Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПроектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Скачать материал

Смирнова Елена Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»

Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)

Слайд 2«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.,

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму

Китайская пословица

 СЛАЙД 3 Основные цели инновационной деятельности:

  развитие умения мотивировать действия,

•самостоятельно ориентироваться в получаемой информации,

•формирование творческого нешаблонного мышления,

•развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей,

•использование новейших достижений науки и практики,

•качественное изменение личности ученика

СЛАЙД 4«Проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»                                                     К. М. Кантор.

Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.  У младших школьников выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир.

СЛАЙД 5. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе и внеурочной деятельности.

СЛАЙД 6. С младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически и морально) для самих педагогов.

Поэтому, чем младше дети, тем более "облегченный" вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и  его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики – пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.

Слайд 7. Проектно-творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира и ИКН.

Под руководством учителя ребенок сам пытается находить информацию, пользоваться литературой и источниками Интернет, оформлять готовые проекты в виде газет, книжек-малышек, презентаций, докладов и сообщений. Детей надо направлять, осуществлять ненавязчивый контроль и обучать правилам  работы над проектами Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД.

СЛАЙДЫ 8-9 Выбор темы – очень важный и трудный этап.  Проблемой в данном случае может стать лишь не вполне сформированная мотивация учащегося на данный вид деятельности.

К сожалению, современные дети стали менее любознательны, чем раньше. И если несколько лет тому назад при чтении каких-то произведений у детей возникало очень много вопросов, на которые было трудно ответить, то сейчас дети не задумываются о чем это произведение и вопросы задает им учитель. Например, при знакомстве со «Сказкой о попе и работнике его Балде» А.  С. Пушкина, я спросила у детей: А что такое «вареная полба»?  (прощелкать презентацию полба) Оказалось,  что это каша, приготовленная из диких сортов пшеницы. Было решено попробовать вырастить такую пшеницу, узнать рецепты приготовления, взять мастер-класс у повара, приготовить кашу, выяснить, чем она так полезна, что у Балды было столько сил. Так простой вопрос вырос в целое полноценное исследование, с которым дети приняли участие в различных конкурсах и заняли первые места. Остальные дети класса, попробовав эту кашу, стали просить варить ее дома, так как каша оказалась не только очень полезной, но еще и очень вкусной.

Таким образом, дети очень многое узнали, научились правильно питаться, сотрудничать друг с другом, уметь презентовать свою работу на конкурсе. Не менее значимым результатом работы над проектами является ситуация успеха, которую переживает ученик. Особенно это важно для детей, у которых возникают трудности в обучении и для детей, неуверенных в себе.  Метод проектов позволяет не в готовом виде  получать знания, а добывать их совместно. Поэтому темы проектов должны быть интересны ученикам.  Результаты проектной деятельности должны иметь реальное значение.

(ПРОЩЕЛКАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ЧЕРНИЛА) Особенностью работы над проектами  с младшими школьниками является работа с родителями, так как  дети еще сами достаточно малы для проведения опытов (которые невозможно провести в школе). Поэтому учителю очень важно не только заинтересовать детей, но и привлечь на свою сторону родителей. Например, на уроке литературного чтения при изучении древних летописей Нестора, у детей возник вопрос: а как выглядели первые чернила и из чего их готовили? Ведь рукописи, пролежав много тысячелетий, не выцвели и сохранили свой яркий цвет. Под руководством учителя были найдены рецепты древних чернил, проведены исследования по составу чернил, ингредиенты для изготовления древних чернил. И потребовалась помощь родителей при приготовлении чернил в целях безопасности эксперимента. Оказалось, что первые чернила изготовляли из галлов (наростов) на дубовых листьях. Эти чернила были бесцветными и на солнце они становились только ярче. Поэтому рукописи не выцвели и прекрасно сохранились до наших дней.  В процессе работы над проектом  было выяснено, что в более поздние годы для конспирации использовали сок лука, сок лимона и молоко. Этими веществами писали на бумаге и надписи были не видны. Они проявлялись только при нагревании над свечой. Для проведения этого опыта понадобилась помощь родителей, так как ребенок не может самостоятельно пользоваться огнем. Необходима родительская работа и при фото- и видеосъемке. 

СЛАЙД Таким образом, учителям необходимо уметь сотрудничать с родителями и в наше непростое время большой загруженности взрослых, суметь привлечь их к работе над проектами. Учитель должен быть сам любознательным и увлекающимся человеком, чтобы суметь заинтересовать детей и убедить родителей. Только тогда будет обеспечен успех, а общение детей с родителями  выйдет на новый уровень, ведь взрослые, отвечая на вопросы детей, сами увлекаются и получают много положительных эмоций. Педагог в  ходе всей подготовки проекта становится коллегой, организатором  деятельности, консультантом. Он направляет разные виды деятельности обучающихся и нередко сам пополняет свои знания.

СЛАЙД 11  Функции учителя: помогает определить цель деятельности; рекомендует источники получения информации; раскрывает возможные формы деятельности; содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; создает условия для активности школьника; является партнером;

помогает ученику оценить полученный результат и т.д.

ученик: определяет цель своей деятельности; открывает новые знания;

экспериментирует; выбирает пути решения возникающих проблем; несет

ответственность за свою деятельность

СЛАЙД 12. Рекомендации учителю:

1.      Подходить  творчески к любому проекту ученика.

2.     Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.     Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

4.     В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

5.     Тесно сотрудничать с родителями.

6.    При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

Слайд 13. Результаты работы над проектами

Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Такая работа подготавливает детей к более глубокому изучению наук. Конечно, в начальной школе основная работа ложится на учителя, требует много времени и сил. Учитель постоянно самосовершенствуется, получает бесценный опыт общения с детьми в неформальной обстановке.

В ходе выполнения проектов формируется большое количество умений и навыков, которые со временем становятся компетентностями, ученики приобретают положительный опыт деятельности, развивается индивидуальная творческая личность детей.

Слайды 14-17.  Результаты работы за 3 года Все это позволяет считать проектную деятельность одним из  эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования. Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. 

 

Ресурсы:

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-423 Близнецова Г.Д. учитель математики МОУ гимназии № 1 г. Липецка Теоретические аспекты проектной деятельности в процессе обучения

http://festival.1september.ru/articles/505948/ Якобс Наталья Витальевна, методист

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проектная деятельность обучающихся- как средство реализации компетентностного подхода к обучению и воспитанию (Выступление на педсовете)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выступление на педагогическом совете пригодится учителям, начинающим работать над проектами.

Введение образовательных стандартов  нового поколения требуют новых    методов и  технологий в обучении и воспитании.

 

Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.  У младших школьников выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе и внеурочной деятельности. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 307
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Елена Петровна
    Смирнова Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3174
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе