О.
Г. Овечкина, заместитель директора
МКС(К)ОУ
«С(К)ОШ VIII вида №5» г. Сарапул Удмуртская Республика
Проектирование в системе самообразования учителя
Методическая
работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических
кадров, направленная на повышение научно-теоретического, общекультурного
уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Если
говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то
нужно, на наш взгляд, говорить в первую очередь об исследовательской
деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении
новых методик и технологий.
Совершенствование
качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае
эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций
невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование есть потребность
творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий
с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является
профессия учителя.
Самообразование
– процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как
определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе
самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельным изучением материала». [1]
Если
процесс самообразования:
а/
осуществляется добровольно;
б/
осуществляется сознательно;
в/
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
г/
необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то
речь идет о самообразовании.
Самообразование
учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие
требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его
преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных
сферах общественной жизни. Учителю необходимо учиться всему постоянно, потому
что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы,
углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к
самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического
ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного учителя, но в не меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа
и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Если
представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то
получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
·
Изучать и внедрять новые педагогические технологии,
формы, методы и приемы обучения.
·
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
·
Периодически
проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
·
Совершенствовать свои знания в области классической и
современной психологии и педагогики.
·
Систематически интересоваться
событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
·
Повышать уровень своей эрудиции.
Время
показало, что наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том,
чтобы приобщить учительство к исследовательской деятельности, дать ему в руки
“удочку” в виде технологии проективного исследования и научить его самого
решать научным способом текущие школьные проблемы.
Формы
реализации темы по самообразованию могут быть различными, но наиболее практико
ориентированной и значимой является форма проекта.
Для
того чтобы составить проект по реализации темы по самообразованию, надо выявить
проблему, над которой необходимо будет работать. К примеру, выявлена тема:
«Повышение мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Далее
разрабатывается сам проект, связанный с решением проблемы по низкой мотивации
подростков в школе, в результате разработки которого планируется повышение
мотивации.
Основной
путь решения проблемы - работа с обучающимся по восполнению знаний,
формированию навыков саморегуляции, работа учителя по организации учебной
деятельности, работа с детским коллективом по выработке позиций успешной
деятельности. Эффективность данного проекта заключается в том, что у
обучающихся повысится успеваемость и посещаемость уроков, разовьются его
академические способности в соответствии с его индивидуальными интересами,
улучшится психологический климат в классе, уменьшится количество конфликтных
ситуаций. Улучшится социальная сторона: появится цель в жизни, откроются новые
перспективы и возможности.
Структура
проекта предполагает следующие компоненты:
·
Введение (актуальность,
проблема, гипотеза)
·
Сроки реализации
·
Цель: создать условия,
задачи: организовать, проанализировать…
·
Анализ ситуации: теоретическая часть.
·
Методы оценки результатов: анкетирование, мониторинг,
сравнительный анализ и т. д.
·
Мероприятия: (на основании задач):
Практическая работа: (написать возможные
мероприятия в соответствии с задачами)
(Например к теме: «Повышение мотивации
подростков с ограниченными возможностями здоровья»).
- Организовать работу с обучающимися по
формированию положительной мотивации к учению.
- Организовать
ряд мероприятий по улучшению сихологического
климата класса и сплочению коллектива
- Организовать деятельность педагогов в
учебном процессе для развития положительной мотивации в обучении подростков.
·
Результаты: повысилось …,
улучшились…, уменьшилось…, создан методический продукт….
·
Выводы, перспектива
развития: (обобщение опыта на
уровне города, республики, статья в периодической печати, продолжении работы…)
Педагог, использующий проектно – исследовательскую
деятельность при реализации темы по самообразованию переходит к
целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что
свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а
это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и
результативность педагогической деятельности в целом.
Литература:
1. Педагогический энциклопедический
словарь [электронный ресурс] – Режим доступа :
dictionary.fio.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.