Смирнова
Елена Петровна,
учитель
начальных классов
МБОУ
«Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»
Проектная
деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к
обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)
Слайд 2«Человек
рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.,
Изменения
в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного
педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно
просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все
в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Расскажи – и я забуду
Покажи
– и я запомню,
Дай
попробовать – и я пойму
Китайская
пословица
СЛАЙД 3 Основные цели инновационной
деятельности:
развитие умения мотивировать действия,
•самостоятельно
ориентироваться в получаемой информации,
•формирование
творческого нешаблонного мышления,
•развитие
детей за счет максимального раскрытия их природных способностей,
•использование
новейших достижений науки и практики,
•качественное изменение личности ученика
СЛАЙД 4«Проект – это проявление творческой активности человеческого сознания,
через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к
бытию» К. М. Кантор.
Необходимо учить
творчеству, то есть «выращивать» у школьников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач
и проблемных ситуаций. У младших школьников выражен мотив для работы над
проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно
исследовать окружающий его мир.
СЛАЙД 5. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать
активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная
познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в
школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой
потребности непосредственно в учебной работе и внеурочной деятельности.
СЛАЙД
6.
С младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и
физически и морально) для самих педагогов.
Поэтому,
чем младше дети, тем более "облегченный" вариант проектной
деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их
выполнения и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики –
пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.
Слайд 7. Проектно-творческая
деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по
базовым предметам и во внеклассной работе. Узнают с помощью книг, журналов
новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и
окружающего мира и ИКН.
Под
руководством учителя ребенок сам пытается находить информацию, пользоваться
литературой и источниками Интернет, оформлять готовые проекты в виде газет,
книжек-малышек, презентаций, докладов и сообщений. Детей надо направлять,
осуществлять ненавязчивый контроль и обучать правилам работы над проектами Такие
виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД.
СЛАЙДЫ 8-9 Выбор темы – очень важный и трудный
этап. Проблемой в данном случае
может стать лишь не вполне сформированная мотивация учащегося на данный вид
деятельности.
К
сожалению, современные дети стали менее любознательны, чем раньше. И если
несколько лет тому назад при чтении каких-то произведений у детей возникало
очень много вопросов, на которые было трудно ответить, то сейчас дети не
задумываются о чем это произведение и вопросы задает им учитель. Например, при
знакомстве со «Сказкой о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, я спросила
у детей: А что такое «вареная полба»? (прощелкать презентацию полба) Оказалось,
что это каша, приготовленная из диких сортов пшеницы. Было решено попробовать
вырастить такую пшеницу, узнать рецепты приготовления, взять мастер-класс у
повара, приготовить кашу, выяснить, чем она так полезна, что у Балды было
столько сил. Так простой вопрос вырос в целое полноценное исследование, с
которым дети приняли участие в различных конкурсах и заняли первые места.
Остальные дети класса, попробовав эту кашу, стали просить варить ее дома, так
как каша оказалась не только очень полезной, но еще и очень вкусной.
Таким
образом, дети очень многое узнали, научились правильно питаться, сотрудничать
друг с другом, уметь презентовать свою работу на конкурсе. Не менее значимым
результатом работы над проектами является ситуация успеха, которую переживает
ученик. Особенно это важно для детей, у которых возникают трудности в обучении
и для детей, неуверенных в себе. Метод проектов позволяет не в готовом виде
получать знания, а добывать их совместно. Поэтому темы проектов должны быть
интересны ученикам. Результаты проектной деятельности должны иметь реальное
значение.
(ПРОЩЕЛКАТЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ЧЕРНИЛА) Особенностью работы над проектами с младшими школьниками
является работа с родителями, так как дети еще сами достаточно малы для
проведения опытов (которые невозможно провести в школе). Поэтому учителю очень
важно не только заинтересовать детей, но и привлечь на свою сторону родителей.
Например, на уроке литературного чтения при изучении древних летописей Нестора,
у детей возник вопрос: а как выглядели первые чернила и из чего их готовили?
Ведь рукописи, пролежав много тысячелетий, не выцвели и сохранили свой яркий
цвет. Под руководством учителя были найдены рецепты древних чернил, проведены
исследования по составу чернил, ингредиенты для изготовления древних чернил. И
потребовалась помощь родителей при приготовлении чернил в целях безопасности
эксперимента. Оказалось, что первые чернила изготовляли из галлов (наростов) на
дубовых листьях. Эти чернила были бесцветными и на солнце они становились
только ярче. Поэтому рукописи не выцвели и прекрасно сохранились до наших
дней. В процессе работы над проектом было выяснено, что в более поздние годы
для конспирации использовали сок лука, сок лимона и молоко. Этими веществами
писали на бумаге и надписи были не видны. Они проявлялись только при нагревании
над свечой. Для проведения этого опыта понадобилась помощь родителей, так как
ребенок не может самостоятельно пользоваться огнем. Необходима родительская
работа и при фото- и видеосъемке.
СЛАЙД Таким
образом, учителям необходимо уметь сотрудничать с родителями и в наше непростое
время большой загруженности взрослых, суметь привлечь их к работе над
проектами. Учитель должен быть сам любознательным и увлекающимся человеком,
чтобы суметь заинтересовать детей и убедить родителей. Только тогда будет
обеспечен успех, а общение детей с родителями выйдет на новый уровень, ведь
взрослые, отвечая на вопросы детей, сами увлекаются и получают много
положительных эмоций. Педагог в ходе всей подготовки проекта становится
коллегой, организатором деятельности, консультантом. Он направляет разные
виды деятельности обучающихся и нередко сам пополняет свои знания.
СЛАЙД
11
Функции учителя: помогает определить цель деятельности; рекомендует источники
получения информации; раскрывает возможные формы деятельности; содействует
прогнозированию результатов выполняемого проекта; создает условия для
активности школьника; является партнером;
помогает
ученику оценить полученный результат и т.д.
ученик:
определяет цель своей деятельности; открывает новые знания;
экспериментирует;
выбирает пути решения возникающих проблем; несет
ответственность
за свою деятельность
СЛАЙД 12.
Рекомендации учителю:
1. Подходить творчески к любому проекту ученика.
2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
4. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать
свою деятельность и работу.
5. Тесно сотрудничать с родителями.
6. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1
раз раскритиковать.
Слайд 13. Результаты работы над проектами
Метод
проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен
школы в окружающий мир. Такая работа подготавливает детей к более
глубокому изучению наук. Конечно, в начальной школе основная работа ложится на
учителя, требует много времени и сил. Учитель постоянно самосовершенствуется,
получает бесценный опыт общения с детьми в неформальной обстановке.
В ходе выполнения проектов формируется большое количество умений и
навыков, которые со временем становятся компетентностями, ученики приобретают
положительный опыт деятельности, развивается индивидуальная творческая личность детей.
Слайды
14-17.
Результаты работы за 3 года Все это позволяет считать проектную деятельность
одним из эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного
образования. Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который
надо зажечь.
Ресурсы:
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-423
Близнецова Г.Д.
учитель математики МОУ гимназии № 1 г. Липецка Теоретические аспекты проектной
деятельности в процессе обучения
http://festival.1september.ru/articles/505948/ Якобс Наталья Витальевна,
методист
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.