Главная / Физика / Проектная работа "Разработка технологической карты урока физики"

Проектная работа "Разработка технологической карты урока физики"

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования








Проектная работа

Разработка технологической карты урока физики






Выполнили: Галяутдинова Фаиза Асатовна, учитель МБОУ «Ямбухтинская основная общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»

Камалова Алия Заитовна, учитель МБОУ «Мемдельская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Руководитель проектной работы:

Ахметшина Гульсия Хабриевна, старший

преподаватель ПЦПКиППРО КФУ




Казань, 2015 год

Содержание

Введение. Актуальность……………………………………………….......…..…3

Основная часть. Теоретическое обоснование проблемы «Проектирование технологической карты урока в основной школе»…………………………...5

1.1. Особенности составления технологической карты урока физики…………5

1.2. Конструирование технологической карты урока………………………….5

1.3. Критерии эффективности технологической карты урока физики…………13

Заключение……………………………………..……………………………..…..15

Список литературы…………………………………………… ……………….18

Приложение……………………………………………………………………...20

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» ………………………………………………………………………….…..20



















Введение

Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и его технологическую карту? Хочется идти в ногу со временем, безболезненно перейти на ФГОС, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока.

Наш проект будет полезен для учителей, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы.


Проблемный вопрос: Каким образом согласно ФГОС будет меняться структура поурочного плана?


Цель проекта: Теоретически обосновать и разработать технологическую карту современного урока физики в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения.


Задачи проекта:

  1. Изучить нормативно-правовой базы по ФГОС ООО.

2. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме «Проектирование технологической карты современного урока физики в основной школе в условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения».

3. Освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта урока».

4. Разработать технологическую карту урока физики.


Гипотеза проекта: процесс внедрения ФГОС ООО в будет успешным, если учитель овладеет методикой конструирования технологической карты урока.


Продукт проекта: технологическая карта урока.


Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.

Изучение нормативно-правовой базы по ФГОС ООО.

  1. Основной.

Разработка технологической карты урока физики.

3. Оформление результатов.

















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I глава. Теоретическое обоснование проблемы «Разработка технологической карты урока в основной школе по физике»


1.1. Особенности составления технологической карты урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями.

1.2. Конструирование технологической карты урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

  • она имеет статус документа;

  • в ней записан весь процесс;

  • указаны операции, их составные части;

  • названы материалы;

  • перечислено оборудование;

  • указаны инструменты;

  • обозначены технологические режимы;

  • рассчитано время;

  • определён квалификационный статус исполнителей.

Конструируя технологическую карту урока, нужно мысленно проходить все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

      1. Блок целеполагания

1. Тема урока. Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока;

  • путями реализации этого плана.

  1. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.

Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, нужно внести в технологическую карту ещё один компонент целеполагающего блока –

3. Планируемый результат:

ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно формирующая направленность урока.

4. Личностно формирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования  личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. В системе естествознания и физика обладает немалым человекотворческим началом. Несводимость бытия, материи к единому началу, иерархия законов Природы, жёстко детерминированные и статистические процессы, вероятностно детерминированные, невозможность завершённости научной картины мира, но постоянное её углубление (от законов механики – к теории относительности) – палитра личностно формирующих возможностей велика. А фигуры учёных – их подвиги самоотверженности. 

ІІ. Инструментальный блок

5. Задачи урока. Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:

проверить…

объяснить…

повторить…

научить…

продемонстрировать…

побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Перечнем задач (действий) будет обусловлена структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

6. Тип урока. Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.

Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема.

7. Учебно-методический комплекс.

  • Источники информации

  • Оборудование.

  • Дидактическое сопровождение.

  • Материалы для познавательной деятельности ученика.

Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.


1)
 Источники информации:

  • программа дисциплины;

  • план урока;

  • литература для учителя;

  • литература для учеников;

  • учебники;

  • сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;

  • интернет-сайты;

  • кинофильмы;

  • видеозаписи;

  • аудиозаписи;

  • научная периодическая печать;

  • массовая периодическая печать;

  • учебные телефильмы и т.п.

2) Оборудование:

  • приборы;

  • технические средства обучения;

  • электронные средства обучения;

  • технические средства обучения аудио;

  • технические средства обучения видео;

  • телевидение;

  • компьютеры;

  • локальная сеть;

  • магнитная доска;

  • демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

3) Дидактическое сопровождение:

  • проблемные вопросы;

  • когнитивные и деятельностные установки;

  • понятийный аппарат;

  • логические схемы;

  • таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии);

  • карты географические, исторические, контурные;

  • рисунки;

  • видеозаписи;

  • аудиозаписи;

  • фильмы;

  • компьютерные материалы;

  • индикаторы обратной связи и т.п.

4) Материалы для познавательной деятельности учеников:

  • уровневые задания;

  • карточки для самостоятельной работы;

  • тексты контрольных самостоятельных работ;

  • технологические карты лабораторных работ;

  • инструкция по технике безопасности;

  • задания для выполнения на уроке;

  • задания для самопроверки;

  • индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);

  • другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.


ІІІ. Организационно-деятельностный блок

8. План урока. Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.

Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

Особое внимание необходимо обратить на наличие "обратной связи". Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностно формирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.

Палитра возможностей в создании средств обратной связи богатейшая: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа.

Индикатором обратной связи могут быть не только ответы учащихся, но и их вопросы: самоинициативные либо инициированниые учителем. Вопросы к учителю, вопросы к одноклассникам, вопросы по тексту учебника, на которые можно найти в нём ответы и те, на которые в учебнике ответ не содержится (а это уже стимул к творческому поиску). 
И конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе функционировала локальная компьютерная сеть, позволяющая осуществлять постоянное личное взаимодействие с учеником.
9. Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. 
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы. 

Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.

10. Домашнее задание. Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними –вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.

По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, шапки-невидимки, ковра-самолёта …
Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:

  • на закрепление знаний;

  • на углубление знаний;

  • на развитие творческого уровня знаний;

  • на выработку умений;

  • на выработку и закрепление навыков.

Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:

  • обязательный;

  • углублённый;

  • творческий.

Примерная схема когнитивных установок:

  • что нужно выполнить;

  • почему это нужно выполнить;

  • как это выполнить;

  • для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;

  • какие могут быть сложности;

  • что повторить;

  • на что обратить внимание;

  • какова будет следующая тема урока;

  • кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).

1.3. Критерии эффективности технологической карты урока физики

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач: 

- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

- конструирование (отбор) содержания образования;

- совершенствование форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.


Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы, при условии систематической подготовки к уроку.
























Заключение

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


В ходе нашего проекта мы смогли ответить на проблемный вопрос: Каким образом согласно стандартам второго поколения будет меняться структура поурочного плана?

Таким образом, в нашем проекте выполнены следующие задачи:

- изучение состояния исследуемой проблемы «Проектирование технологической карты современного урока физики в основной школе в условиях внедрения ФГОС ООО второго поколения» в теории и обоснование понятийного аппарата проекта;

- освоение нового типа методической продукции «Технологическая карта урока» (разработана технологическая карта урока физики);

Наш проект не исчерпывает всех аспектов многогранной и сложной проблемы проектирования технологической карты урока физики. Дальнейшее изучение вопросов обусловлено как необходимостью продолжать разработку теоретических задач проектирования технологической карты урока физики, так и реальными запросами практики (важность критериев эффективности технологической карты урока и творческой направленности деятельности учителя).

Цель проекта: теоретически обосновать и разработать технологическую карту современного урока физики в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения достигнута.




Литература

  1. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования;

  2. Приказ МО и Н РТ от 23.03.2015 №1810/15 « Концепция развития школьного физического образования в Республики Татарстан»

  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

  4. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.

  6. Деятельностно – ориентированный подход к образованию//Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2011.- №9. - с.14-15.

  7. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf

  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  9. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - с.13-27.

  10. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. /Н. К. Ханнанов. – М.: Эксмо., 2008.

  11. Приказ МО и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования».

  12. Проектирование урока с учетом положений  ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://semenova-na.ucoz.ru/index/zam_direktora_po_nsh/0-9

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  2. http://wiki.ippk.ru

  3. http://www.proshkolu.ru/






























Приложение №1

Учителя физики: Галяутдинова Ф.А. МБОУ «Ямбухтинская ООШ» Спасского муниципального района РТ

Камалова А.З МБОУ «Мемдельская СОШ» Высокогорского муниципального района РТ

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 8 класс

Автор учебника: А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.-Дрофа, 2011 год

Тема урока: «Закон Ома для участка цепи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.

Задачи урока:

Предметные

Установить зависимость между силой тока, напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.

Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.

Метапредметные

Способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности;

Личностные

Воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;

Формировать ценности уважения к творцам науки.

Оборудование:

Портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;

Амперметр, вольтметр, ключ, 3 резистора, источник тока, соединительные провода;

компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи»;

Дидактический материал: бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе), тест по теме «Закон Ома» (2 варианта, число экземпляров – по числу учащихся в классе).




Технологическая карта урока (примерная схема)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

(личностные, метапредметные)

I.Организационный этап. Мобилизация и

положительный настрой учащихся

в начале урока.

1 мин.

I.Организационный этап. (Самоопределение к деятельности).

Цель:

  • настроить учащихся на учебную деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! «Сейчас трудно представить себе как это-жить без электричества. Мы привычно пользуемся бытовыми электроприборами, а нужно ли при этом понимать принцип их действия? Нас ждут новые открытия и новые тайны самой замечательной науки - физики.

Ну а теперь всё по порядку. Давайте ещё раз обратимся к схеме физического познания. Первым шагом на этом пути являются исходные данные. Нам сегодня в качестве исходных данных понадобятся основные характеристики электрического тока.

Речевая взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Познавательные

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Личностные установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.

II. Постановка и целей и задач урока. 7 мин

II. Этап постановки целей и задач урока

Цели этапа:

  • организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности.

  • обозначить тему урока и цель.

Учитель: на доске 2 помощника (ученики) заполнят таблицу.

Название

Что характеризует?

Обозначение

Единицы измерения

Прибор

для измерения, обозначения

Напряжение





Сила тока





Сопротивление





Остальные заполняют эту таблицу в своих тетрадях.

(Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его условное обозначение)

Учитель: Похоже у вас возникли проблемы? Мы, действительно, ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как называется этот прибор и как он обозначается в схемах электрических цепей. (Омметр, Ω).

Откроем стр.174 учебника. Прочитаем название лабораторной работы №6, которое будем выполнять на следующем уроке. Как можно измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра?

На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R. В этом случае, зная силу тока и напряжение, мы всегда сможем найти сопротивление проводника.

Перед выполнением следующего задания, попробуйте сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке. Запишите каждый свою цель в тетрадях


Сформулировать цель своей деятельности на уроке.







Заполняют таблицу.















Высказывают свое гипотеза о названии прибора для измерения сопротивления и его условного обозначения.

Высказывают гипотезы.



Формулируют и записывают цель своей деятельности на уроке.

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель

Коммуникативные: вступать в учебный диалог


III. Основной этап.

Этап изучения новых знаний

и способов деятельности.

20 мин

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цель этапа:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения практической работы, позволяющей найти необходимую зависимость.

Учитель: В 1826 году немецкий физик Георг Ом экспериментально установил взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Выясним, как зависит сила тока от напряжения.


Заполните соответствующий блок в дидактической карте.


Теперь мы попробуем выяснить зависимость силы тока от сопротивления. Опять включаем логику. А как может зависеть сила тока от сопротивления?

Давайте их всех гипотез выберем самую реальную и попробуем её проверить. Поможет нам в этом дидактическая карта.

Цель с помощью эксперимента выяснить, как зависит сила тока от сопротивления и напряжения.

Деятельность:




Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте.

Заполняют дидактическую карту.


Высказывают гипотезы.



Коммуникативные: навык сотрудничества


Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

IV. Этап анализа полученных результатов.

5 мин

IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин

Цель этапа:

  • Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме.

Учитель: Проанализируем полученные результаты. Высказывайте выводы о том, как зависит сила тока от напряжения и сопротивления.

Запишите формулу, выражающую зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.

Теперь сравните свои результаты с информацией в учебнике.

Мы сегодня на уроке экспериментально открыли закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электроприборы или проводку, то и здесь нам поможет закон Ома. Один ученик готовит репортаж о немецком физике (Георг Ом)

Для запоминания формулы закона Ома: C:\Users\Алия\Pictures\закон ома.jpg

Определение «Закона Ома» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157.swf


Цель:

Сформулировать закон Ома для участка цепи.

Деятельность:


Зачитывают выводы.

Записывают формулу.

Зачитывают формулировку закона Ома для участка цепи.


Познавательные:

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания

Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

9 мин

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно.

Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72440082-0334-4a7e-8a26-e60c45c19540/8_156.swf

Решение графических и количественных задач.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf


Цель:

Закрепить изученный материал.

Деятельность:

Работают самостоятельно, опираясь на конспект и учебник. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили. Выбирают эффективные способы решения задач.

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга.


VI. Рефлексия.

3 мин

VI. Рефлексия.

Цель этапа: - оценить собственную деятельность на уроке;

- поблагодарить друг друга за урок;

- зафиксировать неразрешённые затруднения как

направления будущей учебной деятельности;

- обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока и определим уровень своих достижений.

  • Что нового узнали, поняли?

  • Что научились делать?

  • Что понравилось на уроке? Что было самым трудным? Почему?

  • Достигнута ли ваша личная цель?

Заполните соответствующие строки в дидактической карте.

Домашнее задание:   § 44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1,2,4) из учебника (уровень понимания)

Почему птицы могут сидеть на высоковольтную линию? (уровень применения)

Цель:

Оценить собственную деятельность на уроке.

Деятельность:





Отвечают на вопросы учителя.




Заполняют дидактическую карту.

Регулятивные: Определить самостоятельно давать самооценку.

Личностные: смыслообразование.










Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу







Проектная работа "Разработка технологической карты урока физики"
  • Физика
Описание:

Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и его технологическую карту? Данный проект должен помочь в решении этой проблемы. Хочется идти в ногу со временем, безболезненно перейти на новый ФГОС, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока .

Наш проект будет полезен для педагогов-коллег, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы

Автор Галяутдинова Фаиза Асатовна
Дата добавления 06.11.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 1791
Номер материала MA-062036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓