Главная / Русский язык и литература / Проект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека.

Проект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека.


Проект

урока русского языка в 7 классе

Тема: Выборочное изложение с описанием внешности

(отрывок из рассказа М.А.Шолохова)


Змеева Е. В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №12», г.Кунгур

Тема урока:

Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова)

Цели:

Предметные: выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Метапредметные: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Задачи:

Предметные: определять основную мысль текста, выделять в частях исходного текста подтему, составлять план.

Метапредметные: осознавать цель учебной деятельности, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

1.Вводная часть

Рассказ учителя о творчестве М.А.Шолохова.

2. Актуализация знаний.

Деятельность учителя:

- организация эвристической беседы

- вопросно-ответное общение

- просмотр мультимедийной презентации

Деятельность ученика:

- ответы на вопросы

- выбор нужного материала (анализ и синтез)

Формируемые УУД:

- познавательные (операции анализа, сравнения)

- коммуникативные (формулируют собственные мысли)

Учитель читает текст, учащиеся делают выбор материала, который характеризует внешний вид героев (отца и сына). Можно вывести набранный вместе материал на слайд.

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка цели задачи урока.

Построение выхода из затруднения.

Деятельность учителя:

- организация беседы для выявления признаков текста, создание проблемной ситуации

- подводит к формулировке вывода, что выбранный материал необходимо сгруппировать по определенной теме.

Деятельность учащихся:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой

- определение цели урока

- определяют шаги своей деятельности, чтобы создать свой текст

Формируемые УУД:

- познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из прослушанного

Учитель:

Можете ли вы назвать все признаки выборочного изложения? Как правильно построить свой текст? Что значит микротема исходного текста? Какого структура типа речи описания?

Предполагаемые ответы:

- признаки выборочного изложения не можем назвать

- построить текст, возможно, разделив на тематические абзацы

4. Решение проблемы. Творческая практическая деятельность.

Деятельность учителя:

- организация работы в паре

- коррекция результатов работы

Деятельность учащихся:

- поиск решения проблемы с помощью имеющихся знаний

- запись плана будущего текста выборочного изложения

- запись ключевых слов, выражающих основную мысль каждой микротемы

Предполагаемый план:

Отец: 1) рост; 2) руки; 3) фигура;4) глаза 5) голос; 6)одежда

Сын: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки;) одежда

Работа в парах:

Записать ключевые слова, которые помогают понять основную мысль будущего текста. (Взаимопроверка)

5. Творческая практическая (самостоятельная) деятельность

Деятельность учителя:

- составление эталона

Деятельность учащихся:

- выступления учащихся, предложения по составлению плана

- составление связных текстов

Формируемые УУД:

- познавательные (осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации);

- коммуникативные (задавать вопросы для уточнения, формулируют собственные мысли, взаимосотрудничество, взаимоконтроль);

- регулятивные (самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану).



Учитель предлагает преобразовать свои записи в текст, составив сначала памятку для ученика при написании изложения по выбору (учащиеся составляют памятку самостоятельно, затем сверяют с эталоном учителя).

Предполагаемая памятка:

1. Из исходного текста выбрать материал по определенной теме.

2. Сохранить последовательность мыслей .

3. Выделить в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль.

4. Продумать средства связи между предложениями и абзацами.

Учитель: для создания нормативного, красивого текста необходимо подумать, что будет связывать (средства связи) предложения между собой.

Учащиеся высказывают возможные варианты: синонимы, антонимы, лексические повторы.

Учитель вводит понятие: лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. Учитывая уровень подготовленности класса, возможно составление таблицы «Лексические и грамматические средства связи».

п/п

Название

Пример из текста


Лексические


1

Местоимения

«Один из героев повести – сутуловатый мужчина. Он один их тех, кто…»

2

Антонимы

«Начало произведения повествует нам о судьбе обычного человека. Финал произведения заставляет поразмышлять..»

3

Синонимы


4

Союзы


5

Лексический повтор


6

Наречия


7

Частицы


8

Вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей



Грамматические


9

Неполные предложения

Руки холодные.

10

Порядок слов в предложении

Подбитая легкой цигейкой куртка.

11

Интонационные связи между предложениями




Учащиеся составляют связный текст выборочного изложения, записывают в тетрадь.


6. Рефлексия учебной деятельности

Деятельность учителя:

- слушание частей изложения-

- оценивание

Деятельность учащихся:

- отвечают на вопросы

- проверяют правильность написания

Формируемые УУД:

- коммуникативные (формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения)

- регулятивные (оценивают свою работу)

Учитель:

В чем особенности выборочного изложения? Какой тип речи мы использовали при создании своего текста? Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основное содержание текста? Что нам помогло? (Правильно выделили основную мысль) Какова роль идеи текста? (Текст не получится без нее)

Предполагаемые ответы:

- Создавая выборочное изложение, мы можем взять из текста более узкую тему, выбрать только тот материал, который нам важен.

- Чтобы создать текст выборочного изложения необходимо сопоставлять, анализировать, работать по плану.

- Выборочное изложение, думаю, будет меньше по объему, чем тот текст, с которым работаем.

- Я думаю, нам удалось в небольшом по количеству слов тексте передать основное содержание.

- Мне кажется, не определив идею текста, мы не сможем создать собственный текст.

Домашнее задание (по выбору):

1. По тексту выборочного изложения приготовить рассказ о героях произведения (тип речи – описание).

2. Основываясь на рассказе М. А. .Шолохова «Судьба человека» создать текст выборочного изложения по теме «Природа».

3. Изучить биографию писателя, создать текст выборочного изложения «Интересные факты из жизни писателя.

Литература:

1.Выготский Л.М. Мышление иречь/ Л.С.Выготский .-М.: Просвещение, 1995.- 348с.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения/ И.Д. Морозова .-

1. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения.- М.6 Просвещение,1984

 

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу

мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

- Здорово, браток!

- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой

папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую

машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть

улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а

ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а

руки холодные - снежки катал потому что…….


Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул

на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза,

словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало

женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими,

мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……


Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось быдумать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.


1956-1957




Проект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека.
  • Русский язык и литература
Описание:

 В современном мире обучение требует новаторских и современных подходов. Поэтому для проведения урока необходимо использование компьютера, мультимедийного проектора. Применение передовых педагогических технологий также способствует лучшему усвоению материала, прививает любовь к предмету.

Мною представлен урок для 7 класса «Выборочное изложение с описанием внешности».  Главной задачей урока будет -   определять основную мысль текста, выделять в частях исходного текста подтему, составлять план.  Учащиеся должны осознавать цель учебной деятельности, выбирать языковые средства для успешного  решения коммуникативных задач.

Урок построен на основе деятельностного подхода, состоит из основных 6 этапов: мотивация, актуализация знаний, выявление места и причины затруднения, постанова цели и задач урока, решение проблемы, рефлексия учебной деятельности. В ходе урока учащиеся устанавливают особенности выборочного изложения, составляют памятку «Этапы создания выборочного изложения».  Работа с таблицей «Лексические и грамматические средства связи» заставит систематизировать знания. 

Автор Змеева Елена Владимировна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 11605
Номер материала 56241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓