Главная / Директору-завучу / Проектная деятельность, как основа успеха в учреждении дополнительного образования

Проектная деятельность, как основа успеха в учреждении дополнительного образования

Проектная деятельность, как основа успеха в учреждении дополнительного образования



Позитивное влияние среды на процесс формирования у детей экологической культуры во многом зависит от степени согласованности ее составляющих и глубины их взаимодействия.

Как известно, в экологическом образовании заложен важнейший потенциал, обеспечивающий успешность формирования экологической культуры обучающихся. На станции юных натуралистов города Сургута специально организована развивающая образовательно-воспитательная среда, включающая в себя всю совокупность условий, средств и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении ребенка. В этой среде выделяют следующие составляющие:

- содержательно-технологическую (содержание образования, методы, методики, технологии образовательно-воспитательного процесса и формы его организации и др.);

- субъект - субъектную (взаимодействие педагогов, обучающихся и родителей);

- социально-коммуникативную (различные типы взаимодействий в учебных объединениях);

- пространственно-предметную (материально-техническое обеспечение, интерьер, психологическая и санитарная комфортность и др.).

Важнейшим условием повышения экокультурного потенциала образования является адаптация современных образовательных технологий к задачам экологического образования.

Современная педагогика разработала широкий спектр интерактивных технологий, позволяющих наиболее результативно решать задачи формирования экологической культуры обучающихся. Это технологии:

- развивающего обучения, включающего проблемный и поисково-исследовательские методы;

- блочно-модульного построения учебного материала;

- уровневой дифференциации и личностно- ориентированного обучения;

- имитационные, включающие проектные и игровые технологии;

- информационные и др.

В качестве примера остановимся на чрезвычайно актуальной технологии проектной деятельности. Администрацией станции юных натуралистов была разработана «Программа развития как комплексный проект по формированию экологической культуры обучающихся».

Программа развития сформирована как совокупность проектов, выстроенных для достижения обозначенных задач в рамках имеющихся ресурсов, в контексте проектной деятельности и проектной культуры. Программа объединяет одиннадцать проектов, из которых семь отмечено грантами.

Проект предпрофильной под­готовки и профильного обучения.

Проект информатизации

Проект обновления содержания образования и тех­нологий работы по теме «Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования» (грант окружного конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования ХМАО-Югры»).

Проект обновления воспитательной системы «Земля - наш общий дом».

Проект «Экологический всеобуч».

Проект по работе с одарёнными детьми «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия» (грант Главы города за победу в городском конкурсе проектов по работе с одаренными детьми, Грант Губернатора ХМАО-Югры за победу в окружном конкурсе образовательных учреждений, реализующих экологическое образование с учетом регионального компонента).

Проект «Летняя научно-исследовательская экспедиция в особо охраняемые природные территории» (грант окружного конкурса по организации летнего отдыха для детей и молодёжи ХМАО-Югры»).

Проект «ЭКО-ДО» (грант городского конкурса молодежных проектов «Молодые молодым»).

Проект «Семейный клуб «Любители природы» (грант Главы города за победу в городском конкурсе социально-значимых проектов).

Проект по внедрению новых форм интеграции УДО различных ведомств в ХМАО-Югре (грант Губернатора за победу в окружном конкурсе проектов по интеграции учреждений дополнительного образования различных ведомств)

Проект «ЭКОМИКС» (Грант Губернатора ХМАО-Югры за победу в окружном конкурсе образовательных учреждений, реализующих новые требования к содержанию, условиям и результатам образования).

Реализация программы развития обеспечивает адаптацию станции юных натуралистов к изменениям, определенным в приоритетных направлениях разви­тия российского образования, способствует развитию муниципальной образовательной системы как единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования школьников. На станции юных натуралистов созданы безопасные и комфортные условия для обеспечения сохранности и укрепления здоровья обучающихся, обновился блок ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические, информационные ресурсы) в соответствии с эколого-биологической направленностью образовательных программ.

Внедряя современные педагогические технологии формирования экологической культуры, педагогическим коллективом станции юных натуралистов накоплен инновационный опыт. С 2006 года станция юных натуралистов по результатам опытно-экспериментальной и инновационной деятельности является опорным образовательным учреждением по диссеминации накопленного опыта в образовательном пространстве города и округа. Ежегодно для учителей биологии, экологии ОУ города проводятся городские семинары различной тематики. Для воспитателей, экологов МДОУ - экологические практикумы по проведению интерактивных занятий с детьми. В соответствии с календарем массовых мероприятий департамента образования станцией юных натуралистов проводятся 9 городских мероприятий экологической направленности («Марш юных экологов», «Добро в твоем сердце», «Зеленый рейд», «Земля наш дом, в котором мы живем», «Сохраним цветущий мир Югры», «Ёлочка», «Кормушка», «Капелька», «Птицеград»).

При использовании интерактивных форм обучения у педагогов появляются широкие возможности для интеграции не только разнопредметных знаний, но и для интеграции обучения и воспитания, что очень важно для формирования экологической культуры обучающихся. Для воспитанников традиционно проводятся экологические праздники, акции, десанты: «День журавля», «День защиты животных», «День заповедников и национальных парков», «День водно-болотных угодий», «День Воды», «День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия», «День защиты окружающей среды»; всероссийские акции - «Дерево надежды», «Кормушка»; международные акции - «Марш парков», «Спасти и сохранить»; всемирные акции «Очистим планету от мусора»; городские акции: «Елочка», «Берегите воду», «Отходы в доходы», «Птицеград»; трудовые десанты – «Чистый город», «Зоопарк – животных дом, наведем порядок в нем»», «Добрая лейка», «Прикоснись к земле руками». Все проводимые мероприятия гармонично сочетают основополагающие знания об окружающем нас мире в целом со своеобразием и уникальностью жизни Севера, дают представление о растительном и животном многообразии ХМАО, о национальных традициях коренного населения, о богатстве тайги, рек, земных недр региона.

Для становления системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в нашем учреждении с 1999 года реализуется проект «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия», который обеспечивает эффективное сопровождение воспитанников на всех этапах получения образования, проведение летних научных лагерей и экспедиций, конкурсов, научно-практических конференций. Данный соревновательный механизм позволяет не только поддерживать таланты, но и оказывает адресную поддержку для развития социальной мобильности детей. За 2009-2014 годы в конкурсах разного уровня приняло участие 2044 воспитанника, из них победителями и призерами стали: на городском уровне - 231, на региональном – 113, на всероссийском – 248, на международном -18 человек. Иванова Милена дважды награждалась премией, учрежденной Президентом Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи и премией Губернатора ХМАО-Югры. Информация о двух обучающихся размещалась на Городской Доске Почёта. Ежегодно обучающиеся СЮН получают стипендию им. А.С. Знаменского и премию Главы города в сфере образования за достижения высоких результатов деятельности. Мотивация на обучение у школьников научного общества очень высокая. Это связано с тем, что они уже сделали свой выбор в профессиональном обучении. 98% выпускников станции юных натуралистов продолжают учебу в высших учебных заведениях по направлениям: биология, экология, медицина, ветеринария.

Таким образом, внедрение в педагогическую практику технологий проектного обучения способствует формированию целостного представления о социоприродной среде, закладывает основы системного мышления, помогает научиться моделировать и прогнозировать развитие социоприродных процессов, глубже осознать взаимосвязи в социоприродной среде, найти в ней место человека, понять и осознать какими должны быть его деятельность и поведение.



Литература

  1. Глазачев С.Н., Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Марченко А.А. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация. – М.: РИОМГТУ им. М.А.Шолохова, 2008. 322 с.

  2. Гребенюк Г.Н., Кискаев И.А., Морозова И.А., Паукова Л.Н. педагогическое проектирование в сфере экологического образования: Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2004, 226 с.

  3. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001. 194.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.816 с.

  5. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) – М.: наука, 100 с.

  6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000-. – 456 с.







Проектная деятельность, как основа успеха в учреждении дополнительного образования
  • Директору-завучу
Описание:

В статье описывается резултативность применения технологии проектного обучения в учреждении дополнительного образования. На станции юных натуралистов города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  организована специальная развивающая образовательно-воспитательная среда, включающая в себя всю совокупность условий, средств и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении ребенка. Еще на стадии начального обучения детям предлагаются маленькие проекты, которые помогаю ребенку увидеть всю красоту мира, окружающего его. Проектная деятельность позволяет каждому стать участником социально-значимых, научно-исследовательских мероприятий

 

Автор Маюрова Александра Сергеевна
Дата добавления 06.02.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Планирования
Просмотров 609
Номер материала 55758
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓