Главная / История / Проект "В традициях родного края - корни моей души"

Проект "В традициях родного края - корни моей души"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буравцовская средняя общеобразовательная школа

Эртильский муниципальный район Воронежская область





ПРОЕКТ

«В ТРАДИЦИЯХ РОДНОГО КРАЯ – КОРНИ МОЕЙ ДУШИ»


Автор проекта: Ледовская Ольга Николаевна ученица 10 класса МОУ Буравцовская СОШ

Руководитель проекта: Бурлак Галина Николаевна, учитель истории МОУ Буравцовская СОШ

Адрес: 397015 Воронежская область,

Эртильский район,

д. Буравцовка, ул. Молодежная, дом 8.

Телефон: 8(47345) 4-13-43

E-mail: buravts_school@mail.ru

 


2011г.




Директор школы ____________ Т.А.Пронина

Содержание


1.

Введение …………………………………………………………………………...

3-5


Актуальность исследования



Уникальность проекта



Направления работы



Практическая значимость



Предмет исследования



Гипотеза исследования



Цель, задачи исследования


2.

Теоретическая часть ……………………………………………….....................

6-13


2.1. Работа с понятийным аппаратом



2.2. Церковные таинства: Крещение, Венчание, Погребение



2.3. Праздники: государственные праздники России, православные праздники



2.4. Христианские праздники: Рождество Христово, Крещение или Богоявление, Масленица, Вербное воскресенье, Православная Пасха, Троица


3.

Практическая часть ……………………………………………….....................

14-23


Этапы реализации проекта



3.1. Информационно - аналитический этап



3.2. Сбор материала для написания книги



3.2.1. Традиции моей семьи



3.2.2. Опрос жителей Эртильского района



3.2.3. Работа по анализу, отбору и систематизации материала хранившегося в краеведческом уголке МОУ Буравцовской СОШ по традициям народной культуры и культуры Эртильского района



3.3. Обработка поисково-исследовательского материала. Подведение итогов



3.4. Написание книги


4.

Партнеры по реализации проекта ……………………………………………..

23

5.

Ожидаемые результаты ......................................................................................

24

6.

Список используемой литературы …………………………………………….

25

7.

Приложение ………………………………………………………………………

26


Приложение №1. Беседа с Иноземцевой Клавдией Сергеевной ………...…….

26


Приложение №2. Беседа с Ледовской Таисией Егоровной …………………...

27


Приложение №3. Беседа с Немцовой Ниной Ивановной ………………………

28


Приложение №4. Буклеты: ……………………………………………………

- «Погодные приметы» №1 и №2;

- «Рождественский пост, Коляда, Рождество Христово, Крещение, Святки»;

- «Святочные гадания»;

- «Масленица»;

- «Пасха»;

- «Игры с крашенками»

29


Приложение №5. Книга «В традициях родного края – корни моей души».......

30


  1. Введение


Актуальность исследования

      Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что воспитание,  лишенное народных корней, бессильно. Возрождению народной культуры, традиций и, конечно же, народных праздников, обрядов и обычаев подчинена идея реализации данного проекта.

Сегодня народные праздники, традиции и обряды, которые веками отмечали на Руси, забыты. Традиционная русская культура вытесняется массовой западной. Мы не то, что забыли свои традиции, мы их не знаем или знаем недостаточно широко. Подтверждением тому являются результаты опроса, проведенного среди учащихся МОУ Буравцовской СОШ и жителей Эртильского района Воронежской области.

На Руси сообразно народному представлению о цикле народно-календарных праздников как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи. В любой семье есть свои традиции, любимые праздники и соответствующие им обряды. Именно в семье закладываются основы нравственного, культурного, духовного развития личности, происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Заложенные в народных традициях, праздниках и обрядах высокая духовность и нравственность выступает основой здорового образа жизни населения, уважение к старшему поколению, доброжелательного отношения с окружающими.

Необходимо, чтобы современное поколение молодежи перенимало исторические знания, которые тесно связаны с культурой и традициями нашей Родины, народа, своей семьи, родных и близких, еще живущих или живших когда-то, узнавало свою родословную. Ведь народные праздники и обряды всегда включали в единое праздничное действо и детей, и взрослых.

Мой проект «В традициях родного края – корни моей души» направлен на исследование культурных традиций и обычаев наших предков и последующее ознакомление с ними учащихся и молодежи Эртильского района Воронежской области, что даст возможность сохранить творческое наследие наших предков.

Девиз проекта: «Изучай себя, свою семью, свою Родину».

На современном этапе развития учащиеся и молодежь имеют слабое представление о русских народных праздниках, традициях и обрядах, составляющих основу национальной культуры России, поэтому предлагаю внедрить изучение русских народных праздников, обрядов и традиций родного края в программу по истории, музыке, изобразительному искусству и традиционные праздники школы и деревни.

В осуществление проекта будут вовлечены различные структуры: школа, администрации Буравцовского сельского поселения и СХА (колхоз) «Маяк», работники культуры, библиотека школы, дом пионеров и школьников Эртильского района, жители нашего микрорайона. Это позволит усилить связь поколений, будет способствовать решению всех воспитательных задач, а также укреплению связи школы с общественностью.

Каждая деревня, село, поселок имеют свой неповторимый колорит, а работа проекта «В традициях родного края – кони моей души» поможет сохранить самобытность и неотразимость поселений Эртильского района Воронежской области с их моноэтническим колоритом на фоне здорового образа жизни, в этом и есть уникальность данного проекта.

В процессе работы я использую два направления работы: теоретическое и практическое.

В теоретический материал включено изучение народной культуры Руси, знакомство с терминологией по теме проекта.

Практический материал предполагает поисково-исследовательскую деятельность, итогом которого станет создание рукописной книги «В традициях родного края – корни моей души».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке мероприятий посвященных праздникам, связанных с изучением местной культуры, а также в качестве методического пособия при подготовке спецкурсов по истории родного края для школ Эртильского района, пополнят материалы по данной теме в районном музее и краеведческом уголке МОУ Буравцовской средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: традиции, праздники, обычаи, обряды, поверья, приметы, гадания жителей Эртильского района Воронежской области.

Гипотеза исследования:

Восстановление утраченных знаний о старинных праздниках и обрядах требует предварительного изучения и закрепления в виде личного участия в проведении обрядов, игр и в праздничных гуляниях



Цель проекта:


Воспитание у подростков и молодежи любви к малой Родине, уважения к истории и обычаям предков посредством их знакомства с традициями своего народа; возрождение, сохранение и развитие народных обрядов, праздников, обрядов и традиций через практику активного собирательства фольклора Эртильского района Воронежской области.


Задачи проекта:


  • исследовать, собрать, изучить, систематизировать и записать информацию о традициях русской народной культуры и культуры Эртильского района;

  • обогатить знания обучающихся о жизни предков и сформировать интерес к изучению данной темы;

  • вовлечь подрастающее поколение ближайших сел и деревень в общественно-полезную деятельность, содействовать развитию его творческой активности и инициативы;

  • благодаря исследовательской деятельности проекта сохранять неразрывную связь поколений;

  • помочь учащимся осознать значение семьи в их жизни, воспитывать чувство благодарности и любви к родителям, развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

  • возрождать культурные традиции русского народа через проведение традиционных народных праздников;

  • выпустить и провести презентацию книги «В традициях родного края – корни моей души».



 

2. Теоретическая часть


2.1. Работа с понятийным аппаратом


Работу над теоретической частью проекта я начала с изучения основных понятий по народной культуре, так как я не понимала, чем, например обряд отличается от таинства, а традиция от понятия национальная культура. Для этого я обратилась к Бобкиной Людмилы Николаевны. Она познакомила меня с энциклопедиями и медиатекой по интересующей меня теме находящейся в школьной библиотеке, помогла разобраться с понятийным аппаратом.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений.

Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-то или какого-то события; день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого; выходной, нерабочий день.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Слово таинство означает священное действие, при котором тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа - спасительная сила Божия, или говоря языком светским: Божественная энергия. В Православной Церкви установлено семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство, елеосвящение.

Приметы основаны на тысячелетнем опыте наблюдений, чаще всего связанных с погодными условиями.

Суеверие – «предрассудок, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего.

Заговор – заклинание, в устном творчестве разных народов словесная формула, по суеверным представлениям якобы имеющая магическую силу.

Наговор – магические слова обладающие колдовской или целебной силой сказанные над каким-то предметом, едой или питьем.

Гадать – узнавать будущее или прошлое.


2.2. Описание церковных таинств

Крещение

В Православной церкви Крещение - есть духовное рождение, а родиться человек может только однажды, то и таинство Крещения над человеком совершается исключительно один раз «Один Господь, одна вера, одно крещение».

Имя при Крещении даётся в честь какого-либо святого Православной Церкви. Если имя не соответствует святцам (напр. Диана, Эдуард, Роза) подбирается или созвучное имя или по календарю - день рождения, день крестин. Выбрать имя можно с помощью православного именослова.

По традиции Церкви младенца следует крестить в восьмой или на сороковой день жизни.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников - крестных родителей. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и усердно позаботиться о том, что бы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко согрешают, если пренебрегают этим долгом. Крестными не могут быть лица до 14 лет, а также некрещёные, не православного исповедания, неверующие, ведущие нехристианский образ жизни, не бывшие на исповеди у священника более года. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. А вот бабушки, дедушки, братья и сестры вполне могут стать крестными родителями. Нет никаких препятствий принимать Крещение и быть крестными беременным женщинам.

Крестные и взрослые, принимающие Крещение, должны иметь ясное понимание своих обязанностей, уметь правильно креститься, а также осмысленно знать: Заповеди Божии, Символ веры и молитву «Отче наш...».

Не допускаются в крестильное помещение лица в нетрезвом состоянии, в нескромной одежде: шортах, майках, а женщины в коротких юбках и брюках. Женщины, приступающие к таинству не могут быть в телесной нечистоте и с ярким макияжем и входить в крестильное помещение должны только с покрытой головой.

Для Крещения необходимо:

  1. Ребенку:

Крестик (освящённый);
• свечи (5 шт.);
• новую пелёночку или крестильную рубашечку;
• полотенце;
• пояс «Живый в помощи...»;
• тапочки (если ребёнок большой).

  1. Взрослому:
    • Крестик (освященный);
    • cвечи (5 шт.);
    • полотенце;
    • пояс «Живый в помощи»;
    • тапочки.

В качестве подарка для крещаемого похвально приобретение иконы Ангела Хранителя (или святого), Закона Божия, Евангелия (Новый Завет) или другой духовной литературы. С благодарностью как пожертвование будут приняты Кагор, хлеб, мед.

Венчание

Церковный брак - это таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Церковный брак не расторгается, т.е. не может быть развенчан.

В храме таинство Венчания совершается в следующие дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье после Божественной литургии, время Венчания согласовывается со священником. Венчание не совершается: в продолжение постов; двунадесятых, храмовых и великих праздников; в сплошные седмицы. Перед совершением таинства Венчания настоятель принимает прошение на брак и проводит обязательное собеседование с брачующимися, и только после исповеди и Причастия совершается само таинство Венчания.

Для Венчания необходимо:

подать прошение на имя настоятеля;
• заполнить анкеты жениха и невесты;
• пройти собеседование;
• приобрести: свечи(2 шт), полотенце (2 шт), кольца (2 шт.), носовые платочки (4 шт.), 2 венчальные иконы (Спасителя и Божией матери).

Брачующиеся и свидетели должны быть обязательно крещенными в православную веру и иметь на себе нательные крестики. Но всё же, главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста и молитвы, покаяния и причащения.

Погребение

Под христианским погребением понимается отпевание и предание тела усопшего земле (а не только предание земле). Отпевание обычно совершается на третий день после смерти в храме и только как исключение - на дому или на кладбище.

Христианское погребение не может быть совершено, если усопший:

не был при жизни крещён;
• был крещен в Православии, но затем отрёкся или был богохульником;
• если принял смерть, как самоубийца;
• если умер без покаяния, т.е. более года не исповедовался и не причащался Святых Христовых Таин.

Для погребения необходимо:

на усопшего надеть нательный крестик (освященный);
• накрыть тело погребальным церковным покрывалом;
• вложить в руки погребальный крест (освященный) и разрешительную молитву;
• на лоб усопшего полагается венчик;
• на столике перед гробом поставляется икона и пред ней возжигается лампада или свечи. В руках у родных - свечи;
• полагается полотенце, 3 носовых платочка, если погребается женщина, то ещё и головной платок;
• на этом же столике могут быть положены: кутия (коливо) и продукты, предназначенные для поминовения (хлеб, крупа, макаронные изделия и т.д.);
• для занесения усопшего в церковную поминальную книгу необходимо оформить в церковной лавке сам факт совершения христианского погребения;
• недопустимо класть в гроб посторонние предметы: головной убор, деньги, расчески, очки и пр.

Дни поминовения новопреставленных усопших:

Поминать, т.е. «вспомнить в молитве». Это означает, что на 3-й, 9-й и 40-й дни в храме заказывается заупокойная обедня и панихида. По желанию родственников панихида может быть совершена и на кладбище (обращаться к дежурному священнику).


    1. Праздники

Праздники бывают как в выходные, так и в рабочие дни. Праздники делятся на религиозные, официальные и неофициальные. Существует множество профессиональных праздников.

Государственные праздники России официально установленные праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями (в соответствии с Трудовым кодексом).

Православные праздники:

Православный Новый год, Усекновение Главы Иоанна Предтечи, Осенины

Рождество Богородицы, Вторые Осенины, Воздвижение Креста Господня, Третьи Осенины, Покров, Иверская икона Божьей Матери, Дмитриевская Родительская суббота, Собор Архистратига Михаила, Поминовение Иоанна Златоуста, Рождественский пост, Введение во храм Пресвятой Богородицы, День Михаила Тверского, Празднование Александра Невского, Празднование Великомученицы Екатерины, Празднование Илии Муромца, Сочельник, Рождество Христово, Обрезание Господне, Собор апостолов, Сочельник Богоявления, Крещение, День Святого Тимофея, Собор вселенских учителей, Сретение, Великий пост, Благовещение, Похвала Богородице, Вербное воскресенье, Страстная неделя, Пасха, Троица, Рождество Иоанна Крестителя, День апостолов Петра и Павла, Медовый спас, Яблочный спас, Успение Богородицы, Святитель Григорий, День преподобных Кирилла и Марии, День преподобного Саввы Сторожевского, День преподобного Максима Грека, День иконы Божией Матери, День благоверного Димитрия Донского, День Владимирской иконы Божией Матери, День Пименовской иконы Божьей Матери, Кириллов День, День Петра и Февронии, Воспоминание чуда Архистратига Михаила, Преставление Иоанна Богослова, День Казанской иконы Божией Матери, День преподобного Никона Радонежского, День апостола Андрея Первозванного, День святого Николая Чудотворца.

    1. Христианские праздники

Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий.

Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом.

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа».


Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.

Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».

Масленицу отмечают за семь недель к Пасхе. Сразу после Масленицы начинается Большой пост. Интересно отметить, что уже во время самой Масленицы, что длится семь дней, мясо не едят. Главное угощение на Масленицу – блины.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.


Вход Господень в Иерусалим

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Пасхи.

Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»


Православная Пасха

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

           Пасха Христова, празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. По учению церкви, этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа.

     Во время встреч в пасхальную неделю встретившиеся друг друга обнимают, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами «Христос Воскресе» и ответным «Воистину Воскресе», причем встретившиеся отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные – «писанками», крашеные – «крашенками». Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли «яйчатами»), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе пасхальное яйцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в «красном углу» – перед иконами и лампадами. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев.

История возникновения пасхальных яиц

«Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица. 
      Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.


Троица, День Святой Троицы, Сошествие Святого Духа - один из главных христианских праздников.

Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье.

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

  1. Практическая часть


Этапы реализации проекта


3.1. Информационно - аналитический этап


Желание написать проект «В традициях родного края – корни моей души» появилось у меня после прочтения замечательной книги М.М.Громыко «Мир русской деревни», которую мне предложила учитель истории нашей школы Бурлак Г.Н. В книге подробно описан жизненный уклад русских крестьян, их праздников и развлечений. (Выдержки из этой книги имеются в медиатеке школьной библиотеки, библиотекарь Бобкина Л.Н.).

Я задумалась: хорошо ли я знаю историю своих предков, соблюдаю ли традиции и обычаи моих дедов и прадедов, что знают мои сверстники о народных традициях?

Провела опрос среди своих сверстников, учащихся 9-11 класса, чтобы выяснить их отношение к соблюдению и изучению народных праздников, обрядов, обычаев и примет.

Опросив 34 человека (возраст 15-17 лет) из них 14 девушек и 20 юношей, я оформила их ответы в виде диаграмм, проанализировала сначала отдельно ответы девушек, затем ответы юношей и подвела общие результаты.

hello_html_6eda4bb2.gif


Следует соблюдать все народные традиции

Следует придерживаться большинства нар.трад.

Следует придерживаться лишь некоторых нар. трад.

Не следует придерживаться традиций

Уклоняюсь от ответа

Девушки

14%

57%

29%

0%

0%

Юноши

35%

30%

15%

5%

30%

Общее

26,40%

41,10%

20,50%

2,90%

8,80%

hello_html_m17236b93.gif



Да

Нет

Знаю, но не достаточно хорошо

Девушки

7%

36%

57%

Юноши

15%

40%

45%

Общее

29,40%

38,20%

50%


hello_html_23e8a9a5.gif



Родители

Бабушки и дедушки

Родственники

Соседи

Из книг и др.литер.

Из Интернета

Не интересуюсь

Девушки

100%

86%

31%

0%

14%

0%

0%

Юноши

50%

65%

25%

15%

5%

10%

5%

Общее

70,50%

73,50%

23,50%

8,80%

8,80%

5,80%

2,90%

hello_html_m4d60ce3d.gif



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Девушки

93%

0%

7%

Юноши

75%

15%

10%

Общее

82,30%

8,80%

8,80%


В результате анализа анкет, я выяснила:

  1. Мои сверстники, юноши и девушки 15-17 лет, считают, что соблюдать народные традиции следует в большинстве случаев (41,1%), причем юноши 35% - считают, что следует соблюдать все народные традиции.

  2. На вопрос «Хорошо ли вам знакомы народные традиции?», 50% респондентов ответили, что им традиции знакомы, но не достаточно хорошо.

  3. В основном, 73,5% опрошенных узнают о народных традициях от бабушек и дедушек, но девушки 100% ответили, что они узнают от родителей. Жаль, что молодежь практически не читает литературу по культуре Руси (8,8%). Из Интернета черпают информацию по теме моего проекта лишь юноши (10%), девушки на этот вопрос ответа в сети Интернет не ищут совсем. Радует то, что лишь незначительная часть сверстников (2,9%) не интересуется никакой информацией по изучению народных традиций.

  4. На вопрос «Хотите ли вы узнать больше о народных традициях своей малой родины?» респонденты ответили «Да» - 82,3%. Причем девушки изъявили желание больше (93%), среди них так же не было таких кто совсем ничего не хотел бы узнать о традициях, 7 человек с выбором ответа не определились. А вот 15% юношей не желают знать народные традиции своей местности.

Вывод: большинство моих сверстников и их семьи соблюдают традиционные народные праздники, обряды, традиции и обычаи, но они мало знают об их истории и большая часть опрошенных желает познакомиться с народными традициями своей малой родины.


3.2. Сбор материала для написания книги


3.2.1. Традиции моей семьи

Изучение культуры родного края я начала с описания традиций, которые празднуют в моей семье.

Вся моя семья христианской веры. В доме у нас есть иконы, у каждого своя именная, также имеются духовные книги. Всей семьёй мы посещаем Новомакаровский монастырь Серафима Саровского, уже несколько лет 5-6 раз в год, перед годовыми праздниками. Еще мы бываем в храме Иверской Иконы Божьей Матери. Ходимт в молельный дом Михаила Архангельского в с.Копыл, жаль что он бывает, открыт только 2 раза в месяц.

Один из любимых праздников в нашей семье праздник Рождества Христова. В этот день, я и брат Виктор, ходим из одного дома в другой прославляем Иисуса Христа. Мне это доставляет удовольствие, когда прочитаешь Рождество, становится на душе легко, хорошо. Я обычно читаю вот такое:

Рождество Христово, ангел прилетел,

он летел по небу, людям песни пел:

«Вы люди ликуйте, весь день торжествуйте!!!»

День Христова Рождества, день Христова Рождества.

Пастыри в пещеру первыми пришли

и младенца- Бога с матерью нашли.

Стояли, молились, Христу поклонились.

День Христова Рождества, день Христова Рождества.

Мудрецы с востока со звездой идут,

Ладан, смирну, злато ко Христу несут

Стояли, рыдали, Христу дары давали,

День Христова Рождества, день Христова Рождества.

А народ мятежный про Христа узнал,

И младенца-Бога воинов убить послал

Всех детей убили мечи потупили

А Христос в Египте был.

Все мы согрешили спас перед тобой,

Все мы люди грешны ты один святой,

Дай нам прощенья, дай нам избавленья,

День Христова Рождества, день Христова Рождества

Особо почитаем в нашей семье праздник Пасхи. В Чистый четверг у нас существует традиция купаться до зари всей семьей, в этот день мы красим яйца шелухой от лука. Моя бабушка печет куличи для близких родственников. Делаем творожную пасху. Всей семьей ходим на кладбище и поминаем умерших родственников.

В праздник «Троицы» по традиции украшаем дом травой и веточками деревьев. Красим яйца зеленой травой.

На Ивана Купалу обливаемся водой и желаем друг другу добра и благополучия.


3.2.2. Опрос жителей Эртильского района


Я обратились к маме и папе, к бабушкам и дедушкам, соседям, родственникам и знакомым и провела с ними опрос-беседу по вопросам:

  • Какие обряды вы считаете главными в жизни человека и почему?

  • Можете ли вы рассказать о традициях связанных с народными праздниками?

  • Какой праздник для вас является любимым и почему?

  • От кого пришла традиция в ваш дом празднования праздников?

Всего опрошено: 30 человек (пять в возрасте от 20 до 40 лет, десять от 41 до 60 лет и пятнадцать человек в возрасте от 61 года и старше).



hello_html_m2286d4c0.gif

  • Главными в жизни человека респонденты считают Родильно-крестильный обряд (83%), так как этот обряд связан с первыми минутами жизни человека, крещение – это обряд введения в Православную церковь, духовного становления человека. Половина опрошенных (50%) отдают предпочтение Свадебному обряду, который является основой становления молодой семьи и последующей счастливой жизни семейства.

hello_html_m18b1b272.gif


  • 93% опрошенных могут рассказать о традициях связанных с празднованиями народных праздников. Анализируя описание праздников, можно было проследить следующее: чем старше собеседник, тем больше он знает о народных традициях Эртильского района.


hello_html_41390f88.gif


  • Самыми любимыми семейными праздниками наши односельчане считают Рождественские и Пасхальные (100%), 83% отдали предпочтение празднику Масленица, Троицу празднуют 67% опрошенных.



hello_html_18208793.gif


  • Традиции празднования праздников в семью пришли у 83% от прабабушек и прадедушек, 67 % от бабушек и дедушек, более молодые респонденты отвечали, что традиции пришли от родителей (33%).



Проведя анализ опроса, я сделала выводы: чем старше поколение, тем больше им знакомы исконно-русские обряды, обычаи и праздники нашей местности, которые они стараются соблюдать в полной мере.

Рассказы опрошенных в возрасте старше 40 лет помогли мне собрать материал, вошедший в книгу «В традициях родного края – корни моей души».



3.2.3. Работа по анализу, отбору и систематизации материала хранившегося в краеведческом уголке МОУ Буравцовской СОШ по традициям народной культуры и культуры Эртильского района Воронежской области



В МОУ Буравцовской СОШ Эртильского района имеется краеведческий уголок, в котором хранится материал по теме «История народной культуры нашей местности».

Цель моей работы в краеведческом уголке: отбор и систематизация материала по нужным для реализации проекта темам.









План работы в краеведческом уголке МОУ Буравцовской СОШ

п/п

Тема исследования

1

Культурные традиции и обычаи наших предков

2

Обряды и таинства: свадебный, крестильный, поминальный

3

Праздники: религиозные, официальные и неофициальные.

4

Христианские праздники: Рождество Христово, Крещение, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Иван Купала и др.

5

Погодные приметы

6

Суеверия, заговоры, наговоры



Темой моего исследования заинтересовались учащиеся нашей школы из патриотического клуба «Русичи». Они помогли мне собрать материал на тему «Погодные приметы» и «Суеверия».



3.3. Обработка поисково-исследовательского материала. Подведение итогов

В процессе поисково-исследовательской деятельности были обработаны данные опроса 30 жителей близлежащих сел, деревень и поселков. Систематизирован материал по теме проекта находящийся в краеведческом уголке МОУ Буравцовской СОШ.

Для того чтобы материал книги в доступной форме был доведен до учащихся были составлены сценарии мероприятий, которые могут использовать в своей работе классные руководители для проведения мероприятий по краеведению.

Выпущены буклеты (Приложение №4):

  • «Погодные приметы» №1,»3,

  • «Рождественский пост, Коляда, Рождество Христово, Крещение, Святки»,

  • «Святочные гадания»,

  • «Масленица»,

  • «Пасха»,

  • «Игры с крашенками»,

Выпушен фотобуклет: «В традициях родного края – корни моей души»







3.4. Написание книги

После проведения исследования, сбора, систематизации и записи информации был накоплен достаточный материал с целью создания книги «В традициях родного края – корни моей души».

В книгу вошел материал по народной культуре:

  • деревень: Буравцовка, Бегичево,

  • поселков: Малореченский, Семеновский, Садовской,

  • сел: Александровка, Копыл, Ростоши,

  • поселка Благодатный (в настоящее время исчезнувшего поселка, старожилы в наше время проживают в д.Буравцовка)

Эртильского района Воронежской области.

Книга адресована широкому кругу читателей – людям, умеющим ценить русские народные традиции, желающим узнать историю малой родины и постичь истоки народной культуры.

Книга «В традициях родного края - корни моей души» является второй книгой, в первую книгу «Семейные игры и забавы ради радости, а не славы» (Авторы Екатерина Бурлак, выпускница нашей школы и Галина Николаевна Бурлак, учитель истории) вошел материал по устному народному творчеству и народным играм нашей местности.

Я надеюсь, что собранный материал этой книги привлечет людей умеющих ценить русские традиции, пополнит их знания по истории малой родины и культуре родного края.

Книга состоит из четырех разделов:

  • 1 раздел «Обряды»:

- Свадебный обряд;

- Родильный обряд;

- Крестильный обряд;

- Похоронный обряд.

  • 2 раздел: «Погодные приметы»; «Суеверия»; «Заговоры и наговоры».

  • 3 раздел «Праздники»:

- Рождественский пост, Коляда, Рождество Христово, Крещение, Святки, Святочные гадания;

- Сороки;

- Масленица;

- Алексей Божий человек;

- Благовещенье;

- Вербное воскресенье;

- Пасха;

- Страстная неделя;

- Чистый четверг;

- Красная горка;

- Жены-мироносицы;

- Троица;

- Иван Купала;

- Бабье лето.

  • 4 раздел «Сценарии мероприятий по культуре родного края»:

- Посиделки «Картинки русского календаря»;

- Сельское гуляние. Праздник «Масленица»;

- Праздник « Пасха - светлое Христово Воскресенье».


Партнеры по реализации проекта


hello_html_6da3c783.gifhello_html_371d4cf7.gif








hello_html_2777ed0f.gifhello_html_39ee43d2.gif


hello_html_m6f67e53a.gif

hello_html_m3c106fe6.gif



hello_html_m1ebfb866.gifhello_html_m44ff12bb.gif

hello_html_m6bb209ef.gif


hello_html_m4890f91d.gif

hello_html_m1b591984.gif



hello_html_m53d41af5.gifhello_html_44f0b708.gifhello_html_m15597ba3.gif



hello_html_m5bc7c2b6.gif

hello_html_m668a7c26.gif


hello_html_m299c7d9e.gif




Ожидаемые результаты:


  • Обработать данные опроса 30 жителей деревень Буравцовка, Бегичево, поселков Малореченский, Садовской, Дзержинский, сел Копыл и Александровка. Систематизировать материал по теме проекта краеведческого уголка МОУ Буравцовской СОШ Эртильского района.


  • Оформить сборник «В традициях родного края – корни моей души» тиражом не менее 15 экземпляров.


  • Провести КТД «Народные обряды, обычаи и приметы нашей местности», задействовав в мероприятии 140 учащихся и 23 взрослых.



  • Выпустить буклеты «Погодные приметы», «Рождественский пост, Коляда, Рождество Христово, Крещение, Святки», «Святочные гадания», «Масленица», «Пасха», «Игры с крашенками», по материалам проекта (тиражом по 15 штук) .


  • Выпустить фотобуклет «В традициях родного края – корни моей души» (15 экземпляров).


  • Информировать через школьную стенную печать «Школа день за днем» учащихся школы и населения хозяйства «Маяк», через районную газету «Эртильские новости» население района о работе и итогах проекта «В традициях родного края – корни моей души».


  • Разработать предложение по записи на диски народных праздников проводимых при участии учащихся МОУ Буравцовской СОШ в СХА (колхозе) «Маяк».


  • Решить главную цель проекта: воспитание у подростков и молодежи села уважения к истории и обычаям своих предков посредством их знакомства с традициями своего народа.



  • Решить проблему занятости детей и молодежи села.




Список используемой литературы:

  1. Звонарева А.Т. Народные обряды, обычаи и приметы. Советы бабушки Агафьи. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009


  1. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.



  1. Край родной воронежский./ Составление О.Е.Жиренко, Н.С.Махиной.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.



  1. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.:Правда, 1989.



  1. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. М.:ОЛма-Пресс, 1998.



  1. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТУ «Сфера», 1998.



  1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.



  1. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб: ИГ «Весь», 2010.



  1. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.



  1. Е.Г.Тарасова. Прарусская культура. Сравнительная мифология народов мира // Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ, Читаем, учимся, играем. 2007. №1-12.


Материал для создания книги «В традициях родного края – корни моей души» составлен на основе устных бесед с жителями: деревень Буравцовка, Бегичево, сел Александровка, Копыл, поселков Дзержинский, Малореченский, Садовской и архива краеведческого уголка МОУ Буравцовской СОШ Эртильского района Воронежской области.


Фотографии взяты из фотоальбома МОУ Буравцовской СОШ Эртильского района Воронежской области.

Приложение № 1

Беседа с Иноземцевой Клавдией Сергеевной.(63 года)

- Какие обряды вы считаете главными в жизни человека и почему?

- Самым главным обрядом в жизни человека, я считаю, родильно-крестильный, потому что, это первый в жизни маленького человека обряд. Благодаря этому обряду человек вступает в Христианскую веру.

- Какие народные праздники вы считаете главными и почему?

- Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Потому что традиции связанные с празднованием этих праздников в нашей семье передаются из поколения в поколение.

- Можете ли вы рассказать о традициях связанных с празднованиями народных праздников?

- Да, конечно.

- Какой для вас в жизни самый любимый праздник и почему?

- Пасха. Для меня это самый главный, самый светлый праздник. К нему готовятся за несколько недель (постятся, убираются в доме, возле дома). Ещё этот праздник отличается, тем, что на столе не только разные угощенья, но и традиционное блюдо творожная пасха с крашеными яйцами и кулич. Неделю до Светлого Воскресенья называют Страстной. На Страстной неделе выделяют Четверг, в народе его называют Чистый Четверг. Обязательным обрядом этого дня было купание всех членов семьи до восхода солнца. Существовало поверье: кто искупается в этот день, тот в продолжение всего года будет здоров. Ранее тех, кто просыпал заутреню, обливали водой.

На Чистый Четверг принято было красить яйца. Красили их положив в чугун вместе с яйцами шелуху от лука. Чугунок ставили в русскую печку и варили яйца в течение нескольких часов. Отчего яйца получались темно красного цвета и ароматно пахли.

Освещенным пасхальным яйцам приписывали чудодейственные дела: считалось, что если во время пожара в огонь бросить яйцо-крашенку пожар постепенно начнет затухать. С целью сохранности от пожара в красном углу дома хранили иконку Божьей матери в правой руке которой изображена лесенка. Считали, что если начнется пожар нужно с этой иконкой обойти вокруг горящего места, пожар обязательно потухнет.

Существовало убеждение: если детям подстричь волосы на Чистый Четверг, они будут расти густыми и здоровыми, а голова не будет болеть.

В Чистый Четверг следили за поведением воробьев, если птицы радовались и чирикали, их ругали, гнали со двора, обвиняли в предании Христа. Их чириканье «Чив, чив» старые люди объясняли как «Жив, жив». Воробья считали проклятой птицей, которая выдала Спасителя. А вот голубей старались подкормить, в их ворковании слышали «Умер, умер». И уверяли всех в том, что в то время когда Христа распинали, воробьи принесли гвозди к кресту, а ласточки старались их унести. Господь наказал воробьев и повесил на их ноги оковы, которых никто не видит, из-за них воробьи не могут ходить, а лишь прыгают.

просили у Бога благословления.

Каждый, кто встречает друг друга в пасхальную неделю обязан поприветствовать и похристосоваться друг с другом словами: первый говорил «Христос Воскресе!!!» и ему нужно было ответить «Воистину Воскресе!!!». Затем скрепляли приветствие трехкратным поцелуем и одаривали друг друга крашеными яйцами (причем первым должен дать яйцо второй христосовшийся).

- От кого пришла традиция в ваш дом празднования праздников?

- От родителей.


Приложение № 2

Беседа с Ледовской Таисией Егоровной.(73 года)

- Какие обряды вы считаете главными в жизни человека и почему?

­- Оля, самый главный обряд в жизни человека это родильно-крестильный. Потому что появляются детки, и мы их крестим. Не менее важен обряд, а вернее сказать таинство Венчания, потому что зарождается новая семья и очень важно, чтобы она была дружная и чтобы у семьи был ангел-хранитель.


- Какие народные праздники вы считаете главными и почему?

- Пасха. Потому что, это самый светлый, годовой праздничек. Мы ходим на кладбище и поминаем близких. Рождество Христово. Потому что, годовой праздничек, ходим и прославляем Бога.


- Можете, ли вы рассказать, о праздновании народных праздников?

- Да.


- Какой для вас в жизни самый любимый праздник и почему?

-Троица. Праздник очень важный, дается от Бога. Ходим на кладбище ложим зелёные яички вспоминаем близких. Перед Троицей белили в доме, промывали все углы. Все ходили в баню мыться, встречали праздник в полной чистоте.

В праздник Троица все жители нашего села убирали дом зеленью. На полу стелили свежескошенную траву. За образа и наличники затыкали ветки деревьев. На подоконники насыпали траву. Считали, что кроме обычной травы обязательно должны быть: чебрец (для хорошего запаха), полынь (против плохого глаза). У образов зажигали лампаду.

В Троицын день гадали по кукушке: девушки спрашивали, скоро ли выйдут замуж. Сколько раз кукушка прокукует, столько лет ждать девушке дня свадьбы.

Из цветов и трав, собранных в Троицын день, делали венчик и плели венок и хранили их в доме за образами. Венчик использовали для окропления дома и освященной водой. Верили, что венок, сплетенный из праздничной травы будет хранить дом от всякого несчастья и сглаза и злого духа. Для оберега в сарае вешали второй венок.

Излюбленной забавой в этот день было катание на качелях (в старину говорили на рельях). В этот день катались не только дети, но и молодежь. Юноши ставили качели и старались раскачать своих подруг как можно выше. Существовала примета: чем выше раскачиваются качели – тем выше будет рожь и пшеница, и колос будет обильный и налитой.

После праздника траву собирали и клали в самый низ сеновала, считали, что мыши не тронут сено с праздничной травой. Правда было условие, вместе с травой из дома должна присутствовать трава освященная в церкви.


-От кого пришла традиция в ваш дом празднования праздников?

-От бабушек и дедушек.

Приложение № 3

Беседа с Немцовой Ниной Ивановной.(64 года)

- Какие обряды вы считаете главными в жизни человека и почему?

- Основной обряд в жизни человека-это свадебный.

Потому что, веселый обряд, впереди предстоит совместная, интересная жизнь, рождение детей, стремление воспитать их.

Но не менее важен и поминальный обряд, так как это последний обряд для человека. Важно, чтобы человек не только жил христианином, но и был погребен как настоящий христианин.

- Какие народные праздники вы считаете главными и почему?

- Рождество, старый Новый Год, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Рождество. Эти праздники нравятся тем, что родился Иисус Христос, дети и взрослые ходят прославлять его - это очень интересно. Старый Новый Год необычен обрядом колядования, молодёжь гадает, девочки на жениха, мальчики на невест. Масленица нравится тем, что пекут блины, катаются на лошадях, устраивают проводы русской зимы.

Пасха любима тем, что я пеку куличи для своих родных людей, крашу яйца, накрываю на стол и жду в гости самых близких. Троица интересна тем, что я крашу яйца зелёной травой и езжу в гости. Иван Купала веселый праздник, в молодости для нас была забава - мы все обливались водой.


- Можете, ли вы рассказать, о праздновании народных праздников?

- Да.


- Какой для вас в жизни самый любимый праздник и почему?


- Новый Год, потому что, в доме стоит красивая ёлка, впереди много радостных христианских праздников.

Еще мне хочется рассказать о празднике, который забыт практически у нас в деревне Буравцовка. 22 марта в Великий Пост наступает день Сорока мучеников, в нашей местности он назывался просто – Сороки. Старые люди нашей деревни говорили, что этот праздник разделяет пост пополам. Существовало даже такое поверье: если ночью не спать, то можно услышать, как переломится пост, услышав треск. В этот день женщины пекли жаворонки, по одной на каждого члена семьи и несколько для того чтобы раздать соседям или зашедшим в дом в этот день гостям. Так как шел пост, и есть скоромную пищу запрещалось, их пекли из воды и ржаной муки. Делали и в виде птичек. Вместе с жаворонками пекли маленькие лесенки. Значение этого обычая – милостыня, которая есть лестница духовная для восхода души на небо.

Дети, взяв жаворонки, залезали на крышу, поднимали руки с жаворонками вверх и звали весну прийти быстрее, а жаворонков пораньше прилететь.

«Весна-красна приди,

Приди весна с радостью,

С великой милостью».

Обязательно нужно было одну оставить на крыше

- От кого пришла традиция в ваш дом празднования праздников?

- От бабушек и дедушек.





hello_html_m47e90597.png


Проект "В традициях родного края - корни моей души"
  • История
Описание:

Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Традиции нашего народа – это живая историческая память. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.» (Из «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев)

Необходимо, чтобы современное поколение молодежи перенимало исторические ценности, которые тесно связаны с культурой и традициями нашей Родины, народа, своей семьи, родных и близких, еще живущих или живших когда-то, узнавало свою родословную.

Книга «В традициях родного края – корни моей души» знакомит читателя с обрядами, обычаями, приметами родного края, рассказывает о народных праздниках нашей малой родины, которые соблюдались, а некоторые соблюдаются до  сих пор.

Поколения сменяют друг друга. Жизнь продолжается. И пусть лучшие традиции, описанные в этой книге, где нет ни одной вымышленной строчки, остаются жить, ведь каждая из них хранит свой особый секрет, который будет интересно узнать не только современникам, но и потомкам.

Автор Бурлак Галина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1464
Номер материала 44116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓