Инфоурок Литература Другие методич. материалыПроект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека.

Проект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека.

Скачать материал

 

Проект

урока  русского языка  в 7 классе

Тема: Выборочное изложение с описанием внешности

(отрывок из рассказа М.А.Шолохова)

 

Змеева Е. В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №12», г.Кунгур

Тема урока:

Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова)

Цели:

Предметные:   выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых  особенностей. 

Метапредметные: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Задачи:

Предметные: определять основную мысль текста, выделять в частях исходного текста подтему, составлять план.   

Метапредметные:    осознавать цель учебной деятельности, выбирать языковые средства для успешного  решения коммуникативных задач.

1.Вводная часть

Рассказ учителя о творчестве М.А.Шолохова.

2.  Актуализация знаний.

Деятельность учителя:

   - организация эвристической беседы

  - вопросно-ответное общение

  - просмотр мультимедийной презентации

Деятельность ученика:

- ответы на вопросы

- выбор нужного материала (анализ и синтез)

Формируемые УУД:

- познавательные (операции анализа, сравнения)

- коммуникативные (формулируют собственные мысли)

Учитель читает текст, учащиеся делают выбор материала, который  характеризует внешний вид героев (отца и сына). Можно вывести набранный вместе материал на слайд.

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка цели задачи урока.

Построение выхода из затруднения.

Деятельность  учителя:

- организация беседы для выявления признаков текста, создание проблемной ситуации

- подводит к формулировке вывода, что  выбранный  материал необходимо сгруппировать по определенной теме.

Деятельность учащихся:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой

- определение цели урока

- определяют шаги своей деятельности, чтобы создать свой текст

Формируемые УУД:

- познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из прослушанного

Учитель:

Можете ли вы назвать все признаки выборочного изложения? Как правильно построить свой текст? Что значит микротема исходного текста? Какого структура типа речи описания?

Предполагаемые ответы:

- признаки выборочного изложения не можем назвать

- построить текст, возможно, разделив на тематические абзацы

4. Решение проблемы. Творческая практическая деятельность.

Деятельность учителя:

- организация работы в паре

- коррекция результатов работы

Деятельность учащихся:

- поиск решения проблемы с помощью имеющихся знаний

- запись плана будущего текста выборочного изложения

- запись ключевых слов, выражающих основную мысль каждой микротемы

Предполагаемый план:

Отец: 1) рост; 2) руки; 3) фигура;4) глаза 5) голос; 6)одежда

Сын: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; ;) одежда

Работа в парах:

Записать ключевые слова, которые помогают понять основную мысль будущего текста. (Взаимопроверка)

5. Творческая практическая (самостоятельная) деятельность

Деятельность учителя:

- составление эталона

Деятельность учащихся:

- выступления учащихся, предложения по составлению плана

- составление связных текстов

Формируемые УУД:

- познавательные (осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации);

- коммуникативные (задавать вопросы для уточнения, формулируют собственные мысли, взаимосотрудничество, взаимоконтроль);

- регулятивные (самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану).

 

 

Учитель предлагает преобразовать свои записи в текст, составив сначала памятку для ученика при написании изложения по выбору (учащиеся составляют памятку  самостоятельно, затем сверяют с эталоном учителя).

Предполагаемая памятка:

1. Из исходного текста выбрать материал по определенной теме.

2. Сохранить последовательность мыслей .

3. Выделить в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль.

4. Продумать средства связи между предложениями и абзацами.

Учитель: для создания нормативного, красивого текста необходимо подумать, что будет связывать (средства связи)  предложения между собой.

Учащиеся высказывают  возможные варианты: синонимы, антонимы,  лексические повторы.

Учитель вводит понятие: лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. Учитывая уровень подготовленности класса, возможно составление таблицы «Лексические и грамматические средства связи».

№ п/п

Название

Пример из текста

 

Лексические

 

1

Местоимения

«Один из героев повести – сутуловатый мужчина. Он один их тех, кто…»

2

Антонимы

«Начало произведения повествует нам о судьбе обычного человека. Финал произведения заставляет поразмышлять..»

3

Синонимы

 

4

Союзы

 

5

Лексический повтор

 

6

Наречия

 

7

Частицы

 

8

Вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей

 

 

Грамматические

 

9

Неполные предложения

Руки холодные.

10

Порядок слов в предложении

Подбитая легкой цигейкой куртка.

11

Интонационные связи между предложениями

 


Учащиеся составляют связный текст выборочного изложения,  записывают в тетрадь.

 

6.  Рефлексия учебной деятельности

Деятельность учителя:

- слушание частей изложения-

- оценивание

Деятельность учащихся:

- отвечают на вопросы

- проверяют правильность написания

Формируемые УУД:

- коммуникативные  (формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения)

- регулятивные (оценивают свою работу)

Учитель:

В чем особенности выборочного изложения? Какой тип речи мы использовали при создании своего текста? Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основное содержание текста? Что нам помогло? (Правильно выделили основную мысль) Какова роль идеи текста?  (Текст не получится без нее)

Предполагаемые ответы:

- Создавая выборочное изложение,  мы можем взять из текста более узкую тему, выбрать только тот материал, который нам важен.

- Чтобы создать текст выборочного  изложения необходимо  сопоставлять, анализировать, работать  по плану.

- Выборочное изложение, думаю, будет меньше по объему, чем тот текст, с которым работаем.

- Я думаю, нам удалось в небольшом по количеству слов тексте передать основное содержание.

- Мне кажется, не определив идею текста, мы не сможем  создать собственный текст.

Домашнее задание (по выбору):

1. По тексту выборочного изложения приготовить рассказ о героях произведения (тип речи – описание).

2. Основываясь на рассказе М. А. .Шолохова «Судьба человека» создать текст выборочного изложения по теме «Природа».

3. Изучить  биографию  писателя, создать текст выборочного изложения «Интересные факты из жизни писателя.

Литература:

1.Выготский Л.М. Мышление иречь/ Л.С.Выготский .-М.: Просвещение, 1995.- 348с.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения/ И.Д. Морозова .- 

1. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения.- М.6 Просвещение,1984

 

                                                                                                                                   Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
    Вскоре  я  увидел,  как  из-за  крайних дворов хутора вышел  на  дорогу
мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше.  Они устало брели по направлению к переправе,  но, поравнявшись с машиной,  повернули ко мне.  Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
     - Здорово, браток!
     - Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
     Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
     - Поздоровайся с дядей,  сынок.  Он, видать, такой же шофер, как и твой
папанька.  Только мы  с  тобой на  грузовой ездили,  а  он вот эту маленькую
машину гоняет.
     Глядя мне  прямо в  глаза светлыми,  как  небушко,  глазами,  чуть-чуть
улыбаясь,  мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.  Я  легонько потряс ее, спросил:
     - Что же это у тебя,  старик,  рука такая холодная? На дворе теплынь, а
ты замерзаешь?
     С  трогательной детской доверчивостью малыш  прижался к  моим  коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
     - Какой же я старик,  дядя?  Я вовсе мальчик,  и я вовсе не замерзаю, а
руки холодные - снежки катал потому что…….
     
 

  Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул

на  него,  и  мне стало что-то  не по себе...  Видали вы когда-нибудь глаза,

словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

       Я,  украдкой рассматривая отца  и сынишку,  с  удивлением отметил  про  себя  одно,  странное на  мой  взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто,  но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой,  поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с  расчетом надевать их  на шерстяной носок,  и очень искусный шов на  разорванном когда-то  рукаве курточки -  все выдавало

женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан,  латка на выношенных защитных  штанах  не  пришита  как  следует,  а  скорее  наживлена широкими,

мужскими стежками;  на  нем были почти новые солдатские ботинки,  но плотные шерстяные носки изъедены молью,  их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой"……

 

   Два  осиротевших  человека,  две  песчинки,  заброшенные в  чужие  края

военным ураганом невиданной силы...  Что-то ждет их впереди?  И  хотелось быдумать,  что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,  который,  повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

 

1956-1957

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект урока русского языка в 7 классе. Выборочное изложение с описанием внешности человека."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В современном мире обучение требует новаторских и современных подходов. Поэтому для проведения урока необходимо использование компьютера, мультимедийного проектора. Применение передовых педагогических технологий также способствует лучшему усвоению материала, прививает любовь к предмету. Мною представлен урок для 7 класса «Выборочное изложение с описанием внешности». Главной задачей урока будет - определять основную мысль текста, выделять в частях исходного текста подтему, составлять план. Учащиеся должны осознавать цель учебной деятельности, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Урок построен на основе деятельностного подхода, состоит из основных 6 этапов: мотивация, актуализация знаний, выявление места и причины затруднения, постанова цели и задач урока, решение проблемы, рефлексия учебной деятельности. В ходе урока учащиеся устанавливают особенности выборочного изложения, составляют памятку «Этапы создания выборочного изложения». Работа с таблицей «Лексические и грамматические средства связи» заставит систематизировать знания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 728
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.05.2020 230
    • DOCX 26.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михалёва Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михалёва Елена Анатольевна
    Михалёва Елена Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104447
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 233 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе