Главная / Директору-завучу / «Проектная деятельность в работе с одаренными детьми»

«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми»


СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 01.11 по 08.11.2014 года

2 сессия: с 10.11 по 14.11.2014 года






Выполнил: Чернов Николай, Тихонович, руководитель структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала



2014г.




Паспорт проекта

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, обучающиеся
Помощники: педагог-психолог, методист структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ ж.-д. ст. Шентала

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст.,

Сроки осуществления проекта: период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г.

Проект долгосрочный, сроки внедрения - в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г. и будет состоять из нескольких этапов:

  1. Содержательно-целевой этап (ноябрь 2014 – январь 2015 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.

  2. Операционально-деятельностный этап (01.02.2015-01.09.2016 г.г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

  3. Оценочно-регулятивный этап (01.09.2016-01.02.2017 г.г.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Место проведения: структурное подразделение детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, м.р. Шенталинский

Вид проекта: по срокам – долгосрочный;по приоритетному виду деятельности -практический.





Актуальность

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Содержание этих документов стало основанием проведения аналитико-синтетического просмотра современных теоретических наработок и имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными детьми структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала. Эту задачу решает проект «Одаренные дети структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала» и программа его реализации. В школе ведется определенная работа по развитию способностей одаренных детей. В каждом классе создан банк данных одаренных детей, педагоги привлекают одаренных детей к участию в различных мероприятиях, способствующих их развитию. Работа дает свои результаты: творчески одаренные дети проявляют себя в различных мероприятиях: концертах, фестивалях, выставках, конкурсах разного уровня, наши ученики являются победителями и призерами многих творческих конкур.

В то же время существуют отрицательные стороны в работе с одаренными детьми:

  • Работа в этой области не носит системный характер;

  • отсутствуют индивидуальные программы развития одаренных детей;

  • не отработана система диагностики одаренности;

  • отсутствует психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей,

Недостатки:

  1. Отсутствует системный подход в школе к выявлению и поддержке, развитию одаренных детей;

  2. недостаточный уровень компетентности педагогов школы в работе с одаренными детьми;

  3. отсутствие координации деятельности всех служб школы по проблемам одаренных детей.


Противоречие:

Самостоятельность и независимость одаренных детей в познании часто наталкивается на недостаток толерантности педагога и излишнее следование правилам. Но педагоги и в свою очередь ограничены правилами в образовании и не всегда могут реализовать условия для независимости мнений. Исходя из вышеизложенного, наблюдается противоречие – между приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение р

ебенка в них;

Проблема:

создание специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития способных и одаренных детей

Нормативно-правовая база:

  1. «разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;» «формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся»

(«КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

  1. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования….»

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

«О развитии системы поддержки талантливых детей»

2. «Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию учащихся;»

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва

3. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» Статья 75 Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Цель представленного проекта:

систематизация и институциализация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность, поддержка и развитие одаренных детей, их самореализация, профессиональное самоопределение в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирование мотивации развития способностей, поддержка его талантов семьей.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Культивировать одаренность и таланты из общей школьной среды.

  2. Проводить диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);

  3. Создавать специальные условия для инклюзивного образования одаренных детей в детской школе искусств.

  4. Поддерживать многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду, обеспечивающую развитие одаренных детей и предъявления их достижений.

  5. Обеспечивать необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в школе

Ожидаемые результаты:

  • полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;

  • наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в школе;

  • наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми;

  • наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одаренными детьми;

  • увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;

  • положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.







II. Основная часть

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский 

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Каждому педагогу в процессе своей педагогической деятельности приходится заниматься развитием и воспитанием «одаренных детей».

К группе «одаренных детей», по мнению специалистов, можно отнести тех детей, которые испытывают: большой интерес к учебе; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:

  1. Любопытность и живое воображение.

  2. Хорошая память и концентрация внимания.

  3. Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.

  4. Большое упорство в решении той или иной задачи.

В образовательной системе детской школы искусств педагоги практики, как правило, работают с «одаренными детьми», которые относятся к творческой или художественной сфере деятельности (музыканты, художники, театралы, хореографы). Такие дети от своих сверстников отличаются:

  1. Повышенной чувствительностью и эмоциональностью.

  2. Обостренным эгоцентризмом (на фоне, которого часто развивается, так называемая «звездная болезнь»).

Современные психологи, детально изучая структуру творческо- художественной одаренности, выделяют такие понятия как: способности, талант, гениальность. Индивидуальные особенности личности, заложенные в ребенке от рождения и раскрывающиеся только в определенном роде деятельности (в музыке, рисовании, хореографии и т.д.) принято называть способностями. Реже встречается более высокая степень одаренности, выдающиеся способности - это талант, он может проявляться одновременно в нескольких видах деятельности (музыка и живопись, музыка и литература и т.д.). И наивысшая степень проявления творческих сил человека, встречающаяся в жизни крайне редко - это гениальность.

Творческие способности у детей выявляются достаточно рано. Но как подчеркивает американский исследователь Х.Блум, что «каковы бы не были способности в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения вряд ли можно достигнуть определенных вершин». Вот поэтому, наверное, детей с ярко выраженными актерскими, хореографическими, художественными и музыкальными способностями родители приводят в детскую школу искусств.

Основные мероприятия Проекта:

  1. Культивирование одаренности и талантов из общей школьной среды:

  • организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;

  • организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;

  • модернизация и поддержка базы данных, обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;

  • организация системы поддержки талантливых детей на уровне муниципалитета – премия Главы района.

  1. Инклюзивное образование одаренных детей в условиях структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала:

  • реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми;

  • организация профильного образования на старшей ступени, введение индивидуальных образовательных траекторий;

  • использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы);

  • использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в дополнительном образовании;

  1. Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:

  • олимпиадное движение,

  • деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность школьников;

  • конкурсная деятельность, включающая конкурсы, вошедшие в региональный и федеральный перечень; муниципальные, окружные конкурсы интеллектуального, творческого направления;

  • научно-практические конференции школьников;

  • социально-образовательные программы и проекты школы;

  • областные, окружные фестивали детского художественного творчества;

  • областные, окружные выставки изобразительного искусства;

  • форумы победителей, форумы талантливых школьников;

  1. Ресурсное обеспечение проекта.

4.1. Материально-техническое обеспечение:

  • оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, площадок для работы с одаренными детьми;

  • оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;

  • оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений школьников;

4.2 Научно-методическое обеспечение:

  • проведение ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;

  • создание методических разработок по теме одаренности;

  • работа творческой группы по общению и распространению передового педагогического опыта по организации научно-исследовательской деятельности учащихся на базе структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала; создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;

4.3 Кадровое обеспечение:

  • включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;

  • разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;

4.4 Информационное обеспечение:

  • функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

  • освещение работы с одаренными детьми в СМИ;

  • издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

  • информационное наполнение базы данных.

  1. Разработка нормативно – правовых документов:

  • Положение о конкурсе «Ученик года»

  • Положения о конкурсе «Лучший музыкант, художник школы»

  • Положения о конкурсе «Самый творчекий класс»

  • Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;


Критерии оценки эффективности реализации проекта


  • Портфолио учащихся.

  • Результаты участия в конкурсах, фестивалях, конференция разных уровней.

  • Работа в творческих группах, научных обществах, исследовательских проектах.

  • Поступление в ВУЗы с ССузы



Прогнозируемые риски :


Риски проекта


Возможные последствия

Меры по минимизации

1.Непрофессионально выполненное диагностирование одаренности ребенка.

У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности.

 

1.Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости. 2. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования.

3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка.

4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.

5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей предметной области.

2.Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проекта.

Ухудшение здоровья учащихся: зрения, осанки, угроза виртуальной зависимости.

1. Активизация работы по проекту «Здоровье».

  1. 2. Разработка с учетом валеологических основ учебного плана образовательного учреждения, учебных программ по предметам

3. Неправильные действия субъектов образовательного процесса в рамках проекта.

Снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся ОУ.


1. Совершенствование работы с одаренными детьми.

2. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

3. Постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.

4. Развитие единой системы общего и дополнительного образования.



Вывод:

В целом работа с «одаренными детьми» является достаточно интересной и перспективной. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога - поддержать и развить его способности, а задачей школы является подготовка почвы для того, чтобы эти способности были реализованы.

Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Но сколь, ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него как небо от земли. Чтобы придать алмазу огранку, мастеру нужно очень хорошо потрудиться. Общение с «одаренными детьми» требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма. И тогда «одаренный ребенок», раскрывается и начинает как «бриллиант» сверкать всеми гранями своего таланта.




Использованные информационные источники:


  1. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - М.: 2004.

  2. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика/ В.В. Крюкова.-Ростов на Дону, 2006

  3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов.- М.:1947 г.

  4. Федотова, Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми/Вестник НГУ Серия: Педагогика т.9, В1.// Н.К. Федотова. - Новосибирск: Изд-во Новосибирск



Рекомендованные информационные источники:

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)

  2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232c.

  4. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

  5. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

  6. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

  7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука. 1976г.

  8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

  9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми»
  • Директору-завучу
Описание:

Проект.

Паспорт проекта

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, обучающиеся
Помощники: педагог-психолог, методист структурного подразделения детская школа искусств ГБОУ ж.-д. ст. Шентала

СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст.,

Сроки осуществления проекта: период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г.

Проект долгосрочный, сроки внедрения - в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г. и будет состоять из нескольких этапов:

1.     Содержательно-целевой этап  (ноябрь 2014 – январь 2015 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми,  психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.

2.     Операционально-деятельностный этап (01.02.2015-01.09.2016 г.г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3.     Оценочно-регулятивный этап (01.09.2016-01.02.2017 г.г.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Место проведения: структурное подразделение    детская школа искусств ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, м.р. Шенталинский

Вид проекта: по срокам –  долгосрочный;по приоритетному виду деятельности -практический.

Автор Чернов Николай Тихонович
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1716
Номер материала 2190
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓