Главная / ОБЖ / Проект "Работа с одаренными детьми,развитие их способностей".

Проект "Работа с одаренными детьми,развитие их способностей".

Название документа Проект.pptx

Показатели оценки эффективности программы. Уровень предполагаемых изменений....
Актуальность проекта. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молод...
Решаемая педагогическая проблема. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача ...
Проектируемые результаты. Повышение качества образования; Изменение шкалы соц...
Участники проекта. Учащиеся 1-11 классов и педагоги МБОУ Руднянской сош имени...
Масштабность проекта: учащимся 1-11 классов предоставляется возможность выбр...
Над проектом работал: Студент 35-к группы ЗФО факультета Социальной работы Пл...
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных...
Показатели оценки эффективности программы. количество одаренных детей, вошедш...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Показатели оценки эффективности программы. Уровень предполагаемых изменений. Эт
Описание слайда:

Показатели оценки эффективности программы. Уровень предполагаемых изменений. Этапы реализации программы. Мониторинг результативности и эффективности проекта.

№ слайда 2 Актуальность проекта. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи
Описание слайда:

Актуальность проекта. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. Есть противоречие: нередко одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за учебных программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на достижение самых высоких результатов такого развития.

№ слайда 3 Решаемая педагогическая проблема. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каж
Описание слайда:

Решаемая педагогическая проблема. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога -развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

№ слайда 4 Проектируемые результаты. Повышение качества образования; Изменение шкалы социал
Описание слайда:

Проектируемые результаты. Повышение качества образования; Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание»; Создание атмосферы творчества, позитивного труда, его значимости в жизни человека; Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся; Издание исследовательских работ учащихся; Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

№ слайда 5 Участники проекта. Учащиеся 1-11 классов и педагоги МБОУ Руднянской сош имени А.
Описание слайда:

Участники проекта. Учащиеся 1-11 классов и педагоги МБОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина

№ слайда 6 Масштабность проекта: учащимся 1-11 классов предоставляется возможность выбрать
Описание слайда:

Масштабность проекта: учащимся 1-11 классов предоставляется возможность выбрать определенный аспект своей деятельности: творческий, интеллектуальный, художественный и другие. Новизна проекта: создается система планомерной работы с одаренными учащимися, позволяющая выявлять, активизировать, мотивировать и развивать учащихся в изучении отдельных предметов.

№ слайда 7 Над проектом работал: Студент 35-к группы ЗФО факультета Социальной работы Плужн
Описание слайда:

Над проектом работал: Студент 35-к группы ЗФО факультета Социальной работы Плужников Алексей Павлович.

№ слайда 8 Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де
Описание слайда:

Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

№ слайда 9 Показатели оценки эффективности программы. количество одаренных детей, вошедших
Описание слайда:

Показатели оценки эффективности программы. количество одаренных детей, вошедших в информационный банк данных «Одаренное детство» МОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина; процент педагогов, повысивших квалификацию по вопросам детской одаренности; процент победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня; процент обеспеченности библиотек образовательных учреждений современной справочной литературой, энциклопедиями, научно-популярной литературой, электронными образовательными продуктами; число одаренных детей, получающих целевую адресную поддержку.

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

Название документа проект.docx

hello_html_491a82e6.gifhello_html_m228cd3c1.gifhello_html_m11015d81.gifhello_html_6a1760ec.gifhello_html_6b336a22.gifhello_html_3e013711.gifhello_html_3e013711.gifhello_html_md826368.gifhello_html_362ffb91.gifhello_html_m8fcb75b.gifМуниципальное казенное образовательное учреждение

«Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина»





Проект:

« Работа с одаренными детьми, развитие их способностей».




















Ваполнил:

Плужников Алексей Павлович,

преподаватель- организатир ОБЖ









1. Паспорт проекта

Решаемая педагогическая проблема


Ребенок не рождается безталантным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога -развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

Проектируемые результаты

  1. Повышение качества образования;

  2. Изменение шкалы социальных ценностей молодежи
    нашей школы на увеличение значимости такой
    категории как «знание»;

  3. Создание атмосферы творчества, позитивного труда,
    его значимости в жизни человека;

  4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия
    творческих способностей учащихся;

  5. Издание исследовательских работ учащихся;

  6. Повышение квалификации педагогов, работающих

с одаренными детьми.

Уровень предполагаемых изменений в образовательной практике


1 .Увеличение числа одаренных детей, которым

оказывается государственная поддержка;

2.Повышение уровня профессиональной

компетентности специалистов, работающих с

одаренными детьми;

3.Ежегодная выплата премий одаренным детям,

победителям районных, зональных, областных

предметных олимпиад, конкурсов, выставок,

соревнований и педагогам, подготовившим их;

4.Увеличение числа учащихся, участвующих в

различных мероприятиях дополнительного

образования;

5.Создание системы широкого освещения проблем и

направлений работы с одаренными детьми,

в том числе в средствах массовой информации.

Участники проектной деятельности

Учащиеся 1-11 классов и педагоги МБОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина


Новизна, масштабность и системность проекта


Новизна опыта заключается в том, что создается система планомерной работы с одаренными учащимися, позволяющая выявлять, активизировать, мотивировать и развивать учащихся в изучении отдельных предметов. Учитель работает по индивидуальным образовательным маршрутам с каждым учащимся, являясь его партнером, тьютером. Большое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы. Учитель осуществляет ориентацию учащегося на результативность образовательной деятельности, а также отслеживает отсроченные результаты успешности собственных учеников. Использование интерактивных технологий позволяет разнообразить формы работы и методы обучения детей. Вовлекая учащихся в проектную деятельность, учитель дает

возможность учащимся овладеть универсальными
учебными действиями, способствующими общему и
личностному развитию ребенка. Учитель идет в ногу
со временем и его требованиями.

Масштабность проекта заключается в том, что участниками программы являются учащиеся 1-11 классов, которым предоставляется возможность выбрать определенный аспект своей деятельности: творческий, интеллектуальный, художественный и другие.

Системность проекта: в образовательном учреждении
ежегодно проводятся различные мероприятия,
направленные на развитие одаренности учащихся:
муниципальный конкурс творческих проектов «Наш
Пушкин», муниципальный конкурс учебных проектов
«Шаг в будущее», общешкольные конкурсы: «Ученик
года», «Минута славы».

Учащиеся принимают участие во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Вritish Buldog», биологическом, географическом, филологическом, историческом чемпионатах.

Ученики являются постоянными участниками и
призерами районных, зональных и областных
предметных олимпиад, а также областных конкурсов:
«Детство без границ», «Зеленая планета»,
«Я - гражданин России» и других.

Нормативно- правовая база

  1. Основные положения «Декларации прав человека»,
    принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;

  2. Основные положения «Конвенции о правах
    ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН
    20.11.1989;

  3. Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с
    дополнениями от 05.03.2004;

  4. Закон РФ «Об образовании», 2004;

  5. Концепция модернизации российского образования
    на период до 2010 года, утвержденная распоряжением
    Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;

  6. Федеральная целевая программа «Дети России»;

  7. Программа развития школы на 2009-2012 г.г.;
    8.Устав школы

Сроки реализации проекта

2012-2015 г.г.

Объемы и источники финансирования проекта.


п.п.

Наименование мероприятий

Источник

финансирования

Объем

1.

Открытие платных курсов, факультативов

Внебюджетные средства

50 000 руб.

2.

Приобретение научно- методической литературы

Целевые средства

120 000 руб

3.

Оснащение предметных кабинетов

Бюджетные средства,

900 000 рублей

4.

Материальное вознаграждение педагогов и учащихся за активное участие в реализации проекта в рамках новой системы оплаты труда

Директорский фонд

40 000 руб.

5.

Оплата участия детей и педагогов в научно-исследовательских проектах муниципального и областного уровней

Внебюджетные средства

30 000руб.

6.

Организация муниципальных конкурсов- фестивалей учебных и творческих проектов

Внебюджетные средства

30 000 руб.



2. Актуальность проекта.

Источники проблемы проекта.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Есть противоречие: нередко одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за учебных программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на достижение самых высоких результатов такого развития.

Мы учимся строить образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник приобрел те качества, которые помогут ему ориентироваться в сложной социальной действительности. Он должен быть умным, здоровым, социально-успешным. Это и есть критерии результативности образовательного процесса, поэтому актуальной задачей развития современного образовательного учреждения считаем создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Таким образом, пришли к выводу, что учет индивидуальных особенностей - главное в работе школы. Исходя из этого разработан проект программы «Одаренное детство», целью которого является создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях. общеобразовательной школы.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности учащихся.

Сейчас школа- это школа 3-х ступеней, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей:

1. Начальная школа (1-4 классы): всестороннее развитие личности ребенка в школе «радости» с продленным днем, где наряду с общеобразовательными предметами изучаются иностранные языки, ИКТ.

2. Ступень основного общего образования - 5-9 классы, обучение в которых призвано выявлять одаренных детей, их таланты, способности, подготовить учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения.

3. Ступень среднего общего (основного) образования -10-11 классы профильные:
физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, обучение в которых призвано развивать индивидуальность личности одаренных детей в соответствии с данными психолого-педагогических исследований в
классах и подготовить их к дальнейшему обучению в ВУЗах.

Программа работы с одаренными детьми включает в себя ряд подпрограмм, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей:

  1. Экологическая программа «Природа и мы»

  2. Программа социальной адаптации «Здоровая семья - здоровые дети»

  3. Программа «Здоровье»

  4. Воспитательный план школы

  5. Программа «Доброта спасет мир»

  6. Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2009-2012 год

  7. Программа по формированию законопослушного гражданина и поведения несовершеннолетних

Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Преподаются элективные курсы, работают кружки, секции, творческие лаборатории. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

Цель проекта: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  1. обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей;

  2. создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

  3. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;

  4. развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской деятельности;

  5. подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

  6. методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

  7. создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми;

  8. совершенствование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих компонентов образовательного пространства школы.

Содержание понятия «одаренность».

К важнейшим особенностям одаренных детей относят необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.

Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. В этом случае оценка способностей ребенка дает возможность выявить наличие одаренности и степень её выраженности.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

  1. Общая интеллектуальная (академическая) одаренность.

  2. Творческая одаренность.

  3. Информационно-коммуникативная одаренность

  4. Художественная одаренность.

  5. Психомоторная одаренность.

  6. Спортивная одаренность.

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель школы. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

Общие особенности одаренных детей

1 .Психофизиологические особенности:

  • наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;

  • природно обусловленная потребность к умственному труду;

-стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;

-интуитивность.

2. Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;

  • информационная эрудиция;

  • высокий уровень интеллектуального развития;

  • нестандартность мышления;

  • способность к абстрагированию;

  • диалектическое мировоззрение.

3. Творческий потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе- познавательных вопросов;

  • инициативность;

  • целенаправленность в выборе видов деятельности;

  • неординарность подходов;

  • интенсивность умственного труда.

4. Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;

  • инициально-активная ответственность, активность;

  • высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа, самоконтроля.

Проектируемые результаты и предполагаемые эффекты проекта:

  • увеличение числа выявленных одаренных детей, включенных в систему государственной поддержки;

  • повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми;

  • обеспечение медико-психологическое сопровождения одаренных детей, вошедших в банк данных;

  • обеспечение ежегодной поддержки районных предметных олимпиад, летних творческих тематических смен, мастер-классов для одаренных детей, мероприятий по дополнительному образованию и развитию одаренных детей;

  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия по развитию творческого потенциала детей.

Эффективность программы оценивается по следующим показателям:

  • количество одаренных детей, вошедших в информационный банк данных «Одаренное детство» МОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина;

  • процент педагогов, повысивших квалификацию по вопросам детской одаренности;

  • процент победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня;

  • процент обеспеченности библиотек образовательных учреждений современной справочной литературой, энциклопедиями, научно-популярной литературой, электронными образовательными продуктами;

  • число одаренных детей, получающих целевую адресную поддержку.

Уровень предполагаемых изменений в практике:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

  4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.


3. Характеристика содержания проекта.

Ресурсное обеспечение программы.

-Методическое обеспечение - координационный научно - методический центр школы;

  • Интернет-ресурсы;

  • Информационное обеспечение - газета школы «Вектор», районные газеты: «Трибуна», «Руднянский вестник»;

  • Финансовое обеспечение - внебюджетные средства, средства некоммерческих организаций, физических лиц, участвующих в реализации проекта на добровольной основе, а также платные консультационные услуги педагогов образовательного учреждения.

План основных действий по решению проблемы

Этапы реализации программы:

2012-2013 учебный год - организационный этап

2013-2014 учебный год - практический этап

2014-2015 учебный год - обобщающий этап

1. Организационный этап - 2012-2013 учебный год

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Круглый стол

Администрация

Анализ и отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Рекомендации для проведения педагогического совета

Зам. директора по УВР, психолог

Формирование организационных структур: секции по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования

Модель

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности (см.Прил.)

Методический сборник.

Методист

Разработка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Зам. директора по УВР

2. Практический этап - 2013-2014

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Аналитические отчеты педагогов

Администрация

Корректировка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Администрация

Апробация методической базы для реализации Программы

Комплект аналитических материалов

Заместители директора

Апробация новых форм работы с одаренными

детьми

Комплект аналитических материалов

Заместители директора

Реализация системы методических семинаров

Программа подготовки кадров, обмен опытом

Руководители

шмо, заместитель директора по УВР

Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Методическая копилка

Руководители ШМО

Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся

Программа поддержки одаренных детей

администрация

Участие обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Аналитические справки,

отчеты

Администрация,

руководители ШМО

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одаренности, уровня комфортности.

Рекомендации,

программы, тренинги


Психолог, классные

руководители

Консультативная и просветительская работа Консультации, среди обучающихся, родителей, педагогов педагогические чтения, открытые заседания клуба родителей одаренных детей.


Классные руководители.

3. Обобщающий этап - 2014-2015 учебный год

Завершение разработки рабочего комплекта нормативных документов, учебных программ

Сборник нормативно-правовых документов

Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми

Методическая панорама, выпуск сборника исследовательских и творческих работ

Заместители директора

Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на ступенях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы

Методическая копилка

Заместители директора

Обобщение опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации

Психолог, учителя-предметники

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

Связь с образовательными учреждениями Руднянского муниципального района

Администрация


Структура работы с одаренными детьми

МБОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина.

Работа с одаренными детьми

Профильные классы (физико-математический, химико-биологический, социально-экономич)

Элективные курсы, факультативы

Спортивно-оздоровительные секции

Кружки

Творческие лаборатории

Дополнительное образование

Исследовательская работа


Обязанности учителей, работающих с одаренными детьми.

  • разработка, корректировка учебных программ для работы с одаренными детьми;

  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • организация контроля знаний одаренных детей, выполнения программ;

  • мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

  • творческие отчеты по предметам в рамках реализации индивидуальных программ;

-подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.


Знание возрастной психологии

Профессиональная компетентность



Доброжелательность, чуткость, педагогический такт



Стремление к самообразованию и самосовершенствованию



Умение найти подход к нестандартным детям



Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей



Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми.


План работы по программе «Одаренное детство»

Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные

1

Составление списков групп способных детей по предметам

Сентябрь

Учителя предметники, руководители МО

2

Изучение мотивации учащихся к самообразованию

Сентябрь

Психолог

3

Разработка индивидуальных учебных программ и образовательных маршрутов (уроки + занятия в творческих группах + исследовательская работа)

Сентябрь

Зам.директора по НМР, руководители исследовательских проектов

4

Проведение предметной недели иностранного языка

Ноябрь

Руководитель МО, учителя-предметники

5

Организация художественных и декоративно-прикладных выставок, творческих работ учащихся

Октябрь

Зам.директора по ВР, учителя ИЗО, технологии, руководители кружков,

6

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «ВгШвп Вш1<1, историческом, биологическом, географическом, филологическом чемпионатах

ежегодно

Учебная часть, учителя-предметники

7

Проведение предметной недели русского языка и литературы

Октябрь

Руководитель Мо русского языка и литературы

8

Заседание МС «Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка учащихся продвинутого уровня»

Октябрь

Зам.директора по УВР, психолог

9

Организация и проведение районных предметных олимпиад для учащихся 4класса

Ноябрь февраль

Зам. директора по УВР, учителя-предметники руководители МО

10

Организация и проведение муниципального фестиваля-конкурса «Наш Пушкин»

Октябрь

Руководитель ШМО, учителя-предметники, творческая группа

11

Подготовка учащихся к участию в фестивале презентаций учебных проектов

Ноябрь

Руководители проектов

12

Участие в районных и зональных предметных олимпиадах.

Январь февраль

Зам. директора по УВР, учителя предметники

13

Изучение мотивации и выбора профиля обучения учащихся 8-9 классов

Декабрь -май

Зам. директора по УВР, психолог

14

Организация исследовательской работы учащихся во время каникул

Ноябрь, январь,

март

Руководители проектов

15

Участие в областных предметных олимпиадах



Февраль -март


Зам.директора по УВР, учителя предметники

16

Проведение предметной недели математики и информатики

Январь

Руководить МО учителей математики

17

Семинар «Диагностика познавательной сферы у учащихся»

Январь

Психолог

18

Анализ итогов предметных олимпиад

Февраль

Зам.директора по НМР, руководители МО

19

Предзащита исследовательских работ и проектов учащихся

Февраль

Руководители проектов

20

Разработка положения о проведении интеллектуального конкурса «Ученик года»

Февраль

Зам. директора по УВР

21

Неделя истории и обществознания

Февраль

Учителя истории

22

Проведение конкурса «Ученик года»

Март

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

23

Проведение конкурса «Минута славы»

Март

Классные руководители, зам. директора по УВР

24

Проведение районного конкурса презентаций учебных проектов «Шаг в будущее»

Апрель

Зам.директора по УВР, руководители проектов

25

Подготовка и проведение недели естествознания и экологического марафона

Апрель

Учителя предметов естественно- атематического профиля

26

Обновление банка данных одаренных и способных учащихся

Апрель

Зам.директора по НМР, руководители МО

27

Заседание ШМС «Проблемы преемственности работы начальной, основной и старшей школы»

Апрель

Зам. директора по НМР, психолог

28

Проведение Малых олимпийских игр, участие в районном конкурсе «Орленок»

Май

МО учителей физической культуры

29

Диагностика самооценки учащихся 8-11 классов

Апрель

Психолог

30

Круглый стол «Результативность работы с одаренными детьми»

Май

Зам. директора по ШМС, руководители МО

31

Планирование работы с одаренными учащимися на следующий учебный год

Май

Зам.директора по ШМС, руководители МО

32

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных школьников

ежегодно

Психолог школы, методический совет


Управление реализацией проекта.

Основным исполнителем Программы является педагогический коллектив МОУ Руднянская сош имени А.С.Пушкина. Координацию деятельности образовательного учреждения, направленную на обновление содержания обучения одаренных детей, внедрение новых методов и форм обучения и развития одаренных детей, оказание помощи педагогам, осуществляет информационно-методический центр. Координация деятельности исполнителей программы, контроль за сроками выполнения мероприятий программы, расходованием финансовых средств и эффективностью их использования в пределах сметы расходов осуществляет администрация МОУ Руднянская сош имени А.С.Пушкина.

Реализация проекта программы требует консолидации усилий всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим необходимо отработать систему информирования педагогов, родителей, учащихся о ходе выполнения и коррекции проекта программы (заседания педагогического совета,совещание при директоре, родительские собрания, ученические собрания, сайт школы, газета школы и т.д.).

Управление реализацией проекта программы «Одаренное детство» можно представить следующим образом:

Директор школы

Определяет расстановку кадров.

Утверждает функционал субъектов реализации подпрограммы. Проводит административные советы, совещания, педагогические советы. Руководит материально-техническим сопровождением программы.

Заместитель

директора


Руководит работой по разработке и реализации координационного плана реализации программы «Одаренное детство». Вносит предложения по расстановке кадров в рамках реализации программы «Одаренное детство».

Готовит административные советы, совещания, педагогические советы. Руководит мониторинговой и информационной службой по сопровождению программы «Одаренное детство»

Педагогический совет школы

Утверждает координационный план реализации программы «Одаренное детство». Обсуждает и утверждает анализ реализации программы

Научно-методический

совет

Определяет тактические линии развития школы: содержание, ресурсное обеспечение программы «Одаренное детство» и т.д.

Административный совет

Тактическое управление внедрением программы «Одаренное детство». Привлечение широкого круга педагогов к активному участию в рассмотрении вопросов анализа, организации, контроля и регулирования реализацией программы «Одаренное детство»

Совещание при директоре


Тактическое управление внедрением программы «Одаренное детство». На совещании вырабатывается тактика действий для решения конкретной проблемы в рамках реализации программы совместно всем педагогическим коллективом школы. Эти решения, как правило, основываются на предложениях административного совета

Психолого-педагогическая служба


Задачами деятельности психологической службы являются изучение развития учащихся МОУ Руднянской сош имени А.С.Пушкина, их интересов, способностей, профессиональных склонностей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся школы (приобрели и используем программное обеспечение изучения обучающихся). Концепция психологического сопровождения учащегося, внедрение технологии психологического мониторинга - приоритетные направления деятельности психологической службы по реализации программы «Одаренное детство»

Родительский комитет

Содействие педагогическому коллективу школы в совершенствовании условий по реализации программы «Одаренное детство»

Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта системе управления его реализацией.

Критерии

Исследуемые

аспекты

Показатели

Периодичн

ость

Форма

представления

Ответстве

нный

Влияние используемых технологий, приемов и

методов на повышение уровня

обученности и

качества знаний

учащихся

Создание условий

для повышения

качества знаний

учащихся

Уровень обу-

ченности,

качество

знаний уча-

щихся

По итогам

четверти

(учитель),

Учебного

года

Отчет (таблица

1, см.

дидактическое

обеспечение),

графическое

изображение №2

(1 раз в год)

Классный

руководитель

Изучение запросов

родителей мотивиров учащихся с

целью определения направлений

совместной

работы школы,

родителей и их

детей

Запросы

родителей и

учащихся мотиви-

рованных

учащихся

Перечень

запросов

2 раз в год

(май, сен-

тябрь)

Перечень

рейтинга

запросов родите-

лей и учащихся

(№3,3.1)

Классный

руководи

тель


Осуществление

совместной

работы педагогического коллектива школы и родителей по созданию условий успешности обучения

мотивированных

учащихся

Участие родителей в создании условий

успешности обучения мотивированных учащихся

Возможности

родителей

2 раз в год

(май, сен-

тябрь)

Перечень меро-

приятий,

осуществляемых родителями (список с указанием Ф.И.О.

родителей)

Классный

руководи

тель





Определение

уровня здоровья мотивированных учащихся для

обучения в

рамках разработ. программы

Группа здоровья мотивированных

учащихся

Группа здоровья, заболевания

(1 раз в год -сентябрь)



Отчет (таблица №4)

Врач

Определение

уровня

физической

подготовленности мотивированных учащихся для

обучения в рамках разработанной программы

Уровень

физической

подготовленности

Уровень

физической

подготовленн

ости

2 раза в год

(январь,

май)

Отчет: таблица

5 (2 раза в год

-январь, май),

графическое

изображение №6 (1 раз в год - май)


Учитель

физ-

культуры

Учет

пропущенных

учебных

занятий с

выявлением

причин

пропусков

уроков

Причины

пропусков уроков

пропуски

уроков

1 раз в

неделю

Таблица №7

Классный

руководи

тель

Оценка педагогических технологий, ис-

пользуемых при организации учебного

процесса

Отбор педагогиче-

ских технологий,

позволяющих ре-

шить поставленные

задачи и перевести

учебный процесс

на качественно новый, более высокий уровень развития

Освоение и

использова-

ние на практике

различных технологий (элементов)

1 раз в

год

Таблица №8.

Графическое

изображение

(сравнить за 4-5)


Заместит

ель

директор

а по УВР

Изучение

школьной

тревожности

учащихся

Психологическое

состояние

учащихся

Уровень тре-

вожности

2 раза в

год (сен-

тябрь,

март)

Таблица (сен-

тябрь, март).

Графическое

изображение(март)

психолог

Выявление

уровня

психологического

комфорта

учащихся в

ученическом

коллективе

Психологическое

состояние

учащихся

Уровень

комфортно-

сти

2 раза в

год (сен-

тябрь,

март),

Таблица (сен-

тябрь, март).

Графическое

изображение

(март)

психолог

Анализ участия

педагогов и

школьников во

внешкольных

мероприятиях

(олимпиады,

конкурсы,

конференции,

семинары)

Создание условий

для активной дея-

тельности, для са-

мообразования

Активность

учащихся и

педагогов

(1 раз в год

- май)

Таблица (май).

Графическое

изображение

(сравнить за 2 -3

года)

Зам.

директора

поУВР,

зам.

директора

поВР


Таблица №1

Динамика качества знаний мотивированных учащихся класса МОУ за ___ учебный год

Классный руководитель__________________________________

Ф.И. учащегося

Показатели качества знаний %



1-я

четверть

2-я

четверть

(1 полугодие)

3-я

четверть

4-я

четверть

(полугодие)

Год










График №2

Динамика качества знаний (Ф.И. учащегося) ____ класса МОУ за__ учебный год

Классный руководитель._______________________________

Таблица №3

Перечень рейтинга запросов родителей мотивированных учащихся ___ класса МОУ за _ учебный год

Классный руководитель __________________


Таблица №4

Перечень запросов

Количество в %


Группы здоровья мотивированных учащихся ____ класса МОУ за _ учебный год

Школьный врач

Ф.И. учащегося

уч. год

уч. год

уч. год

уч. год

Группа здоровья

Группа здоровья

Группа здоровья

Группа здоровья







Таблица №5

Уровень физической подготовленности мотивированных учащихся
класса МОУ за _ учебный год

Учитель физической культуры


Ф.И.

уч. год

уч. год

уч. год


Уровень физической подготовленности

Уровень физической подготовленности

Уровень физической подготовленности



1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г










График №6

Динамика уровня физической подготовленности мотивированных учащихся класса МОУ за _ учебный год

Учитель физической культуры


Таблица №7

Контроль посещаемости мотивированных учащихся класса МОУ за учебный год.


Ф.И. учащегося

Количество пропущенных уроков

Причина

Таблица №8

Использование педагогических технологий педагогами

Педагогические технологии



Количество педагогов в %





Учебный год

Учебный год

Учебный год

Учебный год

Педагогика сотрудничества





Традиционное обучение





Уровневая дифференциация





Открытые образовательные технологии





Групповые технологии





Личностно- ориентированное, развивающее обучение





Проблемное обучение





ИКТ — технологии





Развивающее обучение





Технология активизации познавательной деятельности учащихся










Риски проекта.

Обновление

содержания

образования


Недостаточный качественный уровень курсовой подготовки учителей по освоению нового содержания образования, требующий освоения новых технологий и методик обучения учащихся

Формирование нового профессионализма педагогов, освоение деятельностного и мыследеятельностного содержания образования

Зам. директора по УВР, УМР

Организация индивидуальной работы с учащимися

Требует разработки программы перехода ОУ к внедрению индивидуальных планов обучения учащихся


Изучение научно- методической литературы, проведение психолого-педагогического мониторинга готовности учащихся и педагогов к введению индивидуальных планов обучения

Психологи

Недостаточно высокий уровень творческого взаимодействия школы с родителями


Трудности в организации совместной деятельности педколлектива и родителей в осуществлении внеурочной и проектно-исследовательской деятельности учащихся

Привлечение родителей к работе и участию в Совете школы, в научном обществе учащихся и родителей, проведении консультаций и дней открытых дверей


Администрация


Несовпадение возможностей учащихся и требований учителей. Возрастание учебной нагрузки учащихся

Повышение уровня загруженности и увеличение умственных перегрузок учащихся на уроках и во внеурочной деятельности


Диагностика реальных учебных возможностей учащихся, изучение состояния здоровья. Составление памяток по соблюдению здоровье сберегающих технологий на уроках, построение методического поля контроля перегрузок учащихся

Директора по

социальной защите, социальный педагог


Трудности составления и реализации межпредметной индивидуальной про-

граммы работы с

разными типами

учебных компетентностей

Трудности в планировании и составлении индивидуального плана развития высокомотивированных учащихся и всего класса в ходе классно-урочной системы

Разработка рекомендаций психологов для педагогов и классных руководителей,

осуществление координации и корректировки деятельности учителя и учащегося со стороны МС, администрации

Зам. директора

по УВР, УМР,

психологи

Недостаточный уровень комфортности ученика в школе

Недостаточно развита

материально- техническая база школы, недооснащенность кабинетной системы

По результатам мониторинга «Уровень создания комфортных условий в школе» внести коррективы в план работы ОУ: развитие материально-

технической базы

Администрация, психологи, председатели М/О, МС

Ограничения проекта.

Успешность проекта предусматривает совокупность обязательных условий, в которых достигаются и воспроизводятся результаты проекта:

  1. Осознание важности работы с одаренными учащимися каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

  3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

  4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

  • учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
















Литература.

  1. Аллай, В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности /В.В. Аллай // Педагогический журнал.- 2005.-№1.-С.29-35.

  2. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. /Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский и др. /под редакцией В.Д. Шадрикова,-М., 1998.-345с.

3. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. /В.Г.Рындак. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО.- 1993.-168с.

4. Система работы образовательного учреждения содарёнными детьми /авт-сост. Н.И. Панютина и др.- 2-е изд., - Волгоград: Учитель. - 2008. - 204 с.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок /В.С. Юркевич- М.: Просвещение. - 1996. - 230с.

6. Завуч для администрации школ. Научно-практический журнал, 2009.-№8

7. http://child.edu.yar.ru

8. http:/odardeti.ru сайт Федеральной целевой программы « Дети России» подпрограмма «Одаренные дети».















Приложение.

Методика «Карта одаренности»

Методика адресована родителям, также ее могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, -от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой основной - диагностической. С помощью данной методики вы можете
количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и
определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти
полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему
ребенку «портрет» развития его дарований;

2) второй - развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает налету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает многоразных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляется большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется механизмом и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит
    музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-
    либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
    новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,
    открыток и т. д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться вы бранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться
    в более старшем ютассе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
    рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен попять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию /движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников

на год или два.

  1. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувст 54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  2. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  3. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  4. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  5. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  7. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  8. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  9. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  10. Умеет делать выводы и обобщения.

  11. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  12. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  13. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  14. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  15. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  16. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  17. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  18. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  19. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  20. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.

  21. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
    воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  22. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  23. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  24. Любит игры-драматизации.

  25. Быстро и легко осваивает компьютер.

  26. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  27. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

  • творческая (2-й столбец листа ответов);

  • академическая (3-й столбец листа ответов);

  • художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

  • музыкальная (5-й столбец листа ответов);

  • литературная (6-й столбец листа ответов);

  • артистическая (7-й столбец листа ответов);

  • техническая (8-й столбец листа ответов);

  • лидерская (9-й столбец листа ответов);

  • спортивная (10-й столбец листа ответов);


Тест на выявление одаренности у детей

На предлагаемые вопросы необходимо ответить «да» или «нет».

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

  2. Меняет ли он свои наклонности?

  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

  5. Любит ли фантастические истории?

  6. Сочиняет ли рассказы, стихи?

  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

  1. Боится ли темноты?

  2. Изобрел ли когда-нибудь свое слово?

  3. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

  4. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

  5. Был ли удачен этот замысел?

  6. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

  7. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

  8. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

  9. Есть ли у него собственный мир, не доступный окружающим?

  10. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

  11. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

  12. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

  13. Изображает ли собственные игры или развлечения?

  14. Помнит ли и рассказывает свои сны и пережитые впечатления?

За каждый ответ «да» поставьте 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов. Сложите все баллы.

Результаты.

От 20 до 23 баллов - ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 баллов - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен лишь когда чем-то заинтересован.

От 9 до 14 баллов - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 баллов - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 баллов - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Насколько вы разбираетесь в проблеме одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?

Все это вы можете узнать, познакомившись с тестом в книге В.С. Юркевича «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность».




Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2- более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка


Качество

Отметка

1

Любознательность




2

Сверхчувствительность к проблемам


3

Способность к прогнозированию


4

Словарный запас


5

Способность к оценке


6

Изобретательность


7

Способность рассуждать и мыслить логически


8

Настойчивость


9

Перфекционизм



Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат -правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.









Проект "Работа с одаренными детьми,развитие их способностей".
  • ОБЖ
Описание:

Я предлагаю проект, в котором создается система планомерной работы с одаренными учащимися, позволяющая выявлять, активизировать, мотивировать и развивать учащихся в изучении отдельных предметов. Учитель работает по индивидуальным образовательным маршрутам с каждым учащимся, являясь его партнером, тьютером. Большое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы. Учитель осуществляет ориентацию учащегося на результативность образовательной деятельности, а также отслеживает отсроченные результаты успешности собственных учеников. 

Автор Плужников Алексей Павлович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 47701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓