Главная / Начальные классы / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Коптюг Л.Н.,

МОУ СОШ №19

города Белгорода

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

китайская мудрость

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развития у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших школьников.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

В нашей школе ведется большая работа по вовлечению младших школьников в проектную деятельность, которая реализуется не только через урок, но и через внеурочную деятельность.

У нас уже есть первые успехи. Наш класс занял 1 место в школьной 5 научно-практической конференции «Первые шаги в науку», посвященной 50- летию школы.

Я хочу поделиться опытом работы по организация проектной деятельности учащихся младших классов на примере создания проекта: « Мы - родом из девятнадцатой».

Начав работу над проектом, я выделила для себя следующие условия:

Стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями.

Ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

Стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.

В процессе работы не забывать о воспитании школьника.

Оценивая, помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

Помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Определив этапы проекта, мы подошли к выбору темы. Ребятам был предложен список примерных тем для работы над проектом, например: «Школа, в которой я учусь», «Символика родной школы», «Наши выпускники - наша гордость», «Мои родители - бывшие ученики 19 школы, «Учителя ветераны», «Мы - родом из 19» .

Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё маленький опыт проектной деятельности. Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме : «Мы- родом из 19».

Начиная работу над проектом, детям предложила найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить: « Что я знаю о своей родной школе?» .Она подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить (Середа Максим: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать…»)

Затем поставили цель проекта и попытались ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель нашего проекта: вызвать у детей интерес к истории школы и ее традициям, воспитать в себе и своих сверстниках чувство гордости и любви к школе, уважения к старшему поколению, чувства гражданина и патриота. Определив цель, предлагаю один или несколько способов её достижения перехожу к планированию проектной деятельности.

  1. Провести интервью с родителями класса , которые учились в 19 школе в разные годы;

  2. Написать сочинения - размышления « Девятнадцатая моя»;

  3. Обработать результаты работы, подготовить презентацию проекта.

  4. Организовать выпуск классной газеты с воспоминаниями родителей о школьной жизни ;

  5. Создать эмблему школы, оформить праздничную газету к ее юбилею

И , наконец , реализуем наш проект:

В сентябре нашей школе номер 19 исполнилось 50 лет. Юбилей школы – это не просто круглая дата, это Праздник - День рождения! И по традиции в этот день именинница принимает поздравления и подарки. А чем же мы , ученики 3 «А» класса, можем порадовать свою родную школу в год юбилея , как поздравить , что ей подарить? Подумав, мы решили, что лучшим подарком для нее будут наши успехи в учебе и творчество в делах. Весь год ученики усердно трудилась под девизом : « Все свои добрые дела, хорошую учебу и труд мы посвящаем 50 - летию родной школы!»

Разделившись на группы, стали думать над тем, какой подарок сделать школе и пришли к выводу, что надо подарить что-то особенное. Учителя, родители, бабушки и дедушки были активными ее участниками. В ходе работы мы выяснили, что наш класс оказался особенным , он связан какой-то невидимой ниточкой с историей нашей школы : так, наша учительница, Коптюг Людмила Николаевна уже 30 лет работает в школе номер 19, еще, мы учимся в классе , где училась Хоркина Светлана, прославившаяся на весь мир, а еще - 10 учеников из нашего класса - дети, выпускников девятнадцатой школы - это наши мамы и папы .

Это не могло не тронуть ребят, свои мысли мы воплотили в проект: «Мы - родом из девятнадцатой», который посвятили юбилею любимой школе № 19. Участниками проекта стали : Бороденко Артем, Середа Максим, Щигорев Илья, Нежурин Влад, Лисицына Дарья, Макарова Анастасия , Пожилов Владимир.

Я – «родом из девятнадцатой». В ней училась моя мама , Бороденко Оля, выпускница 1998 года. Комарцова Галина Алексеевна была ее первой учительницей. Классным руководителем в 5 классе - Ивлеева Елена Васильевна. Из рассказа мамы я понял, что у нее были замечательные учителя: Чуева Людмила Петровна, учитель математики, учитель русского и литературы - Иванова Ирина Григорьевна, Аниканова Валентина Ивановна учитель по химии, которых она вспоминала с особой любовью.

В этом году у нашей школы юбилей. Все ребята готовятся к этому празднику . Кто-то сочиняет стихи о школе, оформляет праздничную газету, готовится к конкуру рисунков, работает над проектом эмблемы, а я размышляю над сочинением.

В юбилей своей родной школы , я желаю ей новых достижений и больших открытий , побольше талантливых учеников .

Я тоже «родом из девятнадцатой». Моя мама, Горбатенко Лилия , ученица школы номер 19 .Как рассказала мама, ее учителями были «Учителя от бога» : заслуженный учитель РФ, Хельм Нина Николаевна, Серкова Валентина Федоровна, награжденная орденом Трудового Красного Знамени.

Я учусь в школе третий год и считаю её особенной. Ведь не каждая школа носит имя военного лётчика майора В. М. Казанцева, выпускника 1966 года, который за мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды . В нашей маленькой школе много кабинетов, каждый из них проникнут лучиком добра, тепла и света. Мне повезло учиться в кабинете №1. Это класс, в котором когда-то училась олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.

Желаю школе процветания. А ещё пусть каждый учитель и ученик в истории родной школы оставит памятный след.

И я «родом из девятнадцатой», ведь моя мама, Солонецкая Марина, выпускница 1994 года. В начальной школе училась у учителя-методиста - Захаровой Марии Петровны. Любимыми ее учителям были: учитель русского и литературы Иванова Ирина Григорьевна, учитель математики, Елисеева Наталья Петровна, Ивлиеева Елена Васильевна - учитель истории. Моя мама окончила школу с золотой медалью. Я этим очень горжусь и тоже постараюсь хорошо учиться, чтобы продолжить эту семейную традицию.

С юбилеем, дорогая школа! Желаю тебе творческих успехов и по больше медалистов.

Мне тоже очень повезло , ведь я тоже « родом из девятнадцатой». У меня в этой школе училась моя тетя, Заводнова Надежда, выпускница 1999 года.

С особой теплотой она вспоминает свою первую учительницу Коптюг Людмилу Николаевну , всех учителей, которые учили ее в школе: Токареву Светлану Викторовну учителя истории, Литвинова Геннадия Сергеевича, учителя физики, Сапрыкину Наталью Георгиевну - учителя русского и литературы.

Моей школе в сентябре исполняется 50 лет. Но, несмотря на ее почтенный возраст, я уверен, что ни одна новая школа не может передать столько теплоты и добра, сколько излучают стены моей девятнадцатой, годами хранящей звонки перемен, смех учеников, живущих очень интересной жизнью. С Днем рождения, девятнадцатая школа! Пусть ученики радуют и прославляют тебя!

Я с гордостью говорю: мой папа - Лисицын Вадим - выпускник нашей школы , значит и я тоже - « родом из девятнадцатой».

Он всегда с радостью вспоминает свои школьные годы. Его учителями были лучшие учителя города : директор школы, Ланевская Людмила Евгеньевна, завучи - Семейкина Валентина Евгеньевна и Гавриленко Полина Евгеньевна, Катянина Светлана Викторовна, учитель иностранного языка, Гармашова Елена Петровна, учитель математики. За все, что дала ему школа и ее учителя , папа им очень благодарен .

В девятнадцатой школе я учусь со 2 класса. После переезда из Ярославля в город Белгород, большого выбора в какую школу идти учиться, вопроса не стояло. Папа сразу сказал: « Будешь учиться в девятнадцатой, где учился я». Эта школа имеет свою историю, устои, хорошие традиции. В ней работают замечательные учителя, профессионалы своего дела, а это хороший фундамент для твоего первоначального роста. Хотя сейчас мне трудно понять папины слова, больше хочется гулять, общаться с друзьями, но я стараюсь вырабатывать в себе прилежание, ответственность, которые помогут мне в учении.

Учась в школе только второй год , я не очень ощущаю ее историю. Юбилей школы , для меня это пока, только праздник. Наверное, это будет ощутимей с годами, когда я сама стану ее историей и поведу своих детей в родную школу номер девятнадцать. С днем рождения, моя школа! Живи долго-долго и никогда не старей!

И я тоже «родом из девятнадцатой». Мой папа, Пожилов Владимир Павлович, учился в нашей школе . После ее окончания, в 1969 году, он поступил в педагогический институт и окончил его с красным дипломом.

В сентябре нашей школе - 50 лет. Узнав об этом, я даже ахнул! Это было так давно, когда не было ни меня, ни даже моей мамы. В этот год, когда наша школа открыла двери для своих учеников, Ю.А.Гагарин первым полетел в космос. Получается наша школа ровесница космоса, а это звучит гордо! Я очень рад, что я - ученик девятнадцатой школы!

А я знаю, точно я - «родом из девятнадцатой». Мой детский сад находился рядом со школой , где я должен был учиться. Мне всегда было интересно, что происходит за школьными стенами. Время пробежало быстро и я стал учеником 1 «А» класса школы № 19.

Моя первая учительница, Людмила Николаевна Коптюг, открыла мне дверь в удивительную Страну Знаний, в которой живет много разных предметов и учеников. Людмила Николаевна - светлый, добрый и справедливый человек - настоящий учитель.

В этой школе училась и моя сестра Середа Ксения. Вот, что она мне рассказала. Первый учитель, Елена Ивановна Атаманова, научила ее читать, писать и считать. Она неповторимая и единственная, дорогая и близкая , оставила в ее сердце самые добрые воспоминания.

Моя мама, Першина Светлана, также выпускница нашей девятнадцатой школы. В начальной школе она училась у заслуженного учителя школы, Курбет Тамары Владимировны, Она с большим теплом вспоминает свои годы учебы. Получается, что вся наша семья неразрывно связана с школьной семьей , и это нас всех очень радует.

Я очень люблю свою школу , горжусь своей учительницей. Я точно знаю , что у нас все будет хорошо, потому что мы «родом из девятнадцатой», где всегда царит доброта, справедливость и радость, живут такие прекрасные традиции. С юбилеем, самая лучшая в мире школа! Мира тебе и процветания!

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

Прикоснувшись к истории школы, мы испытали чувство гордости и любви к родной школе. Закончив работу над проектом, мы с гордостью заявили : «Мы – хорошо потрудились! Мы – молодцы! У нас получился замечательный подарок школе.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с фотоархивом, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Несомненно, развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Организация такой формы даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • Начальные классы
Описание:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи  мне, и я запомню,

Дай  мне действовать самому, и я научусь»

                                                                                                                                                     китайская мудрость

 

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развития у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших школьников. 

Автор Кoptug Ludmila Nikolaevna
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 435
Номер материала 52476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓