Главная / Русский язык и литература / Проект "Мы - за культуру речи!" в рамках "Недели языков в РК" (сентябрь 2014 года)

Проект "Мы - за культуру речи!" в рамках "Недели языков в РК" (сентябрь 2014 года)

Республиканская специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени О.Жаутыкова для одаренных детей

г. Алматы

Кафедра русской филологии








Проект

«Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

22 – 29 сентября 2014 года






Учитель русского языка

и литературы

Есмагамбетова М.А.













г. Алматы, 2014 г.

Реализация проекта «Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

22 – 29 сентября 2014 года


В современном обществе одной из актуальных проблем является отсутствие культуры речи, пренебрежение нормами языка, повсеместное использование в речи бранной лексики. Ученики нашей школы, да и взрослые (учителя, обслуживающий персонал, родители) не составляют в этом случае исключение. В связи с этим появилась идея проведения в школе в рамках Недели языков проекта «Мы – за культуру речи» с широким привлечением учащихся и учителей к проблеме.

В конце августа 2014 года при планировании Недели языков заведующая кафедрой русской филологии Утешева Б.Ж. была предупреждена мною о проведении проекта «Мы – за культуру речи», организаторами которого планировались учащиеся 11-х классов.

Цель проекта: привлечь учащихся и учителей РСФМСШИ к проблемам сохранения культуры речи, бережного отношения к речи; сформировать свою позицию по отношению к проблеме, приняв участие в инсталляции «Мы – за культуру речи».

В первых числах сентября начался подготовительный этап: составлен план реализации проекта, определены ведущие проекта (ученицы 11 Д класса Баракбаева Фатима и 11 З класса Кошкарова Ботакоз), намечен сбор материала. На втором этапе определены ученики 11-х классов, которые выступили с интервью о культуре речи. Каждый участник приложил к своим ответам фотопортрет (в каждом из четырех 11-х классов был свой руководитель проекта). На завершающем этапе подготовки проекта собран материал (высказывания великих о языке, ответы учащихся об актуальности проблемы «Культура речи»), подготовлены стенды и основа инсталляции «Мы за культуру речи».

Проект был запущен 24 сентября 2014 года на большой перемене (11:30) в фойе школы. Ведущие проекта – Баракбаева Фатима и Кошкарова Ботакоз (фоторепортер проекта), ученицы 11 классов.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4279.JPG

Ученикам были озвучены цель проекта и его задачи, предложены вниманию школьников ответы участников проекта, после чего задействована инсталляция. Первым участником инсталляции стал ученик 11 Е класса Гилажиденов Султан, сразу же ставший волонтером проекта.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4301.JPGD:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4286.JPG


Далее в течение дня руководители проекта на всех переменах активно рассказывали новым слушателям о проекте, призывая учеников стать участниками инсталляции.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4291.JPGD:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4297.JPG


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4324.JPGD:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4356 - копия.JPG


Этим проектом заинтересовались и учителя, присоединившиеся к обсуждению проблемы и внесшие свою лепту в работу школьников.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4435.JPG


Администрация школы: завучи Саякова Б. М. и Ахметбекова А.К. – приняла активное участие в проекте, оценив заинтересованность школьников и пользу проекта в привлечении к проблеме.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4456.JPG





D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4393.JPG





D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4458.JPG









Проект длился до 29 сентября 2014 года, обретая все новых волонтеров.


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4498.JPGD:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4518.JPGD:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\20140929_093307.jpg


D:\Майя\Мы за культуру 2014\Неделя языков фоторафии\IMG_4476.JPGАвтор проекта – учитель русского языка

и литературы Есмагамбетова М.А.


Ответы на вопросы учащихся 11-х классов

«Мы – за культуру речи»

Нужно ли мне самому развивать свою речь?

Актыбек Жанболат, 11 Д класс

Я считаю, что мне не так сильно это пригодится, но при этом это не будет лишним, если я смогу правильно выражаться в обществе. Это большой плюс для меня, чтобы люди понимали, что ты умен и знаком с грамотой. В случае, если я не буду развивать свою речь, мне будет сложно передавать свои мысли в устной или письменной форме, а в будущей работе, я думаю, мне этого особо не пригодится. Но нужно быть готовым ко всему, ведь из-за проблем речи и неумения четко выразить свою мысль, например, меня не возьмут на работу, так как не смогут понять меня. Наверное, все-таки нужно работать над своей речью.


-Что, по-вашему, такое – культура речи и нужно ли ее развивать?

Нысанбек Мирас, 11 Д класс

Культура речи – это, прежде всего, составляющая духовной культуры человека и уровня его общего развития как личности. Она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурного достояния человечества.

Я считаю, что мы должны развивать свою культуру речи. Конечно, это выбор каждого человека, но всё Великое начинается с малого, с речи в том числе.


Почему мы так часто используем обороты и выражения, которые засоряют нашу речь? Как можно решить такого рода проблему?

Левинишников Даниэль, 11 Д класс

Я думаю, слова-паразиты используют люди с ограниченным словарным запасом, так как через них они пытаются заполнить пробелы мыслей или неумение их сформулировать.

Я уверен, что сейчас достаточно много способов развить свою речь: это и курсы по развитию речи, это и возможности интернета, но ничто не сравнится с чтением художественной литературы, любовь к которой нам прививают ещё в раннем детстве.


Почему с каждым годом всё больше людей пишут и говорят неграмотно?

Буйтеков Бексултан, 11 Д класс

По-моему, самой главной причиной является общий упадок образованности людей в целом, что связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня люди все меньше уделяют время чтению книг, посещению театров и развитию своей речи. Все больше времени отнимают интернет, ТВ, смартфоны и т.п. Мы перестаем полноценно общаться, обсуждать проблемы, соответственно, в полной мере использовать речь. Это ведет к ее оскудению.

К сожалению, подростки забывают о том, насколько культура речи важна в жизни, но в последнее время я начал замечать, что всё больше моих друзей начинают уделять внимание данной проблеме.


Как вы относитесь к использованию мата в речи? Почему в речи часто используют жаргон?

Олжабеков Жаксылык, 11 Д класс

К использованию в речи брани и тяжелой ненормативной лексики отношусь крайне негативно. Считаю, что это показатель отсутствия воспитания, культуры человека и его невежества.

Жаргон – это ограниченная определенными условиями лексика, подчеркивающая изолированность определенного круга людей, не желающих быть похожими на других или стремящихся к засекречиванию речи от других. Этим и вызваны искажение норм речи, использование ненормативной лексики. Однако это ведет к обеднению речи, отсутствию ее культуры.


Нужно ли культуру речи развивать подросткам? Что вы делаете для того, чтобы развить свою речь?

Ахмедия Адильхан, 11 Е класс

Сегодня большинство подростков имеют проблемы с культурой речи: используют ненормативную лексику, слова-паразиты, уродливо произносят слова, частенько прибегают к мату как неотъемлемой составляющей речи. А ведь подростки – это будущее страны.

Если будем игнорировать культуру речи сегодня, наша жизнь становиться ярче и богаче не будет. Уродливая речь – отражение уродливых сторон нашей жизни. Грубая и убогая речь ведет к грубости и неуважению в отношениях. Я уверен, что отсутствие культуры речи может привести к деградации личности.

Нам, подросткам, нужно развивать свою речь. Она поможет точно оформлять мысли, лучше понимать друг друга, проявлять уважительное отношение к окружающим.

Я считаю, что мне самому нужно развивать свою речь, так как она далека от совершенства. И я работаю над нею: стараюсь больше читать, прислушиваюсь к образцовой речи, стремлюсь обогащать свой словарный запас, не использовать слова-паразиты, соблюдать нормы русского языка в речи.


Что я делаю для того, чтобы развивать свою речь?

Камбар Нурила, 11 Е класс

Я считаю, что развитие культуры речи – одна из актуальных проблем нашего общества. Возьмем нашу школу. Многие подростки, изучая основы естественно-математических наук, забывают о важности развития речи. Речевая культура – одна из составляющих сторон общей культуры человека. Она отражает культуру мышления, культуру поведения, культуру восприятия жизни. Начинать работу над культурой речи и ее совершенствованием нужно именно в подростковом возрасте, чтобы впоследствии иметь уже образцовую речь.

Для того чтобы развивать культуру своей речи, я расширяю словарный запас. Чем больше слов я знаю, тем богаче моя речь, тем свободнее и полнее выражаю свои мысли и чувства. Поэтому я стараюсь в свободное время больше читать качественную художественную литературу. Также я считаю, что нужно слушать дискуссии интеллектуальных людей, отличающихся культурой речи. Не менее важно очищение речи от грубой ненормативной лексики, от неправильного произношения и использования слов. Следование культуре речи влияет и на взаимоотношения с окружающими.


Так ли важно развивать культуру речи нам, подросткам?

Аманжолов Санжар, 11 Е класс

В современном мире этот вопрос является актуальным, так как культура речи – это путь к успеху в жизни. Без нее невозможно реализовать себя в по-настоящему развитом обществе.

Нам, подросткам, необходимо развивать свою речь. И дело вовсе не «пробивании в общество». Главное в том, что, развивая культуру речи, человек познает и улучшает себя, познает и улучшает мир.

Познавать себя и мир надо начинать именно с подросткового возраста, потому что в этот период жизни мы начинаем задумываться о смысле жизни, о выборе своего будущего и о себе как о человеке. Развивая свою речь, мы влияем на культуру взаимоотношений с окружающими и, что самое ценное, открываем для себя множество дверей в успешное будущее в обществе с высокой культурой жизни.


Актуальна ли сегодня проблема культуры речи подростков?

Нурпеис Даурен, 11 Е класс

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой нарушения культуры речи. Отсутствие культуры речи демонстрируют сегодня многим: и дети, и взрослые. Эта проблема общества. Мне кажется, что культура речи тесно связана с культурой отношений. Отсутствие культуры речи свидетельствует о невежестве общества. Многие не задумываются над этой проблемой, не видя в этом никакой проблемы. Имея косноязычную речь, люди и не считают, что это так страшно. Некоторые даже утверждают, что примитивно и грубо сказать – это достоинство, зато нет лицемерия. Но ведь мы, огрубляя свою речь, огрубляем и свои отношения, огрубляем саму жизнь, опуская ее на низкий уровень. Разве это достоинство? Разве это достижение и смелость, когда общество само разрушает себя, через уродливую речь в том числе?

Отсутствие культуры речи – это не только употребление ненормативной лексики, но и пренебрежение нормами языка, что приводит к неуважительному отношению к самому языку, к самим носителям языка, что отрицательно влияет на жизнь общества в целом.


Что такое культура речи? Актуальна ли проблема культуры речи сегодня?


Раисов Тимур, 11 Е класс

"Культура речи – это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка" (википедия). Согласен с этим определением.
С появлением интернета, а с ним и электронной почты, мы стали меньше внимания уделять культуре речи. Темп жизни увеличился, конкуренция возросла, и у нас уже не остается времени подумать и обсудить проблемы. Проблема культуры речи актуальна как никогда.

Когда у человека плохо развита речь, то ему трудно выразить свои мысли. Понятийный аппарат, который очень сильно зависит от речевого уровня, просто необходим нам на работе, в школе, в жизни. Мы живем ровно настолько, насколько хорошо мы умеем мыслить. А как возможно мыслить со скудным словарным запасом и с неумением с ним обращаться? "Встречают по одежке, провожают по уму". Не только по одежке, но еще и по речи. Согласитесь, ведь вам вряд ли понравится человек, который при первой же встрече покажет, что он и двух слов не может связать.
Важен в правильной речи и эстетический аспект, наслаждение говорить богатым и правильным языком.

Поэтому необходимо развивать свою речь, если мы хотим ясно и четко выражать свои мысли, иметь контакты доверия и порядочности с окружающими, получать удовольствие от общения и просто-напросто быть человеком, в полном смысле этого слова.

Я думаю, чтобы развить свою речь, нужно, в первую очередь, много читать. Читая и узнавая новое, мы делимся с окружающими, а для этого нам приходится использовать речь. Нам захочется рассказать о чем-то интересном также хорошо, как это сделал автор. И мы будем стараться говорить лучше, чтобы точнее выразить свою мысль. Еще надо больше говорить. Говоря, мы тренируем нашу устную речь, которая тоже очень важна.
В заключении хотелось бы привести простую, но убедительную статистику. Словарный запас Шекспира составлял 12 000 слов, в словаре Даля насчитывается около 200000, Менделеев располагал 11 000 слов, а словарь Эллочки-людоедки (прообраз ограниченного современника) из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» составлял чуть более 17 слов, универсальных на все случаи жизни. А сколько слов насчитывает ваш словарь? И в какой мере вы владеете культурой речи? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них.


Нужно ли Вам развивать свою речь?
Макишева Заида, 11 Ж класс

Речь – это мощный инструмент. Посредством речи общаются, делятся мыслями. Я считаю, что развитая речь открывает множество возможностей. Во-первых, умение применения метафор и синонимов не только показывает богатство лексикона говорящего, но и богатство самой речи. Во-вторых, грамотная речь позволяет мыслить глубже и точнее. К тому же, человеку, умеющему правильно выражать свою мысль, легче отстаивать позицию, что немаловажно в условиях конкуренции.
Навыки общения необходимы как в повседневной жизни, так и в учебе.

Это и есть доводы, которыми я объясняю необходимость развивать свою речь.


Актуальна ли проблема культуры речи среди вас, подростков?

Шаймаханов Рамазан, 11 Ж класс
– По-моему, проблема культуры речи актуальна для всех возрастных групп. Но нам, подросткам, уже сейчас  нужно работать над правильностью и грамотностью своей речи. На самом деле, мало кто может без изначальной подготовки обладать правильной речью.

Между собой мы спокойно говорим на жаргоне, порой даже матом, не думая о том, что приучаем наш слух к бранным словам. Впоследствии это ведет к деградации не только речи, но и самой личности.

Если мы сами начнем грамотно выражать свои мысли, развивать культуру речи, то, я уверен, наше общество постепенно станет более культурным.


Надо ли Вам развивать свою речь?

Жуманов Мухтар, 11 Ж класс

Развивать свою речь надо для того, чтобы быть понятым. Развивая свою речь, я смогу развиваться как личность, имеющая свое мнение и умеющая отстаивать свою позицию. Бывает, что собеседник не понимает меня потому, что я не могу донести до него свою мысль, и это хороший стимул для развития речи.

Нужно с интересом развивать свою речь, понимая необходимость ее развития. Мне хочется на равных общаться с ровесниками и старшими. Если я не могу выразить свои мысли, я становлюсь неинтересным окружающим. Все согласятся, что с неграмотным человеком трудно общаться. Это ведет к неуверенности и закрытости. Мне многому предстоит учиться. Главное, начать.



Что Вы делаете для того, чтобы развивать свою речь?

Шакенов Санжар, 11 Ж класс

В большинстве случаев, действия, которые способствуют развитию моей речи, являются вербальными тренировками. Будучи не только естественным, но и приятным способом развития речи, такие тренировки, частые и повторяющиеся, дают свой результат.

В быту, в школе, в любых ситуациях мы используем речь, но вопрос ведь в том: какую? Я предпочитаю использовать как можно больше синонимов к стереотипным выражениям, к примеру, ответу на банальный вопрос: «Как дела?». 
Так что, опыт появляется в каждодневной практике, и хорошая речь не является исключением из общего правила.

Актуальна ли сегодня проблема культуры речи подростков?

Сисенбердиева Айдана, 11 ж класс

Сегодня в нашем обществе проблема культуры речи стоит довольно остро, особенно среди подростков. Большинство из нас, тинэйджеров, используют сленг или жаргон в повседневной жизни, что, в принципе, нормально в нашем возрасте, но из-за частого употребления подобных слов наш словарный запас не только не пополняется, а зачастую и скудеет. Так называемые слова-паразиты, которые мы тоже "передаем" друг другу, разрушают нашу речь. Все эти факторы отрицательно влияют на культуру речи. В итоге, большинство подростков не могут донести до окружающих свое видение, свои мысли и свои идеи, не могут логически мыслить и использовать художественные средства в речи.

На мой взгляд, очень важно развивать культуру речи, но это умение приходит только с практикой. Поэтому надо пополнять свой лексикон, читать художественные произведения и общаться с людьми, обладающими грамотной речью.



Что ты делаешь для развития культуры своей речи?

Ильясов Ибрагим, 11 «З»

Я читаю книги, потому что это самый интересный и эффективный способ развития культуры речи. Читая тексты и вникая в них, я узнаю новые словарные обороты, цитаты, которые позже использую в речи. Также визуальное запоминание написания слов помогает мне поддерживать свой уровень орфографии. Чтение позволяет человеку свободно общаться с интеллектуальными людьми. Одна из моих самых любимых книг, полезных для развития речи, – роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Всем советую почитать!



Считаешь ли ты, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Кадыров Данияр, 11 «З»

Несомненно, это одна из актуальных проблем, потому что в повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проявлением отсутствия культуры речи, особенно среди молодежи. Нам, молодым, следует изменить отношение к речи. Культура речи – это неотъемлемая сторона жизни общества, отличающегося высокой культурой отношений, культурой быта, культурой труда, культурой созидания. Пренебрежение нормами речи сравнимо с пренебрежением обществом его культурой.

Именно поэтому я стараюсь развивать свою речь в соответствии с нормами культуры речи. И призываю молодежь следовать такому примеру!



Почему подросткам нужно развивать и сохранять культуру речи в повседневной жизни?

Литвинов Александр, 11 «З»

Культуру речи необходимо развивать каждому, прежде всего для самого себя. Как можно ясно выразить свои мысли, не используя правильную речь? Общение с людьми на высоком уровне культуры – еще одна из сторон необходимости сохранения культуры речи. Отсутствие чувства такта и культуры может привести к потере уважения к вам со стороны собеседника. Человек, не думающий или забывающий о культуре речи, неуважительно относится, в первую очередь, к себе и обедняет свою жизнь. Владение нормами правильной речи, следование культуре речи – верный путь саморазвития и успешности. Научиться такой речи невозможно за короткий срок. В этом деле нужна привычка. Поэтому и начинать нужно уже сегодня, пока мы еще подростки!



Что ты делаешь для того, чтобы развивать свою речь?

Умарова Шахзода, 11 «З»

Я читаю больше книг, так как это помогает мне запоминать слова и обогащать свой словарный запас. Незнакомые слова я ищу в словаре, запоминаю их и стараюсь правильно использовать в речи. Также для того, чтобы развить свою речь, я смотрю документальные и художественные фильмы, где можно услышать образцовую речь. Общение с людьми, чья речь является примером правильной речи, заметно улучшает и мою речь. Например, общаясь с дедушкой и бабушкой, я свободно учусь использовать свой речевой потенциал. В среде друзей-ровесников, на мое счастье, принято следить за своей речью, стремиться к использованию правильной речи. Я не обижаюсь, когда меня поправляют, ведь указание на ошибки в речи только во благо мне.

Несмотря на то, что пока у меня нет высокого уровня культуры речи, я делаю многое для его повышения! И с каждым годом я чувствую, что моя речь становится лучше!


Так ли важно развивать культуру речи подросткам?

Иман Зере, 11 «З» класс

Речь подростков пестрит сленгом, а то и нецензурными словами. Мы свели к минимуму употребление вежливых слов: «пожалуйста», «спасибо», «добро пожаловать», «извините». Зато наша речь богата на агрессивные «словечки». Грубость стала неотъемлемой частью нашей жизни. Так нужно ли нам что-то менять?

Не задумывались ли вы, что, активно употребляя слова, наполненные любовью к окружающим, вы измените свое отношение к миру, и он изменится к вам. Постоянно в ленте новостей Вконтакте мелькают высказывания: «Сделай добро, и оно к вам вернётся», «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Однако мы видим лишь поверхностный смысл изречений, не задумываемся, что, употребляя слова, лишенные агрессии, мы передаем положительные эмоции, тем самым заряжая других своей позитивной энергией. Разве это не добро? Я думаю, начав с самого малого, допустим, сказав «спасибо», мы сможем осуществить нечто большее – приумножим добро.

  Я думаю, что в наших силах изменить себя к лучшему. Так почему бы не начать с культуры речи? Ведь доброе слово – половина счастья.


Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к речи, отсутствие ее культуры?

Гаухар Мункеева, 11 «З» класс

Каждый раз, когда я становлюсь свидетелем отсутствия культуры речи среди ровесников и взрослых в нашем обществе, меня внутренне передергивает от такого убогого и бездумного отношения к языку. В голову проходит мысль: «Что почувствовали бы люди, если услышали бы себя со стороны?»

Я никого не осуждаю, понимая, что начинать нужно с себя. Как только мы сами задумаемся над этой проблемой, прислушаемся к своей речи, то, возможно, захотим говорить грамотно, правильно, красиво. Ведь тогда культура речи повлияет и на культуру в отношениях, что приведет к настоящему уважению себя и окружающих. Очень надеюсь быть услышанной!


Считаете ли Вы, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Айнабекова Аида, 11 "З" класс

Каждый из нас часто слышит поток нецензурных выражений, изрыгаемых подростками, считающими, что употребление ненормативной лексики не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако, несмотря на это, среди моих ровесников есть и такие, кто обеспокоен отсутствием культуры речи в юной среде, считая проблему актуальной. Я – из того числа.

  Возможно, подростки самоутверждаются таким образом, поддерживая хорошие отношения со сверстниками. Негативное влияние оказывают также телевидение, журналы, музыка, интернет: многие из современных изданий для повышения рейтинга пренебрегают языковыми и даже нравственными нормами, подстраиваясь под вкусы непритязательной толпы.

  Хорошей мотивацией к развитию культуры речи могут стать образцовая речь взрослых и чтение книг, имеющих глубокий смысл.

Хочется верить, что, благодаря усилиям родителей, учителей и, в первую очередь, самих подростков, мои ровесники начнут серьезно относиться к культуре речи.




Проект "Мы - за культуру речи!" в рамках "Недели языков в РК" (сентябрь 2014 года)
  • Русский язык и литература
Описание:

В рамках ежегодного проведения "Недели языков" в начале учебного года нами, учителями-словесниками РСФМСШИ имени О.Жаутыкова, организовываются мероприятия, способствующие привлечению учащихся к изучению русского, казахского и других языков народов, проживающих на территории Казахстана (диктанты, конкурсы, конференции, встречи с творческой интеллигенцией, литературные вечера). 

В этом году мною задуман и реализован проект "Мы - за культуру речи!"  В подготовке проекта приняли участие учащиеся 11 классов, поддержавшие проблему проекта одной из актуальнейших среди подростков.

Предлагается материал реализации проекта, с фотографиями и мнениями учащихся школы.

Автор Есмагамбетова Майя Амиргалиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 36825
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓