Главная / Директору-завучу / Проектирование в системе самообразования учителя

Проектирование в системе самообразования учителя

О. Г. Овечкина, заместитель директора

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида №5» г. Сарапул Удмуртская Республика


Проектирование в системе самообразования учителя


Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно, на наш взгляд, говорить в первую очередь об исследовательской деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». [1]

Если процесс самообразования:

а/ осуществляется добровольно;

б/ осуществляется сознательно;

в/ планируется, управляется и контролируется самим человеком;

г/ необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

 то речь идет о самообразовании.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учителю необходимо учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но в не меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции.

Время показало, что наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы приобщить учительство к исследовательской деятельности, дать ему в руки “удочку” в виде технологии проективного исследования и научить его самого решать научным способом текущие школьные проблемы.

Формы реализации темы по самообразованию могут быть различными, но наиболее практико ориентированной и значимой является форма проекта.

Для того чтобы составить проект по реализации темы по самообразованию, надо выявить проблему, над которой необходимо будет работать. К примеру, выявлена тема: «Повышение мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Далее разрабатывается сам проект, связанный с решением проблемы по низкой мотивации подростков в школе, в результате разработки которого планируется повышение мотивации.

Основной путь решения проблемы - работа с обучающимся по восполнению знаний, формированию навыков саморегуляции, работа учителя по организации учебной деятельности, работа с детским коллективом по выработке позиций успешной деятельности. Эффективность данного проекта заключается в том, что у обучающихся повысится успеваемость и посещаемость уроков, разовьются его академические способности в соответствии с его индивидуальными интересами, улучшится психологический климат в классе, уменьшится количество конфликтных ситуаций. Улучшится социальная сторона: появится цель в жизни, откроются новые перспективы и возможности.

Структура проекта предполагает следующие компоненты:

  • Введение (актуальность, проблема, гипотеза)

  • Сроки реализации

  • Цель: создать условия, задачи: организовать, проанализировать…

  • Анализ ситуации: теоретическая часть.

  • Методы оценки результатов: анкетирование, мониторинг, сравнительный анализ и т. д.

  • Мероприятия: (на основании задач):

Практическая работа: (написать возможные мероприятия в соответствии с задачами)

(Например к теме: «Повышение мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья»).

- Организовать работу с обучающимися по формированию положительной мотивации к учению.

- Организовать ряд мероприятий по улучшению сихологического

климата класса и сплочению коллектива

- Организовать деятельность педагогов в учебном процессе для развития положительной мотивации в обучении подростков.

  • Результаты: повысилось …, улучшились…, уменьшилось…, создан методический продукт….

  • Выводы, перспектива развития: (обобщение опыта на уровне города, республики, статья в периодической печати, продолжении работы…)

Педагог, использующий проектно – исследовательскую деятельность при реализации темы по самообразованию переходит к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.



Литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа : dictionary.fio.ru




Проектирование в системе самообразования учителя
  • Директору-завучу
Описание:

В статье представлены педагогичсекие  аспекты самообразования учителя, как необходимое и очень важное в методичсекой деятельности как самого учителя. так и всей школы в целом.Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то  в первую очередь это исследовательская деятельность учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий. Представлен опыт работы школы по работе над темами самообразования учителей (проведение конкурса проектов по самообразованию среди учителей, и этапы при  составлении проекта по самообразованию ).

 

Автор Овечкина Ольга Геннадьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 21047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓