Главная / Начальные классы / Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Смирнова Елена Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Слайд 2«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.,

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму

Китайская пословица

СЛАЙД 3 Основные цели инновационной деятельности:

развитие умения мотивировать действия,

•самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,

•формирование творческого нешаблонного мышления,

•развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей,

•использование новейших достижений науки и практики,

качественное изменение личности ученика

СЛАЙД 4«Проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию» К. М. Кантор.

Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. У младших школьников выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир.

СЛАЙД 5. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе и внеурочной деятельности.

СЛАЙД 6. С младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически и морально) для самих педагогов.

Поэтому, чем младше дети, тем более "облегченный" вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.

Слайд 7. Проектно-творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира и ИКН.

Под руководством учителя ребенок сам пытается находить информацию, пользоваться литературой и источниками Интернет, оформлять готовые проекты в виде газет, книжек-малышек, презентаций, докладов и сообщений. Детей надо направлять, осуществлять ненавязчивый контроль и обучать правилам работы над проектами Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД.

СЛАЙДЫ 8-9 Выбор темы – очень важный и трудный этап. Проблемой в данном случае может стать лишь не вполне сформированная мотивация учащегося на данный вид деятельности.

К сожалению, современные дети стали менее любознательны, чем раньше. И если несколько лет тому назад при чтении каких-то произведений у детей возникало очень много вопросов, на которые было трудно ответить, то сейчас дети не задумываются о чем это произведение и вопросы задает им учитель. Например, при знакомстве со «Сказкой о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, я спросила у детей: А что такое «вареная полба»? (прощелкать презентацию полба) Оказалось, что это каша, приготовленная из диких сортов пшеницы. Было решено попробовать вырастить такую пшеницу, узнать рецепты приготовления, взять мастер-класс у повара, приготовить кашу, выяснить, чем она так полезна, что у Балды было столько сил. Так простой вопрос вырос в целое полноценное исследование, с которым дети приняли участие в различных конкурсах и заняли первые места. Остальные дети класса, попробовав эту кашу, стали просить варить ее дома, так как каша оказалась не только очень полезной, но еще и очень вкусной.

Таким образом, дети очень многое узнали, научились правильно питаться, сотрудничать друг с другом, уметь презентовать свою работу на конкурсе. Не менее значимым результатом работы над проектами является ситуация успеха, которую переживает ученик. Особенно это важно для детей, у которых возникают трудности в обучении и для детей, неуверенных в себе. Метод проектов позволяет не в готовом виде получать знания, а добывать их совместно. Поэтому темы проектов должны быть интересны ученикам. Результаты проектной деятельности должны иметь реальное значение.

(ПРОЩЕЛКАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ЧЕРНИЛА) Особенностью работы над проектами с младшими школьниками является работа с родителями, так как дети еще сами достаточно малы для проведения опытов (которые невозможно провести в школе). Поэтому учителю очень важно не только заинтересовать детей, но и привлечь на свою сторону родителей. Например, на уроке литературного чтения при изучении древних летописей Нестора, у детей возник вопрос: а как выглядели первые чернила и из чего их готовили? Ведь рукописи, пролежав много тысячелетий, не выцвели и сохранили свой яркий цвет. Под руководством учителя были найдены рецепты древних чернил, проведены исследования по составу чернил, ингредиенты для изготовления древних чернил. И потребовалась помощь родителей при приготовлении чернил в целях безопасности эксперимента. Оказалось, что первые чернила изготовляли из галлов (наростов) на дубовых листьях. Эти чернила были бесцветными и на солнце они становились только ярче. Поэтому рукописи не выцвели и прекрасно сохранились до наших дней. В процессе работы над проектом было выяснено, что в более поздние годы для конспирации использовали сок лука, сок лимона и молоко. Этими веществами писали на бумаге и надписи были не видны. Они проявлялись только при нагревании над свечой. Для проведения этого опыта понадобилась помощь родителей, так как ребенок не может самостоятельно пользоваться огнем. Необходима родительская работа и при фото- и видеосъемке.

СЛАЙД Таким образом, учителям необходимо уметь сотрудничать с родителями и в наше непростое время большой загруженности взрослых, суметь привлечь их к работе над проектами. Учитель должен быть сам любознательным и увлекающимся человеком, чтобы суметь заинтересовать детей и убедить родителей. Только тогда будет обеспечен успех, а общение детей с родителями выйдет на новый уровень, ведь взрослые, отвечая на вопросы детей, сами увлекаются и получают много положительных эмоций. Педагог в  ходе всей подготовки проекта становится коллегой, организатором  деятельности, консультантом. Он направляет разные виды деятельности обучающихся и нередко сам пополняет свои знания.

СЛАЙД 11 Функции учителя: помогает определить цель деятельности; рекомендует источники получения информации; раскрывает возможные формы деятельности; содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; создает условия для активности школьника; является партнером;

помогает ученику оценить полученный результат и т.д.

ученик: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания;

экспериментирует; выбирает пути решения возникающих проблем; несет

ответственность за свою деятельность

СЛАЙД 12. Рекомендации учителю:

  1. Подходить творчески к любому проекту ученика.

  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

  4. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

  5. Тесно сотрудничать с родителями.

  6. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Слайд 13. Результаты работы над проектами

Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Такая работа подготавливает детей к более глубокому изучению наук. Конечно, в начальной школе основная работа ложится на учителя, требует много времени и сил. Учитель постоянно самосовершенствуется, получает бесценный опыт общения с детьми в неформальной обстановке.

В ходе выполнения проектов формируется большое количество умений и навыков, которые со временем становятся компетентностями, ученики приобретают положительный опыт деятельности, развивается индивидуальная творческая личность детей.

Слайды 14-17. Результаты работы за 3 года Все это позволяет считать проектную деятельность одним из эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования. Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.


Ресурсы:

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-423 Близнецова Г.Д. учитель математики МОУ гимназии № 1 г. Липецка Теоретические аспекты проектной деятельности в процессе обучения

http://festival.1september.ru/articles/505948/ Якобс Наталья Витальевна, методист


Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)
  • Начальные классы
Описание:

Выступление на педагогическом совете пригодится учителям, начинающим работать над проектами.

Введение образовательных стандартов  нового поколения требуют новых    методов и  технологий в обучении и воспитании.

 

Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.  У младших школьников выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе и внеурочной деятельности. 

Автор Смирнова Елена Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 295
Номер материала 52510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓