Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПроект "Развитие жанра басни:от древности доя наших дней"

Проект "Развитие жанра басни:от древности доя наших дней"

Скачать материал

 


Надпись: 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ

 


I.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  БЛОК

1.1.           Актуальность проекта

1.2.          Понятие басни как литературного жанра.

1.3.           Происхождение  и развитие жанра басни в творчестве известных баснописцев.

 

II.   ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.1.          Макеты информационных листов для «Литературного уголка»

2.2.          Басни собственного сочинения.

 

III.             ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

IV.            ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  БЛОК

 

1.1.          АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

На уроке литературы  мы изучали тему «Басни». Учительница рассказала нам о том, что такое басни, кто были известные баснописцы. Также мы познакомились с баснями различных  авторов. Мы заинтересовались данным материалом и хотели узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней.

Мы провели опрос 20 школьников и 20 взрослых, задавая им одинаковые вопросы:

1.     Знаете ли вы, что такое басни?

2.     Каких баснописцев Вы знаете?

3.     Какие басни Вы знаете?

4.     Какие строки из басен помните наизусть?

5.     Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:

·     87% учащихся и 100% взрослых знают, что такое басни.

·     Среди известных баснописцев И.А.Крылов, Эзоп, Л.Н.Толстой.

·     Отвечая на 3 вопрос, 100%  взрослых  и  детей  перечислили  названия басен И. А. Крылова.

·     Процитировать басни смогли все взрослые и 67% детей.

·     Вопрос о современных баснописцах вызвал затруднение,  как у детей, так и у взрослых. Многие считают, что  современные писатели сочиняют басни, но привести примеров никто не смог.

Цель  проекта: исследовать  историю развития жанра басни и разработать макеты информационных листов для «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

Задачи:

1.     изучить историю развития  жанра басни, используя различные информационные источники;

2.   отобрать и систематизировать материал по теме исследования.

3.   выпустить информационные листы для оформления «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

4.   сочинить басни для публикации в школьной газете «Молодёжный размах».

5.   познакомить учащихся, родителей и работников школы с материалами проекта.

 

1.     2. ПОНЯТИЕ БАСНИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

 

Басня  —  стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Нередко это  заключительное слово одного из действующих лиц в басне.

Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, трезвостью и практичностью общего духа. Вывод из басен их мораль принадлежит к житейской мудрости, то есть направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Но бывают басни и совсем иного рода: вместо житейской лукавости, — в них просветленная наивность; вместо разговорного языка — стройная литературная речь, общий тон их возвышенно серьезный; место элементов сатиры  занимает лирика. Таковы, например стихи В.А. Жуковского: «Солнце и Борей» и «Умирающий Лебедь». По форме — это настоящие басни: в первом стихотворении действуют солнце и ветер, во втором — лебедь, голубка и утка. Вывод из басен выражен в последних словах стихотворений. «Солнце и Борей» кончается словами: «Видишь, злобы самовластной милость кроткая сильней»; «Умирающий лебедь» — словами: «Кто на свете жил прекрасно, тот прекрасно и умрет». Этот род басен не получил у нас широкого распространения, но его общая значительность, а также его доступность и близость для всех не подлежит сомнению.

Басне сопутствует почтенная древность, она наглядно сочетает поучение с развлекательностью.

 

1.3.          ПРОИСХОЖДЕНИЕ   И   РАЗВИТИЕ ЖАНРА БАСНИ

 

Существуют две концепции происхождения басни. Согласно первой концепции, басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, басня близка пословицам и поговоркам.

Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (см. Приложение №1), который жил в конце IX- начале VIII века до нашей эры,  и  Стесихор -  VI век  до нашей эры.

В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры) (см. Приложение №2), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры).

Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век) (см. Приложение №3).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева (см. Приложение №4).  Басни  И. Дмитриева – это, в основном, перевод работ Лафонтена. Поэт   стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица», «Прохожий», «Отец с сыном», «Пчела и муха», «Слон и мышь» — правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы.

В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова (см. Приложение №5)  с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Широко использовал всем понятный и доступный жанр басни Лев Николаевич  Толстой (см. Приложение №6). Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была живой и конкретной, была понятна даже детям. Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях писатель показывает  реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляет задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного (см. Приложение №7), С. Михалкова (см. Приложение №8).

Среди современных писателей наше внимание привлекли басни практикующего педагога и  разработчика настольных игр, игрушек и обучающих методик,  режиссера детского кукольного театра «Тилилюк» Олеси Емельяновой (см. Приложение № 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

 

 

 

 

2.1 МАКЕТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГесиодПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

 

 

Греческий поэт  живший около  700 года до нашей эры. Второй после Гомера великий эпический поэт, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Всю жизнь Гесиод  провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Автор  поэмы «Теогония (т. е. родословная богов)»

В эпической поэме «Труды и дни»  Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов.  В  назидание современникам Гесиод рассказывает первую известную нам в истории европейской литературы басню.  Это  знаменитая «Притча о соловье и ястребе», обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, мораль в устах ястреба.

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.

Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб -

Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.

Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.

Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:

"Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.

Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.

Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.

Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;

Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит".

     Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.

 (перевод С.И. Радцига)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Эзоп

 

 

 

Эзоп - родоначальник названной по  его  имени  "Эзоповой"  басни.  По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до н. э.,  был  рабом.  Есть   основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был  известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе.

Басни Эзопа

Орел, галка и пастух.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".

Орел и жук

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

  • Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Жан де Лафонтен(1621-1695)

— французский баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр.  В 1668 году появились первые 6 книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Второе издание, включавшее уже 11 книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой книги — в конце 1693 года.

«Ворон и лисица»

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы - Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

 

 

 

(1760-1837)

русский поэт, баснописец, государственный деятель.

Басни и сказки Дмитриева считались лучшим украшением его литературного венка, чему способствовали внешние их качества - легкий язык, свободное  и плавное стихосложение.

Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка.

 

Басня «Муха»

 Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

KrylovBasnopisetsByEggink.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

 

 

 

 

Иван Андреевич 
Крылов

(1769- 1844)

-  русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен,  они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
                                                         «Чиж и Голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня:
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
          Попался!
      Не провели бы так меня:
      За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
          И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

 

Лев Николаевич
 ТолстойПРИЛОЖЕНИЕ №6

Более ста лет тому назад, в 1859 году, Толстой основал народную школу в Ясной Поляне. Детям нужна была «Азбука». И Толстой решил написать для них книгу. Когда Толстой прочитал басни Эзопа, он понял, что без них не может обойтись ни одна «Азбука». Произведения греческого мудреца оказались крылатыми.

Басня возникла в живой разговорной речи, как пословица, как меткое словцо, сказанное к случаю, как сценка для комедианта, как поучение мудреца. Толстой  проверял свои басни «с голоса», читал их ученикам, слушал, как они передают «не только содержание, но и тот общий вывод, который, по их понятиям, вытекает из басни».

В представлении Толстого басня — это не только умная комедия, но и наглядное поучение.  Басни в переводах Толстого — это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым, как все истинно прекрасное в искусстве.

«Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Демьян БедныйПРИЛОЖЕНИЕ №7

(1883–1945)

  - русский поэт. Настоящие фамилия, имя и отчество  - Придворов Ефим Алексеевич. Работал  в газете "Правда", где было опубликовано огромное количество его стихов. В 1913 был издан его первый сборник "Басни". Наибольшей известности и популярности Бедного достиг в годы Гражданской войны - было издано более 40 сборников его стихов, он писал лозунги и частушки, басни и тексты песен (например, "Как родная меня мать провожала").

«Клоп»

Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.

Вот как-то довелось им встретиться случайно.

Клоп рад был встрече чрезвычайно;

Панкрат — не слишком рад.

А надо вам сказать: судьба свела их вместе —

Не помню точно — где, не то в суде,

Не то в присутственном каком-то важном месте.

Кругом — чины да знать. Нарядная толпа

Изнемогает в кривотолках.

Панкрат и без того сидел как на иголках, —

А тут нелегкая несет еще клопа!

Взобравшись ловко по обоям

К Панкрату на рукав, клоп этаким героем

Уселся на руку и шарит хоботком.

От злости наш Панкрат позеленел весь даже:

«Ах, черт, и ты туда же кормиться мужиком!» —

И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой.

Мир праху и  вечный упокой!

Читатель, отзовись: не помер ты со страху?

А я — ни жив ни мертв. Наморщив потный лоб,

Сижу, ужасного догадкой потрясенный:

Ну что, как этот клоп — казенный?!

Сергей МихалковПРИЛОЖЕНИЕ №8

(1913-2009)

У Сергея Михалкова есть пароль, и обозначается он двумя всем знакомыми словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется с обликом и личностью самого поэта. Мы знаем  его как любимого поэта  всех мальчишек и девчонок всего.  Стихи Сергея Владимировича не приходится  заучивать. Они сами запоминаются.  

Басни Михалкова читать легко и весело, они знакомы и многими любимы.  Каждая – это маленькая, но очень поучительная история.

«Грибы»

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

«Аисты и лягушки»

Поспорила Лягушка с Аистом: Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Олеся Емельянова

 

 

 

- практикующий педагог,  разработчик детских игр, автор сценариев,  режиссер детского кукольного театра «Тилилюк». С тонким юмором она высмеивает  человеческие пороки, такие как жадность, грубость, зависть.

 

«Добро и зло»

(басня в стихах)

Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.

Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.

(2010 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. БАСНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Шестипёрстов, Сергей Кудряшов

 

«Братишка и телефон»

 

Мой брат, любитель телефонов, он от людей слыхал,

Что  телефон  - есть всё!

Лишь будет у тебя мобильник и позвонишь

Куда захочешь, и поиграешь,

И музыку послушать можешь ты.

И брат с мобилой так и сяк, его из рук не выпускает,

То кошке даст послушать, то к брату пристаёт,

Чтоб музыки добавил,

То в Интернет случайно забредёт,

То вовсе обо всём забудет.

 

Вот так бывает у людей,

Как не полезна вещь,- цены не зная ей.    

Про всё на свете забываешь

И не звонишь,  а только лишь играешь!

2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Кудряшов, Воробьёва Нина Павловна

 

«Электрик и Барбос»

 

 В электрики нанялся мужичок,

Одел он свой рабочий пиджачок,

Пошёл работать, лампочки включать,

Чтоб добрым людям свет в квартиры дать.

К нему подходит пёс Барбос

И говорит:

«Зачем ты свет даёшь?

Пусть жить попробуют они,

Как мы, зверьё, живём –

На улице, без света и тепла».

Электрик говорит:

«На то вы и зверьё…

А люди жить должны как люди.

А ты, Барбос, не злись,

А будь добрее к ним.

Тогда ты будешь сыт и в тёплой конуре.

И в благодарность верно послужи:

Дом охраняй, скотину сторожи,

Плохих людей подальше отгоняй.

 

Мораль сей басни такова:

Твори добро  и помни лишь одно -

Всегда вернётся с торицей оно.

2013 г.

 

 

Анна  и Ольга Николаевна Зыковы

«Басня о двух товарищах»

Жили – были на свете двое друзей,

Друга два – два хороших товарища.

И дружили они со младенчества,

Пока были еще несмышлеными.

А как стали они да на возрасте,

То один из них начал пошаливать:

Сигаретки курить по задворочкам,

Пить вино, самогон, пиво пенное!

Стал гулять по ночам неизвестно где,

Исколол себе рученьки белые!

 

А другой – то товарищ умнее был

И дружил он с мячом, да с природою.

Плавал в речке, как щука зубастая,

Бегал быстро, как звери рыскучие.

Повстречал как – то раз он товарища,

Не узнал его – тот очень сгорбился,

Кашлял, что старики да столетние,

Все лицо то в морщинах да желтое,

Руки, ноги трясутся, сгибаются.

Шел он с палочкой, еле он двигался.

 

Вдруг увидел он парня да крепкого,

Очень стройного, сильно могучего

Шел тот под руку с девой  прекрасною,

Люди вслед ему все улыбалися.

 

Как узнал он товарища старого –

Слезы горькие с глаз покатилися:

«Что ж случилось с тобой, что же сделалось?

Да и кто виноват в этом горюшке?»

«Виноват в этом сам непослушный я.

Не жалел ни отца и не матери,

Убегал из дома родимого,

Пил, курил да наркотики пробовал!

И теперь мне, увы, не помочь уже –

Жить осталось мне чуть,  да маленечко».

Разошлись они в разные стороны

И с тех пор уже больше не виделись.

 

Так  и басня наша закончилась,

А для деток мораль таковая здесь:

Вы дружите со спортом, с природою,

Не губите вы жизнь свою смолоду!

2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Тема проекта интересна для  всех любителя литературы, потому что басни - это наше наследие! Многие великие деятели литературы писали басни с незапамятных времён, а знает и помнит их каждый. В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания поколений. И в XXI веке басни не уходят на второй план, их по-прежнему изучают.

Реализация  учебного проекта «Развитие жанра басни: от древности до наших дней» поможет не только изучить историю появления басен, но и познакомиться с баснописцами разных эпох. Интересны и поучительны для всех  также произведения, приведённые в качестве примеров.

Благодаря отобранной и оформленной  информации  обновлён «Литературный уголок» в кабинете русского языка и литературы, где каждый желающий  может ознакомиться с материалами проекта.

Опыт собственного сочинения басен, тексты которых опубликованы в школьной газете «Молодёжный размах»,  послужит стимулом для раскрытия личных способностей и детей и взрослых.

Проект опубликован в сети Интернет:

 http://www.proshkolu.ru/user/usa1510/file/3873169/

http://files.dnevnik.ru/file.aspx?group=165369&file=13339954



 

 

 

 

 

 

 

 

IV.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Александрова И. Б. И. А. Крылов - баснописец // Русская речь. – 2004. - N 6. - С. 3-5.

2.     Алпатова Т. А. Уроки Ивана Андреевича Крылова // Литература в школе. - 2008. - N 12. - С. 7-11.

3.     Жуковский В. А. О басне и баснях Крылова : отрывки // Уроки литературы. – 2004. - N 11. - С. 1-2.

4.     Краткий словарь литературоведческих терминов - Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/ Марина Мещерякова. - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 224с.

5.     Михальчук В. В. Этот короткий нравоучительный рассказ // Русский язык и литература. - 2011. - N 8. - С. 40-41.

6.     Скворцов Л. И. А. Крылов - баснописец // Литературная учеба. - 2009. - N 1. - С. 88-101.

7.     Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира./ Ред. Коллегия: М.Аксёнова, О.Елисеева, Ю.Антонова, и др. - М.: "Мир энциклопедий", 2005.

8.     Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001.

9.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь 

10.  http://krilov.ru/?type

11. peoples.ruart/literature/poetry…sergey_mihalkov/

12. lib.ruСказкиСергей Михалковbasni.txt

13. hrono.ruБиографический указательbedny.html

14. testsoch.infoo…tolstogo-xudozhestvennyj…lev

15. peskarlib.ruЛев толстой Басни

16. arxuv1.ucoz.rublog/mukha_1805_basnja/2012-06-09-4

17. ru.wikipedia.orgwiki/Дмитриев,_Иван_Иванович

18. a4format.rupdf_files_slovari/4b6b304d.pdf

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект "Развитие жанра басни:от древности доя наших дней""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель  проекта: исследовать  историю развития жанра басни и разработать макеты информационных листов для «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

Задачи:

  1. изучить историю развития  жанра басни, используя различные информационные источники;

  2. отобрать и систематизировать материал по теме исследования.

  3. выпустить информационные листы для оформления «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

  4. сочинить басни для публикации в школьной газете «Молодёжный размах».

  5. познакомить учащихся, родителей и работников школы с материалами проекта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 098 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 489
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 2143
    • DOCX 361.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Устюжанина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4136
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 364 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека