Тема проекта:
«В мире профессий»
Авторы проекта: Дерягин Олег
Жумагулов Вадим
Асубулак, 2014
Абстракт
Прекрасных профессий на
свете не счесть.
И каждой профессии слава и честь.
Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,
Художник, ученый, моряк или зодчий.
Для каждого нужное дело найдётся,
Кто с детства всерьёз за работу берётся.
Пулат МуминПрекрасных
Каждый
человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. С ранних лет каждого из нас приучают
выполнять какую-то несложную работу: убирать свои вещи, помогать родителям,
что-нибудь мастерить. Мы постепенно взрослеем, наши задачи усложняются,
требования к нам становятся строже. Мы сегодня сидим за школьной партой. Учение
тоже труд и труд не простой. И хотя у нас еще много времени впереди, начинаем
задумываться над тем, чему посвятим свою жизнь, какую выберем профессию.
Что
означает слово “профессия”?
Значение слова мы узнали в “Толковом словаре”
“Профессия – это основное занятие человека, его
трудовая деятельность; ремесло, специальность.”
В мире насчитывается около 40 тысяч разных
профессий. Выбор профессии – сложное дело. Когда
человек выбирая профессию, принимает важное решение. Поэтому чем больше
информации мы будем иметь, тем легче определимся с выбором профессии.
Цель
данного исследования:
Выявить,
о каких профессиях мечтают дети;
Гипотеза:
Недостаток информированности мешает осознанному выбору профессии
2
Для
достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека
2.Выявить уровень знаний детей о профессиях, обобщить критерии к выбору
профессии
3.Назвать наиболее востребованные профессии в Казахстане в ближайшее
десятилетие
Методы и приемы решения поставленных
задач:
1.Изучение литературы по
данной теме
2.Проведение анкетирования
среди учащихся 2-4 классов
3.Профориентационная работа
среди одноклассников
4.Анализ результатов и
обобщение выводов
5.Выпуск брошюры «Все
профессии важны, все профессии нужны».
6
Введение
Зачем человек трудится?
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги,
произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся
более образованными. В результате труда создаются ценности: заводы, фабрики,
здания, машины, станки и т.д.
Труд
позволяет людям сохранить и увеличить богатства природы, вывести новые сорта
растений и новые породы животных, уберечь их от вымирания.
Человек
должен трудиться, чтобы его жизнь была благополучной и обеспеченной. Труд
формирует самого человека. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Каждый трудится на своем месте: мы – в школе, наши родители – на
производстве. Каждое утро наши мамы и папы идут на работу. Они выполняют
разные дела и поручения, имеют разные профессии.
Чтобы выбрать профессию, которая была бы тебе интересна,
удовлетворяла твоим потребностям, необходимо знать о ней, знать какими
качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей его
профессии.
Чем больше мы получим информации и чем более разнообразна и
богата она будет, тем легче нам будет сделать в будущем решающий выбор, который
определит нашу жизнь.
7
Основная часть
А что мы знаем о профессиях? Мы думаем, что той информации,
которую мы получаем на уроках, недостаточно. Поэтому мы приняли решение
провести среди наших сверстников профориентационную работу, с целью расширить
кругозор детей. Для оценки результативности профработы была проведена
диагностика уровней сформированности представлений младших школьников о труде и
мире профессий. Данные, полученные до начала работы, назывались исходными, а
после ее окончания – итоговыми.
В первую очередь, мы провели анкетирование, по итогам
которого определили уровень сформированности у школьников представлений о
профессиях, перечень тех профессий, о которых ребята знают.
Анкета:
1.Кем ты хочешь
стать, когда вырастешь?
2.Что для тебя
главное при выборе:
a.
Мне хочется этим заниматься
b.
Высокая заработная плата
c.
Эта профессия важна для общества
d.
Не знаю
3.Из каких
источников ты узнал об этой профессии:
a.
От родных
b.
От друзей
c.
Из книг
d.
Видел по телевизору
4.Знаешь ли ты,
чем занимаются люди этой профессии?
a.
Да
b.
Нет
c.
Немного
8
5.Знаешь ли ты,
как получить эту профессию?
a.
Да, знаю хорошо
b.
Знаю, но хотел бы узнать побольше
c.
Узнаю, когда вырасту
6.Считаешь ли ты,
что к твоей профессии нужно готовиться с детства?
a.
Да
b.
Нет
c.
Ещё успею
7.Если ты на
предыдущий вопрос ответил «да», то что ты уже делаешь для этого?
__________________________________________________________________
Изучив
анкеты, мы пришли к выводу, что ребят больше всего привлекают следующие
профессии:
Полицейский -5
Пожарный-4
Врач – 4
Учитель – 3
Повар -2
По одному
человеку хотят стать стоматологом, журналистом, компьюторщиком, военным,
балериной.
На
вопрос: что для тебя главное при выборе, 10 человек или 43% указали, что
выбранная профессия важна для общества.
7
человек или 30% привлекает высокая зарплата и только 6 человек или 26%
ответили, что им хочется этим заниматься.
9
13 человек,
56%, узнали о своей профессии от родных, двое ребят выбрали профессию своих
родителей.
8
человек узнали о выбранной профессии из телепередач.
И только два
человека из книг.
На
вопрос, знаешь ли ты чем занимаются люди этой профессии, утвердительно ответили
15 человек – 65%; немного знают о выбранной профессии 5 человек и не знают о
ней ничего – 1.
На
вопрос, знаешь ли ты как получить эту профессию,
«да, знаю
хорошо» ответили только 6 человек,
«знаю, но хотел
бы узнать побольше» -9 человек,
«узнаю, когда
вырасту» – 8 человек.
Шестой
вопрос нашей анкеты звучал так: считаешь ли ты, что к твоей профессии надо
готовиться с детства. 11 человек ответили на него утвердительно, четверо – нет,
а 8 человек посчитали, что еще успеют.
Из тех
ребят, которые считают, что к выбранной профессии надо готовиться с детства,
только 3 человека указали, что важно хорошо учиться в школе. Остальные считают,
что достаточно читать книги, играть, наблюдать за людьми данной профессии.
Вывод
исходных анкет следующий: ребята имеют незначительные представления о трудовой
деятельности людей, не могут охарактеризовать основные особенности профессий,
не понимают значимости данной профессии для общества. Их привлекает внешняя
сторона профессии: красивая форма, высокая зарплата, известность. Из множества
различных профессий они знают в основном только те, с которыми сталкивались в
жизни: учитель, врач, полицейский.
В течение
двух месяцев мы проводили с ребятами профориентационную работу, а именно:
классный час «Зачем человек трудится», конкурс загадок и
10
игр о профессиях,
ребята написали сочинение «Кем быть?», организовали встречу со школьным
психологом.
Также
мы изучили материалы, из которых узнали о тех профессиях, которые будут
востребованы в Казахстане и нашей области в ближайшие 10
лет. Об этом мы
тоже сообщили ребятам. Так в нашей области наиболее востребованными профессиями
являются: водитель, продавец, повар, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник,
электрогазосварщик, бетонщик. А среди специалистов и служащих наиболее
востребованы: воспитатель, педагог, врач, бухгалтер, механик, инженер,
менеджер; возрастет спрос на профессию эколог.
После
профориентационной работы, мы опять провели анкетирование ребят с такой целью:
выяснить, изменилось ли решение ребят,
Анкеты показали,
что некоторые ребята поменяли свое решение в выборе профессии. Теперь главным
критерием при выборе стало желание этим заниматься.
Увеличилось
количество детей, которые хорошо знают, чем занимаются люди данных профессий.
Теперь уже 60% опрошенных ответили, что готовиться к данной профессии надо с
детства, а для этого надо хорошо учиться в школе.
11
Заключение
Вывод,
который мы сделали на основе итоговых анкет, подтвердил нашу гипотезу:
недостаточная информированность мешает осознанному выбору профессии. Теперь у
школьников имеются осознанные представления о трудовой деятельности людей, они
знают основные профессии, их особенности, понимают значимость данных профессий
для общества. Они могут объяснить свой выбор.
Материал, который мы собрали в ходе исследования, оформили в брошюру, которой
можно пользоваться для профориентационной работы, для уроков.
12
Список
приложений к проекту
I.
Презентация «В мире профессий»
II.
Брошюра «Все профессии важны, Все
профессии нужны…»
13
Используемая
литература
1. Мазнин
И. 500 загадок для дете1. –М. :ТЦ «Сфера», 2002
2. Думанская
С.Н. Классные часы. – Х.:Изд.группа «Основа», 2008
3. 33
профессии: азбука первоклассника/ А.А.Усачёв;
4. Мир
профессий. Москва. Изд.»Молодая гвардия», 1987 г.
5. Профессии:
тематический словарь в картинках. «Школьная пресса»
6. Интернет
сайты:
http:www.nickelca.ru
http:www.bibigon.ru\
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.