Главная / Информатика / проектная деятельность на уроках информатики

проектная деятельность на уроках информатики



Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова»

статья

«Проектная деятельность на уроках информатики»







Подготовил

Учитель информатики и физики

Хусаинов Иосиф Хосьянович































Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов. Проектное обучение используется в школах США и ряда других стран.

В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, на в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.


В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.

Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории.

Деятельность бывает процессная и проектная. Процессная -это институциональная, т.е. в рамках действующих наборов отношений. Например, передача знаний учителем, получение знаний учащимися в процессе обучения в школе на уроках. Деятельность бывает проектная. Иногда невозможно достичь нужного результата в процессной деятельности и тогда прибегают к проектной деятельности. Дадим определение этим деятельностям.

  • Процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя.

  • Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.

Таким образом, различий между процессом и проектом, по сути, два: уникальность/повторяемость выполнения последовательности действий, и уникальность/повторяемость результата.

Процесс у нас это набор уроков, по какому либо предмету. По завершению, которого учащиеся получили конечный продукт - знания. Проект – набор мероприятий, создающий уникальный продукт, например, доклад-исследование на районную конференцию.

Пусть , например, необходимо создать сайт класса, кружка, спортклуба. Собирается группа учащихся, для создания сайта - конечного продукта, где распределены ответственные за те или иные участки деятельности. После создания сайта группа распадается.

Рассмотрим процессную деятельность. В ходе изучения информатики, согласно календарно-тематическому плану, есть тема, где рассказывается о создании сайта, причем одним способом, на языке HTML И мы изучив тему, узнав технологию создания сайта, инициируем создание проекта –сайт на выбранную тему, в рамках процесса, а можем и не создавать. На уроке мы изучаем как создать сайт, но не обязаны создать его и разместить его в интернете, т. е. не имеем конечного уникального продукта - сайт Иванова Пети. Для ученика это-проект. Он создавался не группой, а одним человеком.

А на элективном курсе, который называется «Технология создания сайта» мы изучаем 3 способа создания сайта, т.е. фактически создаем три разных проекта. Конечно, эти проекты более глубокие, полученный продукт является по сути профессиональным. Ученик учится создавать сайт, способами, которые известны на сегодняшний день: на языке HTML, специальным редактором, с помощью конструктора. Ничто не мешает учителю объединить учащихся в группы для создания проекта. Элективные курсы более «заточены» под проекты. Выпускники 2010 года все создали сайты. Дважды среди них проводился конкурс. Условием получения «4» и «5» было наличие сайта, находящегося в сети интернет.( Ханбиков создал сайт ершовского водоканала, Царев сайт класса, в рамках проекта ученический класс, Резников- сайт Чапаевской школы, Родиков - сайт, посвященный климату)

Итак . Какова последовательность действий по созданию проекта:

  • инициирование проекта;

  • планирование проекта;

  • исполнение проекта;

  • мониторинг и управление;

  • завершение проекта.

При этом уникальным является именно собственно исполнение проекта, а все прочие фазы если и не одинаковы, то могут быть сведены к двум-трем устойчивым вариантам.

Таким образом процесс и проект могут перетекать друг в друга Но для чего мы выделяем проект и учитываем его в реальном процессе. Дело в том, что управляют процессами и проектами по-разному.

Для разрядки расскажу следую историю в рамках нашей темы. Для создания реального инновационного проекта необходимы три вещи:

  • Творческая энергия индивидуума

  • Институциональная среда

  • Государственная активность

Будучи аспирантом Сергей Брин, гражданин России, решил сложную математическую задачу, создав новый принцип поиска в пространстве интернета, но, к сожалению, не наша страна, а США обладает исключительно дружественной к инновациям институциональной средой, в формировании которой уникальную роль играет американское государство, традиционно мощно поддерживает науку, образованиеи создает эффективные механизмы быстрого внедрения новшеств.. На сегодняшний день компания Сергея Брина, Google, оценивается в 157 млр. Дол. Для сравнения-самая крупная компания России_Газпром оценивается в 340 млд. Дол. Брину чуть больше 30 и эта компания могла быть в России. Сделаем выводы. Необходимо среда в школе, в районе и т.д., чтобы учитель и ученики хотели заниматься проектами.

Анализ работ позволяет, несмотря на имеющиеся различия, рассматривать проект как самостоятельную работу учащихся, осуществляемую с помощью педагога-руководителя (супервизора).
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
• Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

ШАГ-ЗА-ШАГОМ.
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос,
зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг —
как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Рассмотрим тему «Создание презентации» в 9 классе.. вначале изучаем технологию: как создать слайд. Вставка текста и рисунка .создаем презентацию «Виды спорта». Вставляем рисунки по видам спорта. Создаем незатейливый текст. Учимся демонстрировать презентацию. Обсуждаем какие темы можно выбрать для собственного проекта, что необходимо, где взять материал. Затем создание. Любимые темы: мобильные телефоны, любимый футбольный клуб, косметика, машины. Незатейливо, но работающие презентации. Далее избирается жюри. Общая демонстрация. Оценка жюри, но не оценка, а место - своеобразный рейтинг. После этого следует оценка. Все работают активно.

Такая тема присутствует в 10 профильном классе и в 11 базовом. Надо сказать учащиеся относятся к этому с любовью. У некоторых просто шедевры. С музыкальным сопровождением, с гиперссылками. Жюри. Всенародный показ. Рейтинг. Оценка.

Много презентаций коммерческой направленности. Бутики, рестораны, туристические агентства. Ученикам хорошо и учителю приятно. Одна из моих любимых тем.

ИНИЦИАТОР-СОТРУДНИЧЕСТВА
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
В ходе изучения информатики, я реально вижу 6 тем, по которым могу создать или предложить детям создать проект. 1- Исследование информационных моделей. Этим мы занимаемся всю вторую четверть. Обычно выбирается либо физика, либо математика. В рамках этих дисциплин достаточно понятно, как и для чего создавать эти модели. Каков ожидаемый результат. А можно было бы, например, модель развития популяции тушканчиков в Заволжье. (коров, свиней и т,д,) для модели роли не играет. Необходимы исходные данные. Но, к сожалению, я не имею этих данных. 2.Базы данных. Хранение данных и поиск данных. Обычно дети выбирают библиотека, видеотека. То что понятно. 3.Создание электронного адреса, средства быстрого общения.(голосовая, видео связь) 4. Проект создание реферата после изучения темы «Текстовой редактор». Кстати книга Word 2007 содержит 650 страниц. Это почему то получается хуже остальных тем. Ученики норовят скачать реферат из интернета. 5-комппьютерные презентации.6- создании сайта.

Во время создания проектов я реально превращаюсь в консультанта. Как в этот момент ставить оценки, я не представляю. Наша образовательная система внутренне реально не приемлет проекты, хотя на словах вроде бы она приветствует это. Ну и возьмем коэффициент 0,2 за проект. И сравним с 17 за то, что дети начальных классов не пропустили уроки без уважительной причины. Как в рекламе - почувствуйте разницу.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ!
Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

Здесь хочется сказать о следующем. любой учебный предмет - фактически проект. И называется он- ЕГЭ. Не надо никаких слов. 1 критерий - сколько учащихся не преодолело барьер. 2-Ваши баллы относительно средних. Все остальное –разговоры.

Примерный перечень критериев выглядит так:
– Обоснование и постановка цели,
планирование путей ее достижения.
– Полнота использованной информации,
разнообразие ее источников.
– Творческий и аналитический подход к работе.
– Соответствие требованиям оформления
письменной части работы.
– Анализ процесса и результата работы.
– Личная заинтересованность автора,
его вовлеченность в работу.
– Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

По всей видимости следующие:

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1.Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.


Литература

1.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
3.http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

4. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.


8


проектная деятельность на уроках информатики
  • Информатика
Описание:

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

 

Автор Хусаинов Иосиф Хосьянович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1627
Номер материала 44125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓