Проектная
деятельность в начальной школе
Метод проектов не является принципиально
новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в
настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной
и структурированной системы образования.
В основе метода лежит развитие познавательных
интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в
вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе
выполнения проекта, различают исследовательские, творческие,
приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют
четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой
реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект
исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы
исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские
проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического
мониторинга.
Творческие проекты не имеют
детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только
намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру
конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника,
видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют
большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой
ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов
чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены
на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников
проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практикоориентированные проекты отличает четко
обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.
Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы
самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая
может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника
и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно
проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную
деятельность участников.
Что является критериями успеха работы
над проектом?
·
Достигнут
конечный результат.
·
Создана
активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
·
Результат
проекта может быть использован другими коллективами.
·
Информация
о проекте широко распространена.
·
Затронуты
все аспекты: природный, социальный, экономический.
·
Получено
удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из проектов
руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
·
Задачи:
создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...
·
Методы-виды
деятельности.
·
Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой.
Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных
работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью
участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что
результат зависит от состава и организации работы.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
·
баланс
ролей;
·
четкость
целей;
·
согласованность
задач, поставленных перед каждым членом;
·
выработка
единой системы ценностей;
·
формирование
умения выходить из конфликтных ситуаций;
·
воспитание
поддержки и взаимного доверия;
·
разработка
подходящей методики работы;
·
обеспечение
успешного руководства со стороны учителя;
·
регулярный
отчет о проделанной работе;
·
ориентация
на индивидуальное развитие каждого ребенка;
·
развитие
навыков общения.
Отчет должен содержать
следующие разделы:
·
Введение, в
котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть
отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой
направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения,
состав исследовательской группы.
·
Отчет
о
проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы,
полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы
в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для
интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
·
Выводы
и прогноз:
на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент
проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в
ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
·
Программа
действий: описать
мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел,
которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
·
Список
использованной литературы.
Что дает работа над проектом?
·
дети
беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
·
приносят
в класс литературу, анализируют статьи;
·
делают
вырезки и группируют их по тематическим блокам;
·
посещают
местные предприятия;
·
совершают
учебные экскурсии по родному краю;
·
посещают
музеи и другие учреждения культуры;
·
проводят
экологический мониторинг;
·
занимаются
краеведческой работой
На основе полученной информации:
·
составляют
списки, отчеты;
·
выпускают
разовые или периодические бюллетени;
·
выступают
перед учениками своего класса или школы;
·
пишут
рефераты;
·
пишут
заметки в местные газеты;
·
фотографируют.
Участвуя в проектной деятельности,
ученики смогут научиться:
·
Расширять
кругозор в интересующих их областях знаний
·
Находить
источник информации;
·
Извлекать
информацию, относящуюся к теме;
·
Планировать
работу над проектами;
·
Сотрудничать
друг с другом;
·
Доводить
начатое дело до конца
В комплекте
учебников «Гармония» проектная деятельность выступает как основная форма организации
внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по
проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во
внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может
использоваться как одна из форм учебной деятельности.
В комплекте «Гармония»
проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1)сбор сведений по теме проектной деятельности;
2)работа над самими проектами.
Эти два блока относительно независимы. По выбранной
теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений
идёт работа над проектом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.