Проект
урока
русского языка в 7 классе
Тема:
Выборочное изложение с описанием внешности
(отрывок
из рассказа М.А.Шолохова)
Змеева
Е. В.,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ №12», г.Кунгур
Тема
урока:
Выборочное
изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова)
Цели:
Предметные:
выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа
описания, его языковых особенностей.
Метапредметные:
осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений
задавать вопросы к тексту.
Задачи:
Предметные:
определять основную мысль текста, выделять в частях исходного текста подтему,
составлять план.
Метапредметные:
осознавать цель учебной деятельности, выбирать языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач.
1.Вводная
часть
Рассказ
учителя о творчестве М.А.Шолохова.
2. Актуализация знаний.
Деятельность учителя:
- организация
эвристической беседы
- вопросно-ответное
общение
- просмотр
мультимедийной презентации
Деятельность ученика:
- ответы на вопросы
- выбор нужного материала
(анализ и синтез)
Формируемые УУД:
- познавательные
(операции анализа, сравнения)
- коммуникативные (формулируют
собственные мысли)
Учитель читает текст,
учащиеся делают выбор материала, который характеризует внешний вид героев
(отца и сына). Можно вывести набранный вместе материал на слайд.
3.
Выявление места и причины затруднения. Постановка цели задачи урока.
Построение
выхода из затруднения.
Деятельность
учителя:
-
организация беседы для выявления признаков текста, создание проблемной ситуации
-
подводит к формулировке вывода, что выбранный материал необходимо сгруппировать
по определенной теме.
Деятельность
учащихся:
-
умение слушать в соответствии с целевой установкой
-
определение цели урока
-
определяют шаги своей деятельности, чтобы создать свой текст
Формируемые
УУД:
-
познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, извлекают
необходимую информацию из прослушанного
Учитель:
Можете
ли вы назвать все признаки выборочного изложения? Как правильно построить свой
текст? Что значит микротема исходного текста? Какого структура типа речи
описания?
Предполагаемые
ответы:
-
признаки выборочного изложения не можем назвать
-
построить текст, возможно, разделив на тематические абзацы
4.
Решение проблемы. Творческая практическая деятельность.
Деятельность
учителя:
-
организация работы в паре
-
коррекция результатов работы
Деятельность
учащихся:
-
поиск решения проблемы с помощью имеющихся знаний
-
запись плана будущего текста выборочного изложения
-
запись ключевых слов, выражающих основную мысль каждой микротемы
Предполагаемый
план:
Отец:
1) рост; 2) руки; 3) фигура;4) глаза 5) голос; 6)одежда
Сын:
1) возраст; 2) глаза; 3) руки; ;) одежда
Работа
в парах:
Записать
ключевые слова, которые помогают понять основную мысль будущего текста.
(Взаимопроверка)
5.
Творческая практическая (самостоятельная) деятельность
Деятельность
учителя:
-
составление эталона
Деятельность
учащихся:
-
выступления учащихся, предложения по составлению плана
-
составление связных текстов
Формируемые
УУД:
-
познавательные (осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации);
-
коммуникативные (задавать вопросы для уточнения, формулируют собственные мысли,
взаимосотрудничество, взаимоконтроль);
-
регулятивные (самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по
плану).
Учитель
предлагает преобразовать свои записи в текст, составив
сначала памятку для ученика при написании изложения по выбору (учащиеся
составляют памятку самостоятельно, затем сверяют с эталоном учителя).
Предполагаемая
памятка:
1.
Из исходного текста выбрать материал по определенной теме.
2.
Сохранить последовательность мыслей .
3.
Выделить в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль.
4.
Продумать средства связи между предложениями и абзацами.
Учитель:
для создания нормативного, красивого текста необходимо подумать, что будет
связывать (средства связи) предложения между собой.
Учащиеся
высказывают возможные варианты: синонимы,
антонимы, лексические повторы.
Учитель
вводит понятие: лексические и грамматические средства
связи между предложениями в тексте. Учитывая уровень подготовленности класса,
возможно составление таблицы «Лексические и грамматические средства связи».
№
п/п
|
Название
|
Пример
из текста
|
|
Лексические
|
|
1
|
Местоимения
|
«Один
из героев повести – сутуловатый мужчина. Он один их тех, кто…»
|
2
|
Антонимы
|
«Начало
произведения повествует нам о судьбе обычного человека. Финал произведения
заставляет поразмышлять..»
|
3
|
Синонимы
|
|
4
|
Союзы
|
|
5
|
Лексический
повтор
|
|
6
|
Наречия
|
|
7
|
Частицы
|
|
8
|
Вводные
слова, указывающие на порядок явлений и мыслей
|
|
|
Грамматические
|
|
9
|
Неполные
предложения
|
Руки
холодные.
|
10
|
Порядок
слов в предложении
|
Подбитая
легкой цигейкой куртка.
|
11
|
Интонационные
связи между предложениями
|
|
Учащиеся
составляют связный текст выборочного изложения, записывают в тетрадь.
6.
Рефлексия учебной деятельности
Деятельность
учителя:
-
слушание частей изложения-
-
оценивание
Деятельность
учащихся:
-
отвечают на вопросы
-
проверяют правильность написания
Формируемые
УУД:
-
коммуникативные (формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку
зрения)
-
регулятивные (оценивают свою работу)
Учитель:
В
чем особенности выборочного изложения? Какой тип речи мы использовали при
создании своего текста? Удалось ли нам в нескольких предложениях передать
основное содержание текста? Что нам помогло? (Правильно выделили основную
мысль) Какова роль идеи текста? (Текст не получится без нее)
Предполагаемые
ответы:
-
Создавая выборочное изложение, мы можем взять из текста более узкую тему,
выбрать только тот материал, который нам важен.
-
Чтобы создать текст выборочного изложения необходимо сопоставлять,
анализировать, работать по плану.
-
Выборочное изложение, думаю, будет меньше по объему, чем тот текст, с которым
работаем.
-
Я думаю, нам удалось в небольшом по количеству слов тексте передать основное
содержание.
-
Мне кажется, не определив идею текста, мы не сможем создать собственный текст.
Домашнее
задание (по выбору):
1.
По тексту выборочного изложения приготовить рассказ о героях произведения (тип
речи – описание).
2.
Основываясь на рассказе М. А. .Шолохова «Судьба человека» создать текст
выборочного изложения по теме «Природа».
3.
Изучить биографию писателя, создать текст выборочного изложения «Интересные
факты из жизни писателя.
Литература:
1.Выготский
Л.М. Мышление иречь/ Л.С.Выготский .-М.: Просвещение, 1995.- 348с.
2.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения/ И.Д. Морозова .-
1.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения.- М.6 Просвещение,1984
Приложение №1
Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу
мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой
папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую
машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть
улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а
ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а
руки холодные - снежки катал потому что…….
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку
взглянул
на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь
глаза,
словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной
тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного
собеседника……
Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением
отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был
одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой,
поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были
сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на
разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало
женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе:
прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на
выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена
широкими,
мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки,
но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще
тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в
чужие края
военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И
хотелось быдумать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит
и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все
вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
1956-1957
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.