Главная / Начальные классы / Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 72»













Проектная деятельность

в начальной школе

( выступление на городском семинаре «Методическое сопровождение учебного процесса в свете перехода на ФГОС НОО»)



Доклад подготовила:

Тайлакова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

руководитель методического объединения

















Прокопьевск 2011г.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательская,

  • поисковая,

  • творческая,

  • ролевая,

  • прикладная (практико-ориентированная),

  • ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  1. Предметно-содержательная область:

  • моно проект (в рамках одной области знания);

  • межпредметный проект.

  1. Характер координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий),

  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  1. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  2. Количество участников проекта.

  3. Продолжительность проекта.

План работы над проектом

Предварительная подготовка учителя:

(подготовительный этап)

  1. Определить тему проекта.

  2. Продумать ключевые понятия темы.

  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.

  4. Представить возможные итоговые работы.

  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.

  6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Первый этап.

(проектировочный)

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме

  2. Вопросы выносятся на доску.

  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.

  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.

  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.

  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

  7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.

  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация, то необходимо обговорить структуру;

Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет).

  1. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап.

(практический)

Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

  1. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

  2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

Заключителдьный этап.

  1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.

  2. Оглашается последовательность выступлений групп.

  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1.Подготовительный

 

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

 

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

 

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4.Контрольно-коррекционный

 

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

 

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

  • Удачи!

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятия. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.

  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные.

  3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.

  4. Работа по проекту является исследовательской.

  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Как же я работаю над проектами?

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка.

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование.

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;

б) определяем способы представления результатов;

в) распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

4. Результаты и выводы

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

5. Представление или отчёт

Проходит на предметном уроке, школьной проектной неделе, родительском собрании.

6. Оценка результатов и процесса

а) организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.



Сро-

ки

Процесс выполнения проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В школе

Дома

1 неделя

Запуск

проекта

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся на теме урока.

Подготавливают рабочее место. Участвуют в беседе: “ А можно ли совершить путешествие по времени” выясняем назначение и пользу проекта для себя и для других.

Делятся на группы по пять человек, и выбирают определенное задание.

Продумывают конструкцию изделия, обращаясь к справочникам, используют Интернет и другие источники информации, советуются с членами семьи.

2 неделя

Составление перечня критериев. Выработка первоначальных идей.

Обсуждение с классом предложенных учащимися эскизов. Помощь в выборе и обоснование лучшей идеи. Обсуждение последовательности изготовления коллажа. Индивидуальное консультирование.

Зарисовка идеи. Обоснование выбора. Составление последовательности операций по изготовлению изделия.

Выбор материалов и приспособлений.

Подбор материалов для изготовления коллажа.

3-7 недели

Изготовление коллажа.

Руководство процессом изготовления. Проведения инструктажа по правилам безопасной работы. Индивидуальные консультации по реализации проекта.

Изготовление проекта. При необходимости внесение дополнения, исправления конструкции, формы.

Изготовление деталей.

8 неделя

Оценка готового изделия.

Организация защиты проекта

Заполнение проектного листа.

Защита проекта, т.е. проведение путешествия по времени для учащихся начальной школы и учителей.

 

9 неделя

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагаю алгоритм рефлексии:

Что нового узнали?

Чему я научился?

Какое главное дело мы сделали?

Самооценка результатов деятельности.

 

В заключение хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

Метод учебного проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, презентативные, поисковые и прочие методики.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Внедрение в школу проектных технологий вызывает у учителей даже страх перед принципиально новой формой педагогического процесса.

Здесь педагог выступает не как толкователь готовых знаний, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний учащимся. Отныне его авторитет зависит не только от знания собственного предмета, но и от способностей быть инициатором интересных начинаний. Понятно, что это намного сложнее. Подобная деятельность требует большего времени как для учителя, так и для учащегося, а также дополнительных усилий со стороны обоих.

Примерная работа над проектом по экологии

Цели и задачи проекта:

  1. Приблизить детей к теме проекта, расширить представление детей об экологии.

  2. Углублять теоретические знания в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия.

  3. Обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

  4. Развивать коммуникативные навыки.

  5. Учить детей поиску материала в разных источниках (справочная литература, художественная литература видеофильмы, компьютерные программы, посещение выставок, музеев и т.д.), отбору и усвоению необходимого знания из информационного поля.

  6. Развивать умение детей мыслить и выражать свои мысли. Учить воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора «Лего».

  7. Формировать навыки сотрудничества.

  8. Развивать детское воображение и любознательность.

  9. Развивать чувства бережного отношения к своей планете и ее жителям.

  10. Учить презентации хода своей деятельности и результатов.

Этапы работы над проектом.

1. Введение в тему:

  1. Беседа об экологии, о важности развития этой отрасли науки.

  2. Подбор художественной литературы к урокам внеклассного чтения.

  3. Работа со словарными словами на уроках русского языка.

  4. Работа с энциклопедиями, дополнительной информацией на уроках ознакомления с окружающим миром и истории.

  5. На уроках ИЗО и художественного труда изготовление поделок и рисунков

  6. Просмотр репродукций, картин, фотографий

2. Развитие темы:

  • изучение экологических проблем России

  • экскурсия в краеведческий музей

  • подготовка докладов о бережном отношении к природе, о животных из “Красной книги”, о заповедниках Кемеровской Области

  • чтение рассказов, стихов, научных статей по теме проекта

  • сочинения, творческие работы

  • подбор стихов

  • выпуск газеты

  • создание презентации

3. Обобщение результатов

  • составление плана презентации проекта

  • распределение ролей и обязанностей

  • соединение заранее построенных заготовок в единый проект

  • работа над презентацией проекта, репетиции

  • работа над созданием слайд-шоу по данному проекту.

4. Презентация проекта.






Проектная деятельность в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

         В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования

Автор Тайлакова Светлана Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 483
Номер материала 43521
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓