Главная / Начальные классы / проект урока по литературному чтению В.В.Бианки "Неслышимка"

проект урока по литературному чтению В.В.Бианки "Неслышимка"

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ (1-4) ПО УЧЕБНИКУ Р.Н.БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ

«В ОДНОМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ»



ТЕМА: В.В.БИАНКИ «НЕСЛЫШИМКА»










АВТОР: ГИМРАНОВА МАСУФА

МИРХАТИМОВНА, УЧИТЕЛЬ

МАОУ «ГИМНАЗИЯ №19»

ГОРОДА КАЗАНИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН





















г. КАЗАНЬ

2014г.

Открытый урок по литературному чтению «В одном счастливом детстве», 3 кл, (1- 4), Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,

Тема: Бианки Виталий Валентинович «Неслышимка»

Цели:

  1. Учить вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения, работать с текстом описательного характера.

  2. Развивать воображение, образное и ассоциативное мышление, расширять кругозор.

  3. Побуждать детей к осознанному, выразительному чтению, воспитывать художественный вкус, обогащать чувственный, нравственный, познавательный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе, любви к живому.

Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом детстве», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, презентация к уроку, портрет писателя, выставка книг В.В.Бианки, творческие работы учащихся .

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, уважаемые гости.

Ребята, встаньте красиво, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Сегодня, ребята, у нас много гостей. Все они хотели бы посмотреть, как мы умеем работать с книгой, умеем читать и рассказывать. В работе над книгой мы будем учиться понимать текст, пройдём от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом.

II . Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на экран и прочитайте два четверостишья про себя:

Что за птичка – невеличка

У ручья на веточке,

Раскрывает клюв певичка

А поют кузнечики. (камышовка)

Эта птичка так пуглива:

Чуть шумок – и камнем вниз.

Ну а песня – просто диво:

От сверчка не отличишь. (камышовка – сверчок)

- О чём эти два стихотворения? Что их объединяет? (о птицах)

- Что вы можете сказать об этих птицах? ( Они маленькие, обитают у ручья. Очень пугливы, чуть шумок, камнем падают вниз - это защитная реакция птицы)

- Какой же писатель пишет о птицах? Давайте смотрим на экран.

Бианки Виталий Валентинович родился в 1894 г. в г. Санкт – Петербурге. Отец – орнитолог, изучал поведение птиц, мать занималась растениями. Вся эта любовь к природе передавалась и В.В.Бианки.

В.В.Бианки хорошо учился в школе. С маленьких лет любил наблюдать за птицами и писал о них.

На экране запись:

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной, полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире» (В.В.Бианки)

- Ребята, что написано на доске? (цитата)

-А что такое цитата? (точная, дословная выдержка из какого – либо высказывания)

- Кому принадлежит эта цитата? (В.В.Бианки)

- В чём заключается смысл этого высказывания ? (О любимом занятии В.В.Бианки – открывать новое)

- К цитате мы вернёмся в конце урока.

III. Постановка проблемы.

- Откройте 102 страницу учебника. Что вы видите на иллюстрации? ( на веточке птичку, старого учёного, ).

- Можем ли мы назвать героев, не прочитав произведение? (нет)

- Озаглавить? ( нет)

- Прочитайте ключевые слова:

- конец мая,

- внучка,

- старый учёный,

- открытие

- Как вы думаете, о чём же мы прочитаем в произведении? (предположения учащихся: о птице)

- Как называется раздел? («Природа летом»).

-Прочитайте название произведения. («Неслышимка»)

-Кто это «Неслышимка», что хотел сказать нам автор, озаглавив своё произведение именно так?

Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа с текстом до чтения.

А.)Рассматривание иллюстрации и произведения с целью определения жанра.

_ Каким по жанру произведение прочитаем? (рассказ)

- Почему так считаете? (проза, в литературном произведении, небольшой по объёму, мало героев, охватывает маленький отрезок времени, описывается один эпизод из жизни героев).

- Смогли ли вы, не читая рассказа, догадаться, кто это «Неслышимка»? (да)

-Что помогло? (по иллюстрации можно догадаться)

Б.)- В тексте встретятся трудные слова.

Как вы понимаете значения этих слов?

Словарная работа.

Шквал – сильный ветер

Контраст – противоположность

Пожня – луг

Разумеется – конечно, действительно, очевидно

Аккомпанемент – музыкальное сопровождение

Всполошённый дрозд – взволнованный, напуганный

Абсурд – бессмыслица, нелепость

2.Работа с текстом во время чтения.

А.) Чтение учителем.

Б.)Вопросы после чтения.

- Не прочитав могли бы определить тему произведения? Как? (по заглавию).

-О чём рассказ? (О птице)

-Назовите героев.( внучка, старый учёный, птичка).

_Настроение рассказа? ( таинственное, доброе, фантастическое, смешное, весёлое).

- От имени какого лица ведётся повествование? (Я – I лицо – от имени старого учёного ведётся повествование)

- Кто этот учёный? (В.В.Бианки)

- Какой наукой он занимался? (орнитологией )– изучал поведение птиц)

- Сам он кто? (орнитолог– изучал поведение птиц)

- Как вы понимаете выражение «включение слуха и зрения на птицу в природе? Найдите ответ на вопрос в тексте ( Узнавать их по внешнему виду и различать голоса).

- Приходилось ли вам в такой ситуации?

- Давайте почитаем.

- Какой вы увидели девочку? (фантазёрка)

- Найдите эти строчки, прочитайте. (стр. 102)

- Сколько голосов различает маленькая девочка? (20)

- Что значит «сейчас все птицы при гнёздах»? (Май. Птицы выводят птенцов)

- Какие отношения между внучкой и старым учёным? (доверительные).

- Почему? (Старый учёный учит девочку всему: наблюдать, различать голоса, да и отвечает на её вопросы)

- С какой интонацией будем читать за внучку?

Темп чтения, тон какой выберем? (Темп речи внучки ускорен,. Она маленькая, торопится. Речь живая, слегка взволнованная.)

- С какой интонацией будем читать за дедушку? (Дедушка говорит размеренно, ласково).

-О чём беседует внучка и старый учёный? Давайте прочитаем по ролям.

В.)Чтение I части. ( по ролям)

Физкультминутка.

МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНЁМ,

ВСТАНЕМ, ГЛУБОКО ВЗДОХНЁМ,

ДЕТИ ПО ЛЕСУ ГУЛЯЛИ,

ЗА ПРИРОДОЙ НАБЛЮДАЛИ.

ВВЕРХ НА СОЛНЦЕ ПОСМОТРЕЛИ

И ИХ ЛУЧИКИ СОГРЕЛИ.

ЧУДЕСА У НАС НА СВЕТЕ:

СТАЛИ КАРЛИКАМИ ДЕТИ.

А ПОТОМ ВСЕ ДРУЖНО ВСТАЛИ.

ВЕЛИКАНАМИ МЫ СТАЛИ.

БАБОЧКИ ЛЕТАЛИ,

КРЫЛЬЯМИ МАХАЛИ.

ДРУЖНО ХЛОПАЕМ,

НОГАМИ ТОПАЕМ!

ХОРОШО МЫ ПОГУЛЯЛИ,

И НЕМНОЖЕЧКО УСТАЛИ !

1, 2, 3, 4, 5, ШЕСТЬ,

А ТЕПЕРЬ ТИХОНЕЧКО СЕСТЬ


Г.)Чтение II части по абзацам с комментированием.

1.) – Почему слово «Неслышимка» в кавычках? (Нет такой птицы,

выдуманное название)

- Герой рассказа вслушивается в тишину. Почему шум тишины нельзя назвать «мёртвой»? (Слышны какие – то звуки)

-Почему «шум тишины» был доступен только ушам совы? (Неслышен для человеческого уха).

- Слово контраст означает резкую противоположность. Между чем был контраст в природе? Найдите ответ в тексте. (стр. 103, последняя строка)

- Какой звук привлёк внимание учёного? (стрекотание кузнечиков)

- Найдите открытое сравнение во II части (…точно их уже схватили за хвост)

- Какое сравнение использовал автор, говоря о волшебной тишине на лугу?

Почему оркестр немой? (неслышен для человеческого уха) (Метафора – скрытое сравнение)

- Почему оркестрик кузнечиков, а не оркестр?

Физкультминутка.

«Неслышимка» проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

1 – росой она умылась,

2 – изящно покружилась,

3- нагнулась и присела,

На 4 – полетела.

Ты летай, «Неслышимка»!

Крылышками помаши,

На урок к нам спеши!


Д.)Чтение III части

- Какой фрагмент в этой части важный, прочитайте.

(Спасибо внучке, что мне помогла. Я ей включил слух на известное. А она мне включила слух на неизвестное ).

- Кем же оказалась «Неслышимка»? Найдите это место в тексте и прочитайте (стр. 105, 1 абзац: Так всё и было…)

- Какие строчки доказывают, что рассказчик- настоящий учёный – орнито-лог? (стр.105, 3 абзац: Ну, мне – то…)

- О повадке птицы что можете сказать? (В случае тревоги камешком падает вниз в траву)

- Догадались как называется это птица? (Обыкновенный сверчок, камышовка – сверчок)

V. Итог.

- Откройте свои тетради по чтению на странице 15, найдите задание №1

- Подумайте и ответьте. ( Рассказ В.В.Бианки о том, как…)

- Какова тема рассказа? (Вслушайся! Вникни! Присмотрись! Природа подарит тебе открытие. О природе).

-Кто сделал открытие? С помощью кого? (С помощью внучки старый учёный сделал открытие).

-Какое маленькое открытие сделал старый учёный с помощью внучки?

(Род камышовок велик, и подражать в пении они могут не только сверчкам. Дроздовидная камышовка старается подражать кваканью лягушек. Несмотря на своё название «камышовка», эти птицы никогда не водятся в камышах.Оказывается, камышовка может подражать и кузнечикам, и лягушкам…)

- В чём заключается идея рассказа? ( Автор учит нас быть внимательными, наблюдательными. Оказывается, чудеса творятся рядом с нами. В.В.Бианки учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми.).

VI. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к беглому чтению и к беседе. (стр. 102 – 105)

  2. Составить цитатный план.



















проект урока по литературному чтению В.В.Бианки "Неслышимка"
  • Начальные классы
Описание:

Бианки Виталий Валентинович родился в 1894 г. в г. Санкт – Петербурге. Отец – орнитолог, изучал поведение птиц, мать  занималась растениями. Вся эта любовь к природе передавалась и В.В.Бианки.

В.В.Бианки хорошо учился в школе. С маленьких лет любил наблюдать за птицами и писал о них.

На экране запись:

 

 «Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной, полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире» (В.В.Бианки)

 -  Тема рассказа:  Вслушайся! Вникни! Присмотрись! Природа подарит тебе открытие. О природе.

-Кто сделал открытие? С помощью кого? (С помощью внучки старый учёный сделал открытие).

-Какое маленькое открытие сделал старый учёный с помощью внучки?

 Род камышовок велик, и подражать в пении они могут  не только сверчкам. Дроздовидная камышовка старается подражать кваканью лягушек. Несмотря на своё название «камышовка», эти птицы никогда не водятся в камышах.Оказывается, камышовка может подражать и кузнечикам, и лягушкам…

-  В чём заключается идея рассказа? ( Автор учит нас быть внимательными, наблюдательными. Оказывается, чудеса творятся рядом с нами. В.В.Бианки учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми

Автор Гимранова Масуфа Мирхатимовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2947
Номер материала 46638
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓