Главная / Иностранные языки / Проектная методика в обучении английскому языку

Проектная методика в обучении английскому языку

Название документа метод проектов.docx

Содержание 

  1. Введение. .....................................................................................................03

  2. Проектная работа на уроках английского языка. ..................................04

  3. Вывод. ..........................................................................................................11

























1. Введение

В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи всё большее внимание привлекает метод проектов.

Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком

 




2. Проектная работа на уроках английского языка

 Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки. Главные цели введения в школьную практику метода проектов: показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас  детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий,  где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Поощряется совместная работа учащихся (в группах, командах). Работа в коллективе и присутствующий при этом «дух соревнования» значительно повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками;

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Любимый писатель», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Моя малая Родина» и другие. У детей  должно создастся  впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы,  особенно, когда мы делаем  какие-либо практические проекты  из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.

  Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивал усвоение учащимися определенного учебного материала.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;

  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

  • развивает у учащихся исследовательские умения.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлятьтематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

  • собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

  • развивает творческие способности и самостоятельность;

  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

  • он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

  • при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;

  • он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;

  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.













4. Вывод

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость.

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д.,  ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.


Название документа проекты.ppt

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Основные понятия: Проект - это возможность учащимся выразить свои собственны...
Проект — это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в ...
Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладени...
Основные принципы проектной работы 1. Вариативность. 2. Решение проблем. 3. К...
Признаки технологии проектно-ориентированного обучения соотнесенность с объек...
Реализация вышеназванных признаков осуществляется в рамках технологической м...
Технология 1. Совокупность знаний о способах осуществления каких-либо произво...
Компоненты Первый компонент - любой проект начинается с намерения, конкретной...
Четвертый - устанавливаются качественно новые отношения между учителем и учен...
Основные виды проектов Т. Блур и М. Дж. Сент-Джон (Англия) различают: Группов...
Другие типы проектов Исследовательские Творческие Ролево-игровые Информационн...
Проекты с открытой, явной координацией Проекты со скрытой координацией Междун...
Этапы проектной работы Т.В. Душеина I этап - планирование в классе. II этап -...
Этапы проектной работы Е.С. Полат I этап - представление ситуаций; II этап - ...
Черновой вариант работы его проверка конечный вариант работы Как работать над...
Возможные проблемы при проведении проектной работы: Организация. Мониторинг. ...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Описание слайда:

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

№ слайда 2 Основные понятия: Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные и
Описание слайда:

Основные понятия: Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.

№ слайда 3 Проект — это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в кот
Описание слайда:

Проект — это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, спасение попавших в беду людей и т. д.).

№ слайда 4 Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения о
Описание слайда:

Метод — это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Личностно-деятельностный подход -означает учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых.

№ слайда 5 Основные принципы проектной работы 1. Вариативность. 2. Решение проблем. 3. Когн
Описание слайда:

Основные принципы проектной работы 1. Вариативность. 2. Решение проблем. 3. Когнитивный подход к грамматике. 4. Учение с увлечением. 5. Личностный фактор. 6. Адаптация заданий.

№ слайда 6 Признаки технологии проектно-ориентированного обучения соотнесенность с объектив
Описание слайда:

Признаки технологии проектно-ориентированного обучения соотнесенность с объективной реальной действительностью; соотнесенность с субъектом деятельности; ориентация на продукт деятельности (А. Шмидель, К. Фрей, К. Налепа, Р. Вике) ; методическая соотнесенность (Т. Копферман, Р. Зигле).

№ слайда 7 Реализация вышеназванных признаков осуществляется в рамках технологической моде
Описание слайда:

Реализация вышеназванных признаков осуществляется в рамках технологической модели проектно-ориентированного обучения. Впервые такая модель была предложена Т. Копферманом и Р. Зигле в книге «Projekte im Deutschunterricht» . Эта модель состоит из семи компонентов.

№ слайда 8 Технология 1. Совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производст
Описание слайда:

Технология 1. Совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов. 2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс. Словом, говоря о технологии, имеют в виду систему действий, приводящую к ожидаемому результату.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Компоненты Первый компонент - любой проект начинается с намерения, конкретной си
Описание слайда:

Компоненты Первый компонент - любой проект начинается с намерения, конкретной ситуации, проблемы, которая требует решения. Второй - подготовка проекта, которая предполагает формулировку темы, постановку целей и поиск средств для их достижения. Третий - включает фазы работы над проектом.

№ слайда 11 Четвертый - устанавливаются качественно новые отношения между учителем и ученика
Описание слайда:

Четвертый - устанавливаются качественно новые отношения между учителем и учениками . Пятый - интеграцию всех составляющих проектной работы: учеников, педагогов, школьной администрации, населения, предметов изучения. Шестой - организацию учебного процесса, Седьмой компонент включает в себя завершение проекта, представление его результатов и рефлексию .

№ слайда 12 Основные виды проектов Т. Блур и М. Дж. Сент-Джон (Англия) различают: Групповой
Описание слайда:

Основные виды проектов Т. Блур и М. Дж. Сент-Джон (Англия) различают: Групповой проект Мини-исследование Проект на основе работы с литературой

№ слайда 13 Другие типы проектов Исследовательские Творческие Ролево-игровые Информационные
Описание слайда:

Другие типы проектов Исследовательские Творческие Ролево-игровые Информационные Практико-ориентированные Монопроекты Межпредметные проекты

№ слайда 14 Проекты с открытой, явной координацией Проекты со скрытой координацией Междунаро
Описание слайда:

Проекты с открытой, явной координацией Проекты со скрытой координацией Международные проекты Внутренние или региональные проекты

№ слайда 15 Этапы проектной работы Т.В. Душеина I этап - планирование в классе. II этап - вы
Описание слайда:

Этапы проектной работы Т.В. Душеина I этап - планирование в классе. II этап - выполнение проекта. III этап - возвращение в класс. IV этап - презентация проекта. V этап - контроль.

№ слайда 16 Этапы проектной работы Е.С. Полат I этап - представление ситуаций; II этап - «мо
Описание слайда:

Этапы проектной работы Е.С. Полат I этап - представление ситуаций; II этап - «мозговой штурм»; III этап - обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; IV этап - поиск фактов; V этап - защита проектов; VI этап - выявление новых проблем.

№ слайда 17 Черновой вариант работы его проверка конечный вариант работы Как работать над ош
Описание слайда:

Черновой вариант работы его проверка конечный вариант работы Как работать над ошибками оформления?

№ слайда 18 Возможные проблемы при проведении проектной работы: Организация. Мониторинг. Лич
Описание слайда:

Возможные проблемы при проведении проектной работы: Организация. Мониторинг. Личностные проблемы. Трудности в создании успешно действующих групп.

Проектная методика в обучении английскому языку
  • Иностранные языки
Описание:

         Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения  (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности. 

Автор Зарипов Рустем Ринатович
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 1245
Номер материала 5606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓