МБОУ Золотореченская СОШ
Проект
Развитие дистанционного обучения в МБОУ
Золотореченская СОШ
П.Золотореченск
2014
Оглавление:
1. Паспорт
Проекта
2. Введение
3. Цели
и задачи Проекта
4. Актуальность
Проекта
5. Сроки
и этапы реализации Проекта
6. Ресурсное
обеспечение реализации проекта
Паспорт
проекта
Полное
название образовательного учреждения: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Золотореченская средняя
общеобразовательная школа
Адрес
674549, Забайкальский край, Оловяннинский район, п.Золотореченск,
Телефон,
факс, электронная почта (830253) 50-2-49
zolotorechensk@yandex.ru
Адрес
сайта http://www.sshzolotorechensk.edusite.ru/
ФИО
руководителя : Баранова Елена Викторовна
Наименование
проекта: Проект «Развитие дистанционного обучения в
МБОУ Золотореченская СОШ»
Основные
разработчики проекта: Толстокулакова Лариса
Сергеевна, учитель информатики
Цель Проекта: создание
единой информационно-образовательной среды, позволяющей обучающимся получить
новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить
свои образовательные возможности
Задачи:
-
стимулирование
деятельности педагогов в освоении Интернет-технологий, интеграции очных и
дистанционных форм обучения;
-
реализация
модели дистанционного обучения
-
внедрение
дистанционных форм профильного обучения;
-
индивидуализация
учебного процесса в работе с одаренными детьми;
-
реализация
способности учащихся к саморазвитию;
-
повышение
творческого и интеллектуального потенциала обучающихся через систему работы по
дистанционному обучению;
-
популяризация
прогрессивного обучения, основанного на раскрытии индивидуальных, творческих
способностей учащихся.
-
Ожидаемые результаты:
·
повышение
качества образования за счет внедрения в учебно-образовательный процесс школы
информационно-образовательной среды;
·
создание
эффективной системы дистанционного обучения
·
снижение
школьной учебной нагрузки в старшем звене за счет введения дистанционного
обучения по элективным курсам;
·
расширение
возможностей профильного обучения старшеклассников за счет расширения профилей
обучения
·
создание
банка информационных образовательных ресурсов;
·
создание
образовательного информационного Интернет - Портала на сайте школы и в системе Dnevnik.ru для учащихся и их
родителей:
- о программах, по которым ведется обучение;
- о домашних заданиях, их уровне и направленности;
- об индивидуальных консультациях педагогов;
- справочный материал различной направленности и т.п.
·
повышение
результативности участия школьников в олимпиадах и творческих конкурсах;
·
развитие
информационных и коммуникативных компетенций учащихся и педагогов;
·
активизация
участия педагогических работников в вебинарах различного уровня.
Результаты реализации эксперимента на практике могут быть
объективно оценены с помощью следующих показателей:
Количество учащихся получивших
образование с применением технологий дистанционного обучения (ДО) (за учебный
год, за весь период осуществления проекта).
Количество индивидуальных
образовательных траекторий, которые были реализованы выпускниками
образовательного учреждения с использованием ДО.
Доля образовательных программ,
реализуемых в образовательных учреждениях с использованием ДО.
Количество педагогов, принимающих
участие в реализации проекта.
Количество педагогов, прошедших
повышение квалификации в системе ДО.
Количество сформированных учебно-методических
материалов для целей ДО в школе.
Количество программных продуктов, созданных для целей ДО.
Актуальность проекта
В течение последних трѐх десятилетий дистанционное обучение
стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив
облик образования во многих странах мира.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут
проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное
обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся
интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в
системе повышения квалификации, т.е. во всех звеньях непрерывного образования.
Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на
школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за
счѐт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и
самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и
умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации.
Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и
информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же
является и экономически выгодным.
Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию
и в нашей стране. Федеральным законом Российской Федерации от 28.02.2012 №
11-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
которые теперь могут применяться при реализации образовательных программ
независимо от форм получения образования. А в национальной образовательной
инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что «широкое распространение должна
получить деятельность заочных и очно - заочных школ для старших школьников,
позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного
обучения по самым различным направлениям».
Актуальность дистанционного образования конкретно для нашей
школы объясняется еще и следующими причинами:
Во-первых, в школе обучаются несколько
детей-инвалидов
Во-вторых, школа второй год сотрудничает в рамках
дистанционного обучения в области IT – образования с Томским
Открытым Молодежным Университетом. Накоплен некоторый опыт, дистанционное
обучение пользуется большим спросом у детей и их родителей.
В – третьих, школа работает уже более шести лет в условиях
внутришкольной профилизации и на практике столкнулась со следующими проблемами:
-- в рамках очного обучения отсутствует возможность ввести
в учебный план большой набор профилей обучения, а, следовательно, и
удовлетворить образовательные потребности всех старшеклассников;
-- выбор элективных курсов также невелик, наполняемость классов
небольшая (не более 15 человек), что снижает привлекательность и эффективность
профильного обучения;
-- часовой перерыв между основным расписанием и элективными
курсами многим учащимся не позволяет сходить домой пообедать и отдохнуть, день
разорван, время расходуется непродуктивно, а посещаемость курсов ухудшается.
В-четвертых, школа уделяет большое
внимание развитию творческого потенциала одарѐнных детей, активно проводится
индивидуальная работа по подготовке детей к олимпиадам и творческим конкурсам
разного уровня как после уроков, так и во время каникул. Введение дистанционного
обучения может сделать эту работу более привлекательной и эффективной.
В-пятых, на дистанционное обучение есть
спрос со стороны учащихся и родителей школы. Результаты изучения
образовательных потребностей показали, что в дистанционном обучении заинтересованы
более 80 % учащихся старших классов и около 65 % их родителей.
В-шестых, возрастает необходимость в дистанционной форме
обучения для школьников в период карантинов, когда нет возможности посещать
школу.
Сроки и этапы реализации проекта :
Срок действия проекта: сентябрь 2013г.- август 2016г.
Этапы реализации проекта:
I этап (сентябрь 2013г. - май 2014г.). Подготовительный
На этом этапе предусмотрено создание условий, необходимых
для обеспечения разработки и внедрения Проекта:
|
|
Основные
направления
|
Содержание
|
Изучение
и формирование социального заказа на дистанционные образовательные услуги
|
-
проведение родительского собрания с целью информирования родителей о
возможностях дистанционного образования; - диагностика учащихся 9-10 классов
с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах в рамках
предпрофильной подготовки и профильного обучения; - диагностика учащихся 5-10
классов с целью сбора информации о востребованности дополнительных
дистанционных образовательных услуг
|
Создание нормативной базы осуществления проекта
|
Разработать и утвердить:
- Положение о дистанционном образовании в школе;
- локальные акты, должностные инструкции, приказы по
школе;
- Положение о дистанционных образовательных услугах;
- учебный план школы с учѐтом направлений дистанционного
обучения;
- учебный план дополнительных дистанционных
образовательных услуг.
|
Работа с педагогическими кадрами
|
- диагностика педагогов с целью выявления
профессиональных затруднений;
- организация работа творческой группы учителей
по различным направлениям реализации эксперимента;
- курсовая подготовка учителей по дистанционному обучению.
|
Подготовка материально-технической базы
|
- изучение возможностей единого информационного
пространства (электронная почта, школьный сайт);
- модернизация локальной сети с выходом в Интернет;
- разработка соответствующего раздела на школьном сайте;
- введение электронного дневника;
- приобретение необходимого оборудования;
- расширение медиатеки;
- оборудование учебных кабинетов.
- увеличение скорости Интернета.
|
Мониторинг хода и результатов реализации Проекта
|
- начальная диагностика (при постановке конкретных задач
в начальной стадии реализации Проекта).
|
II
этап (июнь 2014 – май 2016 года). Практический Этап непосредственной реализации
мероприятий Проекта:
Основные
направления
|
Содержание
|
Работа
с педагогическими кадрами
|
-
организация постоянно действующего семинара по проблематике проекта
«Технология проектирования дистанционных курсов»;
-
разработка и утверждение рабочих программ дистанционного обучения;
-
разработка дидактического материала для дистанционного обучения;
-
создание авторских мультимедиаматериалов методического и учебного характера.
|
Разработка
учебно-методических комплексов дистанционного обучения
|
-
создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного
обучения;
-
формирование банка учебно- методических материалов по предметам
дистанционного обучения;
-
изучение возможностей программ Skype, OppenMeetings, RemoteDesktop,
TeamViewer;
-
разработка методических рекомендаций по теме;
-
разработка и подготовка материалов для методических пособий, семинаров
|
Совершенствование
материально-технической базы
|
-
подключение второй линии Интернета; - организационно-консультационное и
методическое сопровождение деятельности образовательного сайта школы;
-
развитие виртуальной среды обучения;
-
создание автоматизированных рабочих мест учителя предметника (компьютер,
проектор) в предметных кабинетах школы;
-
технологическое, научно и учебно-методическое обеспечение образовательных
программ различного профиля по внедрению ИКТ в учебный процесс, разработка
комплексов для электронного обучения в средней школе;
-
подготовка электронных шаблонов образовательных программ.
|
Организация
дистанционного образовательного процесса
|
-
дистанционное обучение детей инвалидов;
-
дистанционные элективные курсы;
-
дистанционная подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников;
-
дистанционное обучение учащихся в период эпидемий;
-
дистанционные дополнительные платные услуги;
-
дистанционные курсы Томского ОМУ;
-
дистанционное профильное обучение
- дистанционные
предметные недели ;
-
дистанционные олимпиады
|
Мониторинг
хода и результатов реализации Проекта
|
-
промежуточно-блочная диагностика (слежение за ходом реализации Проекта на
разных его этапах); - непрерывная диагностика (непрерывное изучение
результатов работы по ходу реализации Программы); - итоговая диагностика
(выявление степени соответствия полученных результатов планируемым)
|
III
этап (май – июнь 2016года). Аналитический Систематизация результатов, полученных
на предыдущих этапах, их внедрение и распространение опыта
Основные
направления
|
Содержание
|
Подведение
итогов, оценка результативности
|
-
проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе
реализации Проекта, и написание отчѐта;
-
подготовка и проведение районного семинара по обобщению результатов
осуществления проекта;
-
подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по проблеме
«Дистанционное образование как средство реализации индивидуальных
образовательных траекторий школьников».
|
Возможности
продолжения проекта
|
-
развитие организационной структуры школы как центра дистанционного
образования;
-
Лицензирование лучших авторских курсов
-
дальнейшее освоение рынка дистанционных образовательных услуг; - создание и
развитие межшкольной образовательной сети
|
Способы
внедрения в практику
В МБОУ
Золотореченская СОШ предполагается смешанная модель обучения, которая включает
интеграцию дистанционных образовательных технологий и очное обучение с
применением сетевых технологий, CASE-
технологий и видеоконференцсвязи. В дистанционном обучении выделяют две
различные модели представления знаний: асинхронная модель, которая
предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах,
но и в разное время (офлайн); синхронная модель или модель распределенной
аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но в
режиме реального времени (онлайн).
Проведение
дистанционных занятий осуществляется при помощи: заданий, учебных модулей,
выполненных работ участников, телекоммуникаций (по электронной почте и в
чат-режиме); рефлексии. Задания для участников высылаются педагогом с
указанием сроков их выполнения. Задания представляют собой технологические
(алгоритмические) предписания по созданию каждым участником образовательной
продукции на заданную тему или проблему. Последовательное выполнение заданий
приводит к успешному освоению отдельных тем предмета или курса. На выполнение
одного задания отводится время в зависимости от уровня подготовленности и углубленности
участника в проблему. Учебные модули - это теоретический материал, который
высылается участникам вместе с заданием. Задача модуля – предоставить
участникам среду для самоопределения в изучаемой теме и организации собственной
деятельности. Учебный модуль не содержит готовых ответов на предлагаемые
задания, но помогает расширить проблематику курса, самоопределиться в указанной
проблеме. Модуль может включать таблицы, иллюстрации, фрагменты
первоисточников, практические разработки, образцы и технологии, список
литературы, ссылки на сайты в Интернете и т.п.
Работы
участников ДО – это результаты выполнения каждым участником предложенных
дистанционным учителем заданий. За 5 дней участникам предлагается выполнить от
1 до 3-5 заданий согласно программе и расписанию. Выполненные и оформленные
согласно техническим требованиям работы участники высылают в установленные
сроки дистанционному учителю. Учитель отбирает фрагменты полученных работ и
рассылает их вместе со своими комментариями всем участникам ДО. Участникам
могут быть предложены дополнительные задания или вопросы по содержанию рассылаемых
работ, например, на сопоставление разных подходов к решению общей задачи, др.
Телекоммуникации - это дискуссии участников ДО между собой, диалоги и
консультации с ведущим курса, коллективные обсуждения поставленных вопросов,
защита участниками своих разработок, другие формы взаимодействия участников
проекта. Телекоммуникации организуются ведущим педагогом с помощью одной или
нескольких Интернет-технологий: телеконференция по электронной почте с помощью
созданных списков рассылки; чат-занятия в реальном времени, обсуждения в
вебфоруме, вебинаре, общение с помощью ICQ, веб-камер и т.п. Рефлексия – это
осознание собственной деятельности, ее способов, результатов, затруднений,
путей их решения. На протяжении курса, в ходе выполнения заданий и других видов
деятельности участникам ДО предлагается развернуто отвечать на вопросы типа:
«Какие главные результаты мне удалось получить при выполнении данного
задания?», «Как и благодаря чему я их достиг?», «Что нового мне удалось
сегодня?», «Какие я испытывал трудности и какими способами их преодолевал?».
Осознание в ходе ДО собственной деятельности является необходимым элементом
занятий, не менее важным, чем выполнение собственно предметной деятельности.
Результаты участников ДО, создающих образовательные продукты в дистанционной
учебной деятельности под руководством опытных специалистов, позволят сделать
вывод о необходимости и востребованности форм дистанционного обучения в очной
школе. Расширение возможностей и условий для реализации образовательных
траекторий дистанционных учащихся дополнительно к очному обучению происходит по
следующим параметрам: а) создание творческого продукта в определенной
предметной области с помощью компьютерных средств; б) коммуникативная
деятельность с удалѐнными специалистами и одноклассниками с помощью электронной
почты и чата; в) овладение и отработка навыков пользования компьютером для
реализации поставленных учебных целей и задач
Ресурсное
обеспечение реализации проекта
Эффективность
дистанционного обучения напрямую зависит от тех ресурсов, которыми располагает
школа и которые она сможет реально приобрести в течение срока реализации
Проекта.
Виды
ресурсов
|
Степень
готовности для реализации инновационного проекта
|
Нормативно-правовое
обеспечение
|
-
наличие учредительных документов; Устава; программы развития до 2015г.;
-
наличие «Положения о дистанционном обучении».
|
Кадровые
ресурсы
|
-
наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по
дистанционному обучению и имеющих опыт работы по данному направлению
-
наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по
использованию ИКТ (19 человек);
-
готовность педагогических кадров к участию в инновационном проекте ;
-
наличие координатора и тьюторов по дистанционному обучению.
|
Материально-технические
ресурсы
|
-
кабинет информатики с локальной сетью и выходом в Интернет;
- 100%
кабинетов школы оснащены техникой (компьютер, мультимедийный проектор);
|
Научно-методические
ресурсы
|
-
наличие методических рекомендаций для педагогов по использованию
дистанционных технологий обучения;
-
наличие методических разработок педагогов школы по работе в системе сетевого
ДО;
-
наличие опыта работы по созданию межшкольной сети предпрофильной подготовки.
|
Финансовые
ресурсы
|
-
бюджетные средства;
-
внебюджетные средства от дополнительных платных услуг;
-
добровольные пожертвования родителей на материально- техническое развитие
школы
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.