Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №15
Открытый городской конкурс социокультурных
проектов
духовно- нравственного развития обучающихся
муниципальных
образовательных учреждений Волгограда
«Восхождение к себе, к Другому, к
миру»
Номинация «Художественно- эстетический проект»
Возрастная категория: 9-11 классы
ТЕМА ПРОЕКТА
«Портрет как зеркало души»
Выполнили:
Кадушкина Анастасия Валимовна
Колтакова
Римма Арамовна
Искаков
Эльдар Рафаильевич
учащиеся 9б
класса
Руководитель
проекта:
Бабаян Юлия
Юрьевна,
учитель
английского языка
1 квалификационной
категории
Волгоград 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................
3-6
ГЛАВА 1. Виды изобразительного
искусства................................. 7-8
ГЛАВА 2. Жанры
живописи............................................................. 8-11
2.1. Портрет как жанр живописи ....................................................
12- 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................
16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ
Мир
искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем
симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим
за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все
эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом
– искусство.
Искусство (от
старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом.
Существуют
следующие виды искусства: изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино .
Предметом нашего
разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство и люди, которые
этим занимаются (Приложение 1, 2)
Художник – кто
он?
Если рассмотреть
слово художник именно как профессию, то здесь подразумевается человек, который
зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством. Но творчество
художника может не приносить дохода, занятие изобразительным искусством может
быть просто хобби.
Первые художники – появились в Испании и
Южной Франции в первобытных пещерах приблизительно 30 000 – 10 000 лет до н. э.
Они наносили на стены цветные рисунки, не подозревая о появлении
позже различных видов искусства. Причины появления художников возникли от
потребности передавать информацию о быте, охоте и других социальных сферах
жизни человека.
От этих
первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения
действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и
тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной
культуры, получает все большее и большее распространение и раскрывает свои
практически неисчерпаемые творческие возможности.
Актуальность проекта
Наблюдения
показывают, что мы часто затрудняемся в изображении человека, поэтому стараемся
избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создаем его
схематично. Исходя из этого, необходимо научиться рисованию человека, показав
разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия
искусства портрета, побудило меня взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста,
отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Данная тема построена на
эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому сначала мне хотелось нарисовать
портреты близких мне людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но
можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные
переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению
интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств на
создаваемом образе.
Цель проекта:
Обогатить чувственный опыт через эстетическое
восприятие портретной живописи, развивать творческие способности.
Задачи:
·
Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.
·
Научиться давать эмоционально-личностную оценку произведению.
·
Совершенствовать технические навыки изображения человека.
·
Научиться понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать
свое отношение к человеку, изображенному на портрете.
·
Создать книжку "Портрет как зеркало души".
Вид проекта: творческий,
долгосрочный, групповой.
Этапы работы над
проектом.
Этап
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагога
|
Подготовитель
ный этап
|
1. Сбор информации, подборка фотографий, посещение
Художественного салона.
2. Совершенствовать технические навыки
изображения человека.
|
1.Читает рассказы и стихи с описанием
внешности человека.
2. Оформляет выставку работ.
|
Формулирова
ние проблемы
|
2. Осознают и личностно воспринимают
проблему
3. Принимают задачи проекта
|
2. Формулирует проблему.
Проблема: затруднения в изображении человека
Цель: нарисовать портрет мамы или
близкого человека.
3. Формулирует задачи:
-узнать что такое портрет
-выбрать изобразительные материалы
-определить последовательность
изображения
|
Систематиза
ция информации о портретной живописи
|
Диалоговые беседы «О чем рассказывает
портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ
матери в произведениях искусства»
|
Проводит беседы «О чем рассказывает
портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ
матери в произведениях искусства»
|
Практическая деятельность
|
1. Выбирают изобразительные материалы
2. Совместно составляют схему
последовательности изображения погрудного портрета
3. Экспериментирование с красками в
поисках цвета кожи человека
4. Рисование по с соблюдением выбранной
последовательности
|
1. Предоставляет различные
изобразительные материалы
2. Оказывает практическую помощь (по
необходимости)
3. Ведет совместно с детьми
экспериментальную деятельность
4. Организует работу
|
Оформление
|
Оформляют рамки для портретов близких
людей.
|
Помогает в оформлении выставки работ
|
Презентация
|
1.Договариваются о защите проекта.
2. Представляют продукт деятельности
(книгу со своими работами)
|
Принимает участие в защите проекта
|
ГЛАВА 1. Виды изобразительного
искусства
Важнейшая
особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной
способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность
через изображение одного события или момента.
Подлинно
прекрасные произведения изобразительного искусства оказывают огромное
идейно-эмоцианальное воздействие на зрителя и его специфические особенности
своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.
Когда говорят о видах искусства, имеют в
виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему
для них признаку. Основными видами изобразительного искусства являются:
·
Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
·
Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без
красок)
·
Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки,
отливки)
·
Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс
сооружений)
·
Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
До XIX века тремя
главными видами считались:
·
Архитектура
(зодчество)
·
Скульптура
(высекание)
·
Живопись
(писать живо)
Затем появился
еще один вид искусства
·
Графика
(рисунок)
скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю),
ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют
объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических
материалов.
живопись, вид изобразительного
искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок,
наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn —
строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие
сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного
искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра,
литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие
собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...
декоративно-прикладное
искусство, область декоративного искусства: создание художественных
изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и
художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия
труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
ГЛАВА 2.
Жанры живописи
В процессе
становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. Если на
картинах пещерных людей можно было увидеть только то, что их окружало, то со
временем живопись становилась все более многогранной и приобретала широкий
смысл.
Жанр – в теории изобразительного искусства область
искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением
к предмету.
В современной живописи
существуют следующие жанры:
Анималистка – жанр изобразительного искусства, главные герои –
животные. Древнейший –
анималистический (от франц.Animale
– животное). Именно ему больше
всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения
животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека,
в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой –
кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с
литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и
проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического
жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.
Карикатура от итал.
caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства,
построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно
преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты
персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и
фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется
конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая
карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов:
восстаний, войн, революций.
Пейзаж – от франц.
paysage, от pays – страна, местность –
в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным
предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные
мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия,
часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса
обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы
перспективного построения пейзажного пространства.
Пейзажный жанр
возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного
столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской,
марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих “Гонец”
возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы
увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова,
посвященные прошлому Москве “Симонов монастырь. Облака и золотые купола”,
“Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу.
Написал в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев
основоположник советского индустриального пейзажа.
Натюрморт – от франц.
nature morte – мертвая природа –
жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который
посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и
объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов
(например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т.
п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные
от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь
и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в
Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт
рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о
прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.
Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства,
посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной
художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и
скульптура, преимущественно небольших размеров. Расцвет бытового жанра Нового
времени связан с ростом демократических и реалистических художественных
тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности
простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
К бытовому жанру
относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной
жизни.
Исторический жанр, один из
основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий
прошлого и современности, имеющих историческое значение.
Сказочно-мифологический – жанр
изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это
один из самых душевных и таинственных жанров.
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) —
жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и
военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный
момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл
военных событий, что сближает батальный жанр с историческим.
Жанры
живописи могут сливаться и тесно взаимодействовать друг с другом. Некоторые
жанры со временем теряют актуальность, а многие наоборот, продолжают
развиваться вместе с жизнью.
2.1 Портрет как жанр живописи
Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать) - жанр искусства (изобразительного
или литературного), целью которого является изображение человека, его внешний
облик, а через него и внутренний мир.
В
русском языке слову портрет соответствует слово «подобен». Под портретом
подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей,
в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его
внутренний мир, сущность его характера.
Портрет,
главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего используется
как жанр живописи.
Необходимое
требование, предъявляемое к каждому портрету – индивидуальное сходство.
Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Портрет предполагает
не только передачу внешнюю, но и выражение свойств, сути, души человека, а не
только его внешности.
Портрет
предполагает раскрытие личности – характера, психологии модели, то есть
создание образа реального конкретного человека. В данном случае под словом
образ мы понимаем художественное изображение, художественное претворение
реального человека. Следовательно, портрет – это образ реального конкретного
человека.
Существует
множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяют две
основные группы: парадный портрет и камерный.
Как
правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост, а в
камерном используется поясное, подгрудное, и оплечное изображения.
В парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в
камерном чаще на нейтральном.
Главным, стержневым компонентом задуманного портретного образа является лицо.
Точнее – выражение лица, а именно глаза. Очень часто сам портретист сочиняет
выражение лица героя своего будущего произведения, синтезируя все впечатления,
которые возникли у него в процессе изучения оригинала и одухотворяя их своим
взглядом на мир.
Портретный
образ есть результат взаимодействия портретиста и модели. Зритель, глядя на
портрет, знакомится не только с изображенным человеком, но и с самим
художником. Одна и та же модель в живописном восприятии разных портретистов
будет выглядеть по-разному, понимание своего героя.
Художник
может подчеркнуть свою близость с оригиналом или выявить критическое восприятие
к нему. Эта «автопортретичность» присутствует в любом художественном образе, в
любом портрете изначально. Необходимость и неизбежность творческого «я»
портретиста любого задуманного им образа очевидны. Однако не только удачно
задуманное лицо обеспечивает успех портретиста. Но и композиция играет в
творческом замысле многих портретистов главную роль.
Под
композицией портрета мы подразумеваем личности в окружающей среде, так и
действенную связь основных его компонентов. Именно в действии – позе, жесте
могут быть раскрыты многие существеннейшие оттенки характера и состояния
изображаемого человека.
По
количеству изображенных на одном холсте человек обычно выделяют двойной
и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на
разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и
колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые
ансамбли – портретные галереи, обычно это представители одного рода, портреты,
сделанные после смерти называются ретроспективными. Иногда при классификации
используется сословный принцип («купеческий» портрет).
От
портрета, в первую очередь, требуется сходство с тем человеком, который на нем
изображен. В одних случаях оно не выходит за пределы внешней похожести, в
других раскрывает зрителю характер и внутренний мир портретируемого.
В особую группу выделяют автопортрет – это изображение художником самого
себя.
Главная
цель портрета — показать индивидуальные особенности данного человека. Один и
тот же человек по-разному выглядит в портретах, написанных разными художниками,
в зависимости от характера их творчества или от их отношения к портретируемому.
Недаром ведь часто утверждают, что каждый портрет – это, прежде всего, портрет
художника. Художник, работая над портретом, не только более или менее
объективно характеризует того или иного человека, но обычно выражает также свое
к нему отношение, стремясь внушить его и зрителю. По большей части не так-то
просто бывает усмотреть в портрете отношение художника, ибо выступает оно
обыкновенно в скрытой форме, в виде объективных свойств того, чей портрет
оказывается перед зрителем. Иногда чувства художника выражены в портрете столь
сильно, что они бросаются в глаза, даже вполне совпадая с объективной
характеристикой.
Само
собой разумеется, что на разных этапах развития искусства портрета ему предъявляли
различные требования, и перед портретистами возникали разные задачи. Решение,
которых определило особенности портретного жанра тех или иных эпох, школ,
направлений.
Итак,
специфика портрета заключается в его основных чертах. Именно специфичные свойства
портрета отличают его от других жанров живописи. Под портретом подразумевают
изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором
передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний
мир, сущность его характера, но в отличие, от графики или рисунка, в живописном
портрете характерна лепка мазком, передача цветом, игра тона и контраста.
Портрет, главным образом, характерен для станкового искусства, и чаще всего
используется как жанр живописи. В этом и заключается специфика портрета как
жанра живописи (Приложение
4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы научились
планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации,
отбирать нужные материалы, аргументировать свое мнение, принимать решения, создавать
«конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности, представлять
созданное перед аудиторией, оценивать себя и других.
Итак, получив
знания о жанрах портрета, его видах и особенностях я научилась давать
эмоционально- личностную оценку произведению, понимать других людей, передавать
их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на
портрете, понимать истинную красоту, которая, не
всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.
Целью работы было
создание книжки, знакомящей с моими работами (Приложение 3). Она достигнута.
Думаю, что у одноклассников и сверстников появится интерес к изобразительному
искусству.
Материалы работы
могут быть использованы учителями на уроках изобразительного искусства, МХК и
во внеклассной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Басина Н.,
Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс, 1997
2.Бесчастнов М.В.
Черно-белая графика. М.: Владос, 2002
3.Большаков М.В.
Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990
4. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. — М.,
1986. — В. 20.
5. Виппер Б. Р. Проблема
сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории
литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163—172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи
об искусстве. М., 1970, с. 342—351.
6. Габричевский
А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство
портрета. — М.,
1928.
7.Ельшевская Г.В.
Иллюстрация (сборник статей и публикаций). М.: Советский художник, 1988
8.Константинова
С.С. Техники изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
9.Лещинский А.А.
Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003
10.Мелик-Пашаев
А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1987
11.Мириманов В.Б.
Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство,
1973
12.Полуянов Ю.А.
Воображение и способности. М., 1982
13.Фаворский В.А.
Реализм в детском рисунке. В сб.: Искусство детей. Л., 1935
14.Фаворский В.А.
Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
Приложение 1
Диалог с
художником.
Познакомившись с
работами волгоградских художников мы отправились к ним в мастерские, чтобы
увидеть как работают мастера своего дела и задать интересующие нас вопросы.
Леонтьев
Максим Олегович: «Совпало хобби с профессией, профессия в профессии».
- Во
сколько лет вы в первый раз взяли кисть в руки?
Очень рано. С
детства у меня была любовь к природе, рано начал рисовать чтобы выразить
красоту природы, лет с 6 точно, может раньше.
- В какой
технике вы работаете?
Сначала
интересовался декоративно прикладным искусством. Последние несколько лет я
начал заниматься работой пастелью, давно об этом мечтал, планы были далеко идущие,
но всему свое время. Я познакомился с данной техникой, еще, когда учился в
Пензенском художественном училище. Самое главное в ней то, что она позволяет
передать свое состояние, отношение к природе, к различным местам. Даже камыши,
казалось бы что в них красивого, с ними связано болото, что-то неинтересное, у
меня есть работы – снег и камыши – теплые работы...
- Давно ли
Вы занимаетесь педагогической деятельностью?
Можно сказать
давно.
- Какие у
вас есть достижения в работе?
Дважды
участвовал на выставках, грамоты и дипломы.
- Почему вы
продолжаете работать в Волгограде?
Мне здесь очень
нравится. Много красивых мест.
- Чем вы
заинтересовываете своих учеников?
Своих учеников –
интересными заданиями, я считаю, что если задания скучные, то и скучно учиться,
поэтому это мой главный принцип, если ученик ничего не делает, то ему или не
интересно, или не понятно, я стараюсь вникать в саму причину. Всегда ребятам
помогаю достигнуть конечного результата, а это важно не только в работе, но и в
жизни. И задания ставлю по возможности.
- Кем вы
мечтали стать в детства?
В детстве, если
честно я хотел стать только художником, про преподавателя я даже не думал и
многие мои знакомые тоже не думали, что буду преподавателем. Совпало хобби с
профессией, профессия в профессии.
- Что вам
именно нравиться в Вашей профессии-хобби?
Создавать
красивые вещи. Вот я сделал какую-либо вещь и думаю, неужели это я сделал эту
красоту, а потом появляется момент критики и думаешь, что можно было бы
дополнить или сделать по другому.
- Привлекает
ли вас другая техника работы?
Другая, да, я бы
мечтал заняться ковкой, но для этого нет возможности, но и не за всем можно
успеть.
Для того чтобы
учить ребят нужно самому уметь многое, чтобы не просто рассказать, а показать.
Для ребят мои
работы пастелью были сюрпризом.
- Какому
направлению деятельности уделяете больше внимания резьбе по дереву или
рисованию?
Это сложный
вопрос, мы все живые и живем мы интересом. Работаю декоративно-прикладным
искусством, надоедает, занимаюсь постелью, здесь результат виден сразу.
Чередуется одно с другим, предпочтение одинаковое.
Приложение 2
Макшанцев Борис
Николаевич:
«Работу надо
делать, а не любить. Любите, что делаете и делаете, что любите».
- Во сколько лет вы впервые
взяли кисть в руки?
Я даже не помню, сколько было лет,
рано еще до школы, может в 2 года, а может в 5 лет, точно не могу сказать.
- В какой технике вы
работаете?
В справочнике написано
художник-график, а техника графическая - она очень обширная, ведь натюрморт
акварельный он тоже графикой является.
- Давно ли у Вы занимаетесь
педагогической деятельностью?
Со школьной скамьи – у меня на
уроках рисования многие перересовывали, а потом я помогал многим, я считаю, что
это тоже работа.
- Что вам именно нравится в
Вашей профессии?
Художник это не профессия,что-то
привлекло, я даже и не задумывался над этим.
- Какие у вас есть достижения
в работе?
Если работа участвует в выставке, то
это уже достижение. Также большое количество дипломов и грамот.
- Почему вы продолжаете
работать в Волгограде?
Привлекают пейзажи Волгограда и
Волгоградского района.
- Чем вы заинтересовываете
своих учеников?
Сюда приходят дети, которых уже
признали художниками, а когда здесь рисуют, возникает соревнование, другим
просто нравится рисовать.
- Привлекает ли вас другая
техника работы?
Конечно есть, резьба по дереву.
- Кем вы мечтали стать в
детстве?
Я особенно не мечтал, когда-то хотел
стать летчиком в 3 классе, а в 10 решил стать художником, оно перевесело.
Сколько лет вы уже работаете?
– Если считать с сознательного
возраста – почти 40.
Приложение
3
Книга
"Портрет как зеркало души"
Приложение 4
Схема- паутинка портрета
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.