Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его
в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную
ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения
усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом,
преемственность должна строиться:
-
на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
-
на единых целях воспитания и обучения детей;
-
на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих
с выбранной образовательной программой.
Цели:
-
создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в
школу.
-
обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей
дошкольников и первоклассников.
-
создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития
познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
-
увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание
учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать
укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее
развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной
программой.
-Создание
благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Вид
проекта: творческий смешанного типа.
Участники
проекта: дети подготовительной к школе группы-25
человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) - 20
человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.
Этапы
развития проекта:
1
этап проекта – создание развивающей среды
2
этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
3
этап – встречи с выпускниками и учителями
Длительность:
1 год
Пояснительная записка.
Поступление
в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в
развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы
деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми,
физиологически перестраиваться.
Преемственность
в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех
форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен
опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической
работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности
Успехи
в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает
требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими
объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока
информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование
содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с
шестилетнего возраста.
Результаты
передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования
закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в
детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность
- непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между
различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или
иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому
состоянию. (Советский философский словарь) Преемственность - это не что
иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у
детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание
уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность
в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она
выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования
последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К.
Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и
«методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы,
предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет,
эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет
непрерывного образования - формирование умения учиться.
Проблемы
преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности
учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного
уровня.
Решить
проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая
линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования
будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного
образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как
связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования:
целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и
обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Программы
детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по
всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и
непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа»
программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования
выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то
практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются
объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для
дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как
потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач,
форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать
негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование
начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к
учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но
школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не
только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность.
Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути
явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только
в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах
(игра, труд и др.).
Начальная
школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности,
развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность
реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся
познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного
интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания
нестандартных ситуаций на занятиях.
Чему
нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и
умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать
предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать
выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать
упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти,
задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами
логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление
одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Успешность
обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников
определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет
прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития
умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.
Вся
работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из
принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья,
эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа
преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное
поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
В
течение ряда лет МБДОУ и ВСОШ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос
преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада
и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На
совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и
школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению
передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в
системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе
детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение
будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией
стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе
выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не
забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.
При
выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную
психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для
дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы
преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний
учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.
План работы по реализации проекта
«Преемственность в работе МБДОУ и МБОУ ВСОШ на
201__-201__ учебный год
№ п/п
|
Мероприятие
|
Категория
участников
|
Сроки
выполне-ния
|
Исполнители
|
Итоговый
документ
|
1
|
Согласование и
утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и
школы
|
Завуч школы,
старший воспитатель детского сада
|
Сентябрь
|
Педагоги
детского сада и школы
|
План по
реализации преемственности
|
2
|
Семинар
«Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их
стыковка»
|
завуч начальных
классов, старший воспитатель
|
сентябрь-октябрь
|
завуч начальных
классов, старший воспитатель
|
Анализ программ
|
3
|
Проведение
праздника
«День Знаний»
|
Педагоги
детского сада
|
1 сентября
|
Музыкальный
руководитель, старший воспитатель,
воспитатели
групп
|
Сценарий
праздника «День знаний»
|
4
|
Оформить уголки
для игр в школу в группах
|
Дети МБДОУ
|
сентябрь
|
воспитатели
групп
|
Атрибуты для игр
|
5
|
День открытых
дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей
детского сада
|
Педагоги,
дети,
родители
воспитанников
|
Октябрь
|
Администрация,
педагоги школы
|
Выступление
завуча начальных классов о работе школы
План проведения
дня открытых дверей
|
6
|
Сделать подборку
книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»
|
дети, родители
воспитанников
|
Октябрь
|
воспитатели
подготов. групп
|
|
7
|
Организация в
методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и
педагогической литературы «Подготовка детей к школе»
|
Педагоги,
родители воспитанников
|
Октябрь
|
Старший
воспитатель
|
Аннотированный
каталог по литературе
|
8
|
Диагностика
готовности к школе детей подготовительной группы
|
Дети
подготовитель-ной к школе группы
|
Октябрь
|
Педагоги
детского сада
|
Разработка
рекомендаций для родителей.
|
9
|
Посещение
учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте
в детском саду
|
Учителя
нач.школы, воспитатели
|
Ноябрь
|
Воспитатели
подготовитель-ной к школе группы
|
Конспекты
занятий, анализ проведения занятий
|
10
|
Выступление на
педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей
подготовительной группы»
|
Заведующая,
Старший
воспитатель,
Педагоги ДОУ
|
Октябрь
|
Воспитатели
подготовитель-ной группы
|
Статистическая
справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к
школе.
|
11
|
Оформление
наглядного материала для родителей будущих первоклассников
|
Родители воспитанников
|
Ноябрь
|
Воспитатели
подготовитель-ной к школе групы
|
Тематичес-кие
папки
|
12
|
Выступление
первоклассников перед дошкольниками
|
Дети детского
сада, первоклассники
|
Ноябрь
(в дни школь-ных
каникул»
|
Учителя
начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы
|
Фоторепор-таж о
выступле-нии
|
13
|
Родительское
собрание в подготовительной к школе группе
«Возрастные
особенности детей, подготовка их к школе»
|
Администрация,
Учитель
начальной школы
родители
воспитанников
|
Ноябрь
|
Учитель
начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы
|
Рекомендацучителя
начальной школы для родителей по подготовке детей к школе
|
14
|
Беседы с детьми:
«Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»
|
Дети и
Воспитатели подготовитель-ной к школе групы
|
в течение года
|
воспитатели
подготов. групп
|
Материалы для
бесед
|
15
|
Экскурсия детей
подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои
впечатления о школе»)
|
Дети,
воспитатели,
завуч, учителя
начальной школы
|
Декабрь
|
Завуч, учителя
начальной школы
|
Фоторепор-таж об
экскурсии
Альбом детских
рисунков
|
16
|
Анкетирование
родителей детей предшкольного возраста
|
Администрация,
родители
|
Декабрь
|
старший
воспитатель
|
Анкеты
Сводная справка
по результатам анкетирова-ния
|
17
|
Консультация для
воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»
|
Старший
воспитатель,
воспитатели
|
Январь
|
Старший
воспитатель
|
Материалы
консультации
|
18
|
«Новогоднее
чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники»
|
школьники-выпускники
ДОУ и воспитанники детского
сада)
|
Январь
|
ст. воспитатель,
завуч начальных
классов
|
Фотоотчет
|
19
|
Совместный
физкультурный праздник
|
Дети
подготовительной группы и первоклассники и родители
|
январь
|
Учителя
начальных классов, воспитатели подготовительной группы
|
Конспект праздника
|
20
|
Мониторинг
готовности детей к школьному обучению
|
Дети
подготовительных к школе групп
|
Февраль
|
Воспитатели
подготовитель-ной к школе группы
|
Папка
(результаты) диагностики детей
подготовительной
к школе группы
|
21
|
Семинар-практикум
(круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и
образовательной деятельности в детском саду».
|
Педагоги ДОУ и
школы
|
Февраль
|
завуч начальных
классов, ст. воспитатель
|
|
22
|
Консультация:
«Скоро в школу»
|
Родители
подготовительной группы
|
Февраль
|
Воспитатели
подготовительной группы
|
Материал для
консультации (папка-передвижка)
|
23
|
Заседание
творческой групп по результатам мониторинга
|
Заведующая,
Завуч начальной
школы
Старший
воспитатель,
Воспитатели
подготовитель-ной группы
|
Март
|
Завуч начальной
школы, старший воспитатель
|
Справка по
результатам мониторин-га
|
24
|
День открытых
дверей в школе
|
Дети, родители,
педагоги детского сада
|
Март
|
Завуч начальной
школы, учителя начальной школы
|
План проведения
дня открытых дверей
|
25
|
Оформление карт
здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада
|
Дети, родители,
педагоги детского сада
|
апрель
|
ст.медсестра д\с
|
Карты здоровья
детей
|
26
|
Собеседование с
завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за
учебный год
|
Старший
воспитатель,
Завуч начальной
школы
|
Май
|
Завуч начальной
школы
|
Справка «Анализ
успеваемос-ти выпускников детского сада»
|
|
Фотоальбом «Наши
мамы и папы – школьники»
альбом загадок,
пословиц и поговорок школьной тематики
иллюстрации «Все
о школе»
|
Дети, родители,
педагоги детского сада
|
Май
|
Воспитатели
родители, педагоги детского сада
|
Фотоотчет
Материалы
|
27
|
Выпускной бал
|
Дети, родители,
педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы)
|
Май
|
Музыкальный
руководитель,
Воспитатели
|
Сценарий
праздника
«Выпуск в школу»
|
1
этап проекта – создание развивающей среды
В
группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки
для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и
экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым
материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к
школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия
для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе,
людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
В
пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные
потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит
развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Игровая
площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала,
активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.
2
этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация
данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их
поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный
запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в
школу.
3
этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями
в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников,
прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая
реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети,
посещающие д/с и выпускники детского сада, а так же родители совместно
изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки,
комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет
радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая
над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в
осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд
мероприятий.
Результаты
реализации проекта:
- Речь детей стала более связной,
выразительной, расширился их словарный запас.
- Дети научились выражать свои чувства
и понимать чувства других.
- Они стали более уверенными в себе,
научились преодолевать робость, сопереживать.
- У детей, родителей, выпускников
появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
- Адаптационный период у
первоклассников прошел благоприятно.
- У учителя начальной школы появилась
мотивация к взаимодействию с ДОУ.
Перспективы
развития проекта:
- Привлечение к работе в проекте
специалистов школы: педагога-психолога
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.