Главная / Другое / Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа.

Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа.

Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа.

Социально-экономические изменениями в современном обществе и преобразования, происходящие в Российском здравоохранении, обусловили повышение требований к уровню квалификации медицинских работников среднего звена, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью.

Поэтому возникла потребность в специалистах, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, качественно и своевременно выполнять работу, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Большую роль здесь играет самостоятельная познавательная деятельность, активизирующая мыслительные процессы, помогающая творческому самовыражению студентов. В сложившихся условиях перед преподавателем встает задача создания и внедрения в педагогическую практику новых, более совершенных методов обучения, направленных на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Возникает необходимость изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы.

В качестве метода, стимулирующего самообразование студентов, используется метод проектов. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.



Под методом проектов понимается система обучения, при которой студент приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов позволяет:

• выявлять и формулировать проблемы;

• проводить их анализ;

• находить пути их решения;

• работать с информацией из различных источников;

• находить необходимый источник;

• применять полученную информацию для решения поставленных задач.



К технологии метод проектов предъявляют следующие требования:

• проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания;

• студенты должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;

• деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер;

• работа студентов должна быть осмысленной и активной;

• для взаимодействия используется групповая форма работы.



Этапы работы над проектом:

• выбор темы;

• формулирование варианта проблем;

• распределение задач по группам;

• групповая или индивидуальная разработка проекта;

• защита проекта.

При организации проектной деятельности происходит смещение акцентов - преподаватель - студент. Студент становится активным участником учебного процесса, проявляя инициативу, познавательную и творческую активность, самостоятельность в решении проблем. Он учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Из большого количества информации необходимо умение выделять главное. На студента возлагается ответственность за исполнение проекта.

В практической деятельности творческие способности проявляются наиболее ярко. «Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяемым свое настоящее» - отмечал ученый - психолог Л.С. Выгодский.

Коммуникативная компетентность - одна из базовых характеристик профессиональной компетентности специалистов медицинского профиля. Медицинская сестра должна владеть приемами и способами эффективного общения, как с пациентами и их родственниками, так и с коллегами для достижения взаимопонимания, необходимого для оказания существенного влияние на исход конкретного заболевания. Поэтому передо мной встала задача – как осуществить формирование коммуникативных умений у будущих медицинских работников, используя метод проектной деятельности.

Наш проект называется «Береги здоровье смолоду». Участниками проекта стали студенты первого курса и учащиеся 4 класса школы №6. Началась наша работа над проектом с выбора темы. Сохранением своего здоровья нужно заниматься с детства. Поэтому студенты решили взять шефство над младшими школьниками и в течение всего учебного года проводить просветительскую работу, рассказывая и обучая их основам здорового образа жизни. Участники проекта разделились на группы. Перед каждой группой была поставлена проблема, которую нужно исследовать в рамках намеченной тематики. Следующий этап - обсуждение возможных методов исследования и поиска информации. После этого каждая группа начала работу над конкретным направлением. Студенты приступили к сбору теоретического материала, подготовке выступлений перед школьниками и оформлению выступлений в виде презентации. Полноправными участниками проекта стали ученики 4 класса. Перед каждым выходом в школу студенты обращались за советом к учителю, работающему в этом классе для того, чтобы учесть возрастные особенности младших школьников.

В каждом выступлении обязательно присутствуют игровые моменты: разыгрываются сценки, совершаются занимательные путешествия, проводятся конкурсы. Каждый месяц проходит встреча студентов и учеников 4 класса. Вот лишь некоторые темы этих встреч: «Каждый знает, что режим в жизни нам необходим», « Если хочешь быть здоров – закаляйся!». По окончанию встречи школьникам раздаются памятки – рекомендации, как сохранить здоровье.

Участие студентов в проекте способствует развитию способностей профессионального общения, помогает приобрести опыт публичных выступлений по профилактической работе.

Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Данная технология способствует успешной социализации студентов благодаря адекватной информационной среде, в которой студенты учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность развития творческих способностей студентов - медиков.

Формированию ключевых компетенций студентов с помощью метода проектов.

• коммуникативной

• интеллектуальной

• творческой.

Метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне определённым практическим результатом.







Список литературы

Бахтиярова Е.М. « Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении» Школьные технологии 2001 №2

Пахомова Н. Ю. « Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: АРКТИ,2003

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования" М., 2004.

Петрукович О.А. «Проектированию надо учить» Школа и производство, 2003г

Сиденко А.С. « Метод проектов: история и практика применения» Завуч №6 2003



Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа.
  • Другое
Описание:

В данной статье рассказано почему возникла необходимость в привлечении студентов медицинского колледжа к проектной деятельности. Какие активные методы самостоятельной работы студентов можно использовать. По каким причинам в качестве метода, стимулирующего самообразование студентов, используется метод проектов.   

Рассматриваются теоретические вопросы метода проектов: история возникновения, работы ученых, занимавшихся разработкой данного метода.

 Приведен пример проектной деятельности студентов медицинского колледжа и младших школьников общеобразовательной школы.

Автор Шикина Лариса Борисовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 836
Номер материала 24101
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓