Главная / Другое / Проект "Преемственность дошкольной образовательной организации и школы"

Проект "Преемственность дошкольной образовательной организации и школы"

Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Цели:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Вид  проекта: творческий смешанного типа.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – создание развивающей среды

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

3 этап – встречи с выпускниками и учителями



Длительность: 1 год





















Пояснительная записка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь) Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники  дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

В течение ряда лет МБДОУ и ВСОШ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.

При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.



План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ и МБОУ ВСОШ на 201__-201__ учебный год

п/п

Мероприятие

Категория участников

Сроки выполне-ния

Исполнители

Итоговый документ

1

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Завуч школы, старший воспитатель детского сада

Сентябрь

Педагоги детского сада и школы

План по реализации преемственности

2

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»

 

завуч начальных классов, старший воспитатель

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

Анализ программ

3

Проведение праздника

«День Знаний»

Педагоги детского сада

1 сентября

Музыкальный руководитель, старший воспитатель,

воспитатели групп

Сценарий праздника «День знаний»

 4

Оформить уголки для игр в школу в группах

Дети МБДОУ

сентябрь

воспитатели групп

Атрибуты для игр

5

День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада

Педагоги,  дети,

родители воспитанников

Октябрь

Администрация, педагоги школы

Выступление завуча начальных классов о работе школы

План проведения дня открытых дверей

6

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

дети, родители воспитанников

Октябрь

воспитатели подготов. групп


7

Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»

Педагоги, родители воспитанников

Октябрь

Старший воспитатель

Аннотированный каталог по литературе

8

Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы

Дети подготовитель-ной к школе группы

Октябрь

Педагоги детского сада

Разработка рекомендаций для родителей.

9

Посещение учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду

Учителя нач.школы, воспитатели


Ноябрь

Воспитатели подготовитель-ной к школе группы

Конспекты занятий, анализ проведения занятий

10

Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагоги ДОУ

Октябрь

Воспитатели подготовитель-ной группы

Статистическая справка по результатам  предварительной диагностики готовности детей к школе.

11

Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников

Родители воспитанников

Ноябрь

Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Тематичес-кие папки

12

Выступление первоклассников перед дошкольниками

Дети детского сада, первоклассники

Ноябрь

(в дни школь-ных каникул»

Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы

Фоторепор-таж о выступле-нии

13

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Возрастные особенности детей, подготовка их к школе»

Администрация,

Учитель начальной школы

родители воспитанников

Ноябрь

Учитель начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Рекомендацучителя начальной школы для родителей по подготовке детей к школе

14

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»

Дети и Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

в течение года

воспитатели подготов. групп

Материалы для бесед

15

Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»)

Дети, воспитатели,

завуч, учителя начальной школы

Декабрь

Завуч, учителя начальной школы

Фоторепор-таж об экскурсии

Альбом детских рисунков

16

Анкетирование родителей детей предшкольного возраста

 

Администрация,

родители

Декабрь

старший воспитатель

Анкеты

Сводная справка по результатам анкетирова-ния

17

Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»

Старший воспитатель,

воспитатели

Январь

Старший воспитатель

Материалы консультации

18

«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники»

школьники-выпускники ДОУ и воспитанники детского сада)

Январь

ст. воспитатель,

завуч начальных классов

Фотоотчет

19

Совместный физкультурный праздник

Дети подготовительной группы и первоклассники и родители

январь

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Конспект праздника

20

Мониторинг готовности детей к школьному обучению

Дети подготовительных к школе групп

Февраль

Воспитатели подготовитель-ной к школе группы

Папка (результаты) диагностики детей

подготовительной к школе группы

21

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Педагоги ДОУ и школы

Февраль

завуч начальных классов, ст. воспитатель


22

Консультация: «Скоро в школу»

Родители подготовительной группы


Февраль

Воспитатели подготовительной группы

Материал для консультации (папка-передвижка)

23

Заседание творческой групп по результатам мониторинга

 

Заведующая,

Завуч начальной школы

Старший воспитатель,

Воспитатели подготовитель-ной группы

Март

Завуч начальной школы, старший воспитатель

Справка по результатам мониторин-га

24

День открытых дверей в школе

Дети, родители, педагоги детского сада

Март

Завуч начальной школы, учителя начальной школы

План проведения дня открытых дверей

25

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада

Дети, родители, педагоги детского сада

 апрель

ст.медсестра д\с


Карты здоровья детей

26

Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год

Старший воспитатель,

Завуч начальной школы

Май

Завуч начальной школы

Справка «Анализ успеваемос-ти выпускников детского сада»


Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»

альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики

иллюстрации «Все о школе»

Дети, родители, педагоги детского сада

Май

Воспитатели родители, педагоги детского сада

Фотоотчет



Материалы

27

Выпускной бал

Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы)

Май

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Сценарий праздника

«Выпуск в школу»





1 этап проекта – создание развивающей среды

В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание:  в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.  

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.

Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие д/с и  выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.

Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.

Результаты реализации проекта:

  • Речь детей стала более  связной, выразительной, расширился их словарный запас.

  • Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.

  • Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.

  • У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.

  • Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.

  • У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.



Перспективы развития проекта:

- Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога















Проект "Преемственность дошкольной образовательной организации и школы"
  • Другое
Описание:

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

 

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

         Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

         Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

 

         Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс. 

Автор Мошкова Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 40667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓