Главная / Директору-завучу / Проект "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Коррекционная программа.

Проект "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Коррекционная программа.


Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».






КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА








Составители:

учитель нач. кл. и англ. яз

Лысянская Ю. Н.,

учитель нач. кл.

Минакова Е. В.








С. Белое

2014 г

Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».


КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка


Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов – вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно-воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования.

В нашей школе имеется тенденция роста количества детей с ОВЗ, требующих обучения по специально-коррекционным программам 7, 8 вида.

Класс

Общее количество

детей в классе

Количество детей с ОВЗ

Рекомендуемая программа

обучения

7 вид

8 вид

1 «а» класс

1 «б» класс

51



Образовательная программа (ОП)

2 «а» класс

2 «б» класс

27

8 чел.

3 чел.

ОП + Программа 7 вида

28

9 чел.

3 чел.

3 «а» класс

3 «б» класс

15

6 чел.

3 чел.

Программа 7 вида

20

2 чел.

2 чел.

Образовательная программа

4 «а» класс

4 «б» класс

26

9 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

26

7 чел.

2 чел.

5 «а» класс



5 «б» класс

24

3 чел.

1 чел.

Образовательная программа

20

7 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

6 «а» класс


6 «б» класс

23

3 чел.

1 чел.

Общеобразовательная программа

24

10 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

7 «а» класс

7 «б» класс

27

7 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

21

8 чел.

2 чел.

8 «а» класс


8 «б» класс

26



Общеобразовательная программа

16

7 чел.

2 чел.

Программа 7 вида

9 «а» класс


9 «б» класс

18



Общеобразовательная программа

16

3 чел.

4 чел.

ОП + Программа 7 вида


Именно поэтому программа коррекционной работы актуальна для нашей школы.


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в специальном коррекционном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

К их числу относятся:

  • дети с нарушениями восприятия (глухие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие);

  • дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;

  • умственно отсталые дети;

  • дети с задержкой психического развития;

  • дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы

и поведения;

  • дети с нарушениями речи;

  • дети со сложными комбинированными недостатками в развитии.


К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:

  • замедленное и ограниченное восприятие;

  • недостатки развития моторики;

  • недостатки речевого развития;

  • недостатки развития мыслительной деятельности;

  • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).


Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу может проявиться недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

  • нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

  • недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;

  • низкая познавательная активность;

  • ограниченный кругозор;

  • низкий уровень развития речи;

  • несформированность психофизиологических и психологических

предпосылок учебной деятельности;

  • несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;

  • недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

  • недостаточное развитие мелкой моторики руки;

  • несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;

  • низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).


Следовательно, специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не должна сводиться к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.


Нормативно-правовой и документальной базой коррекционной программы с обучающимися на ступени начального и среднего общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).


В этом учебном году в школе работают 21 педагог, из них 9 с высшей категорией, 10 с 1 категорией и 8 без категории. У педагогов имеется многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ.


Педагогический коллектив МБОУ - СОШ №4 планирует создать полноценную модель включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, которая способствует развитию личности ребенка и её социализации.

Наша модель предполагает создание условий для удовлетворения потребностей (физических, интеллектуальных, социальных, духовных) детей с ОВЗ, открытость и доступность не только для детей, но и для родителей (законных представителей).

Для этого нам необходимо:

1.Приобрести специальную методическую и учебную литературу.

2.Пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

3. Материально - техническое оснащение для создания безбарьерной среды (кабинет лечебной физкультуры, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологом и психологом, медицинский кабинет и пр.)

4. Премировать учителей, которые будут активно внедрять современные методики работы с детьми с ОВЗ и делится своим опытом на ММО.

5. Создать веб-страницу «Особые дети» на нашем школьном сайте для просвещения общественности.


Основные приоритеты и направления деятельности МБОУ – СОШ №4 с. Белого


1.Организация работы по осуществлению здоровье – сберегающей деятельности

-физминутки;

-динамические паузы;

-прогулки на свежем воздухе, экскурсии;

-зарядка;

-ЛФК


2. Организация работы по осуществлению психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ

-участие в деятельности ПМП-консилиума;

-разработка и реализация индивидуально ориентированных и групповых коррекционных, развивающих, профилактических программ;

-разработка, реализация и коррекция индивидуального образовательного маршрута, программы сопровождения ребенка с ОВЗ;

-проведение дополнительных индивидуальных внеучебных занятий со специалистами сопровождения (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом);

-мониторинг динамики развития детей с ОВЗ




3.Социализация детей с ОВЗ

-организация кружковой, факультативной, секционной и т.д. работы по программам дополнительного образования;

-организация работы по социально-бытовой ориентации вне рамок учебной деятельности;

-проведение практикоориентированных курсов, занятий и осуществление работы по профессиональной ориентации;

-организация конкурсов, праздников, фестивалей, экскурсий


4.Организация работы с социальным окружением ребенка с ОВЗ

-работа с родителями (законными представителями) – консультации, родительские собрания, лектории, клубы, семинары и т.д.;

-работа с детьми;

-работа с педагогическими работниками - индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги, мастер-классы и т.д.;

-просвещение с использованием СМИ и сайта учреждения;

-разработка и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса - рекомендации, трилистники, памятки, брошюры и т.д.


Цель программы: Создание инклюзивного образовательного пространства в МБОУ – СОШ №4 с. Белого.


Задачи:

1. Обеспечить успешное овладение образовательными программами.

2. Социализировать детей с ОВЗ в образовательном пространстве нашей школы.

3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико - консультативного, коррекционного - развивающего, лечебного - профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

Для реализации 1 задачи необходимы следующие условия: обеспечение учебно-методической литературой педагогов и детей с ОВЗ; повышение квалификации педагогов по работе детьми с ОВЗ;

Ожидаемый результат: освоение учебных программ детьми с ОВЗ.

Проектирование шагов для решения первой задачи:

Составление и корректировка образовательных программ; приобретение необходимой учебной литературы для педагогов и учеников; повышение квалификации. Семинар для педагогов «Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ».

Необходимые условия для реализации социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве нашей школы:

вовлечение детей в разные сферы деятельности, с учетом индивидуальных возможностей;

создание программ дополнительного образования;

материально- техническое оснащение внеучебной деятельности.

Ожидаемый результат: развитие коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.

Проектирование шагов для решения второй задачи:

Изучение потребностей детей, родителей и возможностей педагогов;

Создание дополнительных программ; Презентация (по возможности) работ детей с ОВЗ;

Распространение опыта работы на ММО.

Для организации системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования необходимы;

тесная взаимосвязь между педагогами сопровождения;

обеспечение спец. литературой и оснащение кабинетов спец.учебными пособиями и дидактическими материалами, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, а также введение новых штатных единиц (тьютора, инструктора по ЛФК)

Ожидаемый результат: успешная адаптация учащихся в школе, уменьшение случаев повышенной тревожности, повышение уровня самооценки, познавательной сферы, профориентация детей с ОВЗ, увеличение эмоциональной вовлеченности детей, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, формирование комплекта диагностических и коррекционно-развивающих психологических методик, усовершенствование технологии работы ПМПК.

Проектирование шагов для решения третьей задачи:

Работа ПМПК; формирование банка данных детей с ОВЗ; определение маршрута сопровождения; разработка коррекционно-развивающих, профилактических программ; информационно- просветительская работа с родителями и педагогами.

Риски при реализации проекта:

Низкая возможность ОУ для материально-технического обеспечения данного проекта.

Недостаточная подготовка педагогического коллектива для работы с детьми с ОВЗ.



План-сетка:



Мероприятия

Ответственные,

исполнители

сроки

Предполагаемый

результат

Организационно-управленческие аспекты

1

Формирование группы педагогов для реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».


Директор, зам.дир по УВР и ВР.

Сентябрь- октябрь

Штатное расписание (введение ставки тьютора, инструктора ЛФК)

2

Разработка нормативно-правовой базы для реализации проекта

Директор, зам.дир по УВР и ВР

Октябрь-декабрь

Приказ о создании рабочей группы. Положение об инклюзивном обучении. Разработка функциональных обязанностей участников проекта.

3

Организация работы педагогического коллектива в условиях проекта.

зам. дир по УВР и ВР

Сентябрь-октябрь

Расписание уроков, коррекционно-развивающих занятий и занятий дополнительного образования.

4

Организация повышения уровня квалификации педагогов работающих с детьми с ОВЗ

Зам. дир. по УВР

Ноябрь-май

Включение педагогов в курсовую переподготовку. С 21 по 25 ноября (курсы в г.Барабинске).

5

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды.

Директор, зам.дир по УВР и ВР

В течение года

Оборудование кабинетов (кабинет ЛФК, комнаты релаксации, кабинет логопеда)

Научно-методическое сопровождение проекта

6

Консультирование участников проекта: педагогов и родителей.

зам.дир по УВР, группа сопровождения

В течение года





4 ноября.





7 ноября

Оказание методической, психологической помощи участникам проекта.


Семинар по теме: «Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ».

Родительское собрание «Наши особые дети»


7

Разработка форм занятий и методов работы.

Учителя предметники и педагоги дополнительного образования, руководители ММО.

Сентябрь- октябрь


Октябрь –ноябрь

Сентярь-октябрь


Разработка учебных внеучебных рабочих программ.

Организация занятий ЛФК.

Формирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ


8

Разработка форм проведения педагогического мониторинга по следующим вопросам: образовательный стандарт, динамика развития учащихся, эффективность механизма взаимодействия участников проекта.

Зам.дир по УВР, группа сопровождения, руководители ММО, тьютор.




Сентябрь-ноябрь


декабрь

Стартовая диагностика детей с ОВЗ


Внутренний и внешний мониторинг ОУ (анкетирования, тестирования, индивидуальные собеседования, диагностирования)


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

19

Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения

Педагог-психолог.

16 сентября


Сентябрь-октябрь

Заседание ПМПК (организационный)


Выработка концепций, планов работ психологической службы.

10

Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с учащимися.

Педагог-психолог.

Сентябрь-октябрь

Разработка программ.

11

Проведение диагностики для определения зоны ближайшего развития, для определения социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, диагностика мотивационной сферы учащихся, исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми с ОВЗ и классом

Педагог-психолог.

В течение года

Банк данных.

12

Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих программ

Учителя предметники, зам.дир по УВР и ВР, педагоги сопровождения

Сентябрь-май

Решение ПМПК, индивидуально образовательный маршрут.

113

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Психолог, социальный педагог.

Сентябрь-май.

Результаты диагностических обследований.

114

Исследование социальной среды школьников и их семей.

Социальный педагог

В течение года

Банк данных.

Экспериментальная работа учителей.

115

Индивидуальное планирование работы с детьми ОВЗ учителями

Учителя предметники, зам.дир по УВР и ВР.

Октябрь-ноябрь

Индивидуальные планы

116

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками

Учителя-предметники

Ноябрь-май

Обмен опытом, накопление и пополнение методической базы.

117

Организация и проведение классных и внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений.

Зам дир. по ВР и классные руководители

Сентябрь-май.

В соответствии с планами классных руководителей и планом воспитательной работы ОУ.

118

Методический анализ результатов и хода осуществления проектной деятельности.

зам.дир по УВР и ВР, учителя предметники, руководители ММО.

Апрель-май.

Самоанализы, аналитическая справка.


Этапы реализации проекта:

Подготовительный (сентябрь – декабрь)

Установочный семинар с педагогами и работниками школы с целью создания положительной мотивации к реализации проекта.

Принятие решения на общем собрании трудового коллектива о порядке реализации проекта

Сбор банка данных о детях с ОВЗ

Создание индивидуальных маршрутов и программ

Формирования кадрового состава для работы с детьми с ОВЗ

Внедренческий (январь - март)

Реализация учебно-воспитательных программ и программ сопровождения

Мониторинговые мероприятия: анкетирования, тестирования, индивидуальные собеседования, диагностирования.

Информационно-просветительская работа с общественностью

Заключительный (апрель – июнь)

Создание МИЦ

Совершенствование системы диагностики и анализ мониторинга в ОУ

Подведение итогов работы


Критерии эффективности реализации проекта

(Качественные и количественные)

Создание портфеля достижений учащихся с ОВЗ (ответственный тьютор и классные руководители) в течении учебного года.

Анкетирование родителей удовлетворенностью работой ОУ ( ответственный зам. дир. по ВР) один раз в четверть.

Диагностирование учащихся по уровню социализации, адаптации, умственного и физического развития (ответственные: педагог-психолог, социальный педагог, логопед-дефектолог, медицинский работник) по мере прохождения дополнительных программ сопровождения.

Мониторинг прохождения образовательных и внеучебных программ (ответственный: зам. дир. по УВР) один раз в четверть.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации в соответствии с Локальными актами ОУ.


Педагогический идеал

Модель ученика (Критерии и Показатели)

Когнитивный (познавательный)

Уровень обученности в соответствии с требованием образовательного стандарта.

Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.

Ценностный

Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.

Ориентация на активную жизненную позицию.

Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.

Трудотерапия – как метод абилитации, реабилитации и успешной социализации в обществе.

Овладение навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.

Уровень воспитанности

Выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации.

Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя.

Сформированность нравственного отношения к окружающим.

Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.

Состояние здоровья. Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.

Снижение уровня тревожности.

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Модель педагога, который может работать в инклюзивном образовательном пространстве должна иметь следующие черты:

Критерии

Показатели

Личностные критерии

Низкий уровень тревожности.

Адекватная самооценка.

Мотивация на достижение результатов в профессиональной деятельности.

Коммуникативные возможности Способность и склонность к педагогическому общению, способность к эмпатии, низкий уровень конфликтности.



Профессиональная деятельность

Профессиональная компетентность, знание спецпедагогики и спецпсихологии.

Активность, следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению негативных реакций в профессиональной деятельности.

Умение обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие обучающихся. Умение создать условия для социальной адаптации детей.

Обладание цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья: толерантность, терпимость, забота.

Умение обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать щадящий охранительный режим.

Умение владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы.

Способность вырабатывать трудовые навыки, ориентировать обучающихся на посильную трудовую деятельность, проводить профориентацию.

Умение проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении, способствовать интеграции выпускников в современное общество.


Направления и принципы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная программа работы на ступени начального и среднего общего образования включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, включающее:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья;

  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

  • анализ успешности специальной коррекционной работы.

Специальное коррекционное, включающее:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых специальных коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  • коррекцию и развитие высших психических функций;

  • формирование универсальных учебных действий у обучающихся

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и

психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативное, включающее

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-

ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительское, предусматривающее:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущие принципы специальной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организация образовательного процесса должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).

Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекцию и компенсацию недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения его максимально возможной самостоятельности и независимости.

Основная цель специальной коррекционной работы - преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающем социокультурной среде.

Принцип осознанности мыслительной деятельности предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья осознает совершаемую им мыслительную деятельность (умеет рефлексировать). Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках, схемах, моделях) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.

Принцип максимального разнообразия используемого специального коррекционного материала.

Обучение ребенка с использованием однообразного предметного материала мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний. Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальных коррекционных занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.).

Определенное содержание знаний способствует развитию специфических

мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с

которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.

Принцип первоочередного формирования основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений,

составляющие ядро любой познавательной деятельности человека, требует, чтобы специальные коррекционные занятия были направлены на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнять основные мыслительные операции с понятиями (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.). Эти базовые мыслительные операции и интеллектуальные умения, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимально возможному результату, необходимо обратить особое внимание на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для реализации этой цели необходимы специальные коррекционные задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Принцип постепенности в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений программ должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.

Вместе с тем принцип постепенности прохождения специальной коррекционной программы не противоречит принципу индивидуализации в организации специальной коррекционной работы: полнота реализации специальной коррекционной программы и длительность работы с каждым ребенком или с группой обучающихся будут зависеть от особенностей умственного развития детей, от темпа усвоения теоретических знаний в процессе специальной коррекционной работы, от скорости выполнения тренировочных заданий.

Принцип индивидуализации означает, что не каждому ученику требуется

проходить всю коррекционную программу - возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного школьника. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения.

С другой стороны, таким ученикам с ограниченными возможностями здоровья, у которых выявленные нарушения позволяют им соответствовать возрастной норме психологического развития, специальные коррекционные занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости выполнения, а также автоматизации некоторых из них.

Принцип деятельностного подхода к специальному коррекционному образованию требует при организации специальных коррекционных занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.

Эффективность специальной коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы зависит от согласованных действий различных специалистов (педагога, социального педагога, педагога-психолога, учителя- логопеда, медицинского работника, учителя-дефектолога) по принятию оптимальных решений для развития личности особого ребенка и успешного его обучения в ситуациях школьного взаимодействия с обычными детьми.


Воспитательная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья


Целью воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является создание единого образовательного пространства для личностного развития обучающихся и освоения ими моделей коммуникативного поведения, обеспечивающих социальную адаптацию каждого воспитанника и интеграцию его в современное общество.


Задачами воспитательной работы являются:

1. Проектирование новых подходов к организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями (внедрение современных воспитательных технологий в воспитательный процесс, изучение и отработка, наиболее эффективных моделей специального коррекционного пространства, создание программно – методического обеспечения процесса социальной адаптации обучающихся).

2. Вовлечение обучающихся в активную жизнь в социуме через формирование коммуникативной культуры воспитанников, дополнительное образование, профориентацию, СБО.

3. Воспитание гражданских и нравственных качеств обучающихся, развитие творческого потенциала, необходимого для успешной адаптации в современном социуме.

4. Предоставление возможности каждому ребёнку проявить себя в конкретной деятельности, примерить на себя конкретные социальные роли.


Система коррекционно-воспитательной работы включает следующие

направления:

1. Здоровьесбережение

Цель: укрепление здоровья детей через создание единого здоровьесберегающего пространства.

Реализация данного направления будет проходить через программу спортивно-одоровительного направления «Планета здоровья»

2. «Я и окружающие»

Цель: привитие навыка полноценного общения ребёнка в коллективе, самовоспитание, самоопределение, адаптация в социально – бытовых условиях.

Реализация данного направления будет проходить через:

  • совместную работу психолога и педагогов;

  • совместную работу социальных педагогов и классных руководителей, воспитателей ГПД по адаптации в коллективе, изучению и защите прав обучающихся;

  • развлекательно – познавательные коллективно-творческие дела;

  • работу с родителями.

3. «Я – гражданин России»

Цель: воспитание чувства любви к Родине, малой родине, ее истории, норм поведения, любви к своей школе, классу, родному дому.

Реализация данного направления будет проходить через:

  • программы «Я - гражданин России»;

  • общешкольные праздники, встречи с ветеранами, известными людьми.

4. «Дорогой знаний и открытий»

Цель: Развитие познавательных интересов обучающихся, формирование и

коррекция мыслительной деятельности обучающихся с учетом их психологических особенностей и возможностей.

Реализация данного направления будет проходить через:

  • участие детей в предметных и тематических декадах;

  • конкурсные познавательные коллективно-творческие дела;

  • библиотечные часы и внеклассные мероприятия по познавательной деятельности;

  • экскурсионная деятельность.

5. «Талант. Труд. Творчество!»

Цель: развитие творческих способностей детей, организация детского творческого досуга, развитие эмоционально – волевой сферы личности ребенка.

Реализация данного направления будет проходить через:

  • участие обучающихся в общественно-полезном труде;

  • вовлечение в кружки эстетического цикла;

  • участие в общешкольных мероприятиях, праздниках, выставках.


Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.


Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися

В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.

2. Работа логопедических групп

Коррекционная логопедическая работа проводится с учащихся 1-7 классах. В школе работает одна логопедическая группа, также проводятся индивидуальные занятия. Составлено расписание занятий логопедической группы и программа обучений (приложение).

3. Работа спецгрупп по физической культуре

Коррекционная работа по физической культуре проводится на уроках.

4. Индивидуальные занятия с педагогами

В школе организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь). Работа проводится в послеурочное время учителями предметниками.

5. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

6. Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения у школы имеются следующие возможности: мультимедийное оборудование: компьютер, принтер, сканер, веб-камера, с помощью которого поддерживается связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

7. Инклюзивное образование

Школа работает по общеобразовательной программе и включает элементы инклюзивного образования. Число детей с ОВЗ в школе на данный момент составляет — 28% на всю школу. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.

8. Программа «Доступная среда»

9. Внеурочная деятельность

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.


Требования к условиям реализации программы


Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консилиума (комиссии);

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;


Программно-методическое обеспечение


При организации работы в данном направлении школа руководствуется

- разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для детей с ОВЗ;

- специальными коррекционными программами, диагностическим и специальным коррекционным инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

Кадровое обеспечение:

- коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках СКО.

Материально-техническое обеспечение:

- создание материально-технической базы, позволяющей обеспечить в полном объёме специальную коррекционную работу

Информационное обеспечение:

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям, мультимедийным, аудио- и видеоматериалам.



Социальное партнёрство:

- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями.


Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.


Внутренний механизм взаимодействия:

психолого-медико-педагогический консилиум

психолог логопед врач педагоги

психолого-медико-педагогическая служба сопровождения

Педагогический совет,

Администрация школы

Коррекционный час Дети, обучающиеся на

дому

Дети, обучающиеся дистанционно

Родители детей с огранич. возможностями здоровья дефектолог


Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины (детский дом творчества, школа искусств, районная

больница).

Ожидаемые результаты от реализации программы:

  • освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ начального общего образования повышение познавательной активности, которую могут субъективно оценить педагоги и родители детей;

  • улучшение показателей развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления);

  • овладение умениями самоконтроля, умениями следовать инструкции, сохранять заданный способ действия длительное время;

  • снижение дезадаптивных форм поведения;

  • улучшение результатов в усвоении школьных навыков;

  • улучшение показателей смысловой памяти, произвольного владения речью, то есть обучение приемам логического запоминания;

  • освоение навыков в самостоятельности принятия решения, отстаивание своих жизненных позиций;

  • повышение школьной мотивации, сформированность активной

жизненной позиции;

  • овладение эмоциональным и моторным самовыражением, безопасным способом разрядки.

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;

  • удовлетворенность качеством образовательных услуг целевых групп потребителей (родителей и обучающихся);

  • конкурентоспособность образовательного учреждения в социуме

hello_html_6f90504f.png

25



Проект "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Коррекционная программа.
  • Директору-завучу
Описание:

Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

 

Пояснительная записка

 

Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов – вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно-воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования.

В нашей школе имеется тенденция роста количества детей с ОВЗ, требующих обучения по специально-коррекционным программам 7, 8 вида.

                                                                      

Класс

Общее количество

детей в классе

Количество детей с ОВЗ

Рекомендуемая программа

обучения

7 вид

8 вид

1 «а» класс

1 «б» класс

51

 

 

Образовательная программа (ОП)

2 «а» класс

2 «б» класс

27

8 чел.

3 чел.

ОП + Программа 7 вида

28

9 чел.

3 чел.

3 «а» класс

3 «б» класс

15

6 чел.

3 чел.

Программа 7 вида

20

2 чел.

2 чел.

Образовательная программа

4 «а» класс

4 «б» класс

26

9 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

26

7 чел.

2 чел.

5 «а» класс

 

 

5 «б» класс

24

3 чел.

1 чел.

Образовательная программа

20

7 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

6 «а» класс

 

6 «б» класс

23

3 чел.

1 чел.

Общеобразовательная программа

24

10 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

7 «а» класс

7 «б» класс

27

7 чел.

1 чел.

ОП + Программа 7 вида

21

8 чел.

2 чел.

8 «а» класс

 

8 «б» класс

26

 

 

Общеобразовательная программа

16

7 чел.

2 чел.

 Программа 7 вида

9 «а» класс

 

9 «б» класс

18

 

 

Общеобразовательная программа

16

3 чел.

4 чел.

ОП + Программа 7 вида

Именно поэтому программа коррекционной работы актуальна для нашей школы.

Автор Лысянская Юлия Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 5503
Номер материала 33045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓