Главная / Начальные классы / Проектная работа по теме " Современные "Добрые молодцы" и "Красные девицы". Влияние сказок на психологическое развитие ребёнка".

Проектная работа по теме " Современные "Добрые молодцы" и "Красные девицы". Влияние сказок на психологическое развитие ребёнка".


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ......................................................................................3

2. ОСНОВНАЯЧАСТЬ.......................................................................5

а) Отличие русских народных сказок от сказок других народов.....6

б) Классификация сказок......................................................................7

в) Сказочные композиционные элементы........................................12

г) Герои волшебных сказок................................................................15

д) Особенности сказочного языка......................................................16

е) Исследовательская работа..............................................................17

ж) Размышления над народной мудростью сказки через русскую пословицу.............................................................................................18

з) Влияние сказок на психологическое развитие ребёнка...............24

и) Реальность сказочной жизни..........................................................24

к) Методы работы с детьми на материале сказки.............................25

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................29

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ........................31

5. ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................32











ВВЕДЕНИЕ

Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Кажется небылицы, рассказики. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться… сейчас я предлагаю посетить этот волшебный мир русских народных сказок и понять, нужны ли они нам? Важны ли они для нас? И какие же выводы мы сделаем после этого путешествия? Что ж, время очень скоро всё покажет… Каждая сказка начинается с присказки, вот и мы начнём своё путешествие в страну русских народных сказок именно с неё: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает».

Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра до обеда, поевши мягкого хлеба…

Цель моей работы: выяснить, чему учат сказки? Нужны ли нам сказки?

Задачи:

  • Учить различать добро и зло через сказку.

  • Развивать умение чувствовать и понимать другого (сопереживание, сочувствие, умение прощать, помогать), развивать любовь к труду.

  • Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

Объект исследования: поступки героев русских народных сказок, литературных сказок.

Предмет исследования: сказки.

Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.

Гипотеза: если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Научная и практическая значимость работы - полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной теме. Кроме того, собранный материал можно применять на уроках чтения, литературы, а также использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.

Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества.

Сказка позволяет ребенку осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

2. Усвоение детьми социальных норм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи, любви к труду.

3. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, через сказку.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Представление проекта «Современные «добрые молодцы» и «красные девицы». Влияние сказок на психологическое развитие ребёнка» начнем с высказываний о сказках:

«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов

«…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой» А.М.Горький

В сказках все есть, да в руках ничего нет. (пословица)

Сказка складом, песня ладом красна. (пословица)

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово "баснь", до XI века - "кощуна".

Слово «сказка» предполагает, что о нем узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Подобно сказкам других народов мира, русские народные сказки появились настолько давно, что вряд ли кто-то сможет сказать даже приблизительное время. Во всяком случае, они появились много веков тому назад, задолго до появления письменности и передавались из уст в уста многими поколениями.


Отличие русских народных сказок от сказок других народов.


1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служило для достижения более важных целей, по достижению которых оно теряло смысл. Богатые же персонажи сказок были, обычно, глупы и жадны.

2. Ещё одной отличительной особенностью является частое повторение некоторых словосочетаний: добрый молодец, добрый конь, красна девица, пир на весь мир и тому подобные.

3. Часто определяемое слово шло до определения: красавица писанная, солнышко красное, сыновья мои милые.

4. Применяются усечённые, краткие формы прилагательных и глаголов: не буйная, а буйна; не красное, а красно; не пойди, а подь; не хватать, а хвать. Именно эти приёмы придают особый стиль - напевность русским народным сказкам.

5. В русских народных сказках труд - это радость и никогда не является повинностью.

6. Как и у любых народных сказок, в них отражаются моральные ценности этого народа. В русских народных сказках показан моральный кодекс русского народа: доброта, сострадание, способность поделиться последним, самопожертвование, неприязнь жадности, эгоизма и трусости.



Классификация сказок

hello_html_b642ce1.png

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

Необычно в волшебной сказке место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.

Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.

Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.


Признаки волшебных сказок

Особая композиция

Сказочные сюжеты

Троекратное повторение

Положительные и отрицательные герои

Сверхъестественные силы, помощники, магические
предметы 

Чудесные превращения

«Сказочный» язык

Добро побеждает зло   


Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной.
Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника.
В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.
Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.
Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража.
Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий.
Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории.
Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.


Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Сказок о животных существует несколько видов.
"Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба"- Замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию.

Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка.
Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше - тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай ("тебе - вершки, мне - корешки"), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.
Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).

Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.


Композиция сказки

hello_html_22982758.png



hello_html_e01bffb.pngLine 31Line 32






Сказочные композиционные элементы

hello_html_41e8e83e.png


Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.

  • В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.

  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.

  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было

  • В некотором царстве, в некотором государстве…

  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

  • Жили-были…

  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…

  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!

  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.

  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.

  • Стали жить-поживать – добра наживать.

  • И сейчас живут – хлеб жуют

  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший
сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Баба Яга

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых).

Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.

Баба Яга связана с ночью и тьмой. Изображается всегда старой (костяная нога).

Она слепа, не видит, а чует носом

(«русским духом пахнет»).

Баба Яга, выказав свое недовольство,

накормит гостя своей пищей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых».

После этого Баба Яга признает его за

«своего» и может оказать ему помощь.

Кощей Бессмертный

Сказочный Кощей – насильник, коварный убийца, скряга, жестокий губитель. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: смерть его скрыта в яйце, а яйцо – в гнезде. А гнездо – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в безбрежном море.

В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу.

По Далю, Кощей – это «сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилагательным бессмертный, вероятно, от слова кастить, но переделано в Кощей от кости, означая измождённого, непомерно худого человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своей казною».

Д.Сперанский, исследователь литературы Древнего Египта, имя Кощея исторически связывал с легендарным князем Битну – сначала правителем области Каушну, т.е. Эфиопии, а затем – фараоном Древнего Египта.

Особенности сказочного языка

Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт

Постоянные эпитеты:

Дворец – белокаменный

Лес – тёмный, частый

Меч – острый

Лук – тугой

Стол – дубовый

Перстень – золотой

Мост – хрустальный

Терем – высокий

Горница – светлая

Земля – сырая.

Постель -пуховая

Рифма

Что написано на роду, то быть сужено тому.

Кощей сидит за столом, пишет пером.

Синонимы
Не бросай меня , товарищ,

друг, не покинь.

Сравнения
Сел Иван на волка.

Волк побежал стрелой

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные
синтаксические конструкции:

На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу

идти – живому не бывать»;

«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули-

морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перья».

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»

«Собрался народ честной да зверь лесной».

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Для утверждения о том, что действительно ли нам нужны сказки я провела несколько тестов-опросов, из которых видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки.

hello_html_2e75cf12.png

Из данной диаграммы видно, что большинство читают волшебные сказки.


С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.


Размышления над народной мудростью сказки через русскую пословицу.


О том, что, прочитав сказку, мы восприняли её "намёки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, потешках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

  Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

hello_html_m279653e4.png



hello_html_m279653e4.png


Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".

Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».

Сказка «Репка»

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

В древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: "…Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" И тогда уже смысл в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

Сказка «Колобок»

Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям

Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.


Чудеса в «Колобке»



hello_html_69295831.png

Чудеса-то мы нашли… А вот чему нас учат такие сказки? Давайте попробуем и в этом разобраться, хорошо? Говорят, зверюшки в сказках олицетворяют нас, людей, а это значит, что Колобок – это ребёнок, который ушёл от своих бабушки и дедушки! А заяц, волк, медведь, лиса – это животные, олицетворяющие лживых и расчётливых людей. Если всё это сложить вместе, то получается, что такие сказки, как «Колобок» учат нас не быть слишком доверчивыми, самоуверенными и в то же время наивными, а самое главное, такие сказки говорят нам о том, что нужно любить и дорожить своими родителями. Только тогда с нами будет всё хорошо! Именно такие сказки важны в нашей жизни. Они слишком хорошие, чтобы их не любить и слишком серьёзные, чтобы их не слушать. Таким сказкам можно отдать своё сердце… Я в этом уверена.

Сказка «Гуси – лебеди»

Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.


Влияние сказок на психическое развитие ребёнка


В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.


Реальность сказочной жизни


По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.



Методы работы с детьми на материале сказки


I. Целенаправленное наблюдение

1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.

2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, "интерьера" сказки.

3. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов (костюмы гнома, Бабы Яги, Водяного, Привидения не очень сложны. А уж "волшебные атрибуты": связка ключей, метла, колдовская книга — вообще изготовить легко). После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.

4. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия.

II. Сравнение

1. Игра в сравнения ("Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?").

2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.

3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить сказки О. Пройслера и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

1. Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок О. Пройслера — юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно так сказать, "реалистический". Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольких юмористических отрывков.

2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.

3. Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.

4. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

IV. Эксперимент с художественным образом

1. Рассказывание от имени одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.

2. Герои среди нас ("Хёрбе пришел к нам в гости", "Питер Пэн у нас дома" и т. п.). Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.

3. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, "вживание" в образ.

V. Оценка и суждение

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументированно доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.

2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора — принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ("О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?").

4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации ("На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?").

3. Беседа о жанре ("Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?").

6. Беседа об авторе.

7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод ("Какие еще смешные книжки ты помнишь?").







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

В проекте я рассмотрела, что такое сказка, из чего она состоит, чему учит, понаблюдала за положительными и отрицательными героями, их мотивацию и пришла к выводу, что сказки учат детей различать добро и зло через сказку, развивают умение чувствовать и понимать другого (сопереживание, сочувствие, умение прощать, помогать), развивать любовь к труду, формируют у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире, развивают у детей творческие способности, совершенствуют лексико-грамматические средства языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи.

      Моя гипотеза оказалась верной.

Дальнейшие действия по улучшению ситуации:


1.Провести беседы в классах о различных видах сказок, положительных и отрицательных героях, а также смысле сказок;

2.Провести конкурсы, игры на тему сказок.

3. Вносить свои предложения по проведению внеклассных часов в начальной школе на тему сказок..

Раз в семестр проводить анкету среди детей «Какие сказки Вы любите?» Выбирать оттуда основное и обсуждать. Или завести на школьном сайте страницу «моя любимая сказка», чтобы дети оставляли свое мнение.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ


Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей» развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.:Сфера 2008.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput18.htm

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПАМЯТКА


hello_html_m2e0ce.jpg


Как придумать сказку?

1. Название.

2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.

а) «В стародавние времена, в далёком-предалеком королевстве жили-были

король и королева».

б) «Давным-давно жила-была женщина. Была у неё дочка».

в) «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две сестры-

принцессы».

г) «Жил-был на свете бедный пастух».

д) «У одного старика был сын, пошёл он как-то на охоту».

3hello_html_m1b9e5990.jpg. Герои (положительный / отрицательный).

4. Исполнитель желаний. Выбери или приду-

май своего.

а) Краб; б) птичка; в) лесной зверь; г) цветок;

д) волшебник.

5. Желания.

6. Образные выражения:

«долго ли, коротко ли»

Жить припеваючи

«путём-дорогою»

Теперь твоя душенька довольна?

«ступай»

Белёны объелся

«кликать»

Остаться у разбитого корыта

«не печалься»

Быть на посылках

«молвить»

Простофиля


Красоты невиданной и неслыханной, что

ни в сказке сказать, ни пером описать

Поперёк слово молвить



7. Финал.

8. Пословицы (в конце).


Как играть в Умную сказку «Колобок»?


Игра предназначена для детей старше трех лет. Для малышей более раннего возраста материалы игры можно использовать в качестве дидактических пособия – рассказывать сказку по картинкам, акцентировать внимания на новых понятиях, смотреть презентации-сказки.


С чего начать

Презентация «Колобок» - ребенок должен запомнить сказку из презентации – каждому нужно индивидуальное количество просмотров. Кому-то достаточно 2-3 раз, кому-то нужно больше



Игра 1.

  1. Распечатать иллюстрации сказки. Пусть ребенок их внимательно рассмотрит, вместе обсудите, что нарисовано на картинке, рассмотрите ее детали.

  2. Вместе расскажите сказку по картинкам без презентации (Если считаете, что ребенок может сделать это сразу без вашей помощи, то попросите его рассказать вам сказку).

Примечание: Все картинки ребенок должен видеть сразу, т.е. для игры нужно пространство – удобно играть на полу. Раньше я печатала иллюстрации формата А4 – это было не очень удобно, так как сыну приходилось бегать по комнате, рассказывая сказки, поэтому сейчас мы стали делать их на половину меньше, так стало удобнее и картинки перед ребенком раскладывать, и сюжет собирать.


Малыш может путать последовательность картинок, в таких случаях лучше задавать ему наводящие вопросы. (Ты уверен, что колобок встретил сначала лису, а потом волка? Вспомни, кто же его съел? Лиса? А если лиса его съела, разве он мог встретить потом волка?).


Если ребенку сложно раскладывать сказку самостоятельно, обязательно помогайте ему, в игре тренируется не только память, но и развивается правильное построение речи, когда ребенок сам рассказывает сказку (он учится выражать свои мысли).


Еще из практики могу сказать (но это уже ближе к 4 годам) – ребенок, хорошо зная сказку, раскладывает картинки на первый взгляд не правильно, попросив объяснить, выяснила, что сын вообще уже свою сказку сочинил, поэтому на всякий случай уточняйте, возможно, у ребенка творческий процесс, тогда не мешайте, а радуйтесь, что у вас такой сочинитель растет.



Игра 2.


Распечатайте карточки с героями и цифры.


Вариант 1.

Учим счет и цифры до 5.

Выкладываем героев и считаем. Рядом раскладываем цифры.


Вариант 2.

Игра на внимание и сообразительность (для деток старше 4 лет).

Попросите ребенка выложить тех героев, от которых он убежал (подсказка для родителей – от лисы не убежал). Если ребенок сообразил – хвалите его, и расскажите папе, он у вас большой молодец!


Вариант 3

Порядковые числительные: первый - пятый.

Вместе с ребенком (если считаете, что он готов, то самостоятельно) нужно разложить карточки героев отвечай на вопрос: Кто хотел первый съесть колобка? Вторым и т.д. Рядом с героями выкладывайте цифры.


Игра 3.


Магнитный кукольный театр


У нас недавно появилась маркерная доска, но подойдет любая металлическая поверхность (холодильник). Героев нужно вырезать заламинировать (можно скотчем). Купить в полиграфии магнитные листы (с одной стороны магнит, а другая с защитной пленкой, которая снимается и тогда магнит приклеивается куда нужно, очень легко режется ножницами).

Вам нужно на заламинированных героев приклеить кусочек магнита и ваш магнитный театр готов.

Вариантов игр множество – пересказ сказок (т.е. развитее речи), сочинение собственных сюжетов (развитие фантазии и воображение), если маркерная доска, то можно рисовать картинки маркером и вставлять в сюжет героев.


Это все варианты наших игр, но возможно вы что-то придумаете сами. Удачи вам!


1.Что уронила Рукодельница в студенец (колодец)?

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку?

3. Терпение и ………., всё перетрут.

4. Он обогнул весь белый свет, а счастье нашел на родной стороне. Его любимый инструмент – гусли.

5. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал.

6. За кого работала щука всю сказку?

7. Сказочный герой: чудо - …….. .

8. Помощница деда при сборе урожая.

9. Количество работников при постройке сказочных домов.

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.














В

Е

Р

Е

Т

Е

Н

О







Р

Ы

Б

А

К




Т

Р

У

Д






 

С

А

Д

К

О





К

О

Л

О

Б

О

К




Е

М

Е

Л

Я

 








Ю

Д

О






Б

А

Б

К

А






Т

Р

И







Т

Е

Р

Е

М

О

К




















Проектная работа по теме " Современные "Добрые молодцы" и "Красные девицы". Влияние сказок на психологическое развитие ребёнка".
  • Начальные классы
Описание:

В сказках заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И порой  бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь  спешат сказки. 

      Цель  работы: выяснить, чему  учат сказки?  Нужны ли нам сказки?

    Задачи:

  • учить различать добро и зло через сказку;
  • развивать умение чувсвовать и понимать другог (сопереживание, сочувствие, умение прощать, помогать), развивать любовь к труду;
  • сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
  • собранный материал можно применять на уроках чтения, литературы, а также использовать при проведении классных часов, внеклассных  мероприятий.

    Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. 

Автор Пачева Наталья Николаевна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1190
Номер материала 57513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓