Главная / Физкультура / Проект "В природу за здоровьем"

Проект "В природу за здоровьем"


Номинация «Спортивные вершины» (спортивно-оздоровительная деятельность в основном общем образовании)









Название проекта

«В природу
за здоровьем»






Сведения об авторе: Попов Андрей Александрович,
учитель физической культуры

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
города Новомосковска Тульской области,

мобильный телефон 8 (910) 162 99 08



Да здравствует школьный турслёт, удача, надежда, успех!
И будет победа пускай рядом с нами,
Ведь хватит призов на всех!
Недаром мы тренировались:
Всё было впервые и вновь.

И первое место занять мы старались.
К туризму влекла нас любовь!




Актуальность проекта.


Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги. Больше половины первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья, а к моменту окончания школы число таких детей увеличивается. Поэтому необходимо принимать энергичные меры для изменения сложившейся ситуации.

Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов истории и культуры родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки учащихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.


Цели и задачи проекта.


Целью данного проекта является формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.


Задачи проекта:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих
общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ,

физической подготовке;

- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и

ориентирования, доврачебной медицинской помощи;


- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с
проблемами экологии и охраны природы;

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование
духовных и физических потребностей;

- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

- формирование гуманного отношения к окружающей среде;

- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;

- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости,

координации движений в соответствии с их возрастными и физическими

возможностями;

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов

по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том

числе многодневных).




Участники, с которыми осуществляется работа по проекту.


Учителя физической культуры, географии, биологии, ОБЖ.




Участники, реализующие данный проект.

Их функции, особенности взаимодействия.

  • Заместитель директора школы по воспитательной работе (готовит необходимую документацию, проводит совещание педагогического коллектива, является заместителем председателя организационного комитета туристического слёта)

  • Руководитель туристического слёта (разрабатывает программу туристических соревнований, проводит консультации для желающих команд на подготовительном этапе, готовит трассу, отвечает за проведение туристических соревнований)

  • Классные руководители (отвечают за подготовку и участие в туристическом слёте команды класса)

  • Учащиеся (продумывают своё участие в туристическом слёте, принимают участие во всех видах соревнований по командам)

  • Родители (помогают детям, классным руководителям в подготовке и проведении туристического слёта, сами активно участвуют в соревнованиях)




Структура и содержание проекта.

-- Открытие туристического слёта

(Открытие_1, Открытие_2, Открытие_3, Открытие_4, Открытие_5, Открытие_6, Открытие_7)

1. Туристическая полоса препятствий:

- разборка палатки. Команда построена на линии старта. Команда
судьи: «Марша!» Включается секундомер. Ребята берут палатку,
разворачивают и устанавливают. Нужно всё делать быстро, чётко,

аккуратно, не потерять ни одного колышка и стоек.

(Фото1_1, Фото1_2)


- транспортировка пострадавшего. Сразу после установки палатки

Один человек из команды играет роль пострадавшего, остальные должны
его нести. Способ транспортировки: при помощи медицинских носилок
(или любой другой по желанию команды).

(Фото3_1, Фото3_2)


- преодоление вертикальных (качающихся) препятствий. На
горизонтальной верёвке подвешены вертикальные препятствия (пустые
пластиковые пятилитровые бутылки). Судья на этом этапе раскачивает
препятствия. Задача участников команд: пройти участок, не задев
вертикальные препятствия.

(Фото4_1, Фото4_2)


- преодоление вертикальных и горизонтальных статических

препятствий. Срыв с препятствия и касание земли штрафуется
секундами.

(Фото5_1, Фото5_2)


- «маятник» или переправа с помощью маятника. На трапеции или

высоком и надёжном сучке дерева на высоте 6-7 метров крепится верёвка,
не достающая до земли 1,5 метра. На земле отмеряется 5-7 метров

расстояние по ходу амплитуды «маятника» и ограничивается

контрольной лентой. Задача – используя «маятник», форсировать

преграду, условно - реку. Заступы на черту, преждевременное
«приводнение» штрафуется секундами.

(Фото6_1, Фото6_2)

- «туннель». Задача участников команд – проползти по «туннелю», не

сбив ни одной планки. Сбитые планки штрафуются секундами.

(Фото8_1, Фото8_2)


- прохождение «болота» по «кочкам». «Заболоченный» участок 20

метров преодолевают по «кочкам» - фанерные круги диаметром 30 см.
На земле возле контрольной линии лежат «кочки», т. е. фанерные круги.
Первый участник берёт их и перед собой кладёт первый круг (первую
«кочку»). Наступив на неё, кладёт на землю вторую и т. д. Остальные
участники перемещаются по этим кругам до конца «заболоченного»

участка. Последний участник команды собирает «кочки», не наступая

на землю. Наступание на землю штрафуется секундами.

(Фото7_1, Фото7_2)


- «навесной мост». Между двумя деревьями на расстоянии 20 метров

друг от друга натянута верёвка. Выше этой верёвки на 1 метр

параллельно натянуты два каната. Участник команды от контрольной

отметки по верёвке, держась за канаты, передвигается по прямой до

следующей контрольной отметки. Срыв с «навесного моста» и касание

земли штрафуются секундами.

(Фото9_1, Фото9_2)


- параллельные канаты. На высоте 1,5 метра от земли между двумя

деревьями на расстоянии 20 метров друг от друга натянуты два
параллельных каната. Участник команды, любым способом перемещаясь

по канатам, должен преодолеть путь от одной контрольной отметки до
другой. Срыв и касание земли штрафуются секундами.

(Фото10_1, Фото10_2)

- параллельные «перила». Между двумя деревьями на расстоянии 25

метров на высоте 1, 5 метров от земли натянуты две параллельные
верёвки (расстояние между ними 2 метра). Участник команды, держась
за верхнюю «периллу» (верёвку), скользя ногами по нижней верёвке,
передвигается от одной до другой контрольной отметки.

(Фото11_1, Фото11_2)


- снятие палатки. Начинать может один участник, пока остальные
заканчивают прохождение предыдущего этапа по одному и ждать всю
команду нет смысла. Надо снять палатку, аккуратно сложить, свернуть и

убрать в чехол, при этом не потерять ни одного колышка и стоек. Потеря
колышка и стоек штрафуются секундами.

(Фото12_1, Фото12_2)


2. Конкурс «Юный натуралист».
Участникам команды представляется для определения 10 видов растений

родного края, семян, плодов, грибов и следов зверей. Включается
секундомер. Учитываются быстрота и правильность ответов.

(Фото13_1, Фото13_2, Фото13_3, Фото13_4)


3. Оказание медицинской помощи.

Участникам команды даётся задание: оказать первую медицинскую

помощь (наложение шины, жгута, повязки на голову в виде чепчика,
остановка кровотечения и т. д.). Учитываются быстрота и правильность

медицинских манипуляций.

(Фото2_1, Фото2_2)


4. Биатлон.

Участвует команда из 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). По сигналу

судьи: «Марш!» девочки бегут дистанцию 500 метров. Последняя девочка,

прибежавшая к финишу, стреляет из винтовки по пяти мишеням

(6 патронов). Сразу после последнего выстрела или сбитой пятой мишени
бегут мальчики дистанцию 800 метров. Последний участник так же
стреляет из винтовки по мишеням (6 патронов). Не сбитые мишени

штрафуются секундами.

(Фото15_1, Фото15_2, Фото15_3, Фото15_4)


5. Конкурс костровых.
В данном конкурсе участвуют по два человека от команды. На

металлических столбах высотой 70 см натянута хлопчатобумажная нитка.

На высоте 30 см натянута стальная проволока для ограничения высоты
положенного для костра хвороста. Рядом лежат дрова. Надо по сигналу

судьи сложить костёр, разжечь его, чтобы перегорела нитка. Выигрывает
та команда, которая затратила меньше времени на пережигание
контрольной нитки.

(Фото14_1, Фото14_2)


6. Конкурс «Туристический обед».

Участникам команд надо приготовить обед из трёх блюд (первое,

второе, третье). Судьи оценивают вкусовые качества блюд, как и из чего

едят дети. Оценка выставляется по пятибалльной системе.

(Фото16_1, Фото16_2)


7. Конкурс художественной самодеятельности и боевых листков или

стенгазет.

Вечерний сбор возле общего большого костра. Судьи объявляют

порядок выступления команд. Первыми начинают самые маленькие

туристы. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Высоко
оцениваются туристское направление, массовость, авторство. Также
подводятся итоги конкурса боевых листков и стенгазет.

(Фото17_1, Фото17_2, Фото17_3, Фото17_4, Фото17_5, Фото17_6, Фото17_7, Фото17_8)


-- Завершение туристического слёта

(Завершение_1, Завершение_2, Завершение_3)


Сроки и этапы реализации проекта.


I этап. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2013 г.)

Деятельность

Ответственный

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы.

Учитель физической культуры

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы.

Учитель физической культуры

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

Учителя физической культуры и ОБЖ

4. Согласование с администрацией  школы  мероприятий различного масштаба.

Учитель физической культуры

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих  мероприятий

Учителя физической культуры и ОБЖ

6. Подбор и расстановка инструкторов- старшеклассников с учётом реализации целей и задач проекта.

Учитель физической культуры



II этап. Практический (декабрь 2013г. – апрель 2014г.)

Деятельность

Ответственный

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

Учителя физической культуры и ОБЖ

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом), по Тульской области.


Учитель физической культуры, классные руководители

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования.

Учитель физической культуры, классные руководители

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, оказанию первой доврачебной помощи.

 

Учитель физической культуры, классные руководители


5. Участие в Новомосковском районном слёте туристов.


Учитель физической культуры

6. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации


Учитель физической культуры, классные руководители




III этап. Обобщающий (май- июнь 2014 г.)

Деятельность

Ответственный

1. Обобщение опыта проектной деятельности.

Учитель физической культуры

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.


Учитель физической культуры




Ключевые методики, технологии, инструментарий проекта.


Авторская программа спецкурса по туризму.



Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта.

  • Информационно-образовательные - знания о правилах проведения
    спортивно-туристских соревнований.

  • Человеческие - энтузиасты, готовые организовать и провести турслёт.

  • Материальные - снаряжение для прокладывания маршрутов соревнований( верёвки, карабины, флажки, контрольные метки, компасы, карты местности, документация для команд и судей, громкоговоритель, ватман).


Результаты реализации проекта.


Туристический слёт был проведён с 15 по 18 мая 2014 года в Тульской области Венёвском районе д.Дедиловские выселки. В нём приняли участие учащиеся 4 -11 классов, классные руководители, администрация школы и родители учащихся. Общее количество участников 450 человек.

(Видеоролик для ТВ)



Ограничения, особые условия и требования при реализации проекта.

Инертность учительского и родительского коллектива. Решение: создание активной и знающей организационной группы, которая возьмёт на себя всю основную нагрузку по организации (оргкомитет). В неё должен обязательно входить представитель администрации (завуч), учащиеся (члены туристского кружка), учителя (историк, учителя физической культуры, ОБЖ, музыки, биологии, географии)

Плохая погода. Решение: двойная дата проведения туристического слёта (запасной день). И не бояться дождя!


Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха.

Оздоровление участников, сплочение коллектива детей, педагогов, родителей.

Формирование туристических навыков.

(Слайд-шоу туристического слета)


Проект "В природу за здоровьем"
  • Физкультура
Описание:

          Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги. Больше половины первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья, а к моменту окончания школы число таких детей увеличивается. Поэтому необходимо принимать энергичные меры для изменения сложившейся ситуации.   

          Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов истории и культуры родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

          Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки учащихся  к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

          Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.      

Автор Попов Андрей Александрович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 394
Номер материала 26675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓