Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская СОШ 1»
Творческий проект
«Моя
родословная.
Создание
генеалогического древа»
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Моя малая Родина»
во 2 «а» классе
учителя начальных классов
высшей категории
Зориной Л.Н.
пос. Товарково
2013 г.
Тип проекта: информационно – исследовательский, по содержанию «
ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии
детей и взрослых; коллективный, долгосрочный.
На
уроках и во внеурочное время часто сталкиваешься с социальной проблемой: дети
не знают своего генеалогического древа. Актуальность данной темы не
вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной
ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в
изучении данной темы.Родословное древо человечества изучалось всегда, но
знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была
исследована на уровне младшего школьного возраста.В детском понимании не до
конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…
С учетом этого и была выбрана тема исследования « Моя
родословная»
Объект исследования: учащиеся 2 «а» класса и их семьи.
Предмет исследования: родословная каждого ученика.
Цель: способствовать
закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение
к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские
отношения с семьёй.
Формирование общеучебных умений и навыков:
Личностных:
·
приобретение
личного опыта общения с людьми, обществом, с ориентацией на общечеловеческие
ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго
отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в
совместных делах, на помощь людям;
·
понимание ценности семьи в жизни
человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания
помощи друг другу;
Регулятивных:
· ставить цели;
· планировать свою работу;
· прогнозировать результаты своей работы;
· уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельность
других;
Познавательных:
· уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;
· строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· работать с информацией;
· использовать полученные умения для новых знаний.
Коммуникативных:
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
· продуктивно разрушать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить понятийный аппарат используемых терминов;
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие
учащихся.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что
в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями
установится более тесная связь во взаимоотношениях.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы
исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на
различных этапах поисковой работы;
- эмпирические: опросно-диагностические, анализ творческих работ,
наблюдения, опытная работа и др.;
- статистические:
оценка статической значимости гипотезы.
Работа над проектом.
Исследование проходило в несколько этапов
Этапы
проекта
|
Темы
занятий
|
Практическая деятельность
|
I.Подготовитель-ный
|
1. Конкурс рисунков «Моя семья»
|
Рисование на тему
|
II.Поисково-исполнительный
(проектировочный)
|
2. История возникновения фамилии
3. Мини-проект
« Что мы узнали о своей фамилии»
4.Источники информации для построения генеалогического древа. Способы
изображения родословной.
5. «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
6. Традиции моей семьи
7. Загляните в семейный альбом…
9.Мир наших увлечений
10. «Почему мне дали это имя?»
|
Классный час, беседа
Защита мини-проектов
Беседа, практическое занятие
Защита мини-проектов
Сочинение
Выставка альбомов и фотографий разных лет.
Выставка «Умелые руки»
Обзор анкет
|
III.Обобщающий (проверка качества проекта)
|
11.Репетиционные занятия
|
Создание творческих групп, выполнение работ по изготовлению
генеалогического древа
|
IV.Заключительный
|
12.Заседание семейной гостиной
|
Организация и проведение праздничного заседания
|
V. Итоговый
(рефлексивный)
|
13.Моя работа над проектом
|
Обмен впечатлениями
Выставка работ
|
Результаты проекта.
Педагог
пополнил и
закрепил знания по истории, этнографии. Работа в этом направлении способствовала
активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений,
сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению
семей.
Родители
получили массу
советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой
работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже,
ответственность перед ними и своими детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился
интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала
также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки
бесконфликтного общения.
Литература:
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся,
М. -2005
2.Господникова
М.К., Полянина Н.Б. и др., Проектная деятельность учащихся, Волгоград, -2008
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.