ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Зайцева Н.В., преподаватель информатики
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Дубовский педагогический колледж»
Тел.: 8(84458)3-10-40, факс:
8(84458)3-10-40, E-mail: dpk2005@mail.ru
На современном этапе в системе образования широко
используются информационные и коммуникационные технологии. Это относится и к
учреждениям дошкольного образования.
К сожалению, в настоящее время существует проблема –
дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены
компьютерными технологиями. Студенты ГБОУ СПО «Дубовский педагогический
колледж» приняли участие в разработке и реализации педагогического проекта
«Электронная книга в дошкольное образование», направленного на приобщение
дошкольников к художественной литературе.
Проектная деятельность студентов осуществляется в
рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной
деятельности», предусмотренной учебным планом специальности 050144 Дошкольное
образование (в соответствии с требованиями ФГОС СПО).
Цель проекта – развитие у студентов общих и
профессиональных компетенций посредством включения будущих педагогов в
деятельность по разработке и апробации электронных образовательных ресурсов для
дошкольных образовательных учреждений.
На подготовительном этапе проектной деятельности
молодые люди собирали методическую копилку, самостоятельно создавая электронные
образовательные ресурсы для использования на занятиях в дошкольном
образовательном учреждении (ДОУ):
-
видеоролики
по мотивам известных русских народных сказок;
-
видеосюжеты
для проведения физминуток;
-
презентации
по темам, предусмотренным программой изучения художественной литературы
(программа обучения и воспитания под редакцией М.А. Васильевой);
-
видеоролики
детских песен;
-
видеосюжеты
на стихотворения русских поэтов и др.
В ходе создания видеороликов студенты
работают с множеством компьютерных программ, таких как MS Word, MS Power Point, Windows Movie
Maker, Киностудия, Nero Vision, а также
быстро и эффективно редактируют изображения в online режиме в
редакторах Фотошоп и Pizap.
Графический редактор Pizap оснащен
большим количеством возможностей. Для красочности можно использовать надпись, с
различными эффектами, например, наклон, поворот, отображение. Приложение,
позволяет производить различные действия по улучшению и обработке изображения.
К числу таких действий относят: обработка цветовой гаммы, монтаж и многое
другое. Так работая с данным редактором, устанавливая фоновое изображение,
вырезая и накладывая рисунки главных героев детской сказки можно получить
статическое изображение – движение.
Windows Movie Maker
поддерживает большинство популярных форматов, среди которых как
привычные нам AVI, MPEG и им подобные, так и высококачественные HD и DVD.
Программа предназначена для создания видеороликов, скомпонованных из самых
разных расширений. Кроме этого, в проект можно добавлять фотографии, сочетая,
таким образом, в рамках одного фильма фото и видео материалы. Большая
встроенная коллекция спецэффектов, переходов, заставок и
музыки позволит дополнительно оформить и озвучить будущий видеоролик.
Переходы помогут лаконично и красиво соединить все фрагменты между собой, а
набор титров и заставок отлично подойдет для декорирования. Что касается музыки
можно воспользоваться уже имеющимися в редакторе мелодиями и загрузить
собственные. Также данная программа для создания видеороликов оснащена модулем
обрезки клипов, добавления надписей и картинок.
Содержанием проектной деятельности
будущих специалистов сказка выбрана не случайно. Она входит в жизнь ребенка с
самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и
остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой,
с взаимоотношениями людей и с окружающим миром в целом. Сказка, ее композиция,
яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей
нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые
причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно
интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования
нравственно здоровой личности ребенка.
На втором этапе студенты продемонстрировали
воспитателям возможности использования информационных технологий в
образовательном процессе.
Первое открытое занятие по художественной литературе
(русская народная сказка «Теремок») стоялось в МКДОУ «Центр развития ребенка
«Родничок» города Знаменска Астраханской области. Студенты Дубовского
педагогического колледжа продемонстрировали воспитателям возможности
использования информационных технологий в образовательном процессе. Дошкольники
принимали активное участие в обсуждении сказки, разыгрывали знакомые сюжеты,
интонационно выделяли речь злых и добрых персонажей.
В дошкольных учреждениях города Дубовки были проведены
занятия по сказкам С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», К.И. Чуковского
«Бутерброд» и П. Воронько «Хитрый ёжик». Знакомство детей со сказками на
основе компьютерных программ стимулирует непроизвольное внимание детей
благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Яркое
оформление и мультимедиа-эффекты поддерживают интерес ребенка в течение всего
просмотра сказки. Эти мероприятия были первыми для студентов, в качестве
воспитателя дошкольного учреждения. Ощущалось волнение и ответственность, но
когда видишь таких маленьких, беззаботных малышей, которые сидят и просто
засматриваются на созданные нашими руками видео сказки, тогда понимаешь, что
это все не зря. Ребята детского сада принимали активное участие в обсуждении
сказки, разыгрывали знакомые сюжеты, интонационно выделяли речь злых и добрых
персонажей, и закрепляли нравственные понятия.
В ходе проектной деятельности студенты учатся
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения познавательных и
практических задач – подбирать иллюстрации по соответствующей тематике,
надлежащего качества. Если изображения будут размытыми, нечеткими или
маленького размера, ни о каком правильном восприятии детьми сказки не может
идти речи. Изображения можно найти в Интернете, отсканировать с качественных
бумажных носителей (фотографии, открытки, глянцевые атласы), извлечь из
образовательных дисков, если это не запрещено их создателем. Овладевают
различными социальными умениями и навыками, пользуются информационно-исследовательскими
методами такими как, собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты;
научились анализировать данные с разных точек зрения, выдвигать гипотезы,
делать выводы и заключения.
Самой сложной задачей оказалась работать в группах по
созданию видео роликов, исполняя разные социальные роли в начале работы, очень
трудно было договориться и прийти к единому мнению. Самостоятельная работа
стимулировала к обсуждению проблем в группе, применению освоенных знаний и
умений в условиях общения и в студенческом коллективе царила атмосфера
доброжелательности, внимания друг к другу, дружеского взаимоотношения.
Использование народных сказок как средства решения
задач дошкольного образования способствовало приобщению студентов
педагогического колледжа к общечеловеческим ценностям, а освоение
информационно-коммуникационных технологий позволило на практике овладеть
профессиональными компетенциями.
В результате реализации проектной деятельности и
студенты повышают свой уровень духовно-нравственной культуры, овладевают
различными социальными умениями и навыками. Студенты научились
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для
решения новых познавательных и практических задач – подбирать иллюстрации по
соответствующей тематике, надлежащего качества. Если изображения будут
размытыми, нечеткими или маленького размера, ни о каком правильном восприятии
детьми сказки не может идти речи. Изображения можно найти в Интернете,
отсканировать с качественных бумажных носителей (фотографии, открытки, глянцевые
атласы), извлечь из образовательных дисков, если это не запрещено их
создателем.
Список литературы
1.
Аникеева
Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
2.
Зазнобина
Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу. Советская
педагогика. 1979. № 7
3.
Сухомлинский
В.А. Избранные
педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1998.
4.
Ушинский
К. Д. Избр.
пед. соч. – М., 1989. – т.2., с. 339–341.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.