Главная / Химия / Проект урока по химии на тему "Кислоты" (8 класс)

Проект урока по химии на тему "Кислоты" (8 класс)

Тема урока: Кислоты


Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок

Цель урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Результаты урока:

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные:

Определять роль различных веществ в природе и технике.

Объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

Перечислять отличительные свойства химических веществ.

Понимать смысл химических терминов.

Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов.

Различать опасные и безопасные вещества.



Методы обучения по степени самостоятельности мышления: метод проблемно-поискового обучения


Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая


Средства обучения:

периодическая таблица, таблица растворимости

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия

индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.


Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная


Хронометраж урока:


1 Организационный этап – 2 мин.


2. Этап целеполагания - 1 мин.


3. Этап актуализации знаний – 4 мин.


4. Введение новых знаний - 22 мин.


5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся - 4 мин.


6. Закрепление нового материала – 10 мин.


5. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2мин.







Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя.


Приветствует учащихся, настраивает для работы на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, рассаживаются, настраиваются на работу, сосредотачиваются.

  1. Этап актуализации знаний. На прошлом уроке мы с вами знакомились со сложными веществами из окружающего нас мира. Давайте их вспомним.

Проводит фронтальный опрос (Приложение 1)

Предлагает выполнить письменную работу (Приложение 2)

Работа в тетрадях, составление таблицы.

Учащиеся без затруднения отвечают на вопросы, называют вещества.

  1. Этап целеполагания. Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу?

Данные формулы нельзя одним отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу. Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся ещё с одним классом неорганических соединений – классом кислот.

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. Создание проблемы.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

  1. Введение новых знаний. Где встречаются кислоты в природе? Каковы их физические свойства? Какой состав имеют кислоты? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. Тема урока Кислоты.

В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота, которая используется в медицине для лечения ревматизма, голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты, тропический паук педипальпида стреляют во врагов струйкой жидкости, содержащий 84% уксусной кислоты, лишайники выделяют кислоты, которые разрушают горные породы, мухоморы в качестве ядовитых токсинов используют иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться, очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту, томаты содержат яблочную, лимонную, щавелевую кислоты, лимоны, апельсины содержат аскорбиновую кислоту, молочная кислота образуется в мышцах при физической работе, соляная кислота находящаяся в желудке помогает переваривать пищу, кефир, простокваша содержит молочную кислоту.

Само название класса указывает на физическое свойство кислот. Кислоты имеют кислый вкус, вы его ощущаете, когда положите лимон на язык, в соке которого содержится небольшое количество. Но помните, что пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравится или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.

Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?

Правильно с помощью индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого). Правила по технике безопасности (Приложение 3).

Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам (Приложение 4).

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

-независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково;

- это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

С чем же это связано?

Посмотрите на доску, здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Ответ: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток. Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

HCl хлороводородная(соляная)кислота

HF фтороводородная (плавиковая) кислота

HI иодоводородная кислота

HBr бромоводородная кислота

HNO2 азотистая кислота

HNO3 азотная кислота

H 2S сероводородная кислота

H 2SO3 сернистая кислота

H 2SO4 серная кислота

H 2CO3 угольная кислота

H 2SiO3 кремниевая кислота

H 3PO4 фосфорная кислота

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Обратите внимание на формулы кислот.

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, также различно содержание атомов водорода.

По числу атомов водорода кислоты бывают:
1.одноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (
H 2S, H 2SO4, H 2CO3)
3.трехосновные
(H 3PO4)

По наличию кислорода кислоты бывают:
1. бескислородные (HCl, H 2S)
2.кислородсодержащие (
HNO3 ,H 2SO4, H 2CO3, H 3PO4)

По растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота - кремниевая H 2 SO3

Кислоты, которые не существуют

H 2CO3=CO2↑ + H 2 O

H 2 SO3= S O2↑ +H2 O





Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Рассмотрим бинарную кислоту

+1 -1 +1 -2

HCl и H 2S



Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте.

+1 x -2

H 2 SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1 -1 +1 -2

HNO3 H 2SO4





Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5 -2 +1 - 2 +6 -2

HNO3 -N2 O5 H 2SO4 – SO3

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Например H 2SO4 и H 2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Немного о серной кислоте: это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы.

Серную кислоту человечество знает около1000 лет. Её выделили из купоросов, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием кислота была известна в России. Серная кислота имеет широкое применение в текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей и пищевой промышленности. При растворении в воде концентрированная серная кислота выделяет большое количество энергии. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с большим выделением количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо.

Учитель: “Правило разбавление кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случиться большая беда.

В начале объяснения нового материала учителем создаётся проблемная ситуация, он задаёт вопросы, которые вызывают интерес к новой теме. Объяснение материала построено в форме лекции и эвристической беседы.























Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт на распознавание кислот с помощью индикаторов.













Развитие внимания и монологической речи при ответах на вопросы.











На этом этапе урока при изучении материала осуществляется решение образовательных задач, связанных со знакомством состава кислот и их классификацией.





Развитие информационной, коммуникативной компетентности при выступлении. Формирование культуры выступления.





























После объяснения предлагается вместе рассчитать степени окисления элементов, входящих в состав кислот (азотной и серной)











































На этом этапе урока при изучении материала осуществляется решение воспитательных задач, связанных с развитием экологической культуры обучающихся.


В процессе беседы учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.















Для решения проблемной ситуации у учащихся имеется определённые знания. Это пробуждает у школьников интерес к рассуждению. Они применяют имеющиеся у них знания для решения данной проблемы.





Записывают в тетради, заполняют таблицу, делают выводы.































Учащиеся знакомятся с классификацией и составом кислот, используют знания, полученные на предыдущих уроках о составе сложных соединений.

















































Учащиеся выполняют задание и делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя.






5.Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую задания разного уровня сложности.

Выполнить задания на нахождение формул кислот (Приложение 5).

Дать характеристику кислотам (Приложение 6).

После самостоятельного выполнения учащимися предложенных заданий, ответы комментируются совместно с учителем.

Подводятся итоги урока.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание. Учащиеся на основе анализа делают самостоятельные выводы и обобщения

6.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с названиями, составом и свойствами кислот. Используя средства Интернет и дополнительную литературу, подготовьте выступление о роли отдельных кислот в природе и жизни человека.

Параграф 20 «Кислоты»

Учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации.

Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание



Используемая литература


  1. Учебник «Химия», автор О.С.Габриелян.

  2. Настольная книга учителя по химии для 8 класса, автор О.С.Габриелян.

  3. Рабочая тетрадь по химии для 8 класса, О.С.Габриелян.






Проект урока по химии на тему "Кислоты" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Данный проект предназначен для проведения урока на тему «Кислоты». Данная тема входит в состав главы «Соединения химических элементов». На изучение главы отводится 15 часов.  Этот урок является одним из определяющих  для дальнейшего усвоения знаний по этой главе.

Урок построен из следующих этапов:

 1.Организационный этап. Взаимное приветствие учителя и учеников сразу же создаёт  доброжелательную атмосферу.

 2.Этап актуализации знаний. Цель этапа подготовить к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний. Метод – фронтальный.

3. Этап целеполагания. Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. Создание проблемы.

 4. Введение новых знаний. Этот этап построении в начале в виде лекции где приводится краткая характеристика кислот в природе. Следующий этап, на котором проводится лабораторный опыт, проходит в мини группах, этот метод  продуктивен, поскольку решает несколько задач. Это и общение учащихся в коллективе, и развитие устной речи, и повышение ответственности к обучению.

Для изучения наиболее сложной части темы используется объяснительно-иллюстративный метод. На этом этапе  тренируется  память, совершенствуются  навыки общения с учителем, вырабатывается  быстрота реакции.

5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся. На этом этапе воспитываются коммуникативные навыки, учащиеся работают самостоятельно.

 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Организация  учащихся для поиска дополнительной информации.

 

 

Автор Цебулаева Елена Сергеевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 965
Номер материала 12274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓