Главная / Другое / Проект "Расширение образовательных возможностей учащихся средствами дистанционного обучения в условиях перехода на ФГОС ООО"

Проект "Расширение образовательных возможностей учащихся средствами дистанционного обучения в условиях перехода на ФГОС ООО"


МБОУ Золотореченская СОШ









Проект


Развитие дистанционного обучения в МБОУ Золотореченская СОШ












П.Золотореченск

2014


Оглавление:

  1. Паспорт Проекта

  2. Введение

  3. Цели и задачи Проекта

  4. Актуальность Проекта

  5. Сроки и этапы реализации Проекта

  6. Ресурсное обеспечение реализации проекта























Паспорт проекта

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Золотореченская средняя общеобразовательная школа

Адрес 674549, Забайкальский край, Оловяннинский район, п.Золотореченск,

Телефон, факс, электронная почта (830253) 50-2-49

zolotorechensk@yandex.ru

Адрес сайта http://www.sshzolotorechensk.edusite.ru/

ФИО руководителя : Баранова Елена Викторовна

Наименование проекта: Проект «Развитие дистанционного обучения в МБОУ Золотореченская СОШ»


Основные разработчики проекта: Толстокулакова Лариса Сергеевна, учитель информатики


Цель Проекта: создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей обучающимся получить новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить свои образовательные возможности

Задачи:

  • стимулирование деятельности педагогов в освоении Интернет-технологий, интеграции очных и дистанционных форм обучения;

  • реализация модели дистанционного обучения

  • внедрение дистанционных форм профильного обучения;

  • индивидуализация учебного процесса в работе с одаренными детьми;

  • реализация способности учащихся к саморазвитию;

  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся через систему работы по дистанционному обучению;

  • популяризация прогрессивного обучения, основанного на раскрытии индивидуальных, творческих способностей учащихся.


Ожидаемые результаты:

  • повышение качества образования за счет внедрения в учебно-образовательный процесс школы информационно-образовательной среды;

  • создание эффективной системы дистанционного обучения

  • снижение школьной учебной нагрузки в старшем звене за счет введения дистанционного обучения по элективным курсам;

  • расширение возможностей профильного обучения старшеклассников за счет расширения профилей обучения

  • создание банка информационных образовательных ресурсов;

  • создание образовательного информационного Интернет - Портала на сайте школы и в системе Dnevnik.ru для учащихся и их родителей:

- о программах, по которым ведется обучение;

- о домашних заданиях, их уровне и направленности;

- об индивидуальных консультациях педагогов;

- справочный материал различной направленности и т.п.

  • повышение результативности участия школьников в олимпиадах и творческих конкурсах;

  • развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся и педагогов;

  • активизация участия педагогических работников в вебинарах различного уровня.


Результаты реализации эксперимента на практике могут быть объективно оценены с помощью следующих показателей:

Количество учащихся получивших образование с применением технологий дистанционного обучения (ДО) (за учебный год, за весь период осуществления проекта).

Количество индивидуальных образовательных траекторий, которые были реализованы выпускниками образовательного учреждения с использованием ДО.

Доля образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях с использованием ДО.

Количество педагогов, принимающих участие в реализации проекта.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации в системе ДО.

Количество сформированных учебно-методических материалов для целей ДО в школе.

Количество программных продуктов, созданных для целей ДО.





















Актуальность проекта

В течение последних трѐх десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. во всех звеньях непрерывного образования.

Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счѐт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным.

Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию и в нашей стране. Федеральным законом Российской Федерации от 28.02.2012 № 11-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые теперь могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. А в национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что «широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно - заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям».

Актуальность дистанционного образования конкретно для нашей школы объясняется еще и следующими причинами:

Во-первых, в школе обучаются несколько детей-инвалидов



Во-вторых, школа второй год сотрудничает в рамках дистанционного обучения в области IT – образования с Томским Открытым Молодежным Университетом. Накоплен некоторый опыт, дистанционное обучение пользуется большим спросом у детей и их родителей.


В – третьих, школа работает уже более шести лет в условиях внутришкольной профилизации и на практике столкнулась со следующими проблемами:


-- в рамках очного обучения отсутствует возможность ввести в учебный план большой набор профилей обучения, а, следовательно, и удовлетворить образовательные потребности всех старшеклассников;

-- выбор элективных курсов также невелик, наполняемость классов небольшая (не более 15 человек), что снижает привлекательность и эффективность профильного обучения;

-- часовой перерыв между основным расписанием и элективными курсами многим учащимся не позволяет сходить домой пообедать и отдохнуть, день разорван, время расходуется непродуктивно, а посещаемость курсов ухудшается.


В-четвертых, школа уделяет большое внимание развитию творческого потенциала одарѐнных детей, активно проводится индивидуальная работа по подготовке детей к олимпиадам и творческим конкурсам разного уровня как после уроков, так и во время каникул. Введение дистанционного обучения может сделать эту работу более привлекательной и эффективной.

В-пятых, на дистанционное обучение есть спрос со стороны учащихся и родителей школы. Результаты изучения образовательных потребностей показали, что в дистанционном обучении заинтересованы более 80 % учащихся старших классов и около 65 % их родителей.

В-шестых, возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период карантинов, когда нет возможности посещать школу.






Сроки и этапы реализации проекта :

Срок действия проекта: сентябрь 2013г.- август 2016г.

Этапы реализации проекта:


I этап (сентябрь 2013г. - май 2014г.). Подготовительный

На этом этапе предусмотрено создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения Проекта:





Основные направления

Содержание

Изучение и формирование социального заказа на дистанционные образовательные услуги

- проведение родительского собрания с целью информирования родителей о возможностях дистанционного образования; - диагностика учащихся 9-10 классов с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения; - диагностика учащихся 5-10 классов с целью сбора информации о востребованности дополнительных дистанционных образовательных услуг

Создание нормативной базы осуществления проекта

Разработать и утвердить:

- Положение о дистанционном образовании в школе;

- локальные акты, должностные инструкции, приказы по школе;

- Положение о дистанционных образовательных услугах;

- учебный план школы с учѐтом направлений дистанционного обучения;

- учебный план дополнительных дистанционных образовательных услуг.

Работа с педагогическими кадрами

- диагностика педагогов с целью выявления профессиональных затруднений;

- организация работа творческой группы учителей

по различным направлениям реализации эксперимента;

- курсовая подготовка учителей по дистанционному обучению.


Подготовка материально-технической базы

- изучение возможностей единого информационного пространства (электронная почта, школьный сайт);

- модернизация локальной сети с выходом в Интернет;

- разработка соответствующего раздела на школьном сайте;

- введение электронного дневника;

- приобретение необходимого оборудования;

- расширение медиатеки;

- оборудование учебных кабинетов.

- увеличение скорости Интернета.

Мониторинг хода и результатов реализации Проекта

- начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации Проекта).


II этап (июнь 2014 – май 2016 года). Практический Этап непосредственной реализации мероприятий Проекта:

Основные направления

Содержание

Работа с педагогическими кадрами

- организация постоянно действующего семинара по проблематике проекта «Технология проектирования дистанционных курсов»;

- разработка и утверждение рабочих программ дистанционного обучения;

- разработка дидактического материала для дистанционного обучения;

- создание авторских мультимедиаматериалов методического и учебного характера.

Разработка учебно-методических комплексов дистанционного обучения

- создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения;

- формирование банка учебно- методических материалов по предметам дистанционного обучения;

- изучение возможностей программ Skype, OppenMeetings, RemoteDesktop, TeamViewer;

- разработка методических рекомендаций по теме;

- разработка и подготовка материалов для методических пособий, семинаров

Совершенствование материально-технической базы

- подключение второй линии Интернета; - организационно-консультационное и методическое сопровождение деятельности образовательного сайта школы;

- развитие виртуальной среды обучения;

- создание автоматизированных рабочих мест учителя предметника (компьютер, проектор) в предметных кабинетах школы;

- технологическое, научно и учебно-методическое обеспечение образовательных программ различного профиля по внедрению ИКТ в учебный процесс, разработка комплексов для электронного обучения в средней школе;

- подготовка электронных шаблонов образовательных программ.

Организация дистанционного образовательного процесса

- дистанционное обучение детей инвалидов;

- дистанционные элективные курсы;

- дистанционная подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников;

- дистанционное обучение учащихся в период эпидемий;

- дистанционные дополнительные платные услуги;

- дистанционные курсы Томского ОМУ;

- дистанционное профильное обучение

- дистанционные предметные недели ;

- дистанционные олимпиады

Мониторинг хода и результатов реализации Проекта

- промежуточно-блочная диагностика (слежение за ходом реализации Проекта на разных его этапах); - непрерывная диагностика (непрерывное изучение результатов работы по ходу реализации Программы); - итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов планируемым)



III этап (май – июнь 2016года). Аналитический Систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах, их внедрение и распространение опыта


Основные направления

Содержание

Подведение итогов, оценка результативности

- проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации Проекта, и написание отчѐта;

- подготовка и проведение районного семинара по обобщению результатов осуществления проекта;

- подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по проблеме «Дистанционное образование как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников».

Возможности продолжения проекта

- развитие организационной структуры школы как центра дистанционного образования;

- Лицензирование лучших авторских курсов

- дальнейшее освоение рынка дистанционных образовательных услуг; - создание и развитие межшкольной образовательной сети






Способы внедрения в практику

В МБОУ Золотореченская СОШ предполагается смешанная модель обучения, которая включает интеграцию дистанционных образовательных технологий и очное обучение с применением сетевых технологий, CASE- технологий и видеоконференцсвязи. В дистанционном обучении выделяют две различные модели представления знаний: асинхронная модель, которая предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время (офлайн); синхронная модель или модель распределенной аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но в режиме реального времени (онлайн).

Проведение дистанционных занятий осуществляется при помощи: заданий, учебных модулей, выполненных работ участников, телекоммуникаций (по электронной почте и в чат-режиме); рефлексии. Задания для участников высылаются педагогом с указанием сроков их выполнения. Задания представляют собой технологические (алгоритмические) предписания по созданию каждым участником образовательной продукции на заданную тему или проблему. Последовательное выполнение заданий приводит к успешному освоению отдельных тем предмета или курса. На выполнение одного задания отводится время в зависимости от уровня подготовленности и углубленности участника в проблему. Учебные модули - это теоретический материал, который высылается участникам вместе с заданием. Задача модуля – предоставить участникам среду для самоопределения в изучаемой теме и организации собственной деятельности. Учебный модуль не содержит готовых ответов на предлагаемые задания, но помогает расширить проблематику курса, самоопределиться в указанной проблеме. Модуль может включать таблицы, иллюстрации, фрагменты первоисточников, практические разработки, образцы и технологии, список литературы, ссылки на сайты в Интернете и т.п.

Работы участников ДО – это результаты выполнения каждым участником предложенных дистанционным учителем заданий. За 5 дней участникам предлагается выполнить от 1 до 3-5 заданий согласно программе и расписанию. Выполненные и оформленные согласно техническим требованиям работы участники высылают в установленные сроки дистанционному учителю. Учитель отбирает фрагменты полученных работ и рассылает их вместе со своими комментариями всем участникам ДО. Участникам могут быть предложены дополнительные задания или вопросы по содержанию рассылаемых работ, например, на сопоставление разных подходов к решению общей задачи, др. Телекоммуникации - это дискуссии участников ДО между собой, диалоги и консультации с ведущим курса, коллективные обсуждения поставленных вопросов, защита участниками своих разработок, другие формы взаимодействия участников проекта. Телекоммуникации организуются ведущим педагогом с помощью одной или нескольких Интернет-технологий: телеконференция по электронной почте с помощью созданных списков рассылки; чат-занятия в реальном времени, обсуждения в вебфоруме, вебинаре, общение с помощью ICQ, веб-камер и т.п. Рефлексия – это осознание собственной деятельности, ее способов, результатов, затруднений, путей их решения. На протяжении курса, в ходе выполнения заданий и других видов деятельности участникам ДО предлагается развернуто отвечать на вопросы типа: «Какие главные результаты мне удалось получить при выполнении данного задания?», «Как и благодаря чему я их достиг?», «Что нового мне удалось сегодня?», «Какие я испытывал трудности и какими способами их преодолевал?». Осознание в ходе ДО собственной деятельности является необходимым элементом занятий, не менее важным, чем выполнение собственно предметной деятельности. Результаты участников ДО, создающих образовательные продукты в дистанционной учебной деятельности под руководством опытных специалистов, позволят сделать вывод о необходимости и востребованности форм дистанционного обучения в очной школе. Расширение возможностей и условий для реализации образовательных траекторий дистанционных учащихся дополнительно к очному обучению происходит по следующим параметрам: а) создание творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств; б) коммуникативная деятельность с удалѐнными специалистами и одноклассниками с помощью электронной почты и чата; в) овладение и отработка навыков пользования компьютером для реализации поставленных учебных целей и задач


Ресурсное обеспечение реализации проекта

Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех ресурсов, которыми располагает школа и которые она сможет реально приобрести в течение срока реализации Проекта.

Виды ресурсов

Степень готовности для реализации инновационного проекта

Нормативно-правовое обеспечение

- наличие учредительных документов; Устава; программы развития до 2015г.;

- наличие «Положения о дистанционном обучении».

Кадровые ресурсы

- наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по дистанционному обучению и имеющих опыт работы по данному направлению

- наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ (19 человек);

- готовность педагогических кадров к участию в инновационном проекте ;

- наличие координатора и тьюторов по дистанционному обучению.

Материально-технические ресурсы

- кабинет информатики с локальной сетью и выходом в Интернет;

- 100% кабинетов школы оснащены техникой (компьютер, мультимедийный проектор);

Научно-методические ресурсы

- наличие методических рекомендаций для педагогов по использованию дистанционных технологий обучения;

- наличие методических разработок педагогов школы по работе в системе сетевого ДО;

- наличие опыта работы по созданию межшкольной сети предпрофильной подготовки.

Финансовые ресурсы

- бюджетные средства;

- внебюджетные средства от дополнительных платных услуг;

- добровольные пожертвования родителей на материально- техническое развитие школы




13


Проект "Расширение образовательных возможностей учащихся средствами дистанционного обучения в условиях перехода на ФГОС ООО"
  • Другое
Описание:

В МБОУ Золотореченская СОШ предполагается смешанная модель дистанционного  обучения, которая включает интеграцию дистанционных образовательных технологий и очное обучение с применением сетевого взаимодействия со школами района, образовательными учреждениями Забайкальского края и России, CASE- технологий и видеоконференцсвязи.

Телекоммуникации организуются ведущим педагогом с помощью одной или нескольких Интернет-технологий: телеконференции по электронной почте с помощью созданных списков рассылки; чат-занятия в реальном времени, обсуждения в вебфоруме, вебинаре, общение с помощью ICQ, веб-камер и т.п. Осознание в ходе ДО собственной деятельности является необходимым элементом занятий, не менее важным, чем выполнение собственно предметной деятельности.

Как и в традиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения эффективности образовательного процесса является учитель. При организации обучения в дистанционной форме учителю предъявляются ряд новых требований, исходящих из специфики работы. Ему надо определиться с содержанием учебного курса, степенью необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения.

Результаты участников ДО, создающих образовательные продукты в дистанционной учебной деятельности под руководством опытных специалистов, позволят сделать вывод о необходимости и востребованности форм дистанционного обучения в очной школе. Расширение возможностей и условий для реализации образовательных траекторий дистанционных учащихся дополнительно к очному обучению происходит по следующим параметрам: а) создание творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств; б) коммуникативная деятельность с удалѐнными специалистами и одноклассниками с помощью электронной почты и чата; в) овладение и отработка навыков пользования компьютером для реализации поставленных учебных целей и задач.

 

 

Автор Толстокулакова Лариса Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 34644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓