Инфоурок Технология Другие методич. материалыПроект учениц 7 класса

Проект учениц 7 класса

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 города Ртищево Саратовской области»

 

Районная учебно - исследовательская конференция «Надежда Губернии»

 

 

 

 

 

секция «Предметная»

технология

проектно-исследовательская работа

Какая ткань не навредит здоровью?

 

 

 

 

 

Авторы: Карпова Ирина, Желудкова Настя

обучающиеся 7 класса, МОУ СОШ № 1

                                                              Руководитель: Милевская Любовь 

Григорьевна,

учитель технологии

 

 

г.  Ртищево

2013 – 2014 учебный год

Содержание

 

 

 

1Введение                                ---------------------------------------               3 - 4

 

2. Основная часть (описание работы)

2.1 Что такое здоровье  и здоровый образ жизни?  -----------                    4

2.2 Виды тканей и их свойства     ------------------------------                     5 – 6

 2.3 Гигиенические требования к товарам детского ассортимента,                                  одежде для детей и подростков контактирующими с кожей       ----           7

2.4 .   Анализ информации об изделии  на этикетке школьной формы.-  7

2.5 Исследование образцов волокон ткани-----------------------------      - 8

2. 6  Анкетирование учащихся 7 класса  « Что ты знаешь о тканях?»   -     8

2.7  Виды тканей и их влияние на здоровье -------------------------------  9-  11       

3. Вывод   --------------------------------------------------------------------               11

4Литература    -------------------------------------------------------------                 12

5.Приложения  ---------------------------------------------------------                 13 - 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

Актуальность выбранной  темы

 

   Тема нашей исследовательской                                                                                      Тканью человек пользуется с древнейших времен. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, как получают ткани и из какого сырья. Нам трудно себе представить, как при свете лучин в темных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Сегодня благодаря активной работе отечественной и зарубежной легкой промышленности выбор тканей настолько велик, что иногда без помощи профессионального портного или дизайнера не обойтись. Легкие, шуршащие, шелковистые, мягкие, ворсистые, шероховатые и приятные на ощупь – все это разнообразие тканей легко найти в специализированных магазинах.
        Однако, как же не ошибиться и подобрать именно ту ткань, которая идеально подходит для задуманной вами вещи? Что выбрать для школьной формы, а что для летнего  сарафана? Какая ткань будет дольше носиться, а какая может разочаровать уже после первой стирки? Какая  ткань не навредит  нашему здоровью?

Гипотеза: существует прямая связь между тканью и здоровьем.

Цель: Выявить степень влияния ткани на здоровье школьника.

Задачи исследования:

1.     Изучение литературы по теме исследования.

2.     Провести анкетирование «Что ты знаешь о тканях?»

3.     Сделать вывод как правильно выбирать ткань.

4.     Познакомить родителей и учащихся класса  с результатами исследования.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, интервьюирование, химический опыт.

Объект исследования: влияние тканей на здоровье школьника.

Предмет исследования: ткани .

Проблема исследования:  выбор швейных изделий  по внешнему виду

Критерии оценивания:

1.Проект должен соответствовать  выбранной теме.

2.Анкеты должны соответствовать возрасту  школьников.

3.Информация должна быть интересной, содержательной и нести  исследовательский характер.

4. Проблема актуальна  и интересна для моего возраста.

5. Проект не требует материальных затрат.

6. Работа должна быть выполнена вовремя и в срок.

7. При выполнении проекта выполнять правила работы за компьютером.

Теоретическая и практическая значимость:          Данный материал может быть использован на уроках технологии, основам здорового образа жизни во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Он интересен, полезен  и познавателен.

2.     Основная часть

В начале работы мы решили узнать :                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.1.  «Что такое здоровье  и здоровый образ жизни?».   В уставе  Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 Здоровый образ жизни человека -  образ жизни человека, направленный на профилактику болезней  и укрепления своего здоровья.

Вывод: чем раньше у человека сформируется мотивация заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.

2.2.Виды тканей и их свойства

Среди разнообразия тканей необходимо узнать свойства тканей,  определить из   чего они   состоят?

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. Растения создает сама природа, поэтому такие волокна называют натуральными волокнами растительного происхождения..

Сырьем для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника, который произрастает в Средней Азии, в Астраханской области уже несколько лет ведется разведение хлопчатника. По традиционной версии хлопок – выходец из Египта. Название ткани происходит от арабского «quoton».
                Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называют русским шелком. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, а в каждом стебле 350-650 волокон.                         Дописать где     вырос
Вывод
: Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают почти одинаковыми свойствами они прочные, гигроскопичны, сильно сминаемы, обладают большой усадкой, но льняные полотна более прочны, износостойки, имеют небольшой блеск, теплозащитные свойства у них слабее.

Добавить гигроскопичность, сминаемость, усадка, износостойкость.

Натуральные волокна животного происхождения это шелк и шерсть.

Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых, а так же тонких коротких, мягких и извитых волосков. Это шерсть и пух. Основную массу шерсти дают овцы.

Вывод: Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью – хорошо вбирает в себя влагу; волокно упругое, поэтому изделия из него мало мнутся, волокно стойкое к воздействию солнечных лучей.

Шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Кокон – это плотная, похожая на крошечное яичко оболочка,
которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Длина коконной нити 700-900 м. Основными районами шелководства являются Китай, а в России – Кавказ, Дальний Восток.
Вывод: Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью – хорошо впитывает влагу и быстро высыхает, но быстро разрушается под действием солнечных лучей, изделия красивы, легки, хорошо дышит.

Вывод: Ткани из натуральных волокон являются экологически чистыми .

Идея создания химических волокон нашла свое воплощение благодаря развитию химии. Прототипом процесса получения химических волокон послужило образование нити шелкопрядом при завивке коконом.
Впервые Роберт Гук в 17 веке высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна промышленным путем получили в 19 веке: в 1853 в Англии Адермарс предложил формовать бесконечные тонкие нити из раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта с эфиром, а в 1891 году француз Шардонне организовал выпуск подобных нитей в промышленном масштабе. В России первый завод по получению химических волокон был построен в Мытищах в 1913 году.
Химические волокна в зависимости от состава сырья делятся на искусственные и синтетические.
Искусственные получают из природных органических материалов (отходов древесины, хлопка) путем их специальной обработки различными химическими веществами: ацетоном, азотной, серной и уксусной кислотами. (вискоза, ацетатный шелк, нитрошелк)
Синтетические получают путем химической переработки различных веществ: нефти, угля, газов. Из этих веществ получают высокомолекулярные смолы, которые являются исходным сырьем для производства синтетических волокон: лавсана, капрона, нейлона, нитрона.

Вывод: Химические волокна обладают хорошей, несминаемостью, высокой устойчивостью к действию света, влаги, плесени, бактерий. Химические волокна используют так же в смеси с натуральными волокнами, что позволяет улучшать внешний вид и качество натуральных.

2.3. Мы узнали,   какие гигиенические требования к товарам детского ассортимента, одежде для детей и подростков контактирующими с кожей человека  и для этого   ознакомились с СанПиН  2.4.7/1.1.1286-03

«Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых». В котором  указано:

1.     Текстильные материалы в одежде должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к текстильным материалам.

2.     Материалы для изготовления одежды, контактирующие с кожей человека (далее – изделия) должны быть безопасны для здоровья человека.

3.     Материалы для изделий (изделия), контактирующие с кожей человека, не должны оказывать местное кожно-раздражающее действие.

Вывод: в соответствии с СанПиН  2.4.7/1.1.1286-03 одежда для школьников должна быть безопасной для их здоровья.

2.4    Насколько безопасна шкформа.Анализ информации об изделии  на этикетке школьной формы

Школьная форма девочек нашего класса:

Состав ткани:

Полиэстер – 40 процентов.

Вискоза – 35 процентов.

Шерсть – 20 процентов.

Эластан – 5 процентов.

Школьная форма мальчиков  нашего класса:

Шерсть – 40 процентов.

Хлопок - 40 процентов.

Вискоза - 20 процентов.

Вывод: Школьная форма мальчиков содержит  в ткани  80 процентов  натуральных волокон,  школьная форма девочек  содержит в ткани  20 процентов натуральных волокон. Полиэстр и эластан узнать кратко

2.5 Исследование образцов волокон ткани

Мы рассмотрели в микроскоп  нити тканей – хлопка, льна и шерсти, синтетики  и выяснили, что  льняное волокно  менее пушистое, чем хлопчатобумажное и шерстяное. Синтетическое волокно самое гладкое. Шерстяные волокна пушистые и извилистые.

Вывод: ткани из шерстяных волокон  будут теплее, чем из хлопка и льна, а ткани из синтетического волокна будут иметь самые  низкие теплозащитные свойства.

2.6  Анкетирование учащихся 7 класса  « Что ты знаешь о тканях?»

Было опрошено 18  учащихся. Задавались следующие вопросы:

1.Знаешь ли ты состав ткани, из которой изготовлена твоя одежда?

- нет – 11 человек.

- да -   7 человек.

2. Может ли ткань повлиять на твое здоровье?

      - нет  -8 человек.

       - да  - 9  человек.

3. Ткани, из каких волокон тебе известны?

- хлопчатобумажные – 18 человек.

- льняные   -     15человек.

- - шерстяные - 18 человек.

- шелковые – 16 человек.

- химические – 17 человек.

Дополнить вопрос знаешь ли ты состав ткани  одежды, которуюносишь

Вывод: Ученики 7 класса знают, из каких волокон изготавливаются ткани, но редко обращают внимание  на состав ткани одежды, которую носят. Больше половины ребят не связывают свое самочувствие  и  той одеждой, которая на них одета.

Опыт по опрелению вида ткани.

2.7  Виды тканей и их влияние на здоровье

Виды тканей зависят от материала, который лежит в основе их изготовления. Все виды тканей можно разделить на натуральные, синтетические и искусственные. К первым относят ткани, которые изготовлены из хлопка, льна, шелка, шерсти и т.п. Искусственные получают из веществ органического происхождения - это вискоза, ацетат и другие. К синтетическим тканям относятся силон, хемлон, тесол и многие другие. Искусственные ткани и синтетические наносят вред здоровью человека это,  подтверждают врачи – инфекционисты. При их изготовлении применяются химические вещества, которые отрицательно сказываются на здоровье человека.   В     приложениисанпин Формальдегид  чтот это за вещество

Полезное влияние на здоровье оказывает одежда, которая изготовлена из шерсти. Этот материал сохраняет в себе энергию животных, которая передается человеку, носящему одежду из этого материала. Она подходит людям спокойным и размеренным, те же, кто относится к активному типу людей, одежда из шерсти может принести раздражительность. Также шерсть не подходит для носки тем, кто страдает аллергией на этот материал.

Хлопок помогает людям при неврозах и стрессах, так как обладает успокаивающими свойствами. Стоимость одежды из хлопка значительно дешевле, чем из шерсти. Но при покупке одежды из хлопка стоит обратить внимание на то, подвергался ли хлопок во время роста обработке химическими веществами. В случае если хлопок обрабатывался химическими веществами, то он может нанести вред здоровью человека и вызвать аллергическую реакцию.

Лен обладает бактерицидными свойствами и обладает великолепной способностью к пропуску воздуха. Одежда из этого материала подходит людям с нежной кожей и аллергикам. За этим материалом не требуется особого ухода и легко стирается. К отрицательным свойствам можно отнести то, что он очень быстро мнется

     Для того чтобы выглядеть привлекательно необходимо носить одежду из шелка. Это очень прочный материал и красивый. Одежду из шелка легко стирать и гладить. Подходит для людей с любым типом кожи. Единственное отрицательное качество шелка - это невозможность его носить в жаркую погоду.

      Мы узнали  о выборе  ткани с точки зрения инфекциониста. Инфекционист - это врач, который занимается изучением, диагностикой и лечением различного рода инфекций. Инфекции проникают в организм не только через дыхательные пути, что считают многие люди, но по средствам проникновения через кожные покровы. Врачи – инфекционисты считают, что при носке одежды из синтетических тканей нарушается теплообмен организма, а также вредные вещества, которые выделяются вместе с потом не впитываются в одежду, а остаются на ткани. При правильном выборе материала, из которого будет изготовлена одежда, возможно, обеспечить себя не только красивой и качественной одеждой, но и не повредить своему здоровью.

        Также одежда из синтетической ткани нарушают естественный теплообмен. Эта ткань не впитывает влагу, которая выделяет кожа. В результате происходит закупорка пор. Синтетика длительно удерживает неприятные запахи, от которых очень трудно избавиться даже после нескольких стирок. На протяжении нескольких месяцев при глажке такой одежды будут выделяться вредные химические вещества.

 

 Рекомендуем соблюдать следующие правила: одежда не должна издавать резкого неприятного запаха, она должна хорошо садиться на тело и не вызывать дискомфорта, а также одежда из натуральной ткани при стирке не линяет дополнить смотреть на                         этикетку. Сертификат качества спрашивать у продавцов, покупатьтолько у  проверенных продавцов или магазминах.

 

Вывод

В своей работе мы выяснили,  что не все ткани, из которой производят одежду, полезны для здоровья. Безвредными для здоровья являются натуральные ткани, а не синтетические. В синтетической ткани,  при ее изготовлении используется много химических красителей, которые  могут вызвать заболевания у школьников. Чтобы выбрать одежду, изготовленную из качественной и натуральной ткани следует помнить следующие правила: одежда не должна издавать резкого неприятного запаха, она должна хорошо садиться на тело и не вызывать дискомфорта, а также одежда из натуральной ткани при стирке не линяет.

Родителям и ученикам надо знать о влиянии текстильных материалов на здоровье детей для профилактики их негативного влияния. Мы считаем, что наша исследовательская работа имеет практическую значимость, так как родители и одноклассники были ознакомлены с результатами анкетирования и нашей исследовательской работой.

Дополнить: Из экологически  Чистых    тканей и т.  д.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Б.А Бузов Т.А. Модестова «Материаловедение швейного производства» -М.: Легпромбытиздат 1986.

2.      Н. А Савостицкий «Материаловедение швейного производства» -М.: «Академия» 2004.

3.       1.http://kak-vibrat.ru/article/146/kak-vybrat-tkan.aspx.

4.     http://xreferat.ru/76/859-1-svoiystva-tkaneiy.html

5.     gvermolenkova@mail.ru

6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F2%E8%EF%EE%E2_%F2%EA%E0%ED%E5%E9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Свойства тканей

1. Общие механические свойства тканей.

В процессе использования основной износ одежды происходит в результате многократного действия растягивающей нагрузки, сжатия, изгиба, трения. Поэтому большое значение для сохранения вида и формы одежды и увеличения срока ее носки имеет способность ткани противостоять различным механическим воздействиям, т. е. ее механические свойства.

К механическим свойствам тканей относятся: прочность, удлинение, износостойкость, сминаемость, жесткость, драпируемость и др.

Прочность ткани при растяжении — один из важнейших показателей, характеризующих ее качество. Под прочностью ткани при растяжении понимается способность ткани противостоять нагрузке.

Минимальная нагрузка, достаточная для разрыва полоски ткани определенного размера, называется разрывной нагрузкой. Разрывная нагрузка определяется путем разрыва полосок тканей на разрывной машине.

Прочность ткани при растяжении зависит от волокнистого состава тканей, толщины пряжи или нити, плотности, переплетения, характера отделки ткани. Наибольшую прочность имеют ткани из синтетических волокон. Увеличение толщины нитей и плотности ткани увеличивает прочность тканей. Применение переплетений с короткими перекрытиями также способствует росту прочности ткани. Поэтому при всех равных условиях полотняное переплетение сообщает тканям наибольшую прочность. Такие операции отделки, как валка, аппретирование, декатировка, увеличивают прочность ткани. Отбеливание, крашение приводят к некоторой потере прочности.

Износостойкостью тканей называется их способность противостоять ряду разрушающих факторов. В процессе использования одежды ткань испытывает действие света, солнца, трения, многократного растяжения, изгиба, сжатия, влаги, пота, стирки, химической чистки, температуры и др.

Характер воздействий, испытываемых тканью в процессе использования, зависит от назначения изделия и условий эксплуатации. Например, белье изнашивается от многократных стирок; при кипячении в растворах моющих средств под действием кислорода воздуха происходит окисление целлюлозы и снижение прочности волокон; механические воздействия на ткань в процессе стирки, а также действие нагретой металлической поверхности при утюжке также приводят к ослаблению ткани. Оконные гардины и занавеси теряют прочность от действия света, солнца.

Износ верхней одежды происходит преимущественно от трения. В начальной стадии истирания на многих текстильных материалах наблюдается пиллинг.

Пиллингом называется процесс образования на поверхности текстильных изделий комочков скатывающихся волокон — пиллей, возникающих на участках, испытывающих наиболее интенсивное трение, и портящих внешний вид изделия.

Большое влияние на износ оказывают действие света и многократно повторяющиеся изгиб, растяжение, сжатие. В процессе эксплуатации изделий ткань протирается в низу рукавов и брюк, на локтях, коленях, воротнике пиджака.

Для увеличения срока носки изделий в низу брюк и рукавов рекомендуется нашивать капроновую ленту с бортиком, которая препятствует истиранию ткани.

 Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Следует помнить, что нарушение режима влажно-тепловой обработки тканей — чрезмерное нагревание и длительность обработки — приводит к снижению износостойкости тканей. На участках шерстяной ткани, имеющих едва заметный опал, прочность и износостойкость ткани снижаются на 50%.

Под действием многократно повторяющихся растяжения, сжатия, кручения происходит расшатывание структуры ткани и нитей. В изделии накапливаются пластические деформации, ткани растягиваются, изделия теряют форму. Волокна постепенно выпадают, уменьшаются толщина и плотность ткани; ткань разрушается.

2. Драпируемость

Драпируемость — способность ткани образовывать мягкие, округлые складки. Драпируемость зависит от массы, жесткости и мягкости ткани. Жесткость — это способность ткани сопротивляться изменению формы. Величиной, обратной жесткости, является г и б к ость — способность ткани легко поддаваться изменению формы.

Жесткость и гибкость ткани зависят от размеров и вида волокна, толщины, крутки и структуры пряжи, строения и отделки ткани.

Исскусственные кожа и замша, ткани из комплексных капроновых нитей и монокапрона, из шерсти с лавсаном, плотные ткани из крученой пряжи и ткани с большим количеством металлических нитей обладают значительной жесткостью.

Вывод:Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани. Ткани из растительных волокон — хлопчатобумажные и особенно льняные — обладают меньшей драпнруемостью, чем шерстяные и шелковые.

3.Физические свойства тканей

К физическим (гигиеническим) свойствам ткани относятся гигроскопичность, воздухопроницаемость, паронепроницаемость, водонепроницаемость, намокаемость, пылеемкость, электризуемость и др.

Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды (воздуха).

Воздухопроницаемость — способность пропускать воздух — зависит от волокнистого состава, плотности и отделки ткани.

Вывод: Хорошей воздухопроницаемостью обладают малоплотные ткани.

Паропроницаемость — способность ткани пропускать водяные пары, выделяемые телом человека. Проникновение паров происходит через поры ткани, а также за счет гигроскопичности материала, впитывающего влагу из пододежного воздуха и передающего его в окружающую среду.

Вывод:Шерстяные ткани медленно испаряют водяные пары и лучше других регулируют температуру воздуха.

Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Эти свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и отделки ткани.

Вывод: Волокна шерсти наиболее «теплые», волокна льна «холодные».

Водоупорность — это способность ткани сопротивляться просачиванию воды. Водоупорность особенно важна для тканей специального назначения (брезентов, палаток, парусины), плащевых тканей, шерстяных пальтовых и костюмных тканей.

Пылеемкость — это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности, отделки и характера лицевой поверхности ткани.

Вывод: Наибольшей пылеемкостью обладают рыхлые шерстяные ткани с начесом.

Электризуемость— это способность материалов накапливать на своей поверхности статическое электричество. При соприкосновении и трении, неизбежных в процессе производства и использования текстильных материалов, на их поверхности непрерывно происходит накапливание и рассеивание электрических зарядов

4 Оптические свойства тканей

Выбор модели, разработка конструкций, зрительное восприятие сминаемости, объема, размера, пропорций изделия зависят от оптических свойств тканей, т. е. от их способности количественно и качественно изменять световой поток.

В зависимости от отражения, поглощения, рассеивания, пропускания светового потока проявляются такие свойства материалов, как цвет, блеск, прозрачность, белизна.

Если материал полностью отражает или поглощает световой поток, то возникает ощущение ахроматического цвета (от белого до черного): при полном отражении — белый цвет, при полном поглощении — черный, при равномерном неполном поглощении — серый цвет различных оттенков.

Блеск ткани зависит от степени зеркального отражения светового потока и, следовательно, от характера поверхности ткани, строения нитей, вида переплетения и т. д.

Применение переплетении с удлиненными перекрытиями (атласные, сатиновые, основные саржевые), проведение прессования, каландрования, придание лощеной, серебристой отделки, «лаке» увеличивают блеск тканей.

Прозрачность связана с ощущением проходящего через  толщину  ткани светового потока и зависит от волокнистого состава и строения ткани. Наибольшей прозрачностью обладают тонкие малоплотные ткани из синтетических волокон и натурального шелка.

Колорит — это соотношение всех цветов, участвующих в расцветке ткани. Сочетанием цветов различной тональности, насыщенности, светлоты можно придать тканям радостный или мрачный колорит.

Сюжетными называются рисунки, о которых можно рассказывать (портреты, картины и пр.). Сюжетные рисунки могут иметь юбилейные косынки, гобелены, скатерти, некоторые ткани и др.

Тематическими называются рисунки, которые можно характеризовать каким-то понятием (горох, полоска, клетка и др.). Беспредметными называются абстрактные рисунки. В тканях это различные цветовые пятна или. неопределенные контуры.

5. Технологические свойства тканей

Технологическими свойствами тканей называются свойства, которые могут проявляться на различных этапах швейного производства — в процессе раскроя, стачивания и влажно-тепловой обработки изделий.

К технологическим свойствам тканей относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность тканей к формованию в процессе влажно-тепловой обработки, раздвигаемость нитей в швах.

Усадка — это уменьшение размеров ткани под тепла и влаги. Усадка происходит при стирке, замачивании влажно-тепловой обработке изделий в процессе утюжки и прессования. Усадка тканей может привести к уменьшению размера изделия, к искажению формы его деталей. Если ткани верха, прокладки и подкладки дают разную усадку при мокрой химической чистке или утюжке, на изделии могут возникнуть морщинки, складки.

Некоторые ткани после стирки дают усадку по основе и несколько увеличиваются в ширину, получают так называемую притяжку.

Притяжка может проявиться, например, в тканях, имеющих хлопчатобумажную основу и уток из некрученого вискозного шелка.

При сутюживании, т. е. принудительной усадке ткани, происходит сокращение ее размеров на отдельных участках. Достигается такая местная усадка путем утюжки или прессования участков увлажненной шерстяной ткани, собранной в виде небольших волнистых складок. Сутюживание используют для придания изделию объемной формы.

Проверить сутюживание  на  практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

СанПиН  2.4.7/1.1.1286-03

 

Гигиенические требования к одежде для детей,

подростков и взрослых

:

«II. Гигиенические требования к товарам детского ассортимента, одежде для детей и подростков

2.4.  Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к предметам одежды и принадлежностям к одежде, головным

уборам и их частям, прочим готовым текстильным изделиям

для детей и подростков

 

2.4.1. Показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, головных уборов и их частей, прочих готовых текстильных изделий (далее – изделий) для детей и подростков регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

2.4.2. В соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев.

К одежде 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя: нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия.

К одежде 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя: платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, платья-костюмы, свитеры, джемпер и другие аналогичные изделия.

К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы (на подкладке) и другие аналогичные изделия.

2.4.3. Из изделий не должны выделяться химические вещества первого класса опасности.

2.4.4. Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны быть изготовлены из натуральных материалов; соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону; внешние и декоративные элементы (кружева, шитье, аппликации и другие), выполненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей ребенка.

В изделиях для новорожденных (конвертах, одеялах, подушках и аналогичных изделиях) в качестве наполнителей могут использоваться искусственные и синтетические материалы.

2.4.5. Изделия должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать  требованиям настоящих санитарных правил  по органолептическим, санитарно-химическим, физическим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.4.3., 2.4.4., 2.4.6. – 2.4.16.).

2.4.6. Требования к органолептическим показателям:

а) интенсивность запаха изделий 1-го слоя не должна превышать 1 балла; 2-го и 3-го слоев – 2 баллов;

б) интенсивность запаха водной вытяжки из изделий 1-го слоя не должна превышать 1 балла; 2-го слоя – 2 баллов.

2.4.7. Требования санитарно-химической безопасности изделий:

а) изделия,  в зависимости от химического состава материала и вида изделия, по санитарно- химической безопасности должны отвечать требованиям  настоящих санитарных правил (Приложение 2).

Вредные химические вещества в одежде 1-го и 2-го слоев определяются в водной среде, в изделиях 3-го слоя (кроме изделий для новорожденных) – в воздушной среде. В изделиях 3-го слоя для новорожденных вредные химические вещества определяются в водной среде.

2.4.8.  Для детей до 1 года одежда из текстильных материалов, трикотажные изделия и готовые текстильные изделия должны отвечать требованиям химической и физико-гигиенической безопасности:

а) одежда 1-го слоя (постельное белье, трикотажные и швейные изделия из текстильных материалов):

гигроскопичность – не менее 14 %;

воздухопроницаемость – не менее 150 дм32с, для изделий из фланели и бумазеи допускается не менее 70 дм32с;

свободный формальдегид – не более 20 мкг/г.

б) одежда 2-го слоя (трикотажные и швейные изделия из текстильных материалов):

гигроскопичность – не менее 10 %;

воздухопроницаемость – не менее 150 дм32с, для изделий из фланели, бумазеи допускается не менее 70 дм32с;

свободный формальдегид – не более 20 мкг/г.

в) одежда 3-го слоя (трикотажные и швейные изделия из текстильных материалов):

гигроскопичность (для подкладки) – не менее 10 %;

воздухопроницаемость (для подкладки) – не менее 100 дм32с; для подкладки из фланели, бумазеи, футерованных (ворсованных) полотен, джинсовых и вельветовых тканей – не менее 70 дм32с.

свободный формальдегид – не более 20 мкг/г.

2.4.9. Для детей старше 1 года и подростков одежда и швейные изделия из текстильных материалов должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по физико-гигиенической и химической безопасности (Приложение 3).

2.4.10. Текстильные материалы должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по химической безопасности (Приложение 2).

2.4.11. Выделение летучих химических веществ, содержащихся в текстильных материалах, при применении аппретов, не должно превышать допустимые уровни, представленные в таблице 3 настоящих санитарных правил.

 

В Сан пин  регулярно указывается  допустимое        процентное  содержание              формальдегида и                      хрома.М ы     решили выяснить, что  это за вещества? Каково их влияние на здоровье? Допустимое количество формальдегида  содержится даже в                   натуральных тканях   

 

Таблица 3

Допустимые уровни выделения летучих химических веществ, содержащихся в текстильных материалах, при применении аппретов

 

Наименование выделяющихся веществ

Допустимые уровни:

Водная среда (мг/дм3), не более

Бензидин

не допускается

Метилакрилат

0,02

Метилметакрилат

0,25

Стирол

0,02

Ксилолы (смесь изомеров)

0,05

Винилацетат

0,2

Спирт метиловый

0,2

Спирт бутиловый

0,5

Фенол

0,05

Ацетальдегид

0,2

Толуол

0,5

 

2.4.12. Кожа для одежды, головных уборов должна соответствовать следующим требованиям:

массовая доля свободного формальдегида – не более 20 мкг/г;

массовая доля водовымываемого хрома (VI) в коже не допускается.

Текстильные материалы, используемые  в одежде и головных уборах из кожи, должны соответствовать физико-гигиеническим требованиям и требованиям химической безопасности, предъявляемым к текстильным материалам.

.

2.4.14. Одежда и изделия из меха для детей старше 1 года должны соответствовать следующим требованиям:

массовая доля свободного формальдегида в кожевой ткани и волосяном покрове – не более 75 мкг/г;

массовая доля водовымываемого хрома (VI) в кожевой ткани и волосяном покрове – не более 3,0 мг/кг.

Текстильные материалы в одежде и изделиях из меха должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к текстильным материалам.

2.4.15. Напряженность электростатического поля на поверхности изделий не должна превышать 15,0 кВ/м.

2.4.16. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

 Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) одежда 1-го и 2-го слоев не должна оказывать на организм местное кожно-раздражающее действие.

б) текстильные материалы, используемые для изготовления одежды для новорожденных, не должны обладать ирритативным действием.

в) индекс токсичности изделий в водной среде (дистиллированная вода) должен быть от 70 до 120 % включительно, в воздушной среде – от 80  до 120 % включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, не должно превышать 20 %.

 

 «III. Гигиенические требования к материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека, одежде для взрослых

 

3.1.  Гигиенические требования к материалам для изготовления одежды,  контактирующим с кожей человека

 

3.1.1. Материалы для изготовления одежды, контактирующие с кожей человека (далее – изделия) должны быть безопасны для здоровья человека и отвечать  требованиям настоящих санитарных правил   по органолептическим, санитарно-химическим,  и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты  3.1.2., 3.1.3., 3.1.4.).

3.1.2. Требования к органолептическим показателям:

 интенсивность запаха образца материала в естественных условиях не должна превышать 2 баллов.

3.1.3. Требования к санитарно-химическим показателям:

 материалы для изготовления изделий (изделия) по санитарно-химическим показателям должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил  (Приложение 7).

3.1.4. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Токсиколого-гигиенические требования:

а) материалы для изделий (изделия), контактирующие с кожей человека, не должны оказывать местное кожно-раздражающее действие.

б) значение индекса токсичности, определяемого в водной среде, должно быть в пределах от 70 до 120 %; в воздушной среде – от 80 до 120 % включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, не должно быть более 20 %.

к СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10

 

Требования химической безопасности, предъявляемые к текстильным материалам

 

Текстильные материалы

Наименование выделяющихся веществ

Допустимые уровни:

Водная среда

(не более)

Воздушная среда (мг/м3),

не более

1

2

3

4

Натуральные из растительного сырья

формальдегид*

 

0,003***

 

Искусственные

вискозные и

ацетатные

 

формальдегид*

уксусная кислота

 

 

1,0 мг/дм3

 

0,003***

0,06

Полиэфирные

формальдегид*

диметилтерефталат

ацетальдегид

 

1,5 мг/дм3

0,2 мг/дм3

0,003***

0,01

0,01

Полиамидные

формальдегид*

капролактам

гексаметилендиамин

 

0,5 мг/дм3

0,01 мг/дм3

0,003***

0,06

0,001

Полиакрило-нитрильные

формальдегид*

акрилонитрил

диметилформамид

винилацетат

 

0,02 мг/дм3

10 мг/дм3

0,2 мг/дм3

0,003***

0,03

0,03

0,15

Поливинилхло-ридные

формальдегид*

винилхлорид

ацетон

бензол

толуол

диоктилфталат

дибутилфталат

фенол

 

1,0 мг/кг

0,1 мг/дм3

0,01 мг/дм3

0,5 мг/дм3

2,0 мг/дм3

не допускается

0,05 мг/дм3

0,003***

0,01

0,35

0,1

0,6

0,02

не допускается

0,003

Винилспиртовые

формальдегид*

винилацетат

 

0,2 мг/дм3

0,003***

0,15

Полиолефиновые

формальдегид*

ацетальдегид

 

0,2 мг/дм3

0,003***

0,01

Полиуретановые

формальдегид*

этиленгликоль

ацетальдегид

 

1,0 мг/дм3

0,2 мг/дм3

0,003***

1,0

0,01

Экстрагируемые химические элементы (в зависимости от красителя)

ртуть (Hg) **

0,0005 мг/дм3

-

мышьяк (As)

1,0 мг/кг

-

свинец (Pb)

1,0 мг/кг

-

хром (Cr)

2,0 мг/кг

-

кобальт (Co)

4,0 мг/кг

-

медь (Cu)

50,0 мг/кг

-

никель (Ni)

4,0 мг/кг

-

* Массовая доля свободного формальдегида соответствует нормативам, предусмотренным пп. 4.2.1, 4.2.2.

** Только для материалов из натуральных волокон.

*** Норматив указан без учета фонового загрязнения окружающего воздуха.

 

 

 

Приложение 3

к СанПиН 2.4.7/1.1.2651 -10

 

Требования физико-гигиенической и химической безопасности, предъявляемые к одежде и швейным изделиям из текстильных материалов

для детей старше 1 года и подростков

Возрастная группа

Гигроскопич-ность

(%, не менее)

Воздухопроницае-мость

(дм32с, не менее)

Массовая доля свободного формальдегида

(мкг/г, не более)

1. Одежда 1-го слоя, постельное белье, платки, головные

уборы (летние), купальники* и чулочно-носочные* изделия

Ясельная группа, от 1 года до 3 лет

9

150

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи)

20

Дошкольная группа, от 3 до 7 лет

9

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи)

75

Школьная группа, от 7 до 14 лет

9

(допускается не менее 7 для чулочно-носочных изделий)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи)

75

Подростковая группа, от 14 до 18 лет

6

(допускается не менее 2 для чулочно-носочных изделий)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи, постельного белья)

75

2. Одежда 2-го слоя, перчатки**, рукавицы** и головные уборы**

Ясельная группа, от 1 года до 3 лет

8

(допускается не менее 6 для трикотажных изделий)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи, джинсовых тканей и материалов с полиуретановыми нитями)

75

Дошкольная группа,

от 3 до 7 лет

8

(допускается не менее 6 для трикотажных изделий;

не менее 4 – для

изделий эпизодического использования)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи, джинсовых тканей и материалов с полиуретановыми нитями)

75

Школьная группа, от 7 до 14 лет

7

(допускается не менее 4 для трикотажных изделий и

изделий эпизодического использования)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи и материалов с полиуретановыми нитями; не менее 50 для джинсовых и вельветовых тканей)

75

Подростковая группа, от 14 до 18 лет

4

(допускается не менее 2 для трикотажных изделий и

изделий эпизодического использования)

100

(допускается не менее 70 для изделий из фланели, бумазеи и материалов с полиуретановыми нитями; не менее 50 для джинсовых и вельветовых тканей)

75

3. Одежда 3-го слоя

Ясельная группа, от 1 года до 3 лет

6

(для подкладки)

70 (для подкладки)

300

Дошкольная и школьная группы, от 3 до 14 лет

6

(для подкладки костюмных изделий)

70 (для подкладки)

300

Подростковая группа, от 14 до 18 лет

-

70 (для подкладки)

300

4. Одеяла стеганые, подушки, постельные принадлежности,

шарфы и другие аналогичные изделия***

Одеяла стеганые

4

(для подкладки)

 

70

(для подкладки)

75

(для подкладки)

Детские подушки

-

-

75

Постельные принадлежности, в том числе для детских кроваток (балдахины, валики и другое)

-

-

75

Детские шарфы

-

-

75

Конверты детские

10

(для подкладки)

70

(для подкладки)

20

5. Готовые штучные текстильные изделия

(полотенца, одеяла и аналогичные изделия)***

Одеяла, пледы детские

-

70

75

Полотенца

6

-

75

*В купальниках не определяют гигроскопичность, в чулочно-носочных изделиях – воздухопроницаемость.

**В рукавицах, перчатках и в головных уборах не определяют гигроскопичность и воздухопроницаемость.

***Для детей всех возрастных групп, включая детей до 1 года.

Не проводятся испытания по показателю «воздухопроницаемость» в изделиях, которые по конструкции (сарафаны, юбки, жилеты) или по структуре материала (с рыхлым плетением, ажурные) предполагают высокую воздухопроницаемость, а также в изделиях, имеющих конструктивные элементы, обеспечивающие воздухообмен.

 

 

 

Приложение 8

к СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10

 

Требования к физико-гигиеническим показателям изделий, контактирующих с кожей человека, в зависимости от их вида

 

Виды изделия

 

Гигроскопичность

(%), не менее

Воздухопроницаемость

(дм32с), не менее

Одежда 1-го слоя, купальные костюмы и чулочно-носочные изделия*

6

100 (150***)

Одежда 2-го слоя

не определяется

60

(70*** –для материалов, содержащих эластомерные нити; 100*** – для других материалов)

Одежда 3-го слоя:

 

 - подкладка

не определяется

60

 - утеплитель

не определяется

не определяется

 - верх изделия

не определяется

не определяется

Одежда и изделия из меха и кожи:

 

 - подкладка

не определяется

60

- верх изделия

не определяется

не определяется

Головные уборы и платочно-шарфовые изделия

5**

100**

Постельное белье

6

100

Изделия перчаточные, текстильная галантерея, готовые штучные текстильные изделия

не определяется

не определяется

*В купальных костюмах не определяют гигроскопичность, в чулочно-носочных изделиях – воздухопроницаемость.

** Для летних головных и для подкладки головных уборов осенне-зимнего ассортимента.

*** Для трикотажных изделий.

 

 

Приложение 9

к СанПиН 2.4.7/1.1.2651 -10

 

Требования к санитарно-химическим показателям изделий, контактирующих с кожей человека,  в зависимости от состава материала

 

 

Материалы

Наименование

определяемого

вещества

Допустимые уровни:

воздушная среда

(мг/м3), не более

1

2

3

Натуральные из растительного

сырья

Формальдегид

0,003*

Искусственные (вискозные и ацетатные)

Формальдегид

0,003*

Полимерные:

 

Полиэфирные

 

Диметилтерефталат

Ацетальдегид

0,01

0,01

Полиамидные

Капролактам

0,06

Полиакрилонитриль-ные

Акрилонитрил

Диметилформамид

0,03

0,03

Поливинилхлорид-ные

Ацетальдегид

Ацетон

Бензол

Толуол

Диоктилфталат

Дибутилфталат

0,01

0,35

0,1

0,6

0,02

0,1

Поливинилацетатные

Винилацетат

0,15

Полиолефиновые

 

Формальдегид

Ацетальдегид

0,003*

0,01

Полиуретановые

 

Этиленгликоль

Ацетальдегид

1,0

0,01

Резино-латексные композиции

Стирол

Ацетальдегид

Диоктилфталат

Дибутилфталат

0,002

0,01

0,02

0,1

* Норматив указан без учета фонового загрязнения окружающего воздуха.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект учениц 7 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 В проекте ученицы 7  класса  исследовали виды тканей и пытались ответить на вопрос: Как же ошибиться и подобрать именно ту ткань, которая идеально подходит для задуманной вами вещи? Что выбрать для школьной формы, а что для летнего  сарафана? Какая ткань будет дольше носиться, а какая может разочаровать уже после первой стирки? Какая  ткань не навредит  нашему здоровью?

Гипотеза: существует прямая связь между тканью и здоровьем.

 

Цель: Выявить степень влияния ткани на здоровье школьника.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 893
    • DOCX 70.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Милевская Любовь Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Милевская Любовь Григорьевна
    Милевская Любовь Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20389
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 575 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек