Главная / Начальные классы / Проект "Моя семья" 2-3 класс

Проект "Моя семья" 2-3 класс

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО « Губернский профессиональный колледж»



Итоговый практико-значимый проект

в рамках внеурочной деятельности

Тема: «Семья и семейные ценности »



по курсу кафедрального учебного модуля

«Содержание и формы практического обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС нового поколения.





Выполнила: слушатель КПК

Угарова Ирина Викторовна,

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ «Гимназия»

г. Протвино Московской области

Научный руководитель проекта:

к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна




Серпухов,2013г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Актуальность выбранной темы……………………………….3

Цели и задачи проекта………………………………………………….. 4

Практическая значимость……………………………………………… 5-6

  1. Основная часть.

1.1Теоретическое обосновании …………………………………. … 6-10

2. Практическая часть ……………………………………………………10

2.1 Направления работы над проектом…………………………………11

2.2.Этапы работы над проектом ……………………………………… 12

2.3. Мероприятия по решению задач……………………………………13

3. Заключение. ……………………………………………………………17

4.Список литературы ……………………………………………………19

5. Приложения. ………………………………………………………….20











«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам». (Ш. Амонашвили).

Введение. Актуальность выбранной темы.

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций, технологий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Это позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, она ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Учитывая все эти факторы, выбирая новые направления и формы работы с родителями, в рамках внеурочной деятельности был создан проект «Семья и семейные ценности », который позволил скоординировать усилия учителя в работе с родителями учащихся начального звена.

Цель данного проекта:

Организовать сотрудничество родителей и учащихся начальных классов с целью осуществления благоприятных условий для формирования личности ребёнка через реализацию следующих задач:

1. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы; социально-полезную проектную деятельность, обеспечивающую сотворчество коллектива учащихся школы, педагога.

2.Определить способы и средства воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

3. Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

4.Воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Объект проекта - процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене.

Предмет изучениядеятельность классного руководителя в работе с родителями.

Условия: учебная и внеурочная деятельность

Формы используемые в проекте:

-коллективная творческая деятельность,

-организация совместных внеклассных мероприятий

-педагогическая дискуссия (диспут)

- родительские собрания

- консультации


- посещения на дому


Срок реализации – 2 года. 

2.Практическая значимость проекта: создание условий для развития личности ребёнка и её самореализации, успешная адаптация первоклассников к школе, адаптация при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, повышение качества знаний, создание условий, обеспечивающих здоровьесбережение учащихся, успешная самореализация учителя. Предполагается раскрыть условия, содержание, формы и методы работы по утверждению подлинного единства и согласованного взаимодействия семьи и школы, родителей и классного руководителя в деле воспитания подрастающего поколения:

  • сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

  • сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;

  • создание генеалогического древа каждой семьи;

  • знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;

  • создание семейной истории;

  • приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;



1.Основная часть

1.1 Теоретическое обоснование

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку.

Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон. Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми. При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:

Учителя: - родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;

- дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны;

- возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду;



Родители:

- школа перегружает детей заданиями, учитель часто равнодушен к детям и их учебным достижениям;

- не все проблемы решаются оперативно;

- отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу;

Дети:

- учителя задают много заданий;

- часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание;

Мотивация избегания неудач у младшего школьника по результатам опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребёнка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов достижений. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребёнка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе. Тип семейного воспитания влияет на мотивацию достижений детей. Желаемый тип мотивации достижения (потребности в достижении успехов) формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании.

Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей, позволяющее ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.
Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Каждая минута общения с детьми рождает необходимость не повторяться, а творить, потому что они каждый день в чем-то хоть чуть-чуть, но обязательно новые и все при этом разные. Это и есть сила, побуждающая педагогическую науку ориентироваться на развитие, движение и индивидуальность. Классный руководитель как организатор комплексного подхода к воспитанию в работе с семьей призван решать следующие задачи:

- организация процесса гуманизации воспитания на основе глубоких знаний особенностей каждой личности ребенка должно быть глубокое знание условий воспитания детей в семье;

- оказание постоянной и всесторонней помощи семье в воспитании детей;

- своевременное корректирование процесса семейного воспитания.

Формирование классного сообщества (детского коллектива и коллектива родителей), обеспечение их общения – первостепенные задачи классного руководителя. Их выполнение и составляет объединение ряда основных факторов, формирующих личность, и сфер деятельности школьников, родителей, учителей.

Главная цель общения и взаимодействия этих коллективов, как и каждого из них в отдельности, состоит в передаче молодежи опыта созидания, накопленного старшим поколением.

Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок 7, 8, 9 лет дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Родители и педагоги становятся воспитателями одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда они станут союзниками в создании единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека. В нашем обществе долго бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения, что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем, в данной ситуации именно семья была главным обвинителем в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привели к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Но какую бы информацию не давали нам разные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Школа всегда стремится к тому, чтобы как можно активнее включить семью в воспитание детей.

В настоящее время классный руководитель имеет возможность подходить к организации работы с родителями на качественно новом уровне.

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

2. Практическая часть

Выбор форм осуществлялся в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использовала различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, консультация школьного психолога и социального педагога , тесты, совместные творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

2.1.Направления работы над проектом

Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

В деятельности над проектом были выделены следующие ключевые моменты:

  1. Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей

  2. Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды

  3. Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей

  4. Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную внеклассную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика помогает мне определить уровень воспитанности учащихся, определить обратную связь с родителями, установить западающие вопросы.

Проведенные исследования: анкетирование, дискуссии, консультации показали, что надо искать новые формы взаимодействия с родительской общественностью, используя все имеющиеся ресурсы общественности, социума.

Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляю через внедрение различных форм и методов.

Но сегодня хочу остановиться на тех формах работы, которые приносят заметный результат. В прошлом учебном году я являлась классным руководителем 4 класса. Это был последний год нашей совместной работы – время подведения итогов. В течение 2-х лет я работала над реализацией проекта «Моя семья», проанализировала и систематизировала эту работу.

Проект «Семья и семейные ценности » - особый с точки зрения совместности. Он индивидуален – ведь речь идет о семье каждого. Готовя этот проект, я думала, прежде всего, о реальных путях, методах и формах работы, направленных на реализацию поставленных перед современной школой задач. Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

2.2.Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный

  • разработка этапов проектной деятельности;

  • разработка диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;

  • разработка примерных конспектов занятий и экскурсий;

  • разработка сюжетно-ролевых игр;

  • создание предметно-развивающей среды;

  • продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;

  • разработать консультации, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта: памятки, анкеты.

  • создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи

2 этап основной - практический налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, одной из форм которого являются родительские собрания, где была определена мотивация родителей на исследовательскую работу с ребёнком по изучению пословиц и поговорок, родословной семьи, семейных реликвий, традиций, создание портфолио ученика, помощь в систематизации материала.

Третий этап, заключительный - рефлексия.

Цель которого-подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Работа над проектом велась в тесном содружестве семья – класс – школа.

2.3.Мероприятия по решению задач

Учебные мероприятия

Вводное занятие: актуализация знаний учащихся по теме проекта, выявление у них необходимых начальных знаний, умений и навыков. Предварительное знакомство родителей с содержанием проекта (информационные буклеты для родителей).

Предварительная подготовка к реализации проекта: совместное с учениками составление четкого плана проекта (стартовая презентация).

Реализация проекта: работа согласно плану.

Подведение итогов: создание презентации «Семейный альбом», «Семейная реликвия» », книжки «Моя коллекция », участие в классном часе.

Внеклассные мероприятия

Открытие проекта - визитная карточка семьи (представление презентации, фото-видеоматериалов, рассказывающих о семье) творческое выступление членов семьи. Форма выступления произвольная: стихи, рассказ о семье, представление генеалогического дерева семьи, представление увлечений членов семьи, семейных традиций  и т. д.

Итог нашей работы – музей семейной истории, реликвий, где каждый уголок класса превращается в чей-то мир. Здесь появилась возможность привлечь родителей к совместной работе со своим ребенком. Особенность темы такова, что взрослый может найти в ней свой интерес рядом с интересом ребенка, а не просто помогать выполнить задание. Один порылся в семейных архивах или попробовал припомнить и рассказать ребенку семейные истории, другой вместе с ребенком составил семейное древо, третий написал свой текст, а некоторые прислали творения своих рук: салфетку, этюд, семейные фотографии. Для детей это замечательная возможность почувствовать общность с родителями, выступить в роли связующего звена между школой, где проект задумывается, и домом, где он во многом исполняется. В рамках проекта проведены тематические родительские собрания, посвященные семейному воспитанию; традиционные семейные праздники – 8 марта, День защитника Отечества….; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы семейных команд; Дни творчества, Дни открытых дверей. В классе оформлен стенд «Мой город» - «Моя семья». Огромный интерес со стороны ребят и родителей вызвала работа над созданием семейного «Генеалогического древа». Было очень приятно, когда к этой работе подключились бабушки моих воспитанников. В каждой семье есть традиция собирать и хранить семейные фотографии разных лет. Дети принесли много снимков, а я подготовила слайд-шоу «С улыбкой о семье».

С большой радостью мы учувствовали в игре «Папа, мама, я – спортивная семья» (данный этап проводится в спортивном зале). Участникам предлагалось принять участие в спортивных состязаниях. Каждая семья – команда готовила свое название, девиз, эмблему. 

Совместная деятельность помогает родителям понять, что происходит в школе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижение. Для детей такие задания – возможность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль – школьник – вызывает уважение взрослых.

Незабываемые впечатления оставил конкурс «Минута славы». Семья - участница конкурса предлагала творческое выступление, демонстрирующее таланты членов семьи (например, игра на музыкальных инструментах, исполнение песни, танца, стихотворения, цирковой жанр, акробатический этюд и т. д.).

Результатом индивидуальных и коллективных достижений стало создание портфолио ученика. Портфолио, на мой взгляд - важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «учитель-ученик-родители», а работа над его составлением – интересное духовное обогащение.

Исследовательские работы на темы «Моё имя», «Моя родословная», «Мой город», «Мои друзья», «Моя коллекция», «Моя гимназия», «Схема безопасного маршрута от школы до дома» выполненные совместно с заинтересованными родителями, занимают достойное место в портфолио учащихся. Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры здесь, а равноправные соратники, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе подыскивается нужный материал, вместе оформляют задания. Все ученики моего класса имеют портфолио индивидуальных достижений.

Очень интересной, на мой взгляд, формой работы с родителями является родительский урок. Это возможность творчества каждой семьи. Во время таких уроков ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об их интересах и традициях, развивают свой кругозор. Тема обсуждается с классным руководителем, а все остальное-творчество семьи.

Также я использовала такую форму учебного взаимодействия с семьей, как

« Урок-практическое участие» родителей, где родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения. Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.

Сплочение родителей и учащихся, выявление их интересов, увлечений, способностей, привитие детям навыков общения в нестандартных ситуациях происходит во время походов. В нашем классном коллективе походы являются неотъемлемой частью нашей работы. У нас среди родителей был инструктор по туризму, костровой, связной, эколог и др. Родители передали детям свои знания, умения, опыт. Интересно проходит разговор у костра. Я надеюсь, что в скором времени дети сами смогут организовать поход для родителей. Большое значение для родителей имеют благодарственные письма, которыми награждаются родители учеников. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получат в день рождения своего ребенка или на родительском собрании. Это является стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.









3.Заключение

В настоящее время именно школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Однако без помощи семьи решать эту задачу школа не сможет, поэтому родители должны не только понимать социальный заказ общества, но и активно помогать школе в его реализации.

Проект « Семья и семейные ценности – решеает не только межпредметные задачи, он позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития личности младшего школьника. В ходе проекта реализуются все образовательные, развивающие и воспитательные задачи, стоящие перед учителем.

Интегрируются различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому, более эффективным.

Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение последних по вопросам психологии и педагогики. Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Главное условие общего Дела – практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.

Подводя итог работы над проектом «Семья и семейные ценности », с уверенностью могу сказать, что учащиеся получили возможность творческого контакта с родителями, изучили историю своей семьи, что позволило им почувствовать себя значимой единицей семьи и общества.

Какова же результативность этой работы?

- 100% охват родителей во внеклассной работе

- их позитивное отношение к школе

-активная деятельность родительского комитета

Считаю, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно. Одни родители повысили свой статус, другим открылся мир ребенка, они стали дружней. Некоторые родители смогли более объективно оценить собственного ребенка, сделать выводы и предпринять конкретные действия по корректировке воспитания и образования. Понятней и ближе стала для родителей личность педагога. Результаты проекта «Семья и семейные ценности» показали, что мы двигались в правильном направлении, что поставленные цели и задачи в основном выполнены, а совместная деятельность детей и родителей – лучшее тому подтверждение.





4. Список литературы

1.Донцов А.И. Психология коллектива. [Текст]/ Донцов А.И .- М.: МГУ, 1984

2.Минияров В.М. Психология семейного воспитания. [Текст]/ Минияров В.М – Воронеж, 2000.

3.Маховская О.Г. Думай как ребенок, поступай как взрослый. [Текст]/ Маховская О.Г.- М.: Эксмо 2011

4.Царенко Н.П.Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений. - Изд. 2-е. [Текст]/ Царенко Н.П. .- М.: Феникс,2013

5.Ципоркина И.В. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми . [Текст]/ Ципоркина И.В.- АСТ-Пресс Книга, 2006

6.Роль родителей в развитии ребенка. [ Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.academout.ru/courseworks/psychology1/4.php

7. Батенева Т. Школа среда обитания будущего [ Электронный ресурс ] -Режим доступа: http: //n-t.ru/tp /ob/sh.htm.

8.Гальперин С.В. Давайте откроем мир заново! [ Электронный ресурс]

- Режим доступа: http: //www.epischool.edu.ru/key03.htm.

9. Стаханова Т. А. Что влияет на отношение родителей к ребенку?

[ Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.psilib.ru/stahanova/chvodkr.html

10.http://ladushki.info/detskie-razvlecheniya/prazdnik/kakie-semeynye-tradicii.htm Какие они… семейные традиции?

11 .http://www.rodstvennikov.net/ родословное древо

Приложение №1

дата

Темы собраний

Цель собрания

Форма проведения

 

1 триместр


 

Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.

«Родительская любовь и воспитание»

 

Создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка.

 

Тематическая консультация

 

2 триместр

 

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Рассмотреть конкретные типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; дать возможность изменить стиль родительского отношения к детям.

 

Педагогическая гостиная

 

3 триместр

 

Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и составляющие ответственности.

Разобраться  что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его развития у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».

 

Родительский ринг

 

1 триместр


 Помощь родителей – какой она должна быть? Правила передачи ответственности. Проблемы ошибок.

Получение обратной связи от участников родительской группы по оказанию помощи своим детям.

 Родительские чтения

 

2 триместр

 Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах.

Создать условия для выработки умения грамотно с воспитательной точки зрения взаимодействовать с ребенком.

 Психологическая мастерская

 

3 триместр

 Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.

Выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей правильное поведение, установка семейных правил.

Диспут

Программа работы с родителями на собраниях (3-4 класс)

 

 

Приложение №2

Родительское собрание

«Родительская любовь и воспитание»

 

Цели:

1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления   любви к нему;

3. Способствовать гармонизации детско- родительских  взаимоотношений.

 Задачи:

 Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.

Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания  и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

 Оборудование:  мультипроектор для демонстрации презентации, экран;

 

на доске: плакат с детскими рисунками: «Счастливый  день»;

                 плакат с нарисованным солнечным диском.

 

на столах: маячки трех цветов (красного, желтого, зеленого);

                    бланки с вопросами анкеты «Моя семья»;

                    листы желтой бумаги с нарисованными на них солнышками;

                    лист с нарисованным солнечным диском

 Материалы, раздаваемые в ходе собрания:

 треугольники (красного, желтого, зеленого цветов);подписанные конвертики, в которых находятся анкеты «Моя семья» заполненные детьми;

  конвертики с мини – сочинениями  детей на тему: «Если бы я был мамой   (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…» и с памяткой собрания.

 Аудиозапись инструментальной музыки.

 

Предварительная подготовка:

 

За 3 недели до собрания в классе:

1.  Проводится анкетирование «Моя семья»;

2. Дети пишут мини – сочинение на тему: «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…».

3. Выполняют рисунок – «фотографию», изображая самый счастливый момент семейной жизни.

 

 Анкета «Моя семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают.

  2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

  3. Мне бывает трудно дома.

  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

  5. Меня во многом ограничивают.

  6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.

  7. Мне всегда дают карманные деньги.

  8. У нас дома бывают мои друзья.

  9. Я хочу иметь больше самостоятельности.

  10. Родители заняты только собой.

 

 Варианты ответов:

  • практически всегда;

  • иногда;

  • никогда.

 

                                                    Ход собрания:

 

     При входе в класс родители получают на выбор треугольник красного, желтого, зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.

 

I. Ввод в работу. Сообщение темы встречи.

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам  необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.  Мы  убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.  

-Работать мы будем сегодня в группах, используя форму мастер–класса, метод совместного обучения, а для этого  необходимо обсудить принципы работы. Мы предлагаем такие  - Какой принцип хотите добавить вы?

- Принимаете эти правила? Давайте сотрудничать.

 

II. Работа над темой собрания.

 

1. Актуализация темы.

Социальный педагог:

- Какими бы родителями мы не были, мы всегда  можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?

- Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются  ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть. 

-Психологами и педагогами выделено много типов  родительской любви к детям,  среди которых есть и уродливые, они портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее.  

 

 2. Эмоциональная индукция.

 

Социальный педагог:

- Какой же должна быть подлинная родительская любовь?  В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети?  Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы  и постараемся сегодня ответить.

- Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы  остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?

 

- Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и  грустью. Трагедия детей  – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому  может способствовать  равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое  значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.

- Сейчас вам  представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в вашей семье, глазами ваших детей.  На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного  ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.

 

(Родители отвечают на вопросы анкеты, а социальный педагог в это время раздает подписанные  конвертики с анкетами, заполненными детьми).

 

Теперь возьмите анкеты  детей и сравните со своими ответами.  Вы видите, как часто не совпадают ваши  взгляды на ситуации в  семье, со взглядами  детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь.  (Саморефлексия).

 

3. Групповая  работа.

  1. « 5  основных  ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали».

- Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения  детей по многим вопросам возникающим в семье.

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки  в воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты.

Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3 общие ошибки в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые волосы, сейчас представит вашу работу для всех. У вас 5  минут. (По истечении времени представитель  группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются и обсуждаются  общие ошибки.)

-Современные педагоги выделили  5 основных  ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. 

 

  2.    «В каких проявлениях любви нуждаются дети».

 

- Было бы неправильно оставить все так, как есть. Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.

- Возьмите на столах небольшие листы желтой бумаги  с нарисованными на них солнышками.

-В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

-Обсудите ваши достоинства в группе, сравните,  найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка,  все ваши достоинства. (Лучики у общего солнышка прикреплены английскими булавочками).

-Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисовано  общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи?  Начинает первая группа. Она прикрепляет к солнышку 5 лучиков, следующая группа продолжает, прикрепляя другие 5, и так, пока на доске не будут помещены все ваши проявления родительской любви к своему ребенку. Избегаем повторов.

 

 Социальный педагог:

 - Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так, безусловно.  Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений  родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь  безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях, ведь … 

 Психолог:

Что бы этого не произошло, родители должны выражать свою любовь к ребенку используя для этого не только слова,  но и …

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку? Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности к своим близким. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.  Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

-Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт? Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают.  Многие родители не понимают как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут тяжелой отцовской рукой за холку.  На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

  Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.

  В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика? Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.  Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанности к родителям, его воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки родительской ласки и любви, пережитые  им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

4. «Счастливый день».

Социальный педагог:

-А теперь давайте обратимся к самым счастливым моментам в жизни детей.  Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко их вспомнить. У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней. Подойдите и найдите “фотографии” вашей семьи.

(На доске висит плакат с рисунками детей).

Участники рассматривают детские рисунки на доске. Ведущий просит их попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную “фотографию”. После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет соответственно номера тех “фотографий”, которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.

III.  Рефлексия. Обмен впечатлениями.

- У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа,   в конце которой  мне бы хотелось предложить вам  закончить следующие  предложения:

- В процессе сегодняшнего совместного обучения  я сделал для себя такой вывод, …Мне не понравилось…

Родители  свободно высказываются  по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

         - В итоге нашего разговора мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения ваших детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я думаю, что вам  будет над чем поразмыслить прочитав эти  сочинения. Но не забывайте о секретности письма и не обсуждайте его с ребенком. Эта информация лично для вас.

    -В заключении хочется сказать: Помните,  что главным условием целостности семьи и прочности  духовных основ,  заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.   Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для  тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.  Помните: Без любви все – ничто!

Приложение №3

Классный час в 4-а классе на тему

«Семья и семейные ценности»

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакаты, (мультимедийное сопровождение).

Ход классного часа

1.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

Определение темы занятия. Целеполагание.

-Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

-А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем.  (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

1. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это?   (члены семьи).

- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?  (мнения детей). Вы ,верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

-А как вы считаете, для чего человеку семья?   (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

2) -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».  

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 На доске цветок словами:  Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

2. Постановка проблемной ситуации.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? (на столах картинка с изображением Кузи, давайте нарядим его в красочную одежду. hello_html_m44f8d8c3.png

3. Открытие нового.

- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?

Отгадайте загадки:

Стены, крыша, окна в нём.
Перед нами прочный
ДОМ.
В доме кто встаёт так рано?
Обо всех в заботах? -
МАМА.

Кто ещё живёт в домишке?
Папа, дочка и сынишка.
Отвечайте мне, друзья,
Вместе кто они? -
СЕМЬЯ.

- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

- А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.

1.  Сын моей матери.(брат)

2. Мой родитель.

3. Брат отца или матери.(дядя)

4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.(сестра)

5. Та, что дала нам жизнь.

6. “Святая кровь” – мать мужа.

7. Сестра мамы или папы.(тетя)

8. Сын моего ребенка.(внук)

9.Сын моей сестры или брата.(племянник)

11. Отец папы или мамы

- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши! Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая?

4.Физкультминутка."Мы варим кашу с бабушкой".

Сорока - белобока, задумала
Кашу варить.
Кашу варить - деток кормить.
На рынок собралась,
Да призадумалась.
Что ей нужно купить,
Чтобы кашу варить,
Своих деток накормить?
Парное молоко? (Да. Хлопаем.)
Куриное яйцо? (Нет. Топаем.)
Крупа манная? (Да. Хлопаем.)
Капуста кочанная? (Нет. Топаем.)
Солёный огурец? (Нет. Топаем.)
Мясной холодец? (Нет. Топаем.)
Сахар да соль? (Да. Хлопаем.)
Белая фасоль? (Нет. Топаем.)
Масло топлёное? (Да. Хлопаем.)
Рыбка солёная? (Нет. Топаем.)
Лавровый лист? (Нет. Топаем.)
Китайский рис? (Да. Хлопаем.)
Чернослив да изюм? (Да. Хлопаем.)
Шоколадный лукум? (Нет. Топаем.)



5. Совместное выполнение заданий.

Задание № 1

У вас на столах лежит ваш рисунок, запишите качества счастливой семьи. Семья будет счастливой если:(После обсуждения, зачитывают качества счастливой семьи)- А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций:

"Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство"

Выводы детей.

Задание №2

Работа в группах. Объясните пословицы .

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.

В старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Задание №3

Доскажи словечко

Нас воспитывать любители
Называются… (родители)Папа, мама, брат и я –
Вместе нас зовут … (семья)

Вкусные оладушки
Мы едим у … (бабушки)Вот семейный наш портрет,
Самый старший, в центре,-… (дед)
Учитель:
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!

В ползунки всегда одет
Спит в саду с пустышкой … (не дед, а братик)
Шьют и варят холодцы
Нам, конечно же, … (не отцы, а мамы)

Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят… (не мамы, а папы)

Съел немытый огурец,
С двойкой сжег дневник… (не отец, а сын)

И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет… (не мама, а дочка)

В нашем доме шум и гам,
Пыль и грязь всегда от… (не мам, а детей)

6.Итоговое творческое задание

В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.

Выставка детских работ.

Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения:Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.


7. Итог урока. -Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Приложение ( фото 1 урока и оформление доски)







SDC11299.JPGу доски 1.jpg

hello_html_5000cd1b.pnghello_html_m70a10539.png


hello_html_m2f068e76.gif



hello_html_m6ceb820a.gif



Приложение №4

Памятка родителям о воспитании детей.


Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли,

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, 

иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. 

Я.Корчак.

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть — со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание и образование своего ребенка несете именно ВЫ.

12. Будьте примером во всём для своего ребёнка.

13. Если не хотите чтобы Ваш ребенок пил, курил, сквернословил и пр. - САМИ избавьтесь от дурных привычек!

14. Всегда проявляйте терпение и благоразумность в общении с ребёнком.

15. Помните, что жестокость и грубость порождает агрессию и злость, а любовь и доброта рано или поздно принесут свои плоды!

Удачи вам, дорогие родители!


Приложение №5

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы: 
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 
З. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 
4. Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка? 
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашёго ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности? 

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: 
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать? 
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? 
3. Как ведет себя ваш ребенок дома? 
4. Делится ли ваш ребенок е вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? 
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе? 
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

 Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы: 
— Школа для меня -это...
 
— Класс, в котором я учусь, -это... 
— Учителя для меня -это люди, которые... 
— Мои одноклассники -это... 
— Уроки для меня -это...

Предметы, которые мне нравятся, это... 
— Предметы, которые мне не нравятся, это... 

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы: 
— Школа, в которой учится мой ребенок, это.,. 
— Класс, в котором учится мой ребенок, это... 
— Одноклассники моего ребенка — это... 
— Выполнение домашних заданий для моего ребенка это... 
— Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку — это... 
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку) это... 

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Анкеты для родителей, присутствующих на уроке « Урок-практическое участие»:

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

-деятельностью учителя на уроке;

-оформлением класса;

-отношениями между школьниками в классе;

-взаимоотношениями ребенка с учителем.

Получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка?

Укажите характер его затруднений.

В какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?

Что, по Вашему мнению, хорошо?

Что можно было бы улучшить?









36


Проект "Моя семья" 2-3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Проект направлен на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, познания истории своей родословной. Данный проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия в семье, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Проект «Моя Семья» предполагает формирование патриотических чувств, единства семейных традиций, познание истории своей семьи. Функционирование системы семейного воспитания формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях семьи. Проект, включает мероприятия по поиску, накоплению, развитию информации.

Рекомендует привлекать родителей –в целях сохранения преемственности “славных семейных традиций, создаёт условия для формирования личности семьянина, совершенствует систему семейного воспитания. Развивает уважительное отношение к родителям, близким людям, старшему поколению.

Автор Угарова Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2399
Номер материала 24666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓