Главная / Музыка / проектная работа Музыкальная культура обских угров

проектная работа Музыкальная культура обских угров

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Кышик»













Проектная работа

«Музыкальная культура обских угров»





Руководитель:

учитель музыки и МХК

МКОУ ХМ СОШ с.Кышик

Прилуцкая Надежда Витальевна



2014г.







ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение.

Стр.3

  1. Музыкальная культура обских угров.

Стр.3

  1. Песня

Стр.3

  1. Танец

Стр.4

  1. Музыкальные инструменты

Стр.5

  1. Театр

Стр.7

  1. Заключение.

Стр.8

IV. Список использованной литературы и информационные источники.

Стр.8

V. Приложение.

Стр 9.

























I.Введение

На территории Югорской земли уже более пяти тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят легенды, сказки, родовые песни-сказания. Изучение культуры своего края важно для нашего развития, и актуально в настоящее время для нас, как подрастающего поколения.

Целью моей работы является изучение музыкальной культуры обских угров, как признака национальной принадлежности и самобытности.

Задачи: формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, ориентир на этнокультурные духовные ценности, воспитание способности к межэтническому и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства.

Объект исследования: культура обско-угорских народов.

Предмет исследования: музыкальная культура обских угров (песни, танцы, инструменты, театр

В нашей школе большая роль отведена традиционной этнической культуре, на основе которой у школьников формируется национальное самосознание, связанное с общечеловеческими ценностями. Учителями нашей школы, работниками ДК, и библиотеки проводятся уроки и внеклассные мероприятия о культуре нашего народа, что очень значимо и ценно для нас. Школьники участвуют в праздниках, посиделках, встречах, олимпиадах, конкурсах, создают проекты.

II. Музыкальная культура обских угров.

В своей работе я исследовала музыкальную культуру обских угров (песни, танцы, инструменты, театр).

  1. Песня занимала очень важное место в духовной жизни обских угров уже в древнее время, когда сама песенная форма считалась магической силой. Песни имеют свою жанровую специфику: передвижение на нартах, на лодке, пешком; длительное ожидание, монотонная работа, убаюкивание, песня настроения, история жизни самого автора, песни судьбы, песни-сказания (героические), история сватовства, похвальные песни, песни-жалобы, песни-сказки, обращённые к ребёнку или животному.

Это песни-сказки, колыбельные, семейно-бытовые, песни-судьбы, лирические, о сватовстве, обрядовые, Медвежьи обрядовые (о перевозке медведя, утренние, о небесном происхождении, о смерти медведя от руки охотника, о героях, о главной функции медведя как хранителя клятвы на земле, прощальные наставительные), песни-представления, героические и эпические сказания, причитания, плачи, «мухоморные», ритуальные, песни-мифы, современные.

На уроках и в кружковой деятельности мы исполняем как национальные, так и современные песни о своем крае. Очень популярны песни на сл.А Тарханова, Ю.Шесталова, Р.Ругина, М.Шульгина, положенные на музыку Ханты-Мансийского композитора Вл.Пшеничникова – Строганина, Белый олень, Лисий след, Милый мой север, Янка, Моя Югра, Рябиновый пир.

  1. С древнейших времен танец являлся неотъемлемой частью обрядов и празднеств народов Севера, и как другие виды искусства, помогал северянам выжить в суровых условиях многовековой истории. Танец – это орнамент, расшифровав который можно понять многое в художественной жизни народов Севера. Он является образным отражением действительности и одним из первых способов художественного творчества, вплетенного в жизненную практику.

Танец это древнейшая форма социальных отношений помогал реализовать трудовые отношения членов коллектива, передать подрастающему поколению накопленные знания, опыт, трудовые навыки, совершенствовать и тренировать тело, с помощью танца лечили и отдыхали.

В танцах обских угров сохраняются отголоски давно забытых обрядов, обычаев, элементы социальных отношений далекого прошлого, ценные сведения о жизни, быте, мировоззрении народа.

Самобытность танцев обских угров основана на сюжетах и сценах из повседневной жизни, обрядовых действиях, камланиях шаманов, сопровождении горловым пением, искусно соединённым с вокалом .

Интересны и названия (Куренька, Звероводы, Чайки, Журавль, Охотники и т.д.) В нашем поселке Кышик на протяжении 20 лет существовал фольклорный ансамбль «Мощ хот» (Сказочный дом), которым руководила Лидия Алясова. Сейчас она живет и работает в г.Ханты-Мансийске. Много поколений прошло через деятельность этого ансамбля. В его репертуаре были песни, танцы, инсценировки. Участники занимали призовые места во многих конкурсах и фестивалях.

  1. Музыкальные инструменты являются формой музыкального интонирования и классифицируются по применению, назначению, использованию, а также по материалу и способам игры на них.

Бубен (хант. – куйп, койм, пэнзяр, манс. – койэп) – ударный мембранный инструмент. В бубен бьют колотушкой, создавая особенный ритмический рисунок. Используется бубен в танцах, как ритмическое сопровождение и как основной атрибут шаманов для призыва духов.

Нарс-юх, санквылтап, тур-сай-торум (голос поющего Бога) – струнный щипковый инструмент в форме лодки. Под аккомпанемент нарс-юха и санквылтапа пели старинные эпические песни – «тарнын-ары» (ханты), «тарнын эрыг» (манси), а также, исполняли медвежьи песни (у хантов «вой-ар», «пупи арых», у манси «уй эрыг», «уй анчух эрых», что означает «зверя-старика песня»). На медвежьем празднике мелодии нарс-юха сопровождали шуточные танцы и представления. Им также пользовались шаманы и певцы-музыканты-лекари, исполняя героические песни. Исполнитель героических песен – песня-человек (арэхта-ку) излечивал песней или игрой на нарс-юхе и панан-юхе. Он выполнял различные обрядовые функции. Само искусство игры передавалось, будто бы от духов, и овладение им было связано с тяжкими испытаниями. Нарс-юх – мужской инструмент. До настоящего времени нарс-юх использовался в обрядах «медвежьих игрищ». В последние десятилетия он звучит и в художественной самодеятельности.

Тороп-юх, панан-юх, тор сапл-юх (внешне напоминает птицу, а русские называют его «лебедь», «журавль», «гусь) – дугообразная или угловая арфа, струнный щипковый инструмент. Это неотъемлемый элемент ритуалов, обрядов, традиционных праздников обских угров, он сопровождает исполнение песен, танцев, эпических и сакральных произведений.

Нин-юх, хум-юх, кугель-юх (поющее дерево) – струнный смычковый инструмент. У нин-юх и хум-юх корпус овальный, а у кугель-юх – с выемкой. Две-три струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Нин-юх – камерный мужской инструмент, играли на нём в небольшом обществе по вечерам.

Тумран, варган, кугель-юх, конколь-лонколь – губной или язычково-щипковый музыкальный инструмент или губная бандура. Северные ханты называют инструмент тумран, восточные – конколь-лонколь, манси – тамер, тумран. Происхождение названия связывают со словом «домбра», другие с глаголом «тамранта» - царапаться, скрестись. Тумран представляет собой костяную (металлическую, деревянную) пластинку (длиной 10-15 см, шириной 1,5-3 см), согнутой в форме лиры, с прорезанным внутри или вставленным стальным язычком. Один конец инструмента более широкий, на нём два отверстия для верёвочной или сухожильной петли. Исполнитель вставляет тумран узким концом в рот между зубами, держа его левой рукой, а правой дёргая за петлю и таким образом извлекает негромкие, мелодичные звуки. Слегка вдыхая или выдыхая воздух, можно добиться различных тонов. Изготавливали тумран из лопатки оленя или коровы и занимались этим мужчины. Хранили тумран в чехле из деревянных пластинок, повторяющих форму инструмента. Тумран – камерный инструмент. Хантыйский вариант тумрана относят к группе рамных варганов (со шнурком или стержнем), распространённых в Индонезии и Юго-Восточной Азии.

  1. Музыкальный театр обских угров представляет комплекс архаичных представлений о медведе. В первой части звучат песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп (специальные «медвежьи песни») под аккомпанемент санквылтапа. В священной части – «призывные песни», «птичьи танцы» (вызывались как общие божества, так и предки) танцы с саблями или мечами. Последняя ночь праздника – священные представления (изображались главные духи). Кульминация Медвежьего праздника – представление с куклами, теневой театр для детей (куклы из тряпок, укреплённые на ногах артиста, лежащего на спине, или деревянные фигурки, управляемые руками музыканта, играющего на санквылтапе. Многие сценки заканчиваются мужскими или женскими коллективными танцами («Тулыглап»)

Развивается музыкальный театр обских угров по законам драматургии: сюжетность, конфликтность действия, сценические эпизоды (каждая сценка, танец, инструментальная пьеса имеет законченный смысл). Театр имеет связь с греческо-римкой сценой – (танцы и пантомимы, изображения животных являются более древними, чем сама драма (действие), драмы с религиозными церемониями, присутствие сцены (серого жилища), актёров, зрителей, сценической атрибутики. Исполнители поют и рассказывают фальцетом (ложным голосом). В качестве музыкального сопровождения используется санквылтап или бубен. Актеры – мужчины, для исполнения женских ролей они одеваются в верхнюю женскую одежду и покрывают голову платком. Роли животных (лошади, коровы, собаки, зайцы) исполняют переодетые подростки, одетые в гуси, парки или малицы, берестяные маски с длинными носами с бородой из подшейного волоса оленя или конского волоса. Непременный атрибут – плоская резная палка (шириной около 10 см и длиной 80-90 см) по ходу действия используется как весло, лук, топор, ружьё

Музыкальный театр носит сатирический характер песни-представления высмеивают недостатки людей для воспитания слушателей; зрители вовлекаются в действие (объектом интермедии мог стать каждый); нарушение общепринятых норм поведения выставляются на посмешище; виновные, узнав себя, не должны обижаться, иначе медведь может «наказать» их за то, что не принимают критику и не исправляются.

Традиционные приёмы для выражения различных действий это неудачи, которые происходят с глупцами, шутливые сценки из охотничьей и рыбацкой жизни (встречи охотников с духами леса, воды и т.п.; сцены охоты, рыбной ловли; сцены жизни зверей, птиц), назидание (хвастуны, трусы, воры, лентяи, неряхи) – «Вор и рыбак».

Результатом моей исследовательской работы является создание Теста-тренажера «Музыкальная культура обских угров». Необходимо выполнить следующие действия: открыть презентацию, зайти в Параметры, Включить содержимое, кликнуть на показ слайдов. Выбрать правильные ответы на каждом слайде и нажать кнопку «ответ готов» или «исправить», если неуверен в ответе и снова нажать кнопку «ответ готов». На последнем слайде показаны результаты – количество верных ответов, количество ошибок и отметка. Есть возможность исправить результаты (пройти слайды с неверными ответами) или еще раз пройти тест. На слайдах есть небольшие подсказки – количество правильных ответов или аудиофрагменты.

III. Заключение.

Работа над проектом помогла мне лучше узнать музыкальную культуру обских угров, народа проживающего в нашем крае.

IV. Список использованной литературы и информационные источники

  1. Приложение

Тест-тренажер «Музыкальная культура обских угров».

сканирование0004hello_html_1bbbfe04.jpg

сканирование0005

сканирование00651сканирование0013hello_html_m5edaa567.pngC:\Documents and Settings\user\Мои документы\Прилуцкая для УРОКОВ\Уроки\7 класс\театр обских угров иллюстрации,текст\общее 105.jpghello_html_m179d6841.gifhello_html_6998fe00.gifhello_html_7a5109b4.gifhello_html_7ddd93b5.gifhello_html_41e1fe1a.png

9


проектная работа Музыкальная культура обских угров
  • Музыка
Описание:

На территории Югорской земли уже более пяти тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят легенды, сказки, родовые песни-сказания. Изучение культуры своего края важно для нашего  развития, и актуально в настоящее время для нас, как подрастающего поколения.

Целью моей работы является изучение музыкальной культуры обских угров, как признака национальной принадлежности и самобытности.

Задачи: формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, ориентир на  этнокультурные духовные ценности,  воспитание способности к межэтническому и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства.

Объект исследования: культура обско-угорских народов.

Предмет исследования: музыкальная культура обских угров (песни, танцы, инструменты, театр.

В нашей школе большая роль отведена традиционной этнической культуре, на основе которой у школьников формируется национальное самосознание, связанное с общечеловеческими ценностями. Учителями нашей школы, работниками ДК, и библиотеки проводятся уроки и внеклассные мероприятия о культуре нашего народа, что очень значимо и ценно для нас. Школьники  участвуют в праздниках, посиделках, встречах, олимпиадах, конкурсах,  создают проекты.

Автор Прилуцкая Надежда Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 718
Номер материала 30404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы