Проект
урока по геометрии
Тема: «Площадь трапеции»
Класс: 8а
Программа Программы для
общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова
Т. А. Москва, Просвещение, 2010.
Учебник Геометрия, 7 – 9: Учеб. для
общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев
и др. – М.: Просвещение, 2010.
Тип урока: формирование новых знаний с
элементами первичного закрепления.
Вид урока: исследовательская работа.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Обобщить
формулы нахождения площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма и треугольника.
2.
Повторить
приём вывода формул площадей многоугольников (разбиение и достраивание).
3.
Применить
обобщённые знания в новых условиях – создать проблемную ситуацию с целью
получения формулы площади трапеции.
4.
Доказать
формулу площади трапеции.
5.
Научить
применять формулу площади трапеции для решения задач.
Развивающие:
1.
Развитие
логического и интуитивного мышления, умения работать в проблемной ситуации.
2.
Развитие умения сравнивать математические понятия, находить сходства и
различия, выделять
главное.
3.
Развитие
умения подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии.
4.
Развитие
умения делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи.
5.
Развитие
математической речи, умения сравнивать, выдвигать гипотезы и вести поисковую
деятельность.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
интерес к предмету через содержания учебного материала.
2.
Воспитывать
такие качества характера, как настойчивость в достижение цели, умение работать
в коллективе, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование:
·
Компьютер
для учителя;
·
Компьютеры
для учащихся;
·
Интерактивная
доска;
·
Набор
Электронных учебных модулей (ЭУМ): «Трапеция. Средняя линия трапеции. Равнобедренная
трапеция» и «Площадь»;
·
Чертёжные
инструменты.
Методы
обучения: проблемно-поисковый.
Формы
организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Этапы
урока
|
Время (мин)
|
Организационный момент
|
1
|
Подготовительный
этап (мотивация изучения нового, выявление целей урока и ориентация учащихся
в учебной деятельности на уроке). Постановка учебной задачи.
|
3
|
Повторение материала по теме,
применение знаний в стандартных ситуациях
|
13
|
Этап открытия новых знаний.
|
18
|
Этап первичного закрепления
новых знаний.
|
5
|
Рефлексивно- оценочная часть (Подведение итогов).
|
3
|
Сообщение домашнего
задания и краткий инструктаж по его выполнению
|
2
|
Психолого-педагогическая
характеристика класса.
В 8а классе средней школы № 175
г.Н.Новгорода обучаются 26 человек, из них 16 девочек и 10 мальчиков.
В учебной деятельности эти
учащиеся имеют высокие общешкольные показатели. Уровень успеваемости тоже высокий.
Важнейшим компонентом учебной деятельности является мотив, то есть ради чего
деятельность выполняется. Мотивация к учебной деятельности в классе
сформирована, у большинства ребят преобладают познавательные мотивы, хорошо
развиты способности к изучению предметов математического и практического цикла.
Класс заинтересован в успешной учебе. В начальной школе дети обучались по
системе Виноградова, что дало им возможность научиться высказывать и отстаивать
свою точку зрения. По уровню
работоспособности и темпа деятельности в классе преобладают дети со средним
темпом деятельности и хорошей работоспособностью, им требуется немного времени
на её врабатывание, работоспособность высокая в начале урока и постепенно
снижается к концу. Эти ребята обладают умениями сравнивать, анализировать, делать
выводы, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Быстро усваивают учебный материал, при изучении которого предпочтительнее
использовать частично-поисковый метод работы, причём могут осуществлять ее
самостоятельно или с помощью учителя. Большинство учащихся в классе
имеют хорошо развитую речь, умеют задавать и отвечать на вопросы, связно
рассказывать.
Также в классе
есть группа детей со слабым типом нервной системы, низкой работоспособностью. Их
темп работы быстро снижается и остается на сниженном уровне в течение урока. Эти
дети не сразу усваивают учебный материал. Из-за непрочной степени запоминания
для них необходимо повторение нужного определения, правила рассуждения, вывода.
Операции мышления не сформированы в достаточной степени, им необходима помощь
учителя или знающего ученика.
Класс отличается особой
сплоченностью, в классе сформирована система самоуправления. Командир класса является
формальным и неформальным лидером. В любом деле ребята помогают друг другу,
поддерживают, поэтому в классе практически никогда не возникает конфликтов ни
между учащимися, ни с учителями. Ребята отзывчивы на просьбы педагогов,
выполняют общественные поручения. Также у учеников 8а класса налажены дружеские
отношения с ребятами из других классов. Дети сложные, у многих подростковый
возраст протекает через кризис развития, но в целом дети добрые, отзывчивые, с
высокой способностью к эмпатии, ценящие дружбу. В эмоциональном плане дети
благополучные, быстро адаптируются, тревожность низкая, психологический фон в
классе эмоционально – положительный.
В 8а классе было
проведено психодиагностическое исследование, с целью выяснить актуальный
уровень развития коммуникативных навыков у детей, психологический климат в
классах, трудности во взаимоотношениях у детей, эмоциональное состояние ребят.
Использовались
следующие методики:
-социометрия
-методика оценки
взаимоотношений в классе
- тест школьной
тревожности Филипса
1.Социометрический статус классного коллектива.
Данные исследования статусных позиций детей показали, что большинство
детей 8а имеют благоприятное статусное положение в классе. Но также есть дети с
низкой статусной позицией. Эти дети требуют повышенного
психолого-педагогического внимания. Большинство ребят дружны между собой, поэтому
успешно взаимодействуют при групповой работе, причём с разным составом групп. Аутсайдеров
нет.
2. Диагностика взаимоотношений в
классе.
Исследование
показало, в классе преобладает коллективистический тип отношений. Дети
воспринимают коллектив как самостоятельную ценность. Ребята заинтересованы как
в успехе каждого члена группы, так и класса в целом. Коллектив сформирован,
дети заинтересованы в совместной работе, дружны. Анализ индивидуальных анкет
детей показал, что у девочек тип взаимоотношений - коллективистический. В
классе девочки очень дружны между собой и имеется определённое напряжение во
взаимоотношениях с мальчиками. Это связано с подростковым возрастом, когда
отношения между полами обостряются. Между мальчиками нет конфликтов. Характер
отношений между ними, можно охарактеризовать как деловой - прагматический. Поэтому
на уроках необходимо формировать разнополые группы с целью налаживания
гендерного взаимодействия между мальчиками и девочками.
3. Тест школьной
тревожности Филипса.
Для полной
характеристики учащихся, кроме интеллектуальной, была изучена и
эмоционально-волевая сфера. Изучение тревожности проходило в два этапа:
первый
этап - выявление уровня тревожности, на втором этапе для диагностики
эмоционального состояния детей, на фоне которых развиваются социальные контакты
в классах, были проведено исследование учащихся по I - VIII факторам теста
школьной тревожности Филипса:
I - общая
тревожность в школе: общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с
различными формами его включения в жизнь школы.
II -
переживания социального стресса: эмоциональное состояние ребенка, на фоне
которого развиваются его социальные контакты, прежде всего - со сверстниками.
III -
фрустрация потребности в достижении: неблагоприятный психический фон, не
позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого
результата.
IV - страх самовыражения: негативные
эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия,
предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
V - страх ситуации проверки
знаний: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно
публичной, знаний, достижений, возможностей.
VI - страх не соответствовать
ожиданиям окружающих: ориентация на значимых других в оценке своих результатов,
поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание
негативных оценок.
VII - низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу: особенности психофизиологической организации,
снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера,
повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды.
VIII - проблемы и страхи в отношениях с
учителями: общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе,
снижающий успешность обучения ребенка.
Исследование показало, что больше
половины детей имеют низкий уровень общей тревожности. Это говорит о том, что
большинство учащихся 8б класса не испытывают негативные переживания в ситуациях
самораскрытия, демонстрации себя другим и раскрытии своих способностей. Это
положительно сказываться на процессе обучения и общения этих детей и позволяет
эффективно протекать учебной деятельности.
Анализ результатов детей по
факторам, показал низкие значения тревожности по IV (страх самовыражения), V
(страх ситуации проверки знаний) и VIII (проблемы и страхи в отношениях с
учителем) факторам. Учащиеся не боятся взаимодействовать с учителем, проявлять
активность на уроке, демонстрировать себя другим.
Самоанализ урока.
Тема «Площадь трапеции» в структуре курса геометрии 8 класса является
заключительной при изучении главы «Площадь». Основной задачей урока является в
получение и доказательство формулы площади трапеции. Поэтому был определён тип
урока как урок формирования новых знаний с элементами первичного закрепления.
На следующих уроках будет происходить дальнейшее закрепление формулы
площади трапеции путём решения более сложных задач.
К этому уроку учащиеся уже знакомы с формулами площадей основных
многоугольников и умеют их доказывать. Поэтому для этого урока и был выбраны
такой вид урока как исследовательская работа и проблемно – поисковый метод
изучения нового материала.
Считаю, что все цели: образовательные, развивающие, воспитательные на
уроке были достигнуты.
На этапе актуализации была организована фронтальная работа с классом
(опрос основных понятий и формул) и индивидуальная работа учащихся по решению
задач. Она была организована с использованием интерактивной доски и
электронных учебных модулей (работа за компьютером), которые позволили в интерактивной форме без вмешательства учителя проверить
знания учащихся по теме «Трапеция» и «Площадь многоугольника». В конце этого
этапа учащиеся самостоятельно сформулировали задачу урока.
Для «открытия» теоремы и поиска способа доказательства был
использован такой метод научного исследования как аналогия. На этом уроке учитель выполнял роль организатора, а не
участника процесса. Результаты работы фиксировались, сравнивались и
делались самими детьми. Особый интерес у учащихся вызвал момент урока, где они
самостоятельно разбивали и достраивали трапецию. Они увлечённо и
заинтересованно предлагали различные варианты решения этой проблемы. Применение
методов проблемного обучения на уроке позволило активизировать мыслительную
деятельность учащихся в процессе обучения, научить их мыслить логически,
научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной
работы, положительное отношение к математике. В результате этой работы
учащимися самостоятельно были получены несколько способов доказательства
теоремы. На уроке шла работа по созданию ситуации успеха для каждого
ребенка, корректировка знаний для детей, испытывающих затруднения.
В домашнее задание включены упражнения на
закрепление полученных на уроке знаний, а также творческое задание на
самостоятельный поиск доказательства теоремы.
Проведённый урок способствовал умственному развитию
учащихся во всех его аспектах: получили новую теорему, учитель раскрывал
методологию математики (законы и приёмы познания математических
закономерностей), развивались интеллектуальные качества ума. А включение
учащихся в поисковую деятельность на основе аналогии позволяет формировать у
них интуитивное мышление, которое является необходимым компонентом творческого
мышления независимо от их будущей профессиональной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.