Проект «Обучение и социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве».
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Составители:
учитель
нач. кл. и англ. яз
Лысянская
Ю. Н.,
учитель
нач. кл.
Минакова
Е. В.
С. Белое
2014 г
Проект «Обучение и социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве».
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Государство гарантирует любому ребенку независимо от
национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение
бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в
общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации
и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и
специалистов – вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения,
так как на всех участниках учебно-воспитательного процесса лежит
ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их
сверстников с отклонениями в развитии.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья)
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционная программа — это комплексная программа по оказанию
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы начального и среднего общего образования.
В нашей школе имеется тенденция роста количества детей с ОВЗ, требующих
обучения по специально-коррекционным программам 7, 8 вида.
Класс
|
Общее
количество
детей
в классе
|
Количество
детей с ОВЗ
|
Рекомендуемая
программа
обучения
|
7
вид
|
8
вид
|
1
«а» класс
1
«б» класс
|
51
|
|
|
Образовательная
программа (ОП)
|
2
«а» класс
2
«б» класс
|
27
|
8
чел.
|
3
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
28
|
9
чел.
|
3
чел.
|
3
«а» класс
3
«б» класс
|
15
|
6
чел.
|
3
чел.
|
Программа
7 вида
|
20
|
2
чел.
|
2
чел.
|
Образовательная
программа
|
4
«а» класс
4
«б» класс
|
26
|
9
чел.
|
1
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
26
|
7
чел.
|
2
чел.
|
5
«а» класс
5
«б» класс
|
24
|
3
чел.
|
1
чел.
|
Образовательная
программа
|
20
|
7
чел.
|
1
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
6
«а» класс
6
«б» класс
|
23
|
3
чел.
|
1
чел.
|
Общеобразовательная
программа
|
24
|
10
чел.
|
1
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
7
«а» класс
7
«б» класс
|
27
|
7
чел.
|
1
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
21
|
8
чел.
|
2
чел.
|
8
«а» класс
8
«б» класс
|
26
|
|
|
Общеобразовательная
программа
|
16
|
7
чел.
|
2
чел.
|
Программа
7 вида
|
9
«а» класс
9
«б» класс
|
18
|
|
|
Общеобразовательная
программа
|
16
|
3
чел.
|
4
чел.
|
ОП
+ Программа 7 вида
|
Именно поэтому программа коррекционной работы актуальна для нашей
школы.
Дети с ограниченными возможностями
здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии
психосоматического здоровья, которые нуждаются в специальном коррекционном
образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
К их числу относятся:
§
дети с нарушениями восприятия
(глухие и слабослышащие, незрячие и
слабовидящие);
§
дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;
§
умственно отсталые дети;
§
дети с задержкой психического
развития;
§
дети с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы
и поведения;
§
дети с нарушениями речи;
§
дети со сложными
комбинированными недостатками в развитии.
К числу общих недостатков развития,
характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:
§
замедленное и ограниченное
восприятие;
§
недостатки развития моторики;
§
недостатки речевого развития;
§
недостатки развития
мыслительной деятельности;
§
недостаточная по сравнению с
обычными детьми познавательная активность;
§
пробелы в знаниях и
представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
§
недостатки в развитии личности
(неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая
коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение
управлять своим поведением).
Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении
в школу может проявиться недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической
готовности к школе:
§
нежелание идти в школу,
отсутствие учебной мотивации;
§
недостаточная организованность
и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;
§
низкая познавательная
активность;
§
ограниченный кругозор;
§
низкий уровень развития речи;
§
несформированность
психофизиологических и психологических
предпосылок учебной деятельности;
§
несформированность
интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;
§
недоразвитие произвольного
внимания, слабая произвольность деятельности;
§
недостаточное развитие мелкой
моторики руки;
§
несформированность
пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;
§
низкий уровень развития
фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке,
выделять звуки из слогов).
Следовательно, специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья не должна сводиться к их обучению и тренировке в
выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном
предметном материале. Специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья – это планируемый и особым образом организуемый
педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию
индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в
сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной
интеграции в социуме.
Нормативно-правовой и документальной базой
коррекционной программы с обучающимися на ступени начального и среднего общего
образования являются:
v
Закон Российской Федерации «Об
образовании»;
v
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
v
СанПиН, 2.4.2.1178-02
«Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ
Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
v
Рекомендации по организации
обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №
408/13-13 от 20.04.2001);
v
О недопустимости перегрузок
обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
v
Рекомендации по использованию
компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
v
Гигиенические требования к
условиям реализации основной образовательной программы начального общего
образования (2009 г.);
v
О создании условий для
получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06
от 18 апреля 2008 г.)
v
Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
В
этом учебном году в школе работают 21 педагог, из них 9 с высшей категорией, 10
с 1 категорией и 8 без категории. У педагогов имеется
многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ.
Педагогический
коллектив МБОУ - СОШ №4 планирует создать полноценную модель включения детей с
ОВЗ в образовательное пространство, которая способствует развитию личности
ребенка и её социализации.
Наша
модель предполагает создание условий для удовлетворения потребностей
(физических, интеллектуальных, социальных, духовных) детей с ОВЗ, открытость и
доступность не только для детей, но и для родителей (законных представителей).
Для
этого нам необходимо:
1.Приобрести
специальную методическую и учебную литературу.
2.Пройти
курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
3.
Материально - техническое оснащение для создания безбарьерной среды (кабинет
лечебной физкультуры, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с
дефектологом и психологом, медицинский кабинет и пр.)
4.
Премировать учителей, которые будут активно внедрять современные методики
работы с детьми с ОВЗ и делится своим опытом на ММО.
5.
Создать веб-страницу «Особые дети» на нашем школьном сайте для просвещения
общественности.
Основные приоритеты и направления деятельности
МБОУ – СОШ №4 с. Белого
1.Организация
работы по осуществлению здоровье – сберегающей
деятельности
-физминутки;
-динамические
паузы;
-прогулки
на свежем воздухе, экскурсии;
-зарядка;
-ЛФК
2. Организация
работы по осуществлению психолого-педагогического и социального сопровождения
детей с ОВЗ
-участие
в деятельности ПМП-консилиума;
-разработка и реализация индивидуально ориентированных и групповых коррекционных,
развивающих, профилактических программ;
-разработка,
реализация и коррекция индивидуального образовательного маршрута, программы
сопровождения ребенка с ОВЗ;
-проведение
дополнительных индивидуальных внеучебных занятий со специалистами сопровождения
(педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом,
учителем-дефектологом);
-мониторинг
динамики развития детей с ОВЗ
3.Социализация
детей с ОВЗ
-организация
кружковой, факультативной, секционной и т.д. работы по программам
дополнительного образования;
-организация
работы по социально-бытовой ориентации вне рамок учебной деятельности;
-проведение
практикоориентированных курсов, занятий и осуществление работы по
профессиональной ориентации;
-организация
конкурсов, праздников, фестивалей, экскурсий
4.Организация
работы с социальным окружением ребенка с ОВЗ
-работа
с родителями (законными представителями) – консультации, родительские собрания,
лектории, клубы, семинары и т.д.;
-работа
с детьми;
-работа
с педагогическими работниками - индивидуальные и групповые консультации,
семинары, тренинги, мастер-классы и т.д.;
-просвещение
с использованием СМИ и сайта учреждения;
-разработка
и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса -
рекомендации, трилистники, памятки, брошюры и т.д.
Цель программы: Создание
инклюзивного образовательного пространства в МБОУ – СОШ №4 с. Белого.
Задачи:
1.
Обеспечить успешное овладение образовательными программами.
2.
Социализировать детей с ОВЗ в образовательном пространстве нашей школы.
3.
Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения
процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико -
консультативного, коррекционного - развивающего, лечебного - профилактического,
социально-трудового направлений деятельности;
Для реализации 1 задачи
необходимы следующие условия: обеспечение учебно-методической литературой
педагогов и детей с ОВЗ; повышение квалификации педагогов по работе детьми с
ОВЗ;
Ожидаемый результат:
освоение учебных программ детьми с ОВЗ.
Проектирование шагов для решения первой задачи:
Составление и
корректировка образовательных программ; приобретение необходимой учебной
литературы для педагогов и учеников; повышение квалификации. Семинар для
педагогов «Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ».
Необходимые условия для реализации социализации детей
с ОВЗ в образовательном пространстве нашей школы:
вовлечение
детей в разные сферы деятельности, с учетом индивидуальных возможностей;
создание
программ дополнительного образования;
материально-
техническое оснащение внеучебной деятельности.
Ожидаемый результат:
развитие коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта
позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков
конструктивного общения, развитие толерантности.
Проектирование шагов для решения второй задачи:
Изучение
потребностей детей, родителей и возможностей педагогов;
Создание
дополнительных программ; Презентация (по возможности) работ детей с ОВЗ;
Распространение
опыта работы на ММО.
Для организации системы эффективного
психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования
необходимы;
тесная
взаимосвязь между педагогами сопровождения;
обеспечение
спец. литературой и оснащение кабинетов спец.учебными пособиями и
дидактическими материалами, техническими средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования, а также введение новых штатных единиц
(тьютора, инструктора по ЛФК)
Ожидаемый результат:
успешная адаптация учащихся в школе, уменьшение случаев повышенной тревожности,
повышение уровня самооценки, познавательной сферы, профориентация детей с ОВЗ, увеличение
эмоциональной вовлеченности детей, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, формирование комплекта диагностических и коррекционно-развивающих
психологических методик, усовершенствование технологии работы ПМПК.
Проектирование шагов для решения третьей задачи:
Работа
ПМПК; формирование банка данных детей с ОВЗ; определение маршрута
сопровождения; разработка коррекционно-развивающих, профилактических программ;
информационно- просветительская работа с родителями и педагогами.
Риски при реализации проекта:
Низкая
возможность ОУ для материально-технического обеспечения данного проекта.
Недостаточная
подготовка педагогического коллектива для работы с детьми с ОВЗ.
План-сетка:
|
Мероприятия
|
Ответственные,
исполнители
|
сроки
|
Предполагаемый
результат
|
Организационно-управленческие
аспекты
|
1
|
Формирование
группы педагогов для реализации проекта «Обучение и социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве».
|
Директор,
зам.дир по УВР и ВР.
|
Сентябрь-
октябрь
|
Штатное
расписание (введение ставки тьютора, инструктора ЛФК)
|
2
|
Разработка
нормативно-правовой базы для реализации проекта
|
Директор,
зам.дир по УВР и ВР
|
Октябрь-декабрь
|
Приказ
о создании рабочей группы. Положение об инклюзивном обучении. Разработка
функциональных обязанностей участников проекта.
|
3
|
Организация
работы педагогического коллектива в условиях проекта.
|
зам.
дир по УВР и ВР
|
Сентябрь-октябрь
|
Расписание
уроков, коррекционно-развивающих занятий и занятий дополнительного
образования.
|
4
|
Организация
повышения уровня квалификации педагогов работающих с детьми с ОВЗ
|
Зам.
дир. по УВР
|
Ноябрь-май
|
Включение
педагогов в курсовую переподготовку. С 21 по 25 ноября (курсы в
г.Барабинске).
|
5
|
Обеспечение
школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды.
|
Директор,
зам.дир по УВР и ВР
|
В
течение года
|
Оборудование
кабинетов (кабинет ЛФК, комнаты релаксации, кабинет логопеда)
|
Научно-методическое сопровождение
проекта
|
6
|
Консультирование
участников проекта: педагогов и родителей.
|
зам.дир
по УВР, группа сопровождения
|
В
течение года
4
ноября.
7
ноября
|
Оказание
методической, психологической помощи участникам проекта.
Семинар
по теме: «Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ».
Родительское
собрание «Наши особые дети»
|
7
|
Разработка
форм занятий и методов работы.
|
Учителя
предметники и педагоги дополнительного образования, руководители ММО.
|
Сентябрь-
октябрь
Октябрь
–ноябрь
Сентярь-октябрь
|
Разработка
учебных внеучебных рабочих программ.
Организация
занятий ЛФК.
Формирование
индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ
|
8
|
Разработка
форм проведения педагогического мониторинга по следующим вопросам:
образовательный стандарт, динамика развития учащихся, эффективность механизма
взаимодействия участников проекта.
|
Зам.дир
по УВР, группа сопровождения, руководители ММО, тьютор.
|
Сентябрь-ноябрь
декабрь
|
Стартовая
диагностика детей с ОВЗ
Внутренний
и внешний мониторинг ОУ (анкетирования, тестирования, индивидуальные собеседования,
диагностирования)
|
Психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ
|
19
|
Определение
целей и задач психолого-педагогического сопровождения
|
Педагог-психолог.
|
16
сентября
Сентябрь-октябрь
|
Заседание
ПМПК (организационный)
Выработка
концепций, планов работ психологической службы.
|
10
|
Разработка
и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с
учащимися.
|
Педагог-психолог.
|
Сентябрь-октябрь
|
Разработка
программ.
|
11
|
Проведение
диагностики для определения зоны ближайшего развития, для определения
социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, диагностика мотивационной
сферы учащихся, исследование состояния процессов общения, развития психологических
взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми с ОВЗ и классом
|
Педагог-психолог.
|
В
течение года
|
Банк
данных.
|
12
|
Разработка
и апробация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих программ
|
Учителя
предметники, зам.дир по УВР и ВР, педагоги сопровождения
|
Сентябрь-май
|
Решение
ПМПК, индивидуально образовательный маршрут.
|
113
|
Проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
|
Психолог,
социальный педагог.
|
Сентябрь-май.
|
Результаты
диагностических обследований.
|
114
|
Исследование
социальной среды школьников и их семей.
|
Социальный
педагог
|
В
течение года
|
Банк
данных.
|
Экспериментальная работа учителей.
|
115
|
Индивидуальное
планирование работы с детьми ОВЗ учителями
|
Учителя
предметники, зам.дир по УВР и ВР.
|
Октябрь-ноябрь
|
Индивидуальные
планы
|
116
|
Взаимопосещение
и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками
|
Учителя-предметники
|
Ноябрь-май
|
Обмен
опытом, накопление и пополнение методической базы.
|
117
|
Организация
и проведение классных и внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных
отношений.
|
Зам
дир. по ВР и классные руководители
|
Сентябрь-май.
|
В
соответствии с планами классных руководителей и планом воспитательной работы
ОУ.
|
118
|
Методический
анализ результатов и хода осуществления проектной деятельности.
|
зам.дир
по УВР и ВР, учителя предметники, руководители ММО.
|
Апрель-май.
|
Самоанализы,
аналитическая справка.
|
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (сентябрь – декабрь)
Установочный
семинар с педагогами и работниками школы с целью создания положительной
мотивации к реализации проекта.
Принятие
решения на общем собрании трудового коллектива о порядке реализации проекта
Сбор
банка данных о детях с ОВЗ
Создание
индивидуальных маршрутов и программ
Формирования
кадрового состава для работы с детьми с ОВЗ
Внедренческий (январь - март)
Реализация
учебно-воспитательных программ и программ сопровождения
Мониторинговые
мероприятия: анкетирования, тестирования, индивидуальные собеседования,
диагностирования.
Информационно-просветительская
работа с общественностью
Заключительный (апрель – июнь)
Создание
МИЦ
Совершенствование
системы диагностики и анализ мониторинга в ОУ
Подведение итогов работы
Критерии эффективности реализации проекта
(Качественные
и количественные)
Создание
портфеля достижений учащихся с ОВЗ (ответственный тьютор и классные
руководители) в течении учебного года.
Анкетирование
родителей удовлетворенностью работой ОУ ( ответственный зам. дир. по ВР) один
раз в четверть.
Диагностирование
учащихся по уровню социализации, адаптации, умственного и физического развития
(ответственные: педагог-психолог, социальный педагог, логопед-дефектолог,
медицинский работник) по мере прохождения дополнительных программ
сопровождения.
Мониторинг
прохождения образовательных и внеучебных программ (ответственный: зам. дир. по
УВР) один раз в четверть.
Текущий
контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации в соответствии с
Локальными актами ОУ.
Педагогический идеал
Модель ученика (Критерии
и Показатели)
Когнитивный (познавательный)
Уровень
обученности в соответствии с требованием образовательного стандарта.
Максимальное
преодоление недостатков познавательной деятельности.
Ценностный
Максимальное
снижение имеющейся социальной недостаточности.
Ориентация
на активную жизненную позицию.
Приобретение
необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий
через трудовое обучение.
Трудотерапия
– как метод абилитации, реабилитации и успешной социализации в обществе.
Овладение
навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.
Уровень воспитанности
Выработка
положительных качеств в процессе воспитания и социализации.
Сформированность
правильной оценки окружающих и самих себя.
Сформированность
нравственного отношения к окружающим.
Повышение
регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных
видах деятельности.
Состояние
здоровья. Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.
Снижение
уровня тревожности.
Формирование
положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Модель педагога,
который может работать в инклюзивном образовательном пространстве должна
иметь следующие черты:
Критерии
Показатели
Личностные критерии
Низкий
уровень тревожности.
Адекватная
самооценка.
Мотивация
на достижение результатов в профессиональной деятельности.
Коммуникативные
возможности Способность и склонность к педагогическому общению,
способность к эмпатии, низкий уровень конфликтности.
Профессиональная деятельность
Профессиональная
компетентность, знание спецпедагогики и спецпсихологии.
Активность,
следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению
негативных реакций в профессиональной деятельности.
Умение
обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие обучающихся. Умение создать
условия для социальной адаптации детей.
Обладание
цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья:
толерантность, терпимость, забота.
Умение
обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать
щадящий охранительный режим.
Умение
владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные
возможностям ребенка образовательные программы.
Способность
вырабатывать трудовые навыки, ориентировать обучающихся на посильную трудовую
деятельность, проводить профориентацию.
Умение
проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении,
способствовать интеграции выпускников в современное общество.
Направления и принципы коррекционной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная программа работы на ступени начального и среднего
общего образования включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое,
включающее:
§
своевременное выявление детей,
нуждающихся в специализированной помощи;
§
раннюю (с первых дней
пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей адаптации;
§
комплексный сбор сведений о
ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного
профиля;
§
определение уровня актуального
и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей;
§
изучение развития
эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
§
изучение социальной ситуации
развития и условий семейного воспитания ребёнка;
§
изучение адаптивных
возможностей и уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
§
системный разносторонний
контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
§
анализ успешности специальной
коррекционной работы.
Специальное коррекционное, включающее:
§
выбор оптимальных для развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик,
методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
§
организацию и проведение
специалистами индивидуальных и групповых специальных коррекционных занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
§
системное воздействие на
учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного
процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и
коррекцию отклонений в развитии;
§
коррекцию и развитие высших
психических функций;
§
формирование универсальных
учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;
§
развитие эмоционально-волевой
и личностной сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
§
социальную защиту ребёнка в
случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативное, включающее
§
выработку совместных
обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
§
консультирование специалистами
педагогов по выбору индивидуально-
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья;
§
консультативную помощь семье в
вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительское, предусматривающее:
§
различные формы
просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные
материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
§
проведение тематических
выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
§
Ведущие принципы специальной коррекционной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Принцип коррекционно-компенсирующей
направленности образования
Предполагает построение образовательного процесса с использованием
сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ограниченными возможностями
здоровья. Организация образовательного процесса должна учитывать
психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать
те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего
развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).
Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекцию и компенсацию недостатков развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать не как самоцель, а
как средство обеспечения его максимально возможной самостоятельности и
независимости.
Основная цель специальной коррекционной работы - преодолеть или значительно
уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной
компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающем
социокультурной среде.
Принцип осознанности мыслительной
деятельности предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья осознает
совершаемую им мыслительную деятельность (умеет рефлексировать). Осознанность мыслительной
деятельности проявляется в возможности выразить в слове или других символах
(графиках, схемах, моделях) не только ее результат, но и способы, с помощью
которых этот результат был получен. Только осознанность мыслительного процесса
обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и
исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операций и умственных
действий.
Принцип максимального разнообразия
используемого специального коррекционного материала.
Обучение ребенка с использованием однообразного предметного
материала мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому
интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не
проявиться в других областях знаний. Следовательно, для максимального развития
интеллектуальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
специальных коррекционных занятиях должны быть использованы разные виды
учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в
процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных
произведений и т.п.).
Определенное содержание знаний способствует развитию специфических
мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию
умений мыслительной обработки разнообразного материала, с
которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах
деятельности, и в повседневных ситуациях.
Принцип первоочередного формирования
основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений,
составляющие ядро любой познавательной деятельности человека,
требует, чтобы специальные коррекционные занятия были направлены на обучение ребенка
с ограниченными возможностями здоровья выполнять основные мыслительные операции
с понятиями (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам,
обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.). Эти базовые
мыслительные операции и интеллектуальные умения, являясь универсальными
способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для
рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты
мышления.
В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимально возможному
результату, необходимо обратить особое внимание на развитие и коррекцию у
младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для
реализации этой цели необходимы специальные коррекционные задания, направленные
на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и
переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Принцип постепенности в осуществлении
коррекционно-развивающей работы предполагает плавный
переход от простых знаний, операций, умений к более сложным.
Каждый тип заданий и упражнений программ должен служить подготовкой
для выполнения следующего, более сложного.
Вместе с тем принцип постепенности прохождения специальной коррекционной
программы не противоречит принципу индивидуализации в организации специальной
коррекционной работы: полнота реализации специальной коррекционной программы и
длительность работы с каждым ребенком или с группой обучающихся будут зависеть
от особенностей умственного развития детей, от темпа усвоения теоретических
знаний в процессе специальной коррекционной работы, от скорости выполнения тренировочных
заданий.
Принцип индивидуализации означает, что не каждому ученику требуется
проходить всю коррекционную программу - возможно исключение
некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия,
которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного
школьника. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере
их усложнения.
С другой стороны, таким ученикам с ограниченными возможностями здоровья,
у которых выявленные нарушения позволяют им соответствовать возрастной норме
психологического развития, специальные коррекционные занятия могут принести заметную
пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и
действий и способствуя большей скорости и легкости выполнения, а также
автоматизации некоторых из них.
Принцип деятельностного подхода к специальному коррекционному образованию требует при организации
специальных коррекционных занятий опираться на предметно-практическую
деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В системе специального коррекционного образования широко распространена
коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством
педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия
(среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя
потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует
овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными
операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Эффективность специальной коррекционной работы с ребенком с ограниченными
возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы зависит от
согласованных действий различных специалистов (педагога, социального педагога,
педагога-психолога, учителя- логопеда, медицинского работника,
учителя-дефектолога) по принятию оптимальных решений для развития личности
особого ребенка и успешного его обучения в ситуациях школьного взаимодействия с
обычными детьми.
Воспитательная работа с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Целью воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является
создание единого образовательного пространства для личностного развития
обучающихся и освоения ими моделей коммуникативного поведения, обеспечивающих
социальную адаптацию каждого воспитанника и интеграцию его в современное общество.
Задачами воспитательной работы являются:
1. Проектирование новых подходов к организации воспитания обучающихся
с особыми образовательными потребностями (внедрение современных воспитательных
технологий в воспитательный процесс, изучение и отработка, наиболее эффективных
моделей специального коррекционного пространства, создание программно –
методического обеспечения процесса социальной адаптации обучающихся).
2. Вовлечение обучающихся в активную жизнь в социуме через
формирование коммуникативной культуры воспитанников, дополнительное
образование, профориентацию, СБО.
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств обучающихся,
развитие творческого потенциала, необходимого для успешной адаптации в
современном социуме.
4. Предоставление возможности каждому ребёнку проявить себя в конкретной
деятельности, примерить на себя конкретные социальные роли.
Система коррекционно-воспитательной работы
включает следующие
направления:
1. Здоровьесбережение
Цель: укрепление здоровья детей через создание единого здоровьесберегающего
пространства.
Реализация данного направления будет проходить через программу
спортивно-одоровительного направления «Планета здоровья»
2. «Я и окружающие»
Цель: привитие навыка полноценного общения ребёнка в коллективе,
самовоспитание, самоопределение, адаптация в социально – бытовых условиях.
Реализация данного направления будет проходить через:
§
совместную работу психолога и
педагогов;
§
совместную работу социальных
педагогов и классных руководителей, воспитателей ГПД по адаптации в коллективе,
изучению и защите прав обучающихся;
§
развлекательно –
познавательные коллективно-творческие дела;
§
работу с родителями.
3. «Я – гражданин России»
Цель: воспитание чувства любви к Родине, малой родине, ее истории,
норм поведения, любви к своей школе, классу, родному дому.
Реализация данного направления будет проходить через:
§
программы «Я - гражданин
России»;
§
общешкольные праздники,
встречи с ветеранами, известными людьми.
4. «Дорогой знаний и открытий»
Цель: Развитие познавательных интересов обучающихся, формирование
и
коррекция мыслительной деятельности обучающихся с учетом их
психологических особенностей и возможностей.
Реализация данного направления будет проходить через:
§
участие детей в предметных и
тематических декадах;
§
конкурсные познавательные
коллективно-творческие дела;
§
библиотечные часы и
внеклассные мероприятия по познавательной деятельности;
§
экскурсионная деятельность.
5. «Талант. Труд. Творчество!»
Цель: развитие творческих способностей детей, организация детского
творческого досуга, развитие эмоционально – волевой сферы личности ребенка.
Реализация данного направления будет проходить через:
§
участие обучающихся в
общественно-полезном труде;
§
вовлечение в кружки
эстетического цикла;
§
участие в общешкольных
мероприятиях, праздниках, выставках.
Формы обучения, содержание и
план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их
интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной
программы начального общего образования.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении
формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном
психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей,
особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его
родителей (законных представителей). Для детей выстраивается
корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры
самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при
организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на
практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания,
подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
1. Индивидуальная и групповая
коррекционная работа с учащимися
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа
с учащимися.
2. Работа логопедических групп
Коррекционная логопедическая работа проводится с учащихся 1-7
классах. В школе работает одна логопедическая группа, также проводятся
индивидуальные занятия. Составлено расписание занятий логопедической группы и
программа обучений (приложение).
3. Работа спецгрупп по физической культуре
Коррекционная работа по физической культуре проводится на уроках.
4. Индивидуальные занятия с педагогами
В школе организована поддержка детей, испытывающих особые
трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по
объективным причинам (болезнь). Работа проводится в послеурочное время
учителями предметниками.
5. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели
образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним
занятия непосредственно по месту его проживания.
6. Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам
с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся
на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,
радио, компьютерная связь и т.п.).
Для осуществления дистанционного обучения у школы имеются
следующие возможности: мультимедийное оборудование: компьютер, принтер, сканер,
веб-камера, с помощью которого поддерживается связь ребенка с центром
дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение
преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий,
присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр
дистанционного обучения.
7. Инклюзивное образование
Школа работает по общеобразовательной программе и включает
элементы инклюзивного образования. Число детей с ОВЗ в школе на данный момент
составляет — 28% на всю школу. Детям с ограниченными возможностями здоровья
такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед,
учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов,
нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых
детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
8. Программа «Доступная среда»
9. Внеурочная деятельность
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников
выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями
здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их
самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции
в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств
учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное
отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия
в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими
сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений
развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Требования к условиям
реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной
помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консилиума
(комиссии);
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств
обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное
и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Программно-методическое
обеспечение
При организации работы в данном направлении школа руководствуется
- разработанными на федеральном уровне методическими
рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного
процесса для детей с ОВЗ;
- специальными коррекционными программами, диагностическим и
специальным коррекционным инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога,
учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.
Кадровое обеспечение:
- коррекционная работа должна осуществляться специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки
в рамках СКО.
Материально-техническое обеспечение:
- создание материально-технической базы, позволяющей обеспечить в
полном объёме специальную коррекционную работу
Информационное обеспечение:
- создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядным
пособиям, мультимедийным, аудио- и видеоматериалам.
Социальное партнёрство:
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с
другими организациями.
Механизм взаимодействия в
разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей,
специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области
семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Внутренний механизм взаимодействия:
психолого-медико-педагогический консилиум
психолог логопед врач педагоги
психолого-медико-педагогическая служба сопровождения
Педагогический совет,
Администрация школы
Коррекционный час Дети, обучающиеся на
дому
Дети, обучающиеся дистанционно
Родители детей с огранич. возможностями здоровья дефектолог
Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам
коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области
коррекционной педагогики, медицины (детский дом творчества, школа искусств,
районная
больница).
Ожидаемые результаты от реализации
программы:
§
освоение обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья образовательных программ начального общего
образования повышение познавательной активности, которую могут субъективно оценить
педагоги и родители детей;
§
улучшение показателей
развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления);
§
овладение умениями
самоконтроля, умениями следовать инструкции, сохранять заданный способ действия
длительное время;
§
снижение дезадаптивных форм
поведения;
§
улучшение результатов в
усвоении школьных навыков;
§
улучшение показателей
смысловой памяти, произвольного владения речью, то есть обучение приемам
логического запоминания;
§
освоение навыков в
самостоятельности принятия решения, отстаивание своих жизненных позиций;
§
повышение школьной мотивации,
сформированность активной
жизненной позиции;
§
овладение эмоциональным и
моторным самовыражением, безопасным способом разрядки.
§
повышение профессиональной
компетентности педагогов;
§
удовлетворенность качеством
образовательных услуг целевых групп потребителей (родителей и обучающихся);
§
конкурентоспособность
образовательного учреждения в социуме
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.