Главная / Биология / Проект "Живи, родник, живи!"

Проект "Живи, родник, живи!"

Муниципальное образовательное учреждение «Размазлейская средняя общеобразовательная школа»



Природоохранный проект. «Живи, родник, живи…»

Авторы проекта:

1.Абрамова Ирина Сергеевна,

ученица 11 класса, 17 лет.

2. Дуюнова Александра Валерьевна,

ученица 11 класса, 17 лет.


Руководитель проекта:

учитель химии и биологии

МОУ Размазлейской СОШ

Сарина Наталья Алексеевна.




Ардатов, 2009год.







Наименование раздела

стр.

1.

Информационная карта проекта.

3-4

2.

Актуальность проекта.

5-6

3.

Место нахождения и история возникновения родника.

7

4.


Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

8-22

5.

Обсуждение результатов исследования.

23

6.


Программа действия.

24-26

7.

План действия.

24-26

8.

Реализация плана действий.

27-28




9

Паспорт родника.

30-31

10

Бюджет проекта.

32

11

Результаты и перспективы реализации проекта.

33

12

Литература.

34

13

Приложение

35-40










Информационная карта проекта.


Название проекта

«Благоустроим родник своими руками..»

Организация-заявитель и исполнитель (наименование: адрес, номер телефона).

МОУ «Размазлейская средняя общеобразовательная школа»

607153, Нижегородская область, с. Размазлей, ул. Школьная, д.18, Тел.: (83179)5-67-10

Авторы и организаторы проекта (Ф.И.О., место обучения телефон).

Учащиеся 11 класса МОУ «Размазлейская средняя общеобразовательная школа» Дуюнова Александра, Тел.: (83179)5-67-10

Руководитель проекта (Ф.И.О., место работы, должность, телефон).

Сарина Наталья Алексеевна, учитель химии и биологии МОУ «Размазлейская средняя общеобразовательная школа», классный руководитель. Тел.: (83179)5-67-10

Консультант проекта (Ф.И.О., место работы, должность, телефон.)

Малькова Нина Ивановна, Руководитель структурного подразделения МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Ардатовского района. Тел.: (83179)5-05-76

Цель проекта:

Благоустроить родник «Подгорный» своими руками, но также заинтересовать школьников, населения к мероприятиям по улучшению экологического состояния природных объектов. Выявить чувство ответственности за экологическую обстановку места проживания.

Задачи проекта:

1.Выявить историю возникновения и название родника. 2.Изучить материалы о значимости использования родников. 3.Изучить литературные и научные труды о свойствах воды и значении родников для населения. 4.Ознакомится с методикой физико - химического исследования воды. 5.Изучить флору и фауну «Подгорного» родника. 6.Уяснить важность мероприятий по охране и устройству родников. 7. Практически осуществить своими руками ряд мероприятий по благоустройству родника.

Краткое содержание проекта.

Затронуть проблемы сохранения и благоустройства родника, как источников полезнейшей воды.

География и сроки реализации проекта.

с.Саконы ул. Школьная д.18 октябрь-ноябрь 2009г.

Участники проекта.

Учащиеся 11 класса МОУ Размазлейской средней общеобразовательной школы.



















hello_html_7ae6e7e6.gif


















Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России.

(Олег Газманов)


В настоящее время среда испытывает большую антропогенную нагрузку: из-за активной деятельности человека загрязняется воздух, водоемы, реки моря, а также и лесные насаждения. Издревле в народном сознание родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты.

На территории Ардатовского района количество родников неисчислимо, они различаются качеством и составом вод. Все чаще жители нашего села сталкиваются с плохим качеством водопроводной воды, с ее загрязнением.

Родник –маленькое чудо природы. Сама родная земля – матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающая и полезная. Родник – это жизнь. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников на территории нашего села и соседнего. В с. Саконы, имеются безнадзорные родники, один из них имеет очень интересную историю и месторасположение.

Поэтому, мы, учащиеся 11 класса МОУ «Размазлейская средняя общеобразовательная школа» под руководством учителя Н.А.Сариной, решили очистить территорию родник «Подгорный» в с. Саконы от бытового мусора; углубить ложе родника и восстановить кладку; обустроить спуск к роднику; благоустроить прилежащую территорию родника: поставить щит, выделить место для мусора, высадить кустарники и деревья.

Ребята решили разработать и осуществить мероприятия по его охране и благоустройству, провести работу по охране родников среди учащихся школы и местных жителей, рассказать им о полезности и ценности воды.

Мы решили провести социальный опрос и анкетирование. В начале мы выяснили, какую роль играют родники для населения.













Место нахождение и история возникновения родника.

Родник находится в с.Саконы. Он расположен на юго-восточной стороне. Недалеко от родника на расстоянии 300м расположена дорога, а по другую сторону этой дороге находится церковь «Святой Троицы». Сам родник расположен в низу высокой горы. На горе стоит памятник погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны. Этот родник появился совсем недавно, потому что люди о нем мало знают. Появление этого родника возникло неожиданно. Много лет люди ходили на реку Тешу купаться, загорать, но не знали, что не далеко от тропки в кустарниках находится родник. Об этом роднике знали, только те люди, которые жили не далеко около церкви. Старые бабушки молчали об истории этого родника, хотя сами ходили туда за водой. От детей бабушек, мы узнали небольшую информацию этого родника. Около 50 лет назад сложилась такая традиция в с.Саконы проводить митинг, посвященный дню Победы. Первое время на 9 мая люди ходили к памятнику неизвестного солдата, почтить память погибших. Через некоторое время на этот митинг стали почетно приглашать ветеранов, а в наше время и афганцев. Чтобы почтить память погибших, приглашались не только ветераны, но и священник. Священник проводит молебен погибшим. Дети бабушек склоняются к следующей версии, что появление родника было чудом. Они доказывают, что во время прохождения митинга, у людей появляется печаль, слезы, волнение и вспоминание близких родных, которые пали за нашу Родину.

Они нам еще рассказали, что во время первого митинга на этой горе пролилось много слез матерей, бабушек, дочерей, сыновей и друзей. Через несколько недель, как рассказывают бабушки своим детям под этой горой появился небольшой родник. А заметила его одна бабушка, которая пошла рвать траву серпом корове. В начале родник был небольшой, а сейчас в наше время, он стал большим. Мы, как ученики Размазлейской средней общеобразовательной школы узнав, что в селе Саконы есть не известный родник, мы тут же отправились к жителям, чтобы узнать историю и название родника. Как выяснилось, из опроса населения, об этом роднике знают мало людей, но мы все- таки узнали историю этого родника, а название его некто не знал. Мы, как школьники Размазлейской средней общеобразовательной школы решили дать ему название. Назвали его «Подгорный» но мы еще, заметили, что родник не благоустроен, зарос травой, нет подхода к нему. На следующей день мы снова приехали на родник, взяв с собой необходимые материалы для его благоустройства. Сделав тропку из досок, обложив родник досками и камушками, сделали из досок подход к самому роднику, убрали сухую траву и поставили щит.



Сбор и анализ информации по избранной проблеме.


Для сбора информации были созданы инициативные группы:

- группа, проводящая социологический опрос населения;

- группа, изучающая флору и фауну вблизи родника;

- группа, проводящая физико – химический анализ воды;

- группа, изучающая материалы Интернета о значимости чистой воды, родников и материалы СМИ о родниках с. Саконы.

- группа, изучающая литературные и научные труды о роли родников.

- группа определяющая план местности и геоморфологическое описание родника.


Деятельность группы, изучающая материалы Интернета о значимости чистой воды, родников и материалы СМИ о родниках с.Саконы.

Группа работала с Интернетом, изучали экологическое и полезное свойства воды. Были изучены материалы СМИ.

Вывод: в благоустройстве родников в с. Саконы уделяется недостаточное внимание. Это направляет нас на то, чтобы мы охраняли и благоустраивали родники находящиеся вокруг нас.


Деятельность группы, изучающая литературные и научные труды о роли родников.

Была изучена следующая литература:

1. Н.В.Патшин «Журчит родник, звенит народная песня», Н.Новгород,1982г.

2. И.Г.Богданов «Родник», М.: Просвещение, 1971г.

3. Э.Г.Балашова. Э.Г. Бирюкова «Родники Нижегородской области» Н.Новгород, 1984г.

Вывод: изученные материалы природоохранного и экологического содержания еще раз убеждают нас в правильности действий.


Социологический опрос жителей с.Саконы.


1.Знаете ли вы сколько родников располагается в вашем с.Саконы?

А) да Б) нет

2.Если знаете название, укажите?

А)одного Б) двух В) более

3.Как часто вы берете воду?

А)постоянно Б) очень редко В) никогда

4.Если часто, то почему?

5.Хотелось бы вам, чтобы родники находились в хорошем состоянии?

А) да Б) нет

6.Можете вы помочь в благоустройстве родников?

А) да Б) нет


7. Если да, то какую?



























Школьники проводят социологический опрос населения.

Результаты социологического опроса жителей с. Саконы.


На 2 вопрос в основном все жители ответили, что знают только три святых родника: Тихонский родник, родник Николая Чудотворца, родник Михаила Архангела, а другие родники знают только единицы.

На 4 вопрос жители ответили, что воду берут постоянно. Родниковая вода, как они объяснили, имеет целебные свойства и придает жизненную энергию, а также помогает выздоровлению людей. На 7 вопрос ребята предложили свою помощь для уборки мусора окало родника, для посадке саженцев, сделать из досок тропку, углубить сам родник и его обложить.


Вывод: Результаты социологического опроса показали, что людям не безразлично состояние родников. Ребята решили исследовать состояние родников и внести посильный вклад в сохранение и благоустройство их.

Исходя из этого, мы поставили перед собой задачу:

1.изучить состояние родника (флору и фауну около источника, геоморфологическое описание почвы, провести физико-химическое исследование воды), который не имеет название и находится около реки Теши в с.Саконы.

2.Выполнить посильные работы по благоустройству родников.

3.Выйте на жителей с просьбой по оказанию помощи неизвестного родника и в дальнейшем других родников близ лежащих сел Ардатовского района.








































Изучение СМи о родниках Ардатовского района.

Изучение Интернета об экологическом состояние воды на планете.

Деятельность группы, проводящей физико-химические анализы воды.


Физико-химические измерения позволяют оценить качество воды только на данный момент. Биологические методы оценки –это характеристика состояния водной экосистемы по растительному и животному населению водоема. Присутствие индикаторных видов растений или животных позволяет более глубоко судить о качестве воды в водоеме. Оценка степени загрязнения водоема по составу живых организмов позволяет быстро установить его санитарное состояние, определить степень и характер загрязнения и пути его распространения в водоеме, а также дать количественную характеристику протекания процессов естественного самоочищения. Для изучения родника большое значение имеет перифитонные организмы (т.е.обрастатели), те, которые дают картину общего состояния воды за достаточно длительный промежуток времени. Также случайные загрязнения местного характера легче могут повлиять на характер населения дна в таких водоемах.

Группа проводила отбор проб в октябре. Пробу брали на глубине 10см. Использовали банки из прозрачного стекла. Банки ополоснули родниковой водой, перед использованием.

Методика проведения лабораторных исследований описана в: 1.учебно-методическом пособии «Школьный экологический мониторинг» под ред Т.Я.Ашихминой, 2000г.

2.научно-методический журнал «Химия в школе» №3,№4, 2004г. Небольшие исследования проводили в химической лаборатории под руководством учителя химии Н.А.Сариной, а химический анализ воды из родника проводили на базе Испытательного Лабораторного Центра Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском районах» под руководством врача по СГЛи В.В.Стуловой.

Органолептические и физико-химические исследования воды «Подгорного» родника проводится в школьной лаборатории.















Химический анализ воды из родника проводится на базе Испытательного Лабораторного Центра Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Арзамасском, Ардатовском, вадском, дивеевском, Первомайском районах» под руководством врача по СГЛи В.В.Стуловой.

Идет результат исследования родниковой воды.

Методы исследования воды

Оборудование: Набор химических реактивов, пробирки, пробки, колбы, нагревательный прибор, предметное стекло, Дистиллированная вода, банка, секундомер, термометр, ареометр, цилиндр 100мл.


Определяется выход воды на поверхность земли:

1.вытекает спокойно

2.бурлит

3.бъет струйкой в одном направлении.

Определяется характер родника визуально.


Определяем мощность источника:

Лопатой делается углубление на дне. На дно ложем кусок жести, согнутой в форме желоба. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Затем рассчитываем расход воды за 1 час и за сутки.


Определяем температуру, цветность, прозрачность и запах воды.

Температура: Температура влияет на следующие процессы:

- на количество растворенного в воде кислорода (холодная вода содержит больше растворенного кислорода, чем теплая); - на скорость фотосинтеза водорослей и высших водных растений; - на скорость метаболизма всех водных организмов, вызывая большую или меньшую потребность в кислороде; - на чувствительность организмов к токсинам, паразитам и болезням.

Температуру определяем путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой сразу после наливания или непосредственно под стр,уей. Для питьевой воды гос. Стандартом определяется температурный предел 7-12 градусов.

Цветность:

1.Заполнить пробирку водой до высоты 10-12см.

2.Рассмотрели пробирку сверху на белом фоне при освещении. Единицей цветности служат особые градусы. При отсутствие видимой окраски вода считается бесцветной.

Цвет сбоку

Цвет сверху

Цветность (в градусах)

Не отмечен

Не отмечен

0

Не отмечен

Не отмечен

0

Очень слабый

Очень слабый, бледно-желтоватый

20

Бледно-желтый

желтоватый

35

Бледно-желтый

Слабый желтый

50

Бледно-желтый

желтый

120


Прозрачность:

(изменение при помощи шрифта)

Определяли высоту водяного столба, при которой типографический и шрифт (высота букв 3,5мм) становится плохо различим. При определении используются стеклянный цилиндр высотой около 50см. Цилиндр, под дно которого положен хорошо освященный шрифт, наполняют водой до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы. Пробу рассматривают при рассеянном дневном освещении и записывают высоту водяного столба в см.

Запах:

1.Заполните колбу водой на 1\3 объема и закройте пробкой.

2.Взболтайте содержимое колбы.

3.Откройте колбу осторожно, неглубоко вздыхая воздух, сразу же после определения характера и интенсивности запаха.

4.Если сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно проводить, нагрев воду в колбе до температуры 60 C (подержав колбу в горячей воде)

Примерная интенсивность запаха приведена в таблице:

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха в баллах

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание.

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный воздух о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья.

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению.

5


Осадок.

Определите, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды. Осадок может быть:

- хлопьевидным слизистым;

- хлопьевидным желтовато- коричневым;

- плотным белым (желтоватым)

- плотным бурым (коричневым);

- сероватым;

- в виде песка, глины.

- растительных остатков.

Шкала загрязнений по индикаторным таксонам (по Марфину,1995г)

Индикаторы таксоны

Эколого-биологическая полноценность, класс качества воды, использование.

Личинки веснянок, плоские личинки поденок, ручейник- риакофилла.

Очень чистая. Полноценная. Питьевое, реакционное, рыбохозяйственное.

Крупные двустворчатые моллюски (перловица), плавающие и ползающие ручейник –нейреклипсис, вилохвостки, водяной клоп.

Чистая. Полноценная. Питьевое с очисткой, реакционное, рыболовство, орошение, техническое.

Моллюски-затворки, горошинки, роющие личинки поденок, ручейники при отсутствии реакофиллы и нейреклипсис, личинки стрекоз плосконожки и красотки, мошки.

Удовлетворительно чистая. Полноценная. Питьевое с очисткой, реакционное, рыболовство, орошение, техническое.

Шаровки, дрейсена, плоские пиявки, личинки стрекоз при отсутствии плосконожки и красотки, водяной ослик.

Загрязненная. Неблагополучная. Ограниченное рыболовство, ограниченное орошение.

Масса трубочника, мотыля, червеобразные пиявки при отсутствии плоских, масса мокрецов.

Грязная. Неблагополучная. Техническое

Макробеспозвоночных нет.

Очень грязная. Неблагополучная. Техническое с очисткой.

Обследуя дно родника, мы обнаружили на илистом дне среди зарослей растений моллюски затворки, а также роющие личинки поденок, водный клоп, это говорит о том, что вода в родниках прозрачная, вкусная, очень чистая, полноценная, полезная для питья.

Санитарное состояние родников, а также окружающей ей территории удовлетворительное. Но есть смысл говорить о еще большем благоустройстве, чистоте ближайшей территории.

Геохимическая характеристика.

Колбой емкостью на 100мл отмеривается отфильтрованная вода и выливается в фарфоровую чашку. После выпаривания чашки взвешивается и разница показывает массу растворенных веществ в г л воды (общая минерализация).

Родники -это выход подземных вод пресного характера. Хотя редко, но могут встретиться минеральные источники, в которых содержание солей выше, чем в пресной воде. Если скорость истечения из них небольшая, то они не имеют широкого потребительного значения, но могут использоваться местными жителями в качестве лечебной питьевой воды. Если величина общей минерализации превышает 5г/л, то можно определить наличием растворенных примесей; если не превышает 5г/л, то анализ в школьных условиях проводить нет смысла.


Степень минерализации

Минерализация воды, г/дм

Очень малой минерализации

Меньше 0,1

Малой минерализации

0,1-0,2

Средней минерализации

0,2-0,5

Повышенной минерализации

0,5-1

Высокой минерализации

Больше1



Активная реакция воды (рН)

Многие биологические процессы нормально протекают только в узком диапазоне рН, поэтому резкие отклонения от нормы являются фатальными для отдельных особей. Активная реакция (рН) у питьевой воды должна быть в пределах 6,5-8,5. Сильно кислой считается вода, имеющая рН ниже 4, сильно щелочной- рН выше 10. (А.А.Минх «Методы гигиенических исследований», 1971г).В приведенной таблице показаны пределы рН, внутри которых могут жить те или иные организмы:


Границы существования различных живых существ в зависимости от активной реакции (рН) воды.

Наименование живых существ

рН

Бактерии

2-13

Высшие растения

7-12

Речные рыбы, некоторые насекомые

6,5-9,5

Улитки, двустворчатые моллюски

8-10

Большинство водных животных (Форель, личинки ручейников, личинки поденок)

7,5-8,5


Жесткость.

Общее количество ионов кальция и магния, растворенных в воде, отражаются в уровне жесткости. Моллюски и ракообразные требуют для своего существования более жесткой воды. Кальций важен для их роста.

Свойство природной воды, определяемое присутствием в ней растворимых солей кальция и магния. Различают жесткость кальциевую и магниевую. Суммарное содержание этих металлов в воде называют общей жесткостью. Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Общая жесткость воды обусловлена главным образом присутствием растворенных соединений кальция и магния в воде. Временная жесткость обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния. Постоянная присутствием солей кальция и магния. Общая жесткость варьируется в широких пределах в зависимости от типа пород и почв, а также от сезона года.

Определение ионов железа.

Определение показателей железа имеет большое значение для характеристики воды. Соединение железа присутствует в воде в растворенной, коллоидной и нерастворимой форме. Повышенное содержание в воде может вызвать заболевание печени, селезенки и опорно –двигательной системы.


Окрашивание при рассмотрение с боку

Окрашивание при рассмотрение сверху

Массовая концентрация железа, мг/л

Окрашивания нет

Окрашивание нет

Менее 0,05

Еле заметное желтоватое

Очень слабое желтовато-розовое

0.!

Очень-слабое желтовато –розовое

Слабое желтовато-розовое

0,25

Слабо желтовато розовое

Светлое желтовато-розовое

0,5

Светло желтовато- розовое

Желтовато-розовое

1

Сильное желтовато-розовое

Желтовато-красное

2

Светлое желтовато –красное.

Ярко-красное.

Более 2



Результаты исследования воды подгорного родника.


Показатели

Родник Подгорный

ПДК

1

Органолептические показатели воды. Температура

+9С

7-12С

2

Дебет

10л за 40 секунд

3

Цвет, градусы

2,5

20

4

Прозрачность

На высоте 70 см читается текст шрифтом 3мм

5

Запах, баллы: при 20С, при 60С.

0

2 балла

6

Вкус, привкус, баллы: при 20С.

0

2 балла

7

Химические вещества, Влияющие на органолептические свойства воды. Общая жесткость воды (моль/л)

0




5,6





7

8

Кислотность рН

7,5

5,5-8,5

9

Содержание ионов железа (мл/л)

Менее 0,1

0,3

10

Содержание хлорид –ионов(мл/л)

24,5

350

11

Марганец (суммарно) (мг\л)

Менее 1

0,1

12

Содержание сульфат –ионов(мг/л)

6,9

500

13

Меди (суммарно) (мг/л)

Менее 0,1

1

14

Сухой остаток (мг/л)

210,0

1000

15

Химические вещества, встречающиеся в природных водах или добавляемые в воде в процессе ее обработки. Фториды




0,2




1000 1,5

16

Нитраты (по NО ) (мг/л)

9,1

45

17

Окисляемость перманганатная. Аммиак (по азоту) (мг/л)


2,5 Не обнаружен

50

1,5

18

Нитраты (по NО )(мг/л)

Не обнаружены

3,3



Вывод: Качество родниковой воды соответствует требованиям Сан ПиН «Питьевая вода» Все исследуемые показатели воды в пределах ПДК. По результатам исследования качества воды Подгорного родника мы сделали общий вывод: вода подгорного родника очень хорошего качества. Мы учащиеся решили взять под охрану и дальнейшее благоустройство.

Деятельность группы, изучающая флору и фауну вблизи Подгорного родника.

Оборудование: «Школьный атлас определителя высших растений» авт. Новикова В.С. и Губанова И.А. 1991г., энциклопедия «Эрудит-мир растений» 2006 год, лупа устройства для гербаризации.

Растения около родника:

Ребята изучили лесные, полевые, древесные растения. Кустарниковые и травянистые растения, а так же разнообразен и мир животных наличия от беспозвоночных и кончая позвоночными животными и птицами.

Среди растений произрастают: мхи, осоки, луговой чай – из первоцветных, в основном растительность болотно-луговая. Древесно-кустарниковая растительность представлена ивняками, березняками и ольшаниками.

Животные вблизи родника:

Оборудование: атлас-определитель (М.А.Козлова, М.И.Олигера «Школьный атлас – определитель беспозвоночных» 1991г.; И.И.Пузанов, И.В.Козлов, Г.Н. Кипарисов «Позвоночные животные Нижегородской области» 2005г.;А.И.Рахманов «Птицы –наши друзья» 1989г), энциклопедия «Эрудит –мир животных» 2006 год, лупа, совок, банки, карандаши, миллитровая бумага.

Учащиеся определили пауков, которые оплетают ветки деревьев, пчел, шмелей, красивых бабочек, а также и кузнечики, божья коровка. Немного подальше от родника мы увидели лягушку, которая тут же от нас спряталась.

Птицы летали около реки Теши, которая находится не далеко от родника.

Из птиц мы видели ворону, трясогузка и домашний воробей.


Исследование флоры и фауны Подгорного источника.

Растительный мир

Животный мир

Древесно- кустарниковые растения: рябина, ольха белая, клен. Травянистые растения: одуванчик обыкновенный, подорожник средний, тимофеевка луговая, лютик лесной, мать-мачеха, лопух большой, крапива, подорожник обыкновенный, клевер ползучий, полынь, осока острая, хвощ лесной, щавель конский, тимофеевка луговая, осока пузырчатая.

Беспозвоночные: Паукообразные: паук цветочный, крестовик обыкновенный. Насекомые: кузнечик, клоп зеленый. Жуки: божья коровка, щелкуны, усачи. Бабочки: крапивница, комары, шмель, пчела, комары-долгоножки. Позвоночные: лягушка земляная, лягушка прудовая, Ящерица прыткая, мышь полевая, землеройка. Птицы: воробей домашний, ворона серая.

Вывод: Мир флоры и фауны вокруг Подгорного родника очень разнообразен. На его территории растут деревья, кустарники и травянистые растения, а среди животных обитают птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Мы должны сохранить флору и фауну для будущего потомства.


Определение механического состава почвы


Механический состав почвы обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней и антропогенных включений. Структура почвы определяет ее уплотненность и наличие воздуха, необходимого для жизненного процессов. Для определения типа почвы ее слегка смачивали водой, из получившейся массы скатывали шарик, а потом длинную «колбаску», которую затем сгибают в кольцо.


песок- сыпучий образец, из которого нельзя скатать жгут;


супесь- можно скатать шарик, но жгут рассыплется на отдельные фрагменты или будет очень коротким;


суглинок- можно сделать жгут («колбаску»); шнур при сгибании в кольцо разламывается (выделяют три разновидности: тяжелый суглинок –кольцо с трещинами; средний – кольцо при свертывании распадается;


легкий суглинок – шнур дробится при раскатывании);


глина – вязкая, тягучая. Напоминающая по консистенции пластилин, из нее легко получается длинный жгут, который при сгибании не ломается и не растрескивается.


Вывод: по механическому составу почва представляет собой средний суглинок.

Влияние родника на местности: наблюдаются признаки размыва и заболачивания.


Общий вывод: Высота родника над уровнем реки Теша равна 0,3 м. Место выхода родника находится очень близко от реки Теши, всего метров 20, а место выхода в речку Саконка 1 метр. Эта речка Саконка впадает в реку Тешу. Это создает проблему подтопления весной. Почвы рыхлые, по механическому составу почва вблизи родника представляет собой средний суглинок. Наблюдаются признаки размыва и заболачивания. Родник нуждается в углублении дна и организации удобной площадки вокруг него.

Обсуждение результатов исследования.


Проведенные нами исследования Подгорного родника выявили следующие факторы:


1. Родник находится внизу высокой горы. Он впадает в небольшую речку Саконка, а она в свою очередь впадает в большую реку Теша.

Скорость наполнения емкостью в 5 литр- 20 секунд. Родник находится вблизи маленькой речки Саконка на расстоянии 1м. Над родником располагается высокая гора на высоте 12м. Это может создать проблему подтопления источника весной и непригодной воды для питья этот период.

2. Почвы вблизи источника рыхлые, коричневато-буроватого цвета. По механическому составу почвы представляют собой средний суглинок. Наблюдаются признаки заболачивания.

3. Флора и фауна вблизи родника разнообразны.

4. Все физико –химические качества воды на данный момент в пределах ПДК. Вода очень хорошего качества, пригодна для питья. 5. Родник редко посещается жителями села, т.к. люди не знали про него.


Из этого следует, Подгорный родник должен быть благоустроен соответствующим образом.


1. Стенки родника обросли травой, мхом. На дне есть водоросли бурого цвета. Недалеко от родника обнаружили одну лягушку. Над родником нет навеса.

2. На дне родника песок и камни природного происхождения, с помощью которых осуществляется фильтрация воды. Но есть мусор из щепок, сухой травы, лягушачья икра.

3. Спуск к роднику не крутой, но площадка вокруг родника сильно обросла травой, что затрудняет подход к роднику.

4. Около родника отсутствуют лавочки, что создает неудобство во время взятия воды и отдыха, особенно пожилых людей.













План действий.

Дата

Действие

Задачи

Ответственные

Результат

23.09. 2009

Сбор организаторов и авторов проекта учащихся 11 класса. Обсуждение темы проекта.

Поставить проблему природоохранного проекта.

Учитель химии МОУ Размазлейской СОШ Н.А.Сарина.

Обсуждение темы проекта. Выбрана проблема.

24.09. 2009

Обсуждение темы проекта с ведущим специалистом МОУ ДОД ЦДОД Н.И.Мальковой.

Утвердить этапы работы над проектом.

Учитель химии Н.А.Сарина. Уч-ся 11 класса.

Тема проекта обсуждена. Этапы пректа утверждены.

5.10. 2009

Сбор детей, заинтересовавшихся данной проблемой, формирование инициативных групп.

Распределить обязанности, скоординировать действия.

Учитель химии Н.А.Сарина,

Уч-ся 11 класса Дуюнова Александра.

Сформированы инициативные группы.


Работы групп.


Дата

Действие

Задачи

Ответственный

Результат

06.10 2009

Изучение литературных и научных источников о роли родников, как источника питьевой воды.

Изучить необходимую литературу для подкрепления природоохранной деятельности.

Дуюнова А.. группа, изучающая литературные и научные труды.

Собран материал о роли родников на Земле. Выяснена актуальность проблемы.

07.10 2009-


-09.10 200

Изучение материалов Интернета о значимости чистой воде и СМИ о родниках нашего села.

Собрать необходимую информацию о значении чистой воды.

Чераева Ю.. группа, изучающая материалы Интернета и СМИ

Найдено немного сведений в Интернета о значимости чистой воды.


05.09.2009


Определение и изучение многообразия растительного и животного мира вблизи родника.


Изучить видовой состав флоры и фауны вблизи родника.



Абрамова И.., группа, изучающая флору и фауну.


Изучить видовой состав флоры и фауны вблизи родника.

11.10 2009

Провести геоморфологическое и географическое исследование родника

Составить план местности, указав расположение родника. Взять пробы грунта около него и провести геоморфологические исследования.

Козин Р.., группа, проводящая геоморфологич. и географическое исследование родника.

План составлен, геоморфологическое исследование проведено.


Основной период.

Дата

Действие

Ответственные

05.09.2009-14.09.2009.

Систематизация собранных материалов.

Дуюнова А., Чераева Ю., Абрамова И., Учитель Н.А.Сарина.

07.09.2009-22.09.2009

Работы по благоустройству Подгорного родника: 1. Очистка родника от мха и растений; 2. Очистка дна от мусора; 3. Уборка травы вдоль родника; 4. Посадка кустарников около родника. 5. Поставить щит около родника.

Дуюнова А, Чераева Ю, Абрамова И., участники проекта и добровольные помощники.

24.09 2009 -25.09 2009

Изготовление паспорта Подгорного родника.

Дуюнова А., Чераева Ю., Абрамова И., инициативные группы учащихся.

Заключительный период.

Дата

Действие

Ответственные

22.09 2009-24.09 2009

Создание презентации и выпуск школьной листовки об экологическом состоянии Подгорного родника.

Дуюнова А., Абрамова И., Чераева Ю., инициативные группы учащихся.

25.09 2009

Пополнение школьной библиотеки материалами собранными школьниками.

Дуюнова А., Абрамова И., Чераева Ю.


Реализация действия плана.


















Идет благоустройство и углубление дна родника.

Уборка сухой травы вдоль родника



















Листовка



Уважаемые жители!


Мы, учащиеся Размазлейской средней общеобразовательной школы.



Обращаемся к вам с просьбой,


Бережно относиться к родникам нашего села и района.


Родник-это маленькое чудо природы.

Они являются стратегическими объектами природы.


Не загрязняйте их, а по мере возможности охраняйте и благоустраивайте!



Сохраним нашу планету чистой для будущего поколения!


hello_html_6fd9c370.gif



1. Название источника

Подгорный родник.

2.Адрес источника

С.Саконы, Ардатовский район.

3.Урочище

Впадает в р. Тешу.

Географические условия выхода воды. 1. Характеристика водного слоя



Грунтовые воды

2. Выход воды на поверхность

Со склона горы.

3. Характер вытекания

Нисходящий.

4. Высота источника над уровнем воды в реке.

0,3

5.Растительность вблизи родника.

Древесно-кустарниковые растения: рябина, ольха белая. Травянистые растения: одуванчик обыкновенный, подорожник средний, тимофеевка луговая, мать-мачеха, василек луговой, лопух большой, подорожник обыкновенный, крапива, клевер ползучий, ромашка полевая, осока острая, осока пузырчатая, хвощ лесной, щавель конский, тимофеевка луговая.

Животный мир вблизи родника.

Беспозвоночные: Паукообразные: паук цветочый, крестовик обыкновенный. Насекомые: кузнечик, клоп зеленый. Жуки: божья коровка, усачи, щелкуны. Бабочки: комары, комары- долгоножки, шмель, пчела. Позвоночные: лягушка земляная, лягушка прудовая, Ящерица прыткая, мышь полевая. Птицы: ворона серая, воробей домашний.

Физические особенности родника. 1.Цвет воды (в градусах)


Бесцветная (2,4)

2.Запах( в баллах)

Не ощущается (0)

3. Вкус (в баллах)

(0)

4. Прозрачность

Хорошая, на высоте 73см читается текст шрифтом 3,5мм.

5.Температура воды

+8С

6.Температура воздуха

+20С

Химические свойства воды. 1.рН воды


7,5

2.Общая жесткость (моль/л)

5,4

3.Анионы

Присутствуют хлорид, сульфат, нитрат ионы.

4 Катионы

Присутствуют катионы марганца, железа.

5Участие родника в питание рек.

Участвует в питание речки Саконка и реки Теши.

6.Влияние родника на окружающую среду.

Вызывает заболачивание прилегающей местности.

7.Хозяйственное использование родника.

Используется, как источник пресной питьевой воды.

8.Охрана родника от загрязнения

Родник периодически очищается от мусора.

9.Предложение по охране и благоустроиству.

Сделать твердую площадку вокруг родника, проложить тропку из досок, обложить родник.

10. Кислотность рН

7,5

5,5- 8,5

11.Содержание ионов железа (мг/л)

Менее 0,1

0,3

12.Содержание хлорид -ионов (мл/л)

22,5

350

13Марганец (суммарно) (мг/л)

Менее 1

0,1

14.Содержание сульфат –ионов (мг/л)

6,7

500

15.Нитраты (по NО ) (мг/л)

8,3

43

15.Окисляемость перманганатная.

2,5

5,0

16. Химические вещества, присутствующие в воде в результате промышленного, сельскохозяйственного и бытового загрязнения. Аммиак (по азоту) (мг/л)







Не обнаружен





1,4

17.Нитраты (по NО ) (мг/л)

Не обнаружен

3,2

Бюджет проекта.

Необходимые материалы

Сумма

Имеется

Требуется

1.

Доска протесовая длиной 2м (8шт)

0

+

_

2.

Гвозди (10 шт)

0

+

_

3.

Молоток

0

+

_

4.

Лопаты (3шт)

0

+

_

5.

Грабли (4шт)

0

+

_

6.

Ведра

0

+

_

7.

Кустарники акации(5шт)

0

+

_

8.

Цифровая печать фотографий

0

+

_

9

Листы ватмана (2шт)

12руб

_

+

10.

Файлы

35 руб

_

+

11.

Папка

10руб

_

+


Итого:

57 руб




На проект потрачено 57 рублей.

Проект оказался мало затратным, экономичным. А необходимые денежные средства были выделены директором школы Г.Ф.Хребтовой.






















Результаты реализации проекта.

К концу октября 2009 года по проекту получены следующие результаты:

1. На основании социологического опроса населения о важности родниковой воды для населения нашего села, мы провели исследовательскую работу Подгорного родника: определили качество воды, видовой состав растений и животных вблизи родника, исследовали состав почвы. 2. Изготовили паспорт Подгорного родника. 3. Полнили школьную библиотеку новыми материалами исследовательского характера о Подгорном роднике ( экологическими, физико-химическими, биологическими, географическими, геоморфологическими). 4. Материалы об источнике все собраны на электронный носитель. 5 Осуществили посильные работы по благоустройству родника и территории вокруг него: а) очистили вокруг родника сухую траву; б) проложили тропку из досок к роднику; в) посадили кустарники; г) углубили дно родника; д) сделали подход к роднику из досок; 6. вышли с просьбой на жителей с призывом о дальнейших действиях по благоустройству Подгорного родника, как источника чистой воды. Надеемся, что не позднее весны 2010 года, как запланировано, будет проложена тропка из новых досок, лавочка возле родника, навес над родником.



















Литература:

1. А.И.Рахманов «Птицы –наши друзья», 1989г 2. Энциклопедия «Эрудит-мир животных», 2006г 3. И.И.Пузанов, В.И.Козлов, Г.Н.Кипарисов Позвоночные животные Нижегородской области», 2005г. 4. Атлас –определитель (М.А.Козлов, М.И.Олигера «Школьный атлас- определитель беспозвоночных», 1991г. 5. Энциклопедия «Эрудит – мир растений», 2006г 6. « Школьный атлас определителя высших растений» авт Новикова В.С., Губанова И.А., 1991г. 7.Э.Г. Балашова, Э.Г.Бирюкова «Родники Нижегородской области» Н.Новгород, 1984г. 8. Учебно-методическое пособие «Школьный экологический мониторенг» под ред. Т.Я.Ашихминой, 2000г 9. П.П.Климентов «Общая гидрогеология», М.: Просвящение 1971г. 10. Научно –методический журнал «Химия в школе» №3. №4, 2004г.


34


Проект "Живи, родник, живи!"
  • Биология
Описание:

В настоящее время среда испытывает большую антропогенную нагрузку:    из-за активной деятельности человека загрязняется воздух, водоемы, реки моря, а также и лесные насаждения. Издревле в народном сознание родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты.

На территории Ардатовского  района количество родников неисчислимо, они различаются качеством и составом вод. Все чаще жители нашего села сталкиваются с плохим качеством водопроводной воды, с ее загрязнением.

 

Родник –маленькое чудо природы. Сама родная земля – матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус.  Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающая и полезная. Родник – это жизнь. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников на территории  нашего села и соседнего. В с. Саконы, имеются безнадзорные родники, один из них имеет очень интересную историю и месторасположение. 

Автор Сарина Наталья Алексеевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1530
Номер материала 9307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓