Главная / Другое / проект: ТРИЗ-как инновационный вектор критического мышления

проект: ТРИЗ-как инновационный вектор критического мышления

Хромтауская средняя школа № 1







Инновационный проект

На тему: ТРИЗ – инновационный вектор критического мышления.





















Выполнила: Учитель Изо и черчения

Хромтауской средней школы № 1

Мирманова Айгуль Сейлхановна







2013-2014 г



Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Инновационная направленность …………………………………4

Актуальность темы ……………………………………………………….5

Научная основа …………………………………………………………….6-7

Механизм реализации педагогического проекта……….8-10

Содержание проекта …………………………………………………… 11-12

Качественный и количественный анализ результативности

Реализации проекта ……………………………………………………. 13-14

Перспектива дальнейшего развития возможности

распространения опыта ………………………………………………. 15

Заключение ………………………………………………………………….. 16

Аннотация ……………………………………………………………………. 17

Приложение ………………………………………………………………….. 18

Список литературы …………………………………………………………19



















Введение

Современное образование – это образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучитываться. Оно не может развиваться вне времени и пространства. Я.М Неверов был ярким сторонником и пропагандистом идей демократии, гуманизма, уважения к ребенку и его индивидуальным особенностям. Образ мыслей, педагогические находки Я.М Неверова, выдающегося просветителя ХIХ века свежи и актуальны в ходе происходящих инновационных процессов в образовательной отрасли.

Живем мы в условиях перехода общеобразовательной школы на новый государственный стандарт образования РК. Раз появились новые условия, значит, нужны и новые подходы. История цивилизации показывает, что самые значительные успехи, в том числе в интеллектуальной деятельности, достигаются при условии превращения ее в технологию, или метод, алгоритм. Это значит, что каждый педагог должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?» На мой взгляд, учитель не просто должен, он просто обязан стремиться не только к профессиональному росту, но и человеческому совершенству. Это жесткое требование нашей профессии. Я окончила курсы повышения квалификации учителей по кембриджской технологии, применяя новые модули на уроках , не раз сталкивалась с затруднениями. Не все дети интеллектуально активны на уроках, когда работают с проблемной ситуацией, потому что креактивная мыследеятельность очень слабая у некоторых. Для этого, дороги познания привели меня к ТРИЗ – технологии. Это одна из многих инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.















3

Инновационная направленность

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, ее функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы , взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой учащийся может быть творческой личностью , он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Понимание выше перечисленное дало толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с учащимися. Я, как педагог, стараюсь использовать именно те методики и приемы , которые не только результативны, но и увлекательны. Основная задача использования ТРИХ –технологии в школьном возрасте- это привить радость творческих открытий. ТРИЗ- технология в систему работы образования массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы ТРИЗ-технологии, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования критического мышления у учащихся.

Нетрадиционный формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Сама организация такого урока и внеурочной деятельности подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений.















4

Актуальность темы

Процесс воспитания и обучения детей – это взгляд человечества в будущее. Мы живем стремительно меняющемся мире, в эпоху информации. ТРИЗ – технология, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером дала мощный толчок к разработке педагогических технологий, связанных с развитием креактивных процессов подрастающего человека. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том , что учащийся усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В результате диагностик выявились проблемы: у учащихся бедный словарный запас, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения и критического мышления. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. В процессе опроса педагогов установлено, что учителя не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития критического мышления. Также у педагогов отсутствуют знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития критического мышления у учащихся. Я пыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию критического мышления у учащихся посредством использования методов и приемов ТРИЗ.

Объект исследования: процесс развития критического мышления средствами технологии ТРИЗ. Предмет исследования: педагогическая система, направленная на развитие критического мышления методами и приемами ТРИЗ. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том , что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития критического мышления у учащихся . Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ) и методов развития критического мышления. В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1 Изучить теоретическую , психолого – педагогическую и методическую литературу по развитию критического мышления у учащихся. 2 Раскрыть особенности критического мышления школьного возраста. 3 Разработать систему методов целенаправленного воздействия критического мышления и речи учащихся. 4 Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала через технологию ТРИЗ.

5

Научная основа опыта

На сегодняшний день применение методов ТРИЗ в педагогике включается три основных направления разработок:

- дополнение и изменение традиционных дисциплин;

- создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ;

- разработки в области теории творческого мышления.

Методы ТРИЗ не просто делают занятия более разнообразными, не только

стимулируют интерес к изучаемому предмету. На основе ТРИЗ можно формировать единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира. В ТРИЗ выявлены законы развития технических систем, эти законы преимущественно являются универсальными законами развития систем. Одной из важных и сложных проблем системы образования является несогласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе . Разработка уроков на основе ТРИЗ может помочь в решении этой проблемы. Для решения изобретательских задач часто необходимо использовать приемы, эффекты, понятия не только той дисциплины, в которой рассматривается проблемная ситуация. А приемы и методы, с помощью которых ведется поиск решения, едины для открытых задач из любой области науки. Таким образом, при решении открытых задач, при изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся понятными, очевидными, используются учащимися как инструмент для изучения и исследования. Часто применение методов ТРИЗ делает необходимым пересмотр содержания, изменение последовательности изучения отдельных тем или разделов с целью выявления общий правил, принципов, закономерностей, по которым развиваются изучаемые системы (законы эволюции для биологических систем; закономерности развития языка для лингвистических систем; законы развития общества для исторических систем и т.д.) Такой подход дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений. При этом необходимо отслеживать эффективность такого обучения, ориентируясь на стандарты образования по изучаемым дисциплинам. Как правило, применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.

Еще один немаловажный аспект применения методов ТРИЗ для изменения и дополнения традиционных дисциплин - это использование технологии ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Применение ТРИЗ для создания новых технологий обучения.

6

Прогнозируемые результаты :Теория решения изобретательских задач - это успешно применяемая, дающая высокие результаты технология мышления. Вполне естественно, что для изучения этой технологии необходимы новые, результативные и успешные технологии обучения. Для создания таких технологий необходимо применить методы ТРИЗ к имеющимся методам обучения, проанализировав результаты их применения. Результатами применения технологии являются:4 - стабильность или повышение качества по предмету за учебный год;

-100% успеваемость;

- внеурочная работа ребят по предмету и высокий уровень достижений;

- повышение интереса к предмету;

































7



Механизм реализации педагогического проекта

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:

1Работа с учащимися. Она включала в себя использование методов и приемов ТРИЗ для развития критического мышления у учащихся. 2 Работа с родителями- консультирование, совместная деятельность. 3Методы реализации проекта:

Название метода

Содержание проекта

Ожидаемый результат

Проблемно-поисковый

- ставит проблемы;

- предлагает инструменты

Для их решения;

Успешно решают проблемные задачи

Поисково-экспериментальный

Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

- видят и выделяют проблему эксперимента;

-принимают и ставят перед собой цель;

-отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности;

-развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире.

Игровой

- учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений;

- учат разрешать противоречия.

- выявляют противоречивые свойства предметов, явлений;

- умеют разрешать противоречия.

Практический

- создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта;

Преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения.

- создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта;

- преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения



8

Принципы педагогического воздействия на критическое мышление:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии представляю ученику право выбора;

- Принцип открытости. Представляю ученику возможность работать с открытыми упражнениями;

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включало практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения учащимися мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы учащихся.

К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория – катализатор творческого решения проблемы: знания – инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

В основе используемых в ТРИЗ- педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с критическим мышлением.





















9



Общими чертами названных технологий являются:

  • Сама идея критического мышления и развивающего образования;

  • Деятельный подход в воспитании;

  • Использование в обучении проблемных задач.

  • В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:

С Система критического мышления

Обучение ТРИЗ

  • Акцент делается на развитие

  • Критического мышления

  • Акцент делается на развитие

  • Творческого, нестандартного

  • мышления

  • Не всегда присутствует методика

  • Творческого продукта

  • Разработаны методики получения

  • Творческого продукта

  • Не всегда присутствуют способы

  • Поиска решения проблем ( иногда

  • Используются методы проб

  • И ошибок)

  • Существуют алгоритмы решения

  • Задач, учащиеся способны

  • Самостоятельно выйти на решение

  • Проблемной задачи

  • Нет определенных критериев оценки

  • Предложенного решения, иногда

  • Учитель является «носителем»

  • «подсказчиком» правильного

  • Ответа.

  • Существуют объективные критерии

  • Оценки правильного решения

  • Разработано на теоретическом

  • Уровне, существуют учебные программы, учебники.

  • Разработано на уровне отдельных

  • Методик получения творческого

  • Продукта, авторских программ,

  • Алгоритмов выполнения

  • Творческих заданий.















10

Содержание проекта

I этап: сентябрь 2011 года – подготовительный этап проекта, связан с анализом состояния проблемы в психолого –педагогической теории и практике. Изучила практику внедрения ТИРЗ- технологий в образовательное пространство Хромтауской средней школе № 1. Выяснила, что данной проблемой в городе никто не занимается, хотя интерес к методам и приемам ТРИЗ педагоги проявляют и иногда используют их на занятиях математики и развитию речи.

На данном этапе создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В нее вошли:

- программа;

- разработки по использованию ТРИЗ в процессе занятий ( конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период разработана система диагностики уровня развития творческого потенциала учащихся 5 класса. Проведение диагностики на входе. ( Приложение № 1) Результаты входного контроля на сентябрь 2011 года показали, что дети в основном имеют низкий уровень развития воображения и мышления.

II этап: 2011-2014 года – практический этап проекта, включает в себя совместную деятельность, направленную на решения конкретных задач, с учетом полученных сведений о родителях и учащихся , и освоенных ими теоретических знаний. На данном этапе созданы продукты творческой деятельности учащихся ( проектные работы, презентации, работы по ИЗО ) организация и проведение творческих отчетов.

III этап: май 2014 года:- обобщающий этап, завершение программы, количественный и качественный анализ эффективности проведенной работы на первом и втором этапах. На данном этапе проводились итоги: диагностике воспитанников на выходе ( Приложение № 1), изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов ТРИЗ (открытые занятия, консультации, результативность участия в конкурсах), Осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.

На май 2014 года видна положительная динамика развития творческого воображения и критического мышления у учащихся. Увеличился процент среднего уровня учащихся с 20% ( 2011 г) до 50% ( 2014 г), низкий уровень изчез, появился высокий уровень 40% (2014 г) Приложение № 1



11

Тип ориентации

Количество родителей


2 2011 г

2 2014 г

З Знают, что способствуют развитию

к креактивности учащихся, дело лишь

за применением этих знаний на

практике

1 15%

6 60%

В Возможно, обладают хорошими

Знаниями основ большинства

Аспектов развития креактивности

Учащихся, однако кое-какие вопросы

Неплохо было бы освежить в

Памяти.

3 30%

20%

Необходимо приобрести знания и умения

5 55%

2 20%



Использование разнообразных форм работы с учащимися, с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они осущают себя более компетентными в творческом воспитании учащихся. Ученики начали воспринимать родителей но новому – как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления, стараются понять чувства своего ребенка его точку зрения. У учащихся повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.





















12

Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

Исследования по определению уровня критического мышления методами и приемами ТРИЗ проводились на базе Хромтауской средней школы № 1 города Хромтау с учащимися 5 класса в количестве 20 человек.

Цель исследовательской работы: выявить степень эффективности использования методов ТРИЗ в формировании критического мышления у чащихся.

Задачи: 1 Провести диагностику уровня критического мышления у учащихся.

2 Выявить особенности развития учащихся.

3 Разработать и апробировать систему знаний по использованию методов и приемов ТРИЗ.

4 Подготовить комплекс рекомендаций для педагогов по использованию методов и приемов ТРИЗ.

Для экспериментального исследования уровня критического мышления были проведены исследования и использованием следующих методик диагностики универсальных творческих способностей для учащихся ( авторы: В.Синельников, В. Кудрявцев )

По результатам исследования 14 учащихся показали низкий уровень формирования критического мышленияяяяя, что составляет 70% , 4 учащихся показали низкий уровень развития, что составляет 20% и 2 учащихся средний уровень развития, что составляет 10% (Приложение № 1)

В этой связи возникает необходимость разрабатывать Конкретные программы, с помощью которых можно было бы разработать систему целенаправленного воздействия, позволяющую заложить основы творческой личности.

На заключительном этапе я провела повторное обледование детей для оценки уровня формировния критического мышления методами и приемами ТРИЗ.

Процедура обследования проходила в том же режиме, как и на начальном этапе. В качестве диагностирующего инструментария использовались те же самые методики.

Результаты исследования на заключительном этапе показали, что на среднем уровне 10 учащихся -50%; на высоком 8 учащихся -40 %; на низком уровне 2 учащихся – 10% ( Приложение № 1)

По результату исследования сделана сравнительная оценка уровней развития формирования критического мышления до и после проделанной работы, которые представлены на рисунке 13





Рисунок 1 Сравнительные результаты исследования уровня формирования критического мышления у учащихся до и после коррекции.

Таким образом, из результатов исследования я вижу, что уровень формирования критического мышления у большинства учащихся на выходе стало выше.

Исследование показало: систематическое и целенаправленное использование методов и приемов ТРИХ = технологий дало положительный результат. Система игр и упражнений позволила улучшить процесс формирования критического мышления у учащихся. В процессе деятельности у учащихся формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль, проводимые мероприятия положительно влияют на развитие учащегося в целом. Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с учащимися позволяет формировать и поддерживать интерес к выполнению заданий, поддерживать сосредоточенность, воспитывать усидчивость, желание узнавать новое. Систематическое и целенаправленное использование методов и приемов ТРИЗ дает положительный результат, что видно по динамике развития.

Следовательно, гипотеза о оптимизации процесса развития критического мышления в результате использования методов и приемов ТРИЗ экспериментально подтвердилась.





14

Перспектива дальнейшего развития, возможности распространения опыта

1 Изменения в организации учебного процесса.

2 Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ – технологий интегрировать темы занятий.

3 Просвещение родительской общественности;

4 Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие конкурсах.

5 Издание сборника материалов по работе проекта.



































15

Заключение

Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы, о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу. ( Приложение № 1) Таким образом, гипотеза о том, что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития критического мышления доказана. Цели и задачи достигнуты.

За период работы по проекту были использованы лишь некоторые методы развития критического мышления. И все они тесно связаны, взаимно обусловлены и взаимно проникают друг друга. В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Данный педагогический опыт направлен на формирование результатов:

- в процессе совместной деятельности и родителя и учащегося возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения;

- в силу возрастных и индивидуальных особенностей осуществлять логические операции сравнения, анализа, общения;

-помогает ученику самореализоваться в жизни;

-эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;

-аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаиваить свою позицию;

-делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.

Разработка и внедрение данного педагогического проекта также эффективно сказывается на достижениях учащихся в конкурсах творческой деятельности. Учащиеся являются призерами районных конкурсов. Учащиеся стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У учащихся формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относятся к мнению других детей. Учащиеся играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодиться в школе , и во взрослой жизни. Исходя из внедрения данного педагогического проекта в учебный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самого учителя, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательных- образовательных проблем.

16



Аннотация

Мир, в котором мы живем, развивается и меняется очень быстро. То , что сегодня ново, интересно или представляет проблему, завтра становится уже пройденным этапом. Мы учимся, приобретаем новые умения и навыки, получаем современные знания, осваиваем новейшие технологии.

Темой, среди новых педагогических технологий, методик, используемых мною, особое место занимает ТРИЗ, как инновационный вектор критического мышления.

Идея включает в себя применение приемов и методов ТРИЗ - технологии на уроках ИЗО, игровые упражнения, задания, направленных на развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно.

Цель, которую ставлю перед собой – формирование у учащихся творческого мышления, требует искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в совсем обыденном. И в этом новизна оригинальность применения данной технологии.

Технологию ТРИЗ – можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем», в постановке голоса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого ученики изобретают, находят пути решения. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя.

Данный опыт работы включает в себя применение приемов и методов ТРИЗ - технологии на уроках ИЗО, игровые упражнения, задания, направленных на развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно.

Ожидаемые результаты опыта заключается в том, что ее подход к построению заданий позволяет любому ученику занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя. Материализованным продуктом является развитие не только диалога , но и креактивное мышление учащихся. Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ- технологии, как инновационного вектора критического мышления, я реализую главное кредо: « Каждый учащийся изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» ( Г.С. Альтшуллер) 17



Приложение № 1

Сравнительные результаты исследования уровня формирования критического мышления у школьников до и после.





По результатам исследования 20 учащихся показали:

До:

Уровни развития

Кол-во учащихся

% состав

1 1

Очень низкий уровень развития

1 14

7 70%

2 2

Низкий уровень развития

4 4

2 20%

3 3

Средний уровень развития

2 2

1 10%



После:

Уровни развития

Кол-во учащихся

% состав

1 1

на низком уровне

2 2

10%

2 2

На среднем уровне

10

5 50%

3 3

На высоком уровне

8 8

4 40%



Таким образом, из результатов исследования я вижу, что уровень формирования критического мышления у большинства учащихся на выходе стал выше.

18



Список использованной литературы



1 Альтшуллер Г.С . Краски для фантазии. / Сост. А.Б Селюцкий.

Петрозаводск,1991 г.

2 Гин А.А. «Да» и «Нет» говорите… //Педагогика + ТРИЗ. Гомель , 1997

Вып.2

3 Гин С.И мир фантазии . М. 2000

4 Дидактические игры для развития творческого воображения и мышления

/ Сост. А.И. Никашин. Ростов –н /Д, 1991

5 Дьяченко О.М. Воображение школьника. М., 1986

6 Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ в работе с школьниками.

Мн., 2000

7 Нестеренко А.А Страна загадок. Ростовн/д, 1993.

8 Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ для школьного возраста. Обнинг, 1995.

9 Эльконин Д.В. Детская психология.Развитие ребенка отрождения. – М., 1960

10 http://www.trizland.ru/



















проект: ТРИЗ-как инновационный вектор критического мышления
  • Другое
Описание:

Объект исследования: процесс развития  критического мышления средствами технологии ТРИЗ. Предмет исследования: педагогическая система, направленная на развитие критического мышления методами и приемами ТРИЗ. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том , что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития критического мышления  у учащихся . Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории решения  изобретательских задач ( ТРИЗ)  и методов развития критического мышления.  В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1 Изучить теоретическую , психолого – педагогическую и методическую литературу по развитию  критического мышления у учащихся.  2 Раскрыть особенности критического мышления  школьного возраста. 3 Разработать систему методов целенаправленного воздействия критического мышления и речи учащихся.  4 Определить эффективность работы по развитию  творческого потенциала через технологию ТРИЗ.

                                                                                                                              

Автор Мирманова Айгуль Сейлхановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 997
Номер материала 42332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓