Главная / Классному руководителю / Проект "Семь шагов к семейному счастью"

Проект "Семь шагов к семейному счастью"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Г. Перми

Проект

«Семь шагов к семейному счастью».

Руководитель: Назарова Елена Юрьевна

Девиз: «Счастья не ожидай, сам его создавай».

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, школа нравственности, источник наших самых сокровенных моральных ценностей, тайник искренний чувств и душевного тепла.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса.  

      Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

      Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный семейный климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка.

       Нарушены нравственные представления о браке и семье. 

 Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Заметно увеличился в обществе  особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний. 

 Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости заменяют родительское общение, подрывают авторитет семьи и школы.

Кроме того, в последнее время изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в  различных направлениях воспитательной работы школы.

      Необходимость создания и реализации проекта «Семь шагов к семейному счастью» была обусловлена этими факторами. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия школы и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождении семьи как главного воспитательного института.

Паспорт проекта «Семь шагов к семейному счастью»

Название проекта:

«Семь шагов к семейному счастью»

Руководитель проекта:

Назарова Елена Юрьевна - учитель начальных классов

Девиз проекта:

«Счастье не ожидай – сам его создавай!»

Участники проекта:

1) коллектив родителей и детей;

2) классный руководитель;

3) учителя предметники;

4) психологи и социальные педагоги;

5) медсестра и врач школы;

6) библиотекарь школы;

7) центры дополнительного образования.

Проблемы, решению которых способствует реализация данного проекта

     Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования  и испытывает ее  влияние  на протяжении всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

          Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность  всего учебно-воспитательного процесса. 

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный семейный климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка.

Нарушены нравственные представления о браке и семье. Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Заметно увеличился в обществе особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания, СПИД).

Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости заменяют родительское общение, подрывают авторитет семьи и школы.

Кроме того, в последнее время изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в  различных направлениях воспитательной работы школы.

Необходимость создания и реализации проекта «Семь шагов к семейному счастью» была обусловлена этими факторами. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия школы и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождении семьи как главного воспитательного института.


Цели проекта:








  1. Создать систему сотрудничества школы с семьей как способа повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса школы и развивать нравственные ценности в семье.

2) способствовать формированию в семье максимально

комфортных условий для личностного роста и развития

ребёнка;

  1. заинтересовать родителей в положительном результате образовательного процесса, раскрыть компоненты семейного счастья.

Основные задачи

проекта:


  1. Организовать работу по пропаганде и возрождению интереса родителей к школе, к семейным традициям, воспитание у детей ответственности, чувства гордости за свою семью ;

  2. Побуждать родителей к творчеству через участие в школьных мини-проектах различной направленности;

  3. Совершенствование системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности, досуга и совместного творчества родителей и обучающихся;

  4. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в интересах развития личности ребёнка, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей;

  5. Развивать семейные ценности, содействовать повышению авторитета родителей в семье;

  6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной педагогики;

  7. Повышать престиж здорового образа жизни.


Приоритетные направления реализации проекта «Семь шагов к семейному счастью»

  1. Трудовое воспитание

  2. Нравственное воспитание

  3. Умственное воспитание

  4. Эстетическое воспитание

  5. Физическое воспитание

  6. Экономическое воспитание

  7. Этическое воспитание


Основные компоненты семейного счастья:


 

  1. Нравственные ценности (Любовь, доверие, терпение, дружба, прощение, личность, совесть, ответственность, долг)

  2. Взаимодействие (общение, взаимопонимание, уважение, культура, традиции семьи)

  3. Трудовая деятельность (поручения, совместные дела и т.д.)

  4. Умение учиться (самообразование, саморазвитие, самооценка)

  5. Здоровье (климат семьи, режим, позитивное отношение, движение, совместный отдых)

  6. Благосостояние (целеустремлённость, планирование, быт, экономика семьи, деньги, комфорт)

  7. Досуг в семье (праздники, поездки, экскурсии, творчество)


Этапы реализации проекта

Этап I. Подготовительный (2012-2013 учебный год)

Теоретическая разработка проекта:

  • анализ проблем;

  • выявление основных причин возникновения проблем;

  • постановка цели;

  • причины перерастают в задачи;

  • определение комплекса мероприятий по достижению цели и задач

  • определение стратегии, ресурсов и сроков проекта;

 определение составных частей проекта, критериев

эффективности решения задач, установление

последовательности мероприятий;

Предполагаемый результат I этапа сформирована концепция проекта «Семь шагов к семейному счастью».

Этап II. Практический (2012-2013 уч. год – 2013-2014 учебный год)

  1. Организационная фаза проекта:

 презентация проекта и информирование

участников проекта по поводу концепции и

плана реализации проекта;

 формирование положительной мотивации на

сотрудничество у участников проекта;

  1. Основная фаза проекта:

диагностика семей (сентябрь – октябрь)

На данном этапе проекта предусматривается

ежегодное диагностирование семей (с целью

внесения корректив), составление социального

паспорта класса и школы;

 реализация приоритетных направлений

(2012-2013 уч. год – 2013-2014 учебный год) ежегодно

в соответствии с планом работы.

Предполагаемый результат II этапаположительная мотивация участников проекта на совместную деятельность; активное участие родителей в реализации проекта. Обогащение личного и профессионального опыта участников значимым содержанием.

Этап III. Рефлексивный (2014-2015 учебный год):

 Анализ отзывов родителей и детей, результатов

статистики;

 Обсуждение результатов работы по проекту.

  • Создание материала, готового к внедрению


Формы взаимодействия педагогов, родителей и детей (механизм реализации проекта)


  1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

  2. Родительские собрания.

  3. Лектории для родителей.

  4. Совместные праздники, конкурсы, походы, открытые уроки.

  5. Тренинги, консультации, родительские конференции.

  6. Посещение семей.

  7. Встречи со специалистами.

Управление, координация, контроль

Проект «Семь шагов к семейному счастью» носит долгосрочный характер, который реализуется в течение 2 лет

(с 2012-2013 – 2014-2015 уч. г. г.).

Координация и контроль реализации проекта возложена на научно-методический и педагогический советы школы, которые анализируют ход выполнения плана действий по реализации проекта, осуществляют организационное, информационное и научное руководство.

Ожидаемые результаты

  1. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно-значимой деятельности и позитивного опыта.

  2. Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала семьи, совершенствование семейного воспитания.

  3. Усиление роли семьи в воспитании детей.

  4. Создание атмосферы успеха; создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать себя самостоятельной личностью.

  5. Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и воспитательной деятельности.

  6. Удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

  7. Разработка материала готового к внедрению и использованию в школах.

Показатели эффективности проекта:

  1. отсутствие конфликтности, «мирное» разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;

  2. повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;

  3. активное участие родителей в жизни школы;

  4. устойчивость в поведении детей.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:






















  1. личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;

  2. принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги- субъекты воспитательной системы;

  3. принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;

  4. принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии создать среду, отличную от общества;

  5. принцип сотрудничества, предполагающий отношения партнёрского сотрудничества, уважения, доверия и создания атмосферы успеха

  6. принцип современных образовательных технологий, предполагающий внедрение развивающего обучения, здоровьесберегающей технологии.

  7. принцип информатизации, подразумевающий влияние аудио, видеопродукция, компьютера, телевидения.

Вывод

  • У родителей постепенно появляется уважительное отношение к школе, к классному руководителю.

  • Проводимая систематическая работа с родителями имеет эффективный характер воздействия на детей, родителей, классного руководителя.

  • Учителя и родители, являясь партнёрами в воспитании, дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки и трудности в воспитании.

Концепция проекта

Стержневой линией проекта является создание воспитывающей среды, проводниками которой выступают учителя, родители и учащиеся, которые должны помогать школе в создании благоприятных условий, обеспечивающих становлению личности, её ценностно-целевых ориентиров, её самореализацию и успешную социализацию.

Основной принцип проекта «Семь шагов к семейному счастью» - «Школа – наш общий дом, коллектив единомышленников, создающих свой уклад жизни». Стиль жизни в школе должен культивировать положительные образцы поведения и отношения к жизни человека нравственного, самостоятельного, ответственного за свою судьбу и судьбу своей страны. Поэтому очень важно стремиться к открытой социально-педагогической системе, готовой к сотрудничеству с родителями учащихся. Изучение мнений родителей о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала не только в обучении, но и в воспитании детей.

Реализация проекта «Семь шагов к семейному счастью» направлена на создание такой системы работы школы и семьи, которая способствует установлению партнёрских взаимоотношений с семьями учеников, что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания в союзе родителей и педагогов. Это позволит родителям и учителям лучше узнать детей, изучить их во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в общении со взрослыми и детьми) и помочь взрослым в понимании личности ребёнка, развитии его способностей, формировании его жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.

Проект «Семь шагов к семейному счастью» помогает создать условия для активного участия родителей в образовательном процессе школы. Родители учащихся становятся ответственными и лично заинтересованными в положительном результате образовательного процесса. Кроме того, проект содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых, детей и школы.

Проект рассмотрен

На заседании ПС (Протокол № 3 от 25 марта 2012/2013 уч. года)







НАПРАВЛЕНИЯ

МИНИ - ПРОЕКТ

ЦЕЛЬ

Физическое воспитание

«Здоровье – правильный выбор счастливой семьи». - Спортивная игра

Формировать здоровый образ жизни в семье и создавать здоровые традиции.

Нравственное воспитание

«Семья – источник любви, нравственных ценностей». - Семейный праздник «Приходите на чай»

Воспитывать уважение, любовь к роду, семье, фамилии и развивать нравственные отношения в семье.

Этическое воспитание

«Разные взгляды взрослых и детей». – «Круглый стол»

Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей, понять истоки (причины) конфликтов, непонимания.

Умственное воспитание

«Семья – залог успеха. Успешный родитель – успешный ребёнок». – Семейные посиделки «Книга рецептов»

Способствовать развитию успешной личности через мотивацию, самооценку, самообразование и повышение степени уверенности в своих способностях.

Трудовое воспитание

«Личность ценится трудом». – Игровые конкурсы «Эти разные профессии»

Формировать положительные качества личности (самостоятельности, настойчивости, ответственности) к труду и способы воспитания трудовых навыков.

Экономическое воспитание

«Деньги и дети – разумный баланс». – Уроки родителей. Аукцион.

Формировать правильное отношение к деньгам, расходование, зарабатывание и оценивание покупательских возможностей семьи.

Эстетическое воспитание

«Копилка талантов, способностей и добрых дел». – Праздник «Наши таланты»

Помочь развитию таланта через творческую деятельность и развития культуры.

Комплекс мероприятий по достижению целей проекта.

Проект "Семь шагов к семейному счастью"
  • Классному руководителю
Описание:

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Цель проекта: Создать систему сотрудничества школы с семьей  как способа  повышения эффективности   воспитательного потенциала образовательного  процесса школы и развивать нравственные ценности в семье.

В проекте выделены 7 приоритетных напрвлений реализации проекта, 7  основных компонентов (шагов) семейного счастья, 7 принципов и 7 совместных с родителями и детьми внеклассных мероприятий

 

Автор Назарова Елена Юрьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 398
Номер материала 32808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓