Главная / Начальные классы / Проектная деятельность учащихся- как основа формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках УМК «Начальная школа ХХI века».

Проектная деятельность учащихся- как основа формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках УМК «Начальная школа ХХI века».

Проектная деятельность учащихся- как основа формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках УМК «Начальная школа ХХI века».


«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев



С 2001года обучаю детей по УМК «Начальная школа ХХI века». Руководитель проекта профессор Н.Ф.Виноградова. Этот УМК допущен Министерством образования РФ и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности. Система организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности. УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности, поэтому созданы новые интегрированные курсы, изучаемые в I полугодии 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир" и др.). В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают дифференцированный подход в обучении учащихся .

Мой кабинет оборудован современной мебелью, отвечающей всем санитарно- гигиеническим требованиям. В классе имеются все дидактические материалы для обеспечения учебного процесса. Оборудование кабинета, имеющее дидактическую направленность, органически дополняется методическим фондом- тематическими стендами узловых тем программного материала. Кабинет укомплектован компьютером и цифровыми образовательными ресурсами. В классе соблюдается световой, питьевой, воздушный режим. В кабинете имеется мебель, способствующая профилактике сколиоза.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветанияhello_html_30060d87.gif.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

В течение нескольких лет я работаю над проблемой активизации процесса обучения посредствам разнообразных методов и приемов. Результатом является создание авторской модели обучения «Проектная деятельность учащихся - как основа формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках УМК «Начальная школа ХХI века»

Цель моей педагогической деятельности — формирование ключевых компетенций у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности с помощью метода проектов.

Задачи:

- проанализировать содержание программы УМК «Начальная школа ХХI века» на предмет формирования ключевых компетенций;

- создать систему приемов, методов и форм организации учебной деятельности, позволяющую формировать мотивацию и ключевые компетенции;

- проверить эффективность выбранной технологии и системы приемов, методов и форм в образовательном процессе.

Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. Итак, проблема успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям обучения в 5-м классе требует поиска новых путей ее решения. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

В младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о «квазипроектах», реализуемых с большей долей участия родителей и учителя.

Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе.

Предлагаю познакомиться с моим, пока еще не очень большим опытом работы над надпредметным проектом на тему «Русские народные традиции» в рамках факультатива «Народоведение». Тему творческого проекта мне подсказали сами дети в ответах на анкету, которая прилагается. [Приложение№1] Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения. На Руси, как древней, так и современной, то есть России XXI века считалось правилом хорошего тона знать и выполнять свои традиции. На первом занятии факультатива я предложила несколько тем для изучения: «Устное народное творчество», «Народные обряды», «Русские народные традиции». Ребята были единодушны в выборе . Самая незнакомая им тема- это «Русские народные традиции осенью».Поэтому мы назвали свой проект «Осенины». На следующем занятии я познакомила детей с особенностями проектной деятельности. Провели анализ проблемы. Выработали план действий. Образовали инициативные группы. В каждой группе распределили роли: аналитик, иллюстратор. Определили сроки выполнения проекта. Каждая группа определила для себя цели и задачи.

Третий этап проекта- информационно- операционный(ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).Помогала не только я , но и мои выпускники - пятиклассники, а также нам помогала фольклорная группа из музыкальной школы. Наш класс много лет сотрудничает с центром дополнительного образования «Спутник», с фольклорной группой музыкальной школы, с поселковой детской библиотекой , которые оказывают методическую поддержку в организации и осуществлении проектной деятельности.

Четвертый этап рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности); Результат нашего проекта - праздник

«Осенины», на который мы пригласили детей из параллельного класса. Сценарии праздникков вы можете найти в приложении №2. На праздник была приглашена фольклорная группа из музыкальной школы, которая разучивала со всеми ребятами русские народные игры.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят. Образовательная программа «Начальная школа ХХIвека» уже сейчас позволяет формировать ключевые компетенции средствами учебных заданий.(смотри приложение №3) В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. В своей работе я использую индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы обучения в различных сочетаниях.

С первого класса я включаю в свои уроки задания, формирующие ключевые компетенции: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Покажу на примере математики.

Задание. Заяц Пус пошел в магазин. Помоги ему сделать покупки.

1)В магазине продают: батон- 5рублей, мороженое- 6 рублей, пакетик кофе- 2рубля, творожный сырок- 3 рубля, булочка- 4 рубля.

Сколько денег нужно заплатить за покупку зайцу Пусу:

а)батона, булки и творожного сырка;

б)двух сырков и порции мороженого;

в)пакетик кофе, батона и булочки;

Анализ задания:

  1. задание комплексное, т.к. состоит из трех простых задач, их решение - это многооперационная деятельность

  2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся

  3. Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами;

  4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»

  5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).


Пример геометрического задания. Числа, представляющие координаты отмеченных на луче точек, обозначены разными значками.


∆ ○ Е * М ۩

hello_html_m701a6283.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

Уhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifкажите:

а)самое большое из данных чисел___________

б)самое маленькое число__________________

в)все числа, которые больше_*______________

г)все числа, которые меньше М______________

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

1* < *6 14 > * 1* < *

12 < ** 1* = *3 *0 = **

2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3. Попытайся решить уравнение.

37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

-Найди и исправь ошибки.

2 лист:

-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

В УМК «Начальная школа ХХI века» отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Величины» носят практический характер:

Задание. На уроке физкультуры Петя прыгнул в высоту на 62 см, Таня- на 55 см, Оля- на 60 см, Сережа- на 71 см, Вера- на 69 см, Толя- на 82 см. Кто из учеников смог преодолеть планку на высоте: 70см; 65см? Кто прыгнул выше всех и кто- ниже всех? Кто добился наивысшего результата среди девочек и кто- среди мальчиков? Был ли побит прошлогодний рекорд класса- 85 см?

Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.

В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются , учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат- разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:
• книгу надо держать на расстоянии 30см от глаз;
• телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана;
• заниматься у компьютера нужно не более 30минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках;
• нельзя читать лежа;
• есть больше ягод черники и морковь.
        Формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такими как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища. Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Итак, в УМК «Начальная школа ХХI века» заложены важные средства для формирования ключевых компетенций учащихся:

- научность и логичность подачи материала на основе мышления и воображения;

- организация учебного процесса (ситуация успеха, проблемная ситуация, постановка учебной задачи, открытие способа действия, планирование своей работы, реализация плана, самоконтроль и самооценка);

- форма сотрудничества (работа в паре, группе, дискуссия);

- алгоритмизация и моделирование;

- принцип дифференциации

Успешное обучение ребенка зависит от степени подготовленности его к школе. Обычно у детей с низким уровнем подготовленности возникает повышенная утомляемость под влиянием школьных нагрузок, нередки случаи трудности адаптации, угрожающие нарушением нервно- психического здоровья. Эти дети недостаточно полноценно усваивают школьную программу, начинают отставать от сверстников в психическом развитии. Чтобы этого не происходило, школьные психологи в сентябре- ноябре обследуют всех детей. По результатам психологического обследования способности к обучению в 1 классе у 44% детей были выше среднего, а у 10%- нижняя граница нормы. В 4 классе у 67% детей стал уровень выше среднего, а у 6% детей - нижняя граница нормы. Считаю, что применяемый мною метод проектов способствовал развитию способностей к обучению.

Уровень школьной мотивации:

У 83% ребят – хорошая школьная мотивация, из них у 16% - высокий уровень и у 67% - средний. У этих детей положительное отношение к школе, к учёбе, к учителю и к одноклассникам;

У 17% ребят - уровень школьной мотивации ниже среднего. У детей положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Таким образом, по результатам диагностики в 4 «б» классе наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов у детей (смотри приложение3.).

Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали следующие показатели качества обучения.

Хочу привести результаты педагогической диагностики, которая проводилась в третьем и четвертом классах в начале года, в конце первого полугодия и в конце года. Тесты для диагностики я брала из книги «Беседы для учителя 3, 4 класс» М: Вентана- Граф 2005год. (смотри приложение №1)

50% третьеклассников и 56% четвероклассников осознают усвоенные знания и применяют их в обученной стандартной ситуации;

45% третьеклассников и 59% в четвертом классе умеют использовать свои знания в новой, непривычной для них, нестандартной ситуации;

55% третьеклассников и 62% четвероклассников об общеинтеллектуальном развитии учащихся и становлении учебной деятельности;

61% третьеклассников и 78% четвероклассников показывают высокий уровень языковой грамотности.

Оценивание учебных достижений младших школьников проводилось на основе анализа результатов выполнения ими диагностических работ с применением описательной, уровневой оценки. По результатам выполнения работы успехи ребенка относили к одному из 3 уровней: высокий, средний, низкий. В качестве диагностических работ были использованы диктанты, контрольные, проверочные работы (с учетом специфики предмета), тесты разных видов: с выбором ответа, на поиск ошибки, со свободным ответом, позволяющие выявлять умения школьников понимать и воспроизводить изученное, применять знания.

Целью итоговой диагностики было выявление уровня сформированности ключевых компетенций младших школьников в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся. Формой проведения являлись контрольные работы по математике, русскому языку (контрольное списывание, диктант), проверка сформированности навыка чтения, тесты (окружающий мир). Результаты также фиксировались в «Карте индивидуального развития».


hello_html_5b5b3e3c.gif





hello_html_m7ec00c80.gif


Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

В изучении школьного курса различных предметов выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: наглядное представление объектов, система тестового контроля, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала с помощью компьютера.

Использование в своей педагогической работе метода проектов ( не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:

- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, в т.ч. с Интернет ресурсами;(смотри диаграмму выше);

- ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;

- умеют доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.

- результаты обученности стабильно держатся на одном уровне- 100%.

Проанализировав результаты своей деятельности, прихожу, к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения дают стабильные результаты. Опыт моей работы вызывает интерес у коллег:

  • октябрь 2010года обобщение на педагогическом совете школы (приложение№5);

  • выступление на методобъединении учителей начальных классов по теме «Метод проектов- как средство повышения качества образования»;

  • являюсь членом временной творческой группы по разработке образовательной программы ФГОС второго поколения;

  • размещаю свои материалы в «Сети творческих учителей» (приложение№6)

  • часто делюсь опытом с педагогами Новосибирской открытой образовательной сети; (приложение№7);

  • принимала участие в Х научно- практической конференции в 2010г. По теме «Современная школа сегодня и завтра: методология, опыт и перспектива» ( приложение№8)

И результаты моей работы уже видны. Большинство учеников моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки. Мои ребята активно принимают участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Среди ребят 3 и 4 классов по школе они занимают 2-3 места. Не остаются в стороне мои ребята и тогда, когда проходят школьные и районные олимпиады. В школе, как правило, они входят в тройку лучших, а в районе занимают 4-5места. Это тоже не плохой результат.

Даже в межрайонных олимпиадах по литературе моя ученица Ткаченко Алина заняла 4 место(2009г).

Проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.
Таким образом, нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта творческой деятельности. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.





Проектная деятельность учащихся- как основа формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках УМК «Начальная школа ХХI века».
  • Начальные классы
Описание:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев


С 2001года обучаю детей по УМК «Начальная школа ХХI века». Руководитель проекта профессор Н.Ф.Виноградова. Этот УМК допущен Министерством образования РФ и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта  начального общего образования.
          Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности. Система  организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.

Автор Тамчук Ирина Павловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 413
Номер материала 15819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓