Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыПроектирование в системе самообразования учителя

Проектирование в системе самообразования учителя

Скачать материал

О. Г. Овечкина, заместитель директора

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида №5» г. Сарапул Удмуртская Республика

 

Проектирование в системе самообразования учителя

 

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно, на наш взгляд, говорить в первую очередь об исследовательской деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». [1]

Если процесс самообразования:

а/ осуществляется добровольно;

б/ осуществляется сознательно;

в/ планируется, управляется и контролируется самим человеком;

г/ необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

 то речь идет о самообразовании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учителю необходимо учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но в не меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

·        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

·        Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

·        Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

·        Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

·        Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

·        Повышать уровень своей эрудиции.

Время показало, что наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы приобщить учительство к исследовательской деятельности, дать ему в руки “удочку” в виде технологии проективного исследования и научить его самого решать научным способом текущие школьные проблемы.

Формы реализации темы по самообразованию могут быть различными, но наиболее практико  ориентированной и значимой  является   форма проекта.

Для того чтобы составить проект по реализации темы по самообразованию, надо выявить проблему, над которой необходимо будет работать.  К примеру,  выявлена тема: «Повышение мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Далее разрабатывается сам проект, связанный с решением проблемы по низкой мотивации подростков в школе, в результате разработки которого планируется повышение мотивации.

 Основной путь решения проблемы - работа с обучающимся по восполнению знаний, формированию навыков саморегуляции, работа учителя по организации учебной деятельности, работа с детским коллективом по выработке позиций успешной деятельности. Эффективность данного проекта заключается в том, что у обучающихся повысится успеваемость и посещаемость уроков, разовьются его академические способности в соответствии с его индивидуальными интересами, улучшится психологический климат в классе, уменьшится количество конфликтных ситуаций. Улучшится социальная сторона: появится цель в жизни, откроются новые перспективы и возможности.

Структура проекта предполагает следующие компоненты:

·        Введение (актуальность, проблема, гипотеза)

·        Сроки реализации

·        Цель: создать условия, задачи: организовать, проанализировать…

·        Анализ ситуации: теоретическая часть.

·        Методы оценки результатов: анкетирование, мониторинг, сравнительный анализ и т. д.

·        Мероприятия: (на основании задач):

Практическая работа: (написать возможные мероприятия в соответствии с задачами)

(Например к теме: «Повышение мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья»).

- Организовать работу с обучающимися по формированию положительной мотивации к учению.

           -       Организовать ряд мероприятий по улучшению сихологического

          климата    класса и сплочению коллектива

- Организовать деятельность педагогов в учебном процессе для развития положительной мотивации в обучении подростков.

·        Результаты: повысилось …, улучшились…, уменьшилось…, создан методический продукт….

·        Выводы, перспектива развития: (обобщение опыта на уровне города, республики, статья в периодической печати, продолжении работы…)

           Педагог, использующий проектно – исследовательскую деятельность  при реализации темы по самообразованию переходит  к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

 

 

Литература:

1.   Педагогический энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа : dictionary.fio.ru

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проектирование в системе самообразования учителя"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье представлены педагогичсекие  аспекты самообразования учителя, как необходимое и очень важное в методичсекой деятельности как самого учителя. так и всей школы в целом.Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то  в первую очередь это исследовательская деятельность учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий. Представлен опыт работы школы по работе над темами самообразования учителей (проведение конкурса проектов по самообразованию среди учителей, и этапы при  составлении проекта по самообразованию ).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 908 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 349
    • DOCX 21.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Овечкина Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Овечкина Ольга Геннадьевна
    Овечкина Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7865
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 483 человека

Курс повышения квалификации

Планирование и организация работы педагога-психолога ДОУ в сенсорной комнате

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе