Главная / Начальные классы / Проект урока Окружающий мир 3 класс УМК «ПНШ» «Термометр»

Проект урока Окружающий мир 3 класс УМК «ПНШ» «Термометр»

Проект урока по окружающему миру


Учитель: Селиванова Светлана Иосифовна МБОУ «СОШ №15»


Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК «ПНШ»

Тема учебного занятия: «Термометр»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель : соэдание условий для выявления назначения , устройства , видов термометра и научить пользоваться термометром .

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о способах познания окружающего мира.

  2. Обеспечить выявление учащимися назначения термометра.

  3. Обеспечить изучение учащимися устройства и правил пользования термометром.

  4. Научить читать и записывать показания термометра, организуя работу в группах.

Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Познавательные УУД:   умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  1. Регулятивные УУД:  умение  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.           


Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (Трафимова), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс №1 (), термометры для демонстрации и проведения практической работы, модели термометра, проектор, цифровой фотоаппарат, компьютер.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Комментарии

1. Мотивирование к учебной деятельности.2



Вспомнить известные знания о способах познания окружающего мира.




Познавательные

(информационные:

поиск и извлечение информации)

Регулятивные (планирование)

Познавательные

(обобщение)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)


. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.4

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи

- Какие наблюдения мы начали проводить в сентябре?

- Какие показания наблюдений за погодой мы ещё не можем представить и почему?

- Найдите новый параграф, его заголовок и определите тему урока.


- Обозначим цель урока, т. е. чему должны научиться, исходя из темы урока.

- Что ещё требуется для предстоящей работы?

- По деформированному плану обсудим и составим план предстоящей работы.

1. Научиться читать и записывать показания термометра.

2. Выявить назначение разных видов термометра.

3. Знать правила для безопасного пользования термометром.

4. Изучить устройство и принцип действия термометра.

- Наблюдения за природой, погодой и трудом людей.


- Температуру воздуха, т.к. не умеем измерять и записывать показания прибора.


Дети по учебнику находят параграф и определяют тему урока: «Измерение температуры».

- Научиться пользоваться термометром и уметь записывать его показания.


- Обозначить учебные задачи или наметить план действий.


Дети в ходе обсуждения под руководством учителя составляют план:



1. Выявить назначение разных видов термометра.

2. Изучить устройство и принцип действия термометра.

3. Знать правила для безопасного пользования термометром.

4. Научиться читать и записывать показания термометра.

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)

Познавательные

(информационные:

поиск и извлечение информации)

Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)


Регулятивные (планирование действий)


3. Постановка учебной задачи4

.

Изучить устройство и принцип действия термометра.


Развивать умения обобщать

наблюдения, делать простейшие выводы



- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Температуру чего мы измеряем с помощью термометра?

- Посмотрите на изображения разных термометров.

- Что общее в устройстве всех термометров?

- Стеклянная трубка как правило заполнена подкрашенной специальной жидкостью.

- Знаете ли вы, как называется маленькое деление шкалы?

- Что необычного заметили на самой шкале ещё?

- Чтобы понять эту запись, проделаем опыт, описание которого дано в учебнике.

- Что вы заметили?



- Какой вывод о принципе действия термометра можно сделать?


- Как бы вы ответили на вопросы №5 и №6 в учебнике?

- Знаете ли вы правила обращения с медицинским термометром?

- Выявить назначение разных видов термометра.

- Температуру воздуха, воды, тела человека или животных.




- Линейка (шкала), стеклянная трубка.






Градус: значок



- Почему-то записаны одни и те же числа от нуля вверх и вниз.


Работа в парах.



- В стакане с тёплой водой столбик поднимается, а в холодной воде – опускается.

- Когда тепло или жарко столбик термометра поднимается выше 0, а когда на улице холодно столбик опускается ниже 0. 0 – граница тепла и холода.

Ответы детей.



Дети обращаются к учебнику и читают правило в рамке.

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные

(обобщение)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Познавательные

(сравнение)

Познавательные

(информационные:

применение и представление информации)

Коммуникативные

(монологические высказывания)

Познавательные

(информационные:

применение и представление информации)

Коммуникативные

(монологические высказывания)

Регулятивные (оценка)

Познавательные

(вывод)


Регулятивные

(самоконтроль)


4. открытие нового знания8


Формировать первичные умения чтения и записи показаний термометра на основе самоконтроля.

- Какие учебные задачи нами уже решены?

- Какая 4-я задача?



- Показания температуры выше 0 надо писать со знаком «+», а ниже 0 – со знаком « - «.

- Прочитайте по-разному: + 8; - 11.

- Выполните самостоятельно задание №16 в тетради.

- Проверьте себя по эталону.

- Задание тетради №18 выполните в парах.

Дети по плану фиксируют: 1, 2, 3.

- Научиться читать и записывать показания термометра.



8 градусов тепла или 8 градусов выше нуля.

11 градусов холода или 11 градусов ниже нуля.

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону.




Работа в парах и взаимопроверка.

Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные

(моделирование)








Регулятивные

(самоконтроль)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.5


Формировать умения оценивать себя

- Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

- Все ли учебные задачи решены?

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Умею хорошо определять и записывать показания термометра.

-Умею не очень хорошо, определять и записывать показания термометра, мне требуется помощь взрослых.

- Умею определять. Записывать показания термометра и могу научить брата, сестру, друга.




Ответы детей.




Ответы детей.




Ответы детей.





Самооценка обучающихся

с помощью «волшебных линеечек».


Регулятивные (удержание цели)




Регулятивные (внесение коррективов)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)


Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)


. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.5

Включение нового знания в систему8

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).3


1. Задание №19 в печатной тетради.

2. С помощью словаря объяснить, почему прибор называется «термометр».


Личностные (познавательная активность)

См. в приложении

(оценка содержания урокака)



Оценка содержания урока:

занимательно

интересно

познавательно

полезно

продуктивно

Оценка деятельности на уроке:

задумался

удивился

загорелся

убедился

принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

взволнованное

удовлетворенное

позитивное

отличное































Проект учебного занятия по окружающему миру


Учитель: Селиванова Светлана Иосифовна МБОУ «СОШ №15»


Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК «ПНШ»

Тема урока : «Термометр»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для выявления назначения, устройства, видов термометра.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания устройства жидкостного термометра;

сформировать умения грамотно читать и записывать показания температуры, ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

формировать коммуникативные умения (работать и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)

- формировать умения аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Развивающие:

развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по результатам простых опытов),;

- развивать умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые метапредметные результаты:

1)Формирование личностных УУД : адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2)Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий( с помощью учителя); самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка(самооценка) - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.

4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Познавательные УУД:   умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  1. Регулятивные УУД:  умение  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.           


Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н. Федотова )рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс №1 , термометры для демонстрации и проведения практической работы, проектор, цифровой фотоаппарат, компьютер.

Содержание и технология урока:



Этапы урока;

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Комментарии

1. Мотивирование к учебной деятельности.2


Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок.

- В мире много неизвестного, в мире много интересного

29 октября из Светлогорска эстафета олимпийского огня Игр-2014 в Сочи пройдет в Калининграде, . Газманов и Т Арнтгольц

Организация рабочего места. Рефлексия и фиксация эмоционального настроя





Отвечают, что интересного заметили, говорят о своём настроении

Личностные

( формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности)

Дети работают в группах

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.4

- Определите в какой ёмкости холодная вода, а в какой горячая?

Определите из двух стаканов холодную и прохладную воду

-В чём трудность определения?

-Не всегда можно довериться своим ощущениям, как быть?

-Пробуйте..

Определяют тактильно, называют

У всех по-разному (на стаканах метки)



отвечают



Использовать термометр



Нет уверенности, что умеют им пользоваться

Коммуникативные (участие в учебном диалоге; сотрудничество с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера)


3. Постановка учебной задачи 4


Назовите тему занятия

На экране Андерс Цельсий шведский астроном, ему принадлежит идея создания шкалы терм. 271 год человечество им пользуется





Уточнить первоочередную задачу









Какие средства нужны для достижения целей?

Рассмотрите т. и попробуйте назвать его части

Термометр



Считают разницу в годах 2013-1742=271 год

Определяют учебные задачи1. Выявить назначение разных видов термометра.

2. Изучить устройство и принцип действия термометра.

3. Знать правила для безопасного пользования термометром.

4. Научиться читать и записывать показания термометра





Учебник. Р.т., интернет, словарь, родители, учитель, одноклассники…



Называют, что видят.


Слайд№1,№2

4. открытие нового знания8


Строение терм.







Какую температуру можно измерить с помощью терм.?

Опыт №1

Опыт №2

-Определяя темп. термометр нужно держать на уровне глаз, а водный остаётся в воде

Запомининие строения терм в виде игры по кругу(самопроверка и взаимоконтроль) называют часть терм, а следующий должен её показать



Выполняют самостоятельно и делают выводы








Регулятивные

(удержание цели урока)

Познавательные

(моделирование)








Регулятивные

(самоконтроль)

Слайд№4







Слайд №5

Слайд №6, 7,8,9,10,11

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.5

Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”.

-записать на доске+5, -6

-Укажите верную запись

-Где теплее?

Прочитайте по-разному+6, –3, –15, +24, 0















Стр уч. 66 как записать слово «градус» находят

-читают







Физминутка

Регулятивные (внесение коррективов)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)


Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Извлекают информацию из текста и иллюстраций

Слайд №12,13















Слайд №14



Слайд №15

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.5

Записать температуру Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.



Обвести в кружок красным цветом самую тёплую т. , а синим цветом- холодную

Взаимопроверка по группам









1гр.-6, 0, +3

2гр. -2. -1, о

3гр. 0, +5,+6 проверить по эталону, отметить на листе достижений

Личностные (познавательная активность)


7. Включение нового знания в систему8


Достать термометр из-за окна

Предлагаю использовать новые знания на практике «Одень человечка»; 1гр.-0гр, 2гр.—25гр.,3гр.- +25гр.

-Почему важно одеваться по температуре воздуха?

Показ медицинского термометра.

Что вам известно ? подвести итог- в трубке –ртуть, её пары летучи и ядовиты для организма. ТБ

-Рассмотрите шкалу мед. терм., что заметили?

У человека не может быть т. ниже 34 и выше 41

У животных своя т.

Какое животное может выдержать т. до 110 градусов?

Отмечают т. на макете

Практическое занятие: выбирают одежду по тем. воздуха в группах



-

Ответы детей(можно простудиться и заболеть)



Проговаривают, что знают.



Находят информацию в учебнике стр-67







Высказывают свои предположения







Самостоятельная работа в р.т. по выбору

Выполняют задание в группах, делают вывод о роли знаний температуры в жизни человека.

Коммуникативные

Фото в Пр.







































Слайд№16,17

8.Д.задание(по выбору)

1. Задание №19 в печатной тетради.

2. С помощью словаря объяснить, почему прибор называется «термометр».

3. Уч стр 63-67

Выбирают по желанию



9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).3


Вернёмся к учебным задачам и сделаем вывод…

Оценивают свою деятельность на уроке


Описание в приложении; шкала настроения –фото в приложении















































Самоанализ урока окружающего мира по теме «Термометр»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для выявления назначения, устройства, видов термометра.

Задачи:

Образовательные:

знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;

формирование умений грамотно читать и записывать показания температуры, ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к своему здоровью;

формирование коммуникативных умений (работать и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)

- формирование умений аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.




Формы познавательной деятельности: групповая ,коллективная, индивидуальная.

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)

практические (работа в группах, с инструкциями на слайдах, работа с учебником, работе с толковым словарем)



-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах, в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с определением темпиратуры, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)



Данный урок ориентирован на усвоение новых знаний, понятия «Термометр». Урок составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного подхода и направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать, анализировать.
Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками детей.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, термометры) способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе – соответствующих понятий.

1 этап – Организационный момент. Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень  серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется  умение себя  мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе  закладывается характер  взаимоотношений учителя и класса. 

  2 этапом урока – актуализация знаний учащихся, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии,обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, развивают умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему и делать выводы.
Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету,   такие задания  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.  
При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая причинно-следственную связь.

4 этап – открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода ( по инструкции самостоятельно и в группах). Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, а также из опыта своего и других людей.

5 этап – физминутка. Этот этап урока обучающиеся выполняют в виде музыкальной разминки, осознавая значимость этих пауз, с целью сохранения здоровья.

Первичное закрепление проходит со взаимопроверкой и самопроверкой, а также используя информацию учебника

6 этап – рефлексия. На данном этапе закрепляются   аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  В ходе работы использовался  частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений). Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске.
На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.

Данная структура урока помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Знания учащихся были оценены объективно.

     Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через созда­ние дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи­теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микро коллективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимо­проверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

Я считаю, что все поставленные  задачи реализовала, цели достигнуты.



Проект урока Окружающий мир 3 класс УМК «ПНШ» «Термометр»
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: открытие новых знаний

Цель :  соэдание условий  для выявленияназначения ,  устройства , видов термометра и научить пользоваться термометром .

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о способах познания окружающего мира.
  2. Обеспечить выявление учащимися назначения термометра.
  3. Обеспечить изучение учащимися устройства и правил пользования термометром.
  4. Научить читать и записывать показания термометра,  организуя работу в  группах.

Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Познавательные УУД:   умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  1. Регулятивные УУД:  умение  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.           
Автор Селиванова Светлана Иосифовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2598
Номер материала 40871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓