно оборудовалось место, где стояли стол или сундук, а также лавки. Здесь висели украшенные рушниками иконы. Возле двери и над нею находилась полка для посуды и предметов обихода.

C:\Users\Home\Desktop\repphoto_5289_6947.jpg

В конце XIX — начале XX века в Украине распространилось строительство из кирпича и другого фабричного материала. Зажиточные слои населения возводили из него просторные и теплые дома или обкладывали кирпичом стены деревянных домов.

В наше время интерьер многих сельских домов ничем не отличается от интерьера современной квартиры. В доме имеется, как правило, несколько комнат и все необходимые для жизни удобства, мебель и бытовая техника. Но это не значит, что сельские жители забыли традиции предков. Как и раньше, убранство многих сельских домов радует вышитыми рушниками, салфетками, домоткаными дорожками и коврами.

Родной дом всегда играл большую роль в семейной жизни украинцев. Недаром в народе говорили: «Хто рiдну оселю забуває, той в життi долi не має», «Своя хата — своя правда, своя стрiха — своя втiха». Понятно, конечно, что в этих поговорках речь идет не столько о доме как о жилье, сколько о семье. Во времена Киевской Руси и в период Средневековья (XV-XVI вв.) для территори1и Украины была характерна большая патриархальная семья, или домашняя община, известная под названием «семья», «дворище». Но наряду с ними существовали и небольшие семьи. По обыкновению семья состояла из родителей и неженатых детей. Чаще всего в ней было пять или шесть человек.

За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец. Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано в течение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца в крестьянских семьях была законом. Рабочий день начинался очень рано; летом — в четвертом-пятом часу, зимой — в пятом-шестом. Быстро позавтракав, все, кто мог работать, отправлялись в поле. Если оно находилось недалеко от усадьбы, то около полудня семья возвращалась домой на обед, если же далеко, то обед брали с собой или его приносил кто-то из членов семьи, чаще всего дети. В этом случае за одним столом вся семья собиралась только поздно вечером. После ужина готовились к следующему дню — чинили инвентарь, осматривали скот. Зимой работы было меньше. Правда, не для всех. Женщины и зимой вставали очень рано, готовили пищу, убирали в доме, занимались хозяйством, пряли, ткали, чинили одежду, шили и вышивали рубашки.

В семье существовало раз и навсегда установленное распределение дел на «мужские», «женские» и «общие». Женщина ухаживала за огородом, собирала и перерабатывала урожай овощей, готовила еду, обрабатывала лен и коноплю, пряла, ткала, шила рубашки, стирала одежду, присматривала за птицей, коровой, свиньями. Кроме того, она должна была заботиться о муже и детях, убирала в доме. В обязанность мужчины входила работа в поле, изготовление и починка сельскохозяйственного инвентаря, заготовка топлива и строительных материалов, уход за рабочим скотом. Совместно семья собирала урожай на поле (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Женщина должна была помогать мужчине во всем, однако мужчина считал зазорным для себя выполнять какую бы то ни было женскую работу и почти никогда за нее не брался.

C:\Users\Home\Desktop\Новая папка (2)\i.jpeg

Крестьянские семьи обычно были многодетными. Но присматривать за детьми матери было некогда: вся работа по дому держалась на ней. Поэтому за грудными детьми приглядывали старшие братья и сестры. Кормили младших детей тем же, что ели дети постарше, только грудным детям старались давать побольше молока. Спали грудные дети обычно в ивовых или дощатых колыбелях, на дно которых клали сено и застилали его полотняными пеленками. Старшие дети обычно спали все вместе на полатях — настиле из досок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Когда дети немного подрастали, их приучали к работе, поначалу — не очень трудной — пасти гусей, носить пищу родителям. Потом сыновья начинали помогать отцу в поле, а дочери — матери по дому. Девочки также учились готовить, прясть, ткать.

Любовь к родительскому дому была воплощением любви украинцев к своему роду, к родному краю. Тем не менее, эти понятные каждому человеку чувства не всегда воспринимались надлежащим образом. Кое-кто усматривал в этом якобы присущее украинцам стремление к обособленности, индивидуалистическому образу жизни, ведь недаром, говорили эти горе-коллективисты, существует известная украинская присказка: «Моя хата с краю». Впрочем, общественная жизнь занимала видное место в жизни украинцев. Традиционными формами ее были сельские общины — громады. Устное народное творчество наглядно демонстрирует отношение народа к общине как к коллективной силе: «Громада — великий чоловiк», «Що громада скаже, то й пан не поможе». Через своих полномочных представителей громада решала вопросы, связанные с земельной собственностью, проступками членов общины, осуществляла контроль за состоянием крестьянских хозяйств, за использованием общественных лесов и пастбищ, следила за работой корчмы, ярмарок, за состоянием дорог, мостов, общественных зданий. Без нее не обходилось ни одно более или менее значительное событие на селе.

Традиционной для громады была коллективная взаимопомощь крестьян при выполнении особенно трудоемких работ — так называемой «толоки». Селяне при необходимости всем миром участвовали в полевых роботах, сборе урожая, сооружении жилья и хозяйственных построек и т. п. Недаром в народе говорили: «Без толоки як без руки: нi хати не зробиш, нi сiна не скосиш». Такая коллективная работа по обыкновению выполнялась в духе шутливого соревнования и сопровождалась песнями и шутками. Община считала такую трудовую помощь почетным делом каждого члена.

На Полесье бытовала давняя традиция общего хозяйствования — так называемое сябринство, объединявшее родственников или соседей. Заметную роль в общественной жизни играли и артели — косарей, чумаков, молотильщиков, табунщиков и др.

Сельская громада была не только органом местного самоуправления, именно благодаря ей сохранялись и передавались из поколения в поколение народные обычаи и традиции.

Украинцы Крыма сегодня

Основным языком украинцев Крыма является русский язык. В качестве родного языка русский назвали более половины украинцев Крыма. В бытовом общении и в сфере образования подавляющие большинство украинцев Крыма использует русский язык. Суммарный процент использования в семье литературного украинского языка, украинских жаргонов, суржика (украино-русского микроязыка креольского типа) и русского языка со значительной долей украинизмов - ограничен 40% (т.е. долей украинцев с украинским языком родным). Русская речь оставшихся 60% не имеет украинских национальных особенностей и неотличима от речи русских и белорусов.

По переписи 1989 г. в Крыму проживало около 68,0 тыс. украинцев, или 25,8% от общей численности населения Крыма. За последние годы эта цифра несколько снизилась, в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма (на протяжении 3-х лет показатель имеет отрицательную величину, т.е. смертность превышает рождаемость), а также в связи с высокой миграционной подвижностью.

В связи с ростом престижности украинского языка, многие русскоязычные украинцы Крыма стремятся им овладеть как вторым. Из практических соображений дети в ранее русскоязычных семьях воспитываются на украинском языке, родители отыскивают возможности для качественного овладения украинским языком и литературой своими детьми. В связи с украинизацией ведущих вузов Киева, Харькова и других мест обучения крымских студентов, родители-украинцы стремятся отдавать детей в украиноязычные классы. Именно проблема их нехватки является самой обсуждаемой национальной проблемой украинской общины в Крыму.

Украинская община (вне зависимости от заявленного родного языка) полностью интегрирована с русской и белоруской, и выступает в контексте межнациональных отношений как единое целое с ними. Учитывая то, что названные 3 народа, вместе составляют 84,4% населения АРК и 95,6% населения Севастополя, то никаких, отличных от общекрымских, национальных проблем у украинцев Крыма нет (исключение - школьное образование - и то касается далеко не всех).

В Крыму существует малочисленная и весьма агрессивная группа украинских националистов, трактующих проблемы украинцев в Крыму совершенно иначе. К примеру, проблемой и целью для изменения называются 59,5% русскоязычных украинцев АРК. Данные взгляды находятся в маргинальном поле, и обычно даже не являются предметом для обсуждения среди украинцев Крыма.

В силу абсолютной интегрированности украинцев в крымское общество, общенациональные непрофильные организации (типа диаспор и меджлисов) не находят поддержки и внимания. Значительна деятельность песенных коллективов, военно-исторических обществ, этнографических кружков. Кроме того, немалая роль принадлежит государственным организациям и проводимым ими мероприятиям. Безусловно, следует выделить роль учителей украинской словесности и библиотечных работников. На уровне Крыма и его регионов проводится значительное число фестивалей и юбилейных концертов украинской тематики.

Среди них:

* празднования дней конституции, флага и независимости Украины, дня ВМСУ и т.д.

* Фестивали (на примере Феодосии)

* Моя країна - Україна (региональный фестиваль украинской музыки «Моя країна - Україна» проводится 22 января в детской музыкальной школе № 2. Дню Сборности Украины посвящается).

* Співограй ( Криворожский международный конкурс-фестиваль эстрадной песни и театрального искусства «Співограй» проводился в Крыму в городе Феодосия с 5 - 9 октября 2011 года под эгидой ДОО «Співограй» (Кривой Рог).







Украинское национальное блюдо

Борщ

Ингредиенты:

  • вода

  • мясо

  • картофель

  • капуста

  • свекла

  • морковь

  • лук

  • томат

  • соль

  • укроп

  • петрушка












Украинское национальное блюдо

Вареники

Ингредиенты:

  1. тесто:

  • вода

  • яйца

  • соль

  • мука



  1. начинка:

  • картофель

  • грибы

  • лук

  • соль






ПРЕЗЕНТАЦІЯ «НАЦІОНАЛЬНОСТІ КРИМУ. УКРАЇНЦІ»

Щиро вітаємо Вас!

Ласкаво просимо до нашого столу!

1-й учень: Сучасні історики дискутують про те, коли саме українці посилились у Криму. Ускладнює дискусію те, що будь-яких слов,ян на півострові сьогодні обожнюють з українцями. Заселення Криму українцями проходило в декілька етапів.

Перший пов,язаний з поселенням запорізьких козаків у 1774 році.

Другий етап відбувався з кінця 18-го до другої половини 19 століття.

Самим значним етапом українського переселення в Крим вважають 60-ті роки 19-го століття, після закінчення Кримської війни.

Радянський етап переселення пов,язаний із зміною статусу Республіки Крим у складі України.

За переписом населення 1989 року в Криму проживало біля 68 тисяч українців, або 25,8 % від загальної кількості населення Криму.

В нашій школі серед 469 учнів українцями є 143, це 28,5 %.

2-й учень: З давніх пір життя українців супроводжували різні обряди, пов,язані з роботою, сімейним побутом, календарними святами.

Обрядовий стіл, господарська і сімейна магія, шанування предків, ворожба супроводжували всі події, як у будні, так і в свята.

Щоб майбутній врожай був багатим, на самому почесному місці під іконами господар будинку ставив ритуальний сніп пшениці, вкрашений польовими квітами.

На сватанні дівчина, яка не хотіла виходити заміж за парубка, дарувала йому гарбуза.

Найбільш відомими українськими святами є Свят-вечір, Новий рік, Хрещення, Маслениця, Пасха, Івана Купала.

Особливу увагу приділяли рушникам – старовинним оберегам дому і сім,ї. На рушник вставали молоді на весіллі, з рушником приходили до породіллі, щоб за пеленати в нього новонародженого, проводжали в останню путь, вкрашали образи. Дорогих гостей в українській сім,ї завжди зустрічали з хлібом-сіллю на вишитому рушнику – в знак глибокої поваги.



3-й учень: Українці здавна славилися своєю кухнею. Її страви були відомі далеко за її кордонами. Це пов,язано перш за все з високими смаковими якостями, різномаїттям продуктів і способом кулінарної обробки. Тільки способів приготування борщу налічується більше 30, а до його складу входять близько 20 різних продуктів. Один із способів ми представляємо. Особливо смачний український борщ з пампушками і сметаною. А про українське сало й годі говорити.

Суто українською стравою є і вареники. Начинка може бути різною: сир, м,ясо, печінка, картопля, капуста, гриби, риба, вишні, яблука…Ми приготували вареники з картоплею і грибами. Скуштуйте. Смачного.

Проектная работа по теме: " Национальности Крыма. Украинцы"
  • Классному руководителю
Описание:

Современные историки спорят о том, когда именно украинцы поселились в Крыму. Усложняет дискуссию то,что каких-либо славян на полуострове сегодня пытаются отождествить с украинцами, даже если нашего этноса в то время еще не существовало. Интересно, что многие племена, которые жили на территории современной Украины, римляне называли одним словом – «сарматы», даже если племена не были родственными. Греки называли «скифами» все племена Украины.

    Основными факторами национальной идентичности украинцев Крыма являются:

·        территориальное происхождение из основного ареала расселения украинцев (на материковой Украине);

·        песенная и календарно-обрядовая традиции;

·        доброжелательное отношение к Украине как целостной территории;

·        ощущение сопричастности к Украине как территории, обрамлённой чёткими границами. (Фактор государственной независимости Украины от Союза ССР разобщает украинцев Крыма, так как оценивается украинцами Крыма по-разному ислужить фактором национальной идентичности не может);

·        лояльное отношение к государственным символам Украины (флагу, гербу, гимну, столице, вооруженным силам и т.д.);

·        православная религиозность с традиционными украинскими элементами в исполнении обрядов (вопрос «национальной» церкви крайне мало беспокоит украинцев Крыма, разве что у некоторых вызывает резкое неприятие). Большинство верующих украинцев Крыма — прихожане УПЦ МП.

   Украинский народ, обладающий общностью этнического самосознания языка и культуры, территориально входит в более или менее крупные историко- культурные подразделения, сформировавшиеся в результате исторического развития.

   Этнографическое районирование, обусловленное влиянием природно- географических, социально-экономических и историко-культурных факторов, позволяет выявить типологические основы тех или иных явлений культуры и генетические связи между ними.

Автор Гончарова Наталья Дмитриевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 872
Номер материала 20491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓