Главная / Начальные классы / Проект "Загадочная буква Ю"

Проект "Загадочная буква Ю"

Загадочная буква Ю

Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительный и первый класс.

Задачи:

  1. Привить навыки самообразования, исследования и творчества;

  2. Пробудить интерес к изучению букв и родному языку;

  3. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать, приводить примеры.

В ходе работы над проектом учащиеся должны

  • Знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю», особенности буквы «Ю»; способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю».

  • Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; делать выводы, участвовать в общем проекте.

Оборудование: таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».

Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Ю».

Ход работы над проектом

  1. Организационный момент.
    Объяснение особенностей проектной деятельности.
    Распределение ролей.
    На партах таблички: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».

  2. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.
    1) Обдумывание проекта и составление плана (Выполняют «аналитики».)
    2) Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)
    3) Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы».)
    4) Испытание. (Выполняют «испытатели»)

  3. Подготовительный этап.
    Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта производится в виде «мозгового штурма».

  4. Защита проекта.

Звучит песня «Улыбка – украшение лица». На доске появляется улыбающаяся улитка.

Учитель: Какое настроение у нашей улитки? (Радостное)

Учитель: Как вы это определили? (Она улыбается)

Учитель: Ваша улыбка, ребята, может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнём урок.

1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – защита проекта, цель которого в течение учебного года исследовать букву «Ю». В ходе работы над проектом, вы выкладывали букву «Ю» на ковре, сделали юлу, на уроках обучения грамоте составляли схемы слов с буквой «Ю», рисовали рисунки, много работали дома вместе с родителями. И вот пришло время подвести итоги. Давайте повторим:

  • Почему мы называем букву Ю особенной буквой?

  • Какие звуки обозначает буква Ю? (й, у)

  • В каких случаях буква Ю обозначает два звука? (в начале слова: юла; после мягкого знака: лью; или после гласной: даю)

  • Как это изобразить схематически? (Дети показывают схему /йу/)

Молодцы, я давно уже знаю, что вы у меня смышленые!

Итак, начнём!

I. Характеристика буквы «Ю»

1) – Буква Ю – 32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.

- По мнению Павла Глобы буква «Ю» связана с юмором. Эта буква несёт любознательность. Носители имен на эту букву все обращают в шутку.

- Выглядит «Ю» устойчиво – уже не укатится, кружочек – то крепко пристегнули к палочке.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю!

- И слова с нее начинаются знатные: Юпитер, например. Ведь это какая огромная планета! И чудо как хороша!

- Да много чего еще на «Ю» хорошего начинается! Юность – какая прекрасная пора! Сколько всего у тебя впереди!

- Юг, кстати, тоже хорошо – фрукты, солнце, витамин D.

2) Вот она какая буква Ю!

В нашем классе есть Полина. А если мы хотим назвать её ласково, то нам на помощь придет буква Ю: Полюшка. А также ласково мы скажем: Танюшка!

II. Разработка составных частей проекта

Сейчас мы с вами, как настоящие учёные – исследователи плодотворно поработаем и пригласим всех гостей в научную лабораторию, сначала к экспериментаторам.

1. Сейчас вы все будете экспериментаторами.

Ребята 1 ряда выполнят звукобуквенный анализ словаюбка, 2 ряд - люстра. 3 ряд – клюв. 4 ряд - играют. Составить схемы слов.

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь!

2. Теперь вы будете испытателями.

- Приведите примеры слов с буквой ю, где звуков больше, чем букв.(юмор, союз)

- Приведите примеры слов, где количество звуков равно количеству букв. (плюс, люди)

3. Пришло время вам стать иллюстраторами.

Из каких элементов состоит буква Ю? (Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.)

4. В каких буквах есть такие же элементы? (Учитель раздает буквы. Среди них есть лишние.Необходимо отобрать нужные.)

Н, О, К, Д, У, М – можно прикрепить на доску.

5. И вот вы вновь становитесь экспериментаторами.

Из данных слов, выберите те, которые пишутся с заглавной буквы.

На доске:

ЮЛЯ, ЮРА, ЮНОША, ЮНЫЙ, ЮПИТЕР, ЮНГА

Дети должны отобрать слова: ЮРА, ЮЛЯ, ЮПИТЕР

Физминутка

Наша научная лаборатория не уместилась в школе и часть её была вынесена на дом. Спасибо нашим ассистентам – родителям, которые помогли учёным в исследовании буквы «Ю».

6. Домашнее задание:

  • Есть ли в России города, начинающиеся на букву «Ю»?
    Южа (Ивановская обл.)
    Юрьевец (Ивановская обл.)
    Юхнов (Калужская обл.)
    Южноуральск (Челябинская обл.)
    Юрино (Республика Марий Эл)
    Юношеское (Вологодская обл.)
    Юбилейный (Московская обл.)

  • Имена мальчиков на букву Ю
    Юлий
    Юлиан
    Юрий
    Юсуп

  • Имена девочек на букву Ю
    Юнона
    Юлия
    Юлиана
    Юна

  • Планеты
    Юпитер
    Юнона

  • Созвездие
    Южный Крест

  • Загадки:
    Эту букву носят леди,
    Любят белые медведи,
    А настанут холода -
    Птицы улетят туда.
    (юбка, юкола, юг)

7. Кручусь, верчусь
И мне не лень
Вертеться даже
Целый день!
(юла)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша - юноша)

8. Юркое, подвижное,
Резвое создание.
Очень пташка шустрая!
К месту и название.
(юрок)

Лето – жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Подколес веселый стук
Поезд движется на…
(юг)

Это женская одежда,
На нее у дам надежда:
Прикрывает, как и шубка,
Не короткая коль…
(юбка)

Это мастер – высший класс!
Удивить всех может нас:
В лупу видит он свой мир!
Этот мастер…
(ювелир)

Это – памятная дата.
Отмечают пышно, сжато.
Дней прошедших не жалей,
Если встретишь …
(
юбилей)

Он закон, обычно знает,
В крупных спорах помогает,
В знанье прав – специалист,
Уважаемый …
(юрист)

-Стихи

Жил – был зверь на букву Ю,
Чистил мордочку свою.
Бегемот на букву Б,
Петух на букву П,
Крокодил на букву К,
И кабан на букву К,
Утконос на букву У.
Что за зверь на букву Ю?
У него длинный хвост? Да!
У него огромный рост? Нет!
У него густая шерсть? Да!
У него копыта есть? Нет!
Зубы острые у зверя? Да!
Я боюсь его тогда!
А этот зверь совсем не страшен,
Это просто кошка наша.
Почему ж она на Ю?
Юлькой кошку звать мою!

Как улитка, за спиною
Носит домик буква Ю!
«Да, мой дом всегда со мною -
В нём мечтаю, в нём я сплю.
В нём сама себе пою,
Потому что петь люблю!»

Не похожи друг на друга
Слово ЮГ и слово ВЬЮГА
Вьюги в теплом нет краю.
Их сближает буква «Ю».

Букву «Н» и букву «О»
Знаю я уже давно.
Если вместе их солью,
Что увижу – букву «Ю».
Влево – легкий поворот:
Буква «Ю» - как вертолет!

Встретил я во сне семью -
Мама «Ю» и папа «Ю»,
Дети – пятеро «ютят» -
То смеются, то галдят.
А проснулся – где семья?
В доме только кот и я.

Буква «Ю», - спросил я деда, -
Это полвелосипеда?
-В цирке, дед сощурил глаз,-
«Ю», как велик, в самый раз.

Очень юркий юный Юра
Папе в шляпу из велюра
Посадил пожить скворца.
В результате шевелюра
Встала дыбом у отца.
Сохнет шляпа из велюра,
И с печальным ходит Юра
Выражением лица.

-Дед, за что твои медали?
Их, внучок, за храбрость дали.
Юным был я в том бою,
Защищал страну свою.
Скоро юбилей Победы.
Принеси – кА китель деда.
Буквы Ю – медали в ряд –
О былом заговорят.

«Ю» ютиться не с руки -
габариты велики.
Ей не уместиться в юртах -
Подавай особняки!

Я по азбуке пройду.
Букву «Ю» легко найду.
Что, как меж планет Юпитер,
Не последняя в ряду.

Вот юла юлит, качается,
И вздыхает на ходу:
«Ой, завод уже кончается,
и сейчас я упаду».
Так юля моя мне нравится,
В яркой юбочке юла,
И поэтому красавицу
Тут же снова завела.

Юнга Юрий был на юге
И на полюсе, где вьюги,
Землю обогнул по морю.
С Юрием теперь не спорю,
С ним на глобус я смотрю,
Он похож на букву Ю.

«Хрю», - сказала Хрюшка – мать,-
Трудно букву Ю понять.
Может, звёзды так легли
Над поверхностью Земли,
Не с медведицей, ковшом,
А Китом с большим хвостом.

Завывает ветер вьюжный,
Ветер северный, не южный,
И позёмку, как змею,
Завивает буквой Ю.

- Пословицы

  • Юг веет – старого греет.

  • Юн с игрушками, а стар с подушками.

  • Юность – время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

9. Это интересно!

- Значение и происхождение имени Юрий – русская форма греческого имени Георгий, что означает «земледелец». Ещё одна форма этого имени – Егор.

- След имени в истории.

Все – таки неспроста самого знаменитого и любимого клоуна в стране звали не как – нибудь, а именно Юрий – Юрий Никулин, который обладал необыкновенным чувством юмора.

Сергей Юрский – актер

Георгий Юматов – актер

Иван Юмашев – Герой Советского Союза, военно-морской министр.

III. Подведение итогов.

Наше исследование подходит к концу. Закройте глаза, раз, два, три, откройте глаза.

- Понравился ли вам урок – проект? (Да, в нас проснулся дух исследователей)

- Что нового, юные исследователи и наблюдатели, вы сегодня открыли для себя?

- Хотели бы вы исследовать так каждую букву?

А сейчас подойдите к доске и возьмите ту букву ю, которая соответствует вашему настроению. Если вам всё понравилось, вы чувствовали себя комфортно, узнали много нового, то прикрепите на доску букву ю красного цвета, если что-то для вас осталось неясным или непонятным, то прикрепите на доску букву ю синего цвета.

Всем спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.



Проект "Загадочная буква Ю"
  • Начальные классы
Описание:

Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительный и первый класс.

Задачи:

  1. Привить навыки самообразования, исследования и творчества;
  2. Пробудить интерес к изучению букв и родному языку;
  3. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать, приводить примеры.

В ходе работы над проектом учащиеся должны

  • Знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Ю», особенности буквы «Ю»; способы написания строчной и заглавной букв «ю», «Ю».
  • Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «ю», «Ю»; делать выводы, участвовать в общем проекте.

Оборудование: таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».

Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Ю».

Автор Ломакина Марина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 830
Номер материала 35240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓