Главная / Русский язык и литература / Проект "Лексикон учащихся" 2013

Проект "Лексикон учащихся" 2013

Название документа АНКЕТА 2.doc

Приложение 2.

Анкета № 2

  1.Что такое молодежный сленг?

  1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

  1.  Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)

  1.   Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.

  1. С какой целью  вы их употребляете?

      а) Считаете, что модно, современно.

      б) Нужны в речи для связи слов.

      в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

      г) Делают речь понятнее для друзей.

      д) Помогают  самоутвердиться.

      е)  Придать своей речи живость, юмор. 

       6.   Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.

           

    7.   Стараетесь ли вы обойтись без них?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.



9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

а) Да

б) Нет

в) Не думал об этом

Название документа Лексикон учащихся Цель проекта.doc

24



Содержание


1. Введение……………………………………………………………2-3  

2. Лексика, ограниченная сферой употребления………………......4
2.1. Диалектная лексика………………………………………………5

2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся………………6
2.3.Сленг или жаргонизм? ………………………………………….7

2.4. Молодежный сленг………………………………………………8

2.5. Причины употребления сленга…………………………………9-12

3.Заключение………………………………………………………...13

4. Список используемой литературы………………………………14

5. Приложения………………………………………………………15-24

                       































1.Введение

  С первого  по  одиннадцатый  класс мы  изучаем  русский  язык. Это  один  из  самых трудных  школьных  предметов.  Но  ни у  кого  не  возникает сомнений  в том,  что  изучать  русский  язык  надо. Кому  надо?  Нам, моим  друзьям- одноклассникам, тем, кто  придёт в  школу  после  нас, нашим  детям,  внукам, всем  русским  людям. Мы искренне верим в то,  что  русский  язык –   « великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Однако что же мы слышим сегодня из  уст  современной молодежи: « У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?  Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему нашего исследования.                                           

Область исследования 

жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования –устная речь учащихся школы
База исследования – учащиеся 7 -10 классов МБОУ  Савинская СОШ

Актуальность:
-  ограниченная лексика  распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено  в школьных учебниках русского языка;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить  причины использования учащимися подобной лексики.

Цель исследования

 проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся школы.     

Задачи: 

  • Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.

  • Изучить сленг школьников 7 -10 классов и причины его употребления

 Этапы исследования:

  • изучение научной  литературы, подбор теоретического материала.

  • проведение анкетирования, обработка результатов.

  • написание  проекта.

  • создание компьютерной презентации

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

Гипотеза:

в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это? 




   

2. Лексика, ограниченная сферой употребления 

Классификация словарного состава.


Принципы классификации словарного состава

Стрелка вниз 3Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5




По происхождению По степени употребления

Исконно-русская Пассивный Заимствованная Активный

Сфера употребления

Стрелка вниз 6




Общеупотребительная лексика противостоит

ограниченной территориально


Из этой схемы видно, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.  Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными,  например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все.  К  необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.

   


2.1. Диалектная лексика.

Диалектная лексика - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками,  мы пришли к выводу, что в речь школьников диалектизмы проникают благодаря общению со старшими. В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некоторые из них используют и диалект. Это такие слова, как: курчата (цыплята), кошелка (корзина), дите (ребенок) и другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 7 -10 классов./ Приложение 3/ Мы выделила несколько причин редкого употребления диалектов:

  1. Одни утверждают, что диалектизмы - это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста.

  2. Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно».

  3. Некоторые « не знают», что такое диалектизмы.

   Конечно, жаль, что в нашей речи диалектных слов становится все меньше и меньше, а ведь какую выразительность, эмоциональность они придают языку!  Например,  рассказ В. П. Астафьева « Конь с розовой гривой». В этом рассказе писатель использует очень много диалектных слов, используемых сибирскими жителями. И когда мы читаем, как говорят бабка Левонтьиха , Санька, нам смешно, и мы переносимся в 30 –е годы прошлого века. Конечно, мы не должны забывать совсем те слова и выражения, тот язык, которым пользовались наши  деды и прадеды. 


2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

 К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Например, дефис, скальпель, мажоритарная система.

Термин -это научное обозначение понятия ( синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие).

 В речи родителей,  занимающихся разными видами деятельности, есть названия  разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон. В результате изучения словарного запаса школьников были выявлены некоторые профессиональные  слова и выражения, которые знают и употребляют  в речи учащиеся . Например, медикаменты , педиатр, окулист, лор , суффикс, профицит.











2.3 Что такое сленг?
Литературный язык соотнесён с другими формами языка. Это территориальные диалекты (территориальная разновидность), социолекты (социальная разновидность) и просторечия.
Жаргон и арго относятся к социолектам. Жаргон - это речь школьников, студентов, армейцев, представителей каких-либо профессий (профессионализмы), преступников (арго - язык конспирации).
Например: плавать на шпорах (списывать), сдавать хвосты (ликвидировать задолженности), царапнуть (украсть) и т.п. Сленг - это по сути сплав социолектов и просторечий. Отсюда следует, что жаргон - это разновидность сленга. То есть - жаргон - это сленг, но сленг - это не только жаргон.

Существует несколько определений сленга.

1). Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

2).Сленг - это вариант разговорной речи,  не совпадающий  с нормой литературного языка.  Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной,  говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге:  «Я просто тащусь от этой песни!»)                               3).Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.




2.4.Молодёжный сленг

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно, т.к. главные достоинства его – выразительность и краткость.

    Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.





2.5 Причины употребления сленга.

      Сленг – разновидность нелитературной речи.  Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.

     Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?  

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проводили  языковое исследование: анкетирование обучающихся, наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы).    На вопрос, который задавали учащимся: «Для чего вы употребляете сленг?», наиболее популярными ответами были: «Это модно, современно»,  «Помогают самоутвердиться».На основе ответов мы сделали вывод, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной»,  если начнут разговаривать литературным языком.  Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.

  Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор.   На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили: «Нет».  Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе  тем  как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере молодежное явление. При этом интересным показалось наблюдение по качественному употреблению сленга:  семиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра). Старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.


  Из бесед со взрослыми также выяснили, что и раньше, когда они учились в школе, сленг использовался в речи.  Они назвали такие слова: блин, госоценка(тройка), фигня, шпора, но  употребление этих выражений было низким , этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово.  

 Выясняли, что учащиеся 7-10 классов   активно используют в своей речи сленг, причем больше всего жаргонных слов в речи девочек 8 класса и мальчиков 10 класса. / Приложение 3/

В анкетах   ребята указали слова, которые  употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:



Название группы

 Примеры

1

Части тела

 грабли, заготовки (руки), пачка, башня ,чайник, кочан, черепушка, жбан, череп,дыня, тыква (голова), бельма, моргалы (глаза), варежка (рот), локаторы (уши);копыта ( ноги)

2

Слова,обозначающие людей по профессии

училка (учительница), водила (водитель),

3

Бытовая техника

ящик, телик (телевизор), мобила, сотик, мобильный, (мобильный телефон), комп, ноут (компьютер), дивидишка (DVD), фотик ( фотоаппарат);

4

Транспорт

мотик (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей)

5

Слова,обозначающие людей по родству

предки, родичи, родоки, шнурки (родители), маман (мама), сеструха (сестра), братва, френдики, кенты (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень),малявки, мелкие, школота, мелочь,сопляк (младшие сестры и братья)

6

Учеба

домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка, контроха, контра (контрольная работа)

7

Продукты питания, потребление еды

хавка, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая),хавать( есть)

8

Деньги

бабки, бабло, баксы, штука

9

Слова-оценки

классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(ерунда)

10

Глаголы

отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

11

Слова, обозначающие людей по их качеству характера

крыса, баран, свинья, лось, лох, лошара,  тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо

 

        В результате исследования было выяснено, что учащиеся активно используют сленг в своей речи./Приложение2,3/ Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения  сопровождаются мимикой и жестами, потому что без  них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7А,9 классов не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения).   В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики  считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).






                                             

                                           4. Заключение

       В своей работе мы попыталась объяснить причины употребления сленга  как элемента повседневной речи учащихся. Ребята МБОУ Савинская СОШ  активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование   речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных , профессиональных, жаргонных  слов и выражений.

     Больше всего в речи  ребята используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Так  они хотят создать свой мир, отличный от мира  взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того ,установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть опрошенных вообще не  задумывалась над тем, как говорит.

Также узнали, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла.  Следовательно, гипотеза, которую выдвигали, верна: в речи  учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы  встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией  общения. Знать о невозможности  ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния  ограниченной в употреблении  лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка: нормы произношения, ударения, грамматические и синтаксические нормы



                           5. Список  использованной  литературы

  1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка//Под редакцией Н. Ю. Шведовой. - М.: «Русский язык», 1989

  2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.

     3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).

    4.  Л.И. Скворцов. Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.

    5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.

   6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

  1. Материалы Интернета










                                                       

  1. Приложения

Приложение 1   

      Анкеты №1

  1.  Что такое молодежный сленг?

  1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

  1.  Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)

4.  С какой целью  вы их употребляете?

      а) Считаете, что модно, современно.

      б) Нужны в речи для связи слов.

      в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

      г) Делают речь понятнее для друзей.

      д) Помогают  самоутвердиться.

      е)  Придать своей речи живость, юмор. 

       5.  Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.           

 6.  Стараетесь ли вы обойтись без них?

                      а) Да.

                      б) Нет.

                      в) Не думал об этом.


Варианты ответов

7 класс

8класс

9 класс



да

17%

12%

45%



Нет

30%

50%

25%



Не думал об этом

53%

38%

30%



         Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.

7.. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

а) Да

б) Нет

в) Не думал об этом

    Выборочный опрос учащихся  7 Б классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов.  Всего было опрошено 14 человек.

На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:



7класс

А

Модно, современно

6

Б

Нужны в речи для связи слов

4

В

Делают речь понятнее

4

Г

Что-то другое

-



8.Используете ли вы диалектную лексику? ( да, нет) Какую?

9.Используете ли вы специальную лексику, термины? ( да, нет). Какую)















Приложение 2   

Анкета №2


ЖАРГОНИЗМ

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

ВАШ ВАРИАНТ

БАШКА

ГОЛОВА


БРАТВА

ДРУЗЬЯ


БЫК, БЫЧАРА

СИЛАЧ


БЫЧОК

ОКУРОК


ВЕЛИК

ВЕЛОСИПЕД


ВЕРНЯК

ТОЧНО, ВЕРНО


ВИДАК

ВИДЕОМАГНИТОФОН


ВРУБАТЬСЯ

ПОНИМАТЬ, ДОГАДЫВАТЬСЯ, ВНИКАТЬ


ДЕВНИК

ДНЕВНИК


ДИВИДИШКА

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ


ДОМАШКА

ДОМАШНЯЯ РАБОТА


ДЫНЯ

ГОЛОВА


ЗАКУСОН

ЗАКУСКА


КОМП

КОМПЬЮТЕР


КАЙФ

ПРИЯТНО


КЕНТ

ДРУГ


КЛАСС

ОЧЕНЬ ХОРОШО


КЛЁВО

ХОРОШО


КОНТРОШКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


КРЕНДЕЛЬ

ПАРЕНЬ


КОРЕФАН

ДРУГ


МАЛЯВКА

ТОТ, КТО МЛАДШЕ


МАХАТЬСЯ, МОЧИТЬ

ДРАТЬСЯ


МОБИЛА

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН


МУЗОН

МУЗЫКА


ОБЛОМ

НЕУДАЧА


ОТТЯНУТЬСЯ

РАЗВЛЕЧЬСЯ


СМЫТЬСЯ

УДРАТЬ


СРЕЗАТЬСЯ

СЫГРАТЬ


СТРЕЛКА

ВСТРЕЧА


ТЕЛИК

ТЕЛЕВИЗОР


ТОРМОЗНУТЫЙ

НЕДОРАЗВИТЫЙ


ТРУБА

ТЕЛЕФОН


ТУСОВКА

ВЕЧЕРИНКА


УЧИЛКА

УЧИТЕЛЬНИЦА


ФИГНЯ

ЕРУНДА


ФОТИК

ФОТОАППАРАТ


ФУТБИК

ФУТБОЛ


ХАВЧИК

ЕДА


ХАЛЯВА

БЕСПЛАТНО


САЛЮТ, ХАЙ

ПРИВЕТ


ЧАПАТЬ

ИДТИ


ЧАО

ДО СВИДАНИЯ


ЧУВАК

ПАРЕНЬ


ЧУВИХА

ДЕВУШКА


ШУХЕР

ОСТОРОЖНО, БЕРЕГИСЬ


ПОХАВАТЬ

ПОЕСТЬ


ПРЕДКИ

РОДИТЕЛИ





















Приложение 3   

10 Ж

10 М

8 Ж

8 М

9 Ж

7А-Ж

7А -М

7Б -Ж

7Б - М

СРЕДН. - Ж

СРЕДН. - М

1

21

41

18

8

9

9

6

7

18

14

18

21

2

24

43

38

11

12

12

12

16

32

24

24

23

3

27

44

43

20

13

16

18

18

34

26

31

25

4

28


44

20

14

16

18

20

35

30

34

27

5

29


47

21

15

22

20

28

36

32

38

43

6

36



26

16

23

28

29

39

32



7

42



32

17

25

29

36

45

34



8

44



42

18

41

30

46





9





19


31






10





20


35






11





23


36






12





24








13





30








Среднее

31

43

38

23

18

21

24

25

34

27

29

28


Цифрами указано количество слов –жаргонизмов в речи учащихся. Нижний показатель – средний ( количество слов в среднем в речи мальчиков и девочек)



Показатель употребления жаргонизмов в речи учащихся 10 класса

Исследование проводилось по гендерному составу ( мужчины - женщины)

hello_html_m2d73019b.gif

Показатель употребления жаргонизмов в речи учащихся 8 класса

hello_html_3749f576.gif




Показатель употребления жаргонизмов в речи учащихся 9 класса

hello_html_m8628c31.gif



Показатель употребления жаргонизмов в речи учащихся 7 А класса

hello_html_m69ea571c.gif


Показатель употребления жаргонизмов в речи учащихся 7Б класса

hello_html_684cca4c.gif

hello_html_m2318379.gif

  1. .7 классы

  2. . 8 классы


  1. 9 классы

  2. 10 классы

24



Название документа Презентация к проекту.ppt

Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 7-10 классов МБО Савинска...
Актуальность проекта заключается в том, что сленг занимает большее место в со...
Цель проекта: изучение лексикона учащихся 7-10 классов и определение путей по...
Гипотеза: я предполагаю, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употр...
Лексика – это словарный состав языка. Лексикология – раздел науки о языке, ко...
Диалектная лексика. Причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, ...
Профессиональные слова в лексиконе учащихся. Профессионализмы – слова и выраж...
Русский молодежный сленг. Часто употребляемые в общении школьников слова. Мол...
Классификация словарного состава. По происхождению Исконно-русская Заимствова...
Частота употребления сленга, жаргонизмов в 7, 8, 9,10 классах среди мальчиков...
Частота употребления сленга в 7 А классе ( в диаграмме отражено количество сл...
Частота употребления сленга в 7 Б классе ( в диаграмме отражено количество сл...
Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Частота употребления сленга в 8 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Частота употребления сленга в 9 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Вывод. Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает ...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 7-10 классов МБО Савинская М
Описание слайда:

Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 7-10 классов МБО Савинская МСОШ» Автор проекта: Зюзина С., Кабешова Е, Класс 7 Руководитель проекта: Блюдова Г. Н.,

№ слайда 2 Актуальность проекта заключается в том, что сленг занимает большее место в совре
Описание слайда:

Актуальность проекта заключается в том, что сленг занимает большее место в современной разговорной речи, и мы не можем игнорировать это явление. Мы сталкиваемся с ним в журналах, в песнях, слышим его по радио и по телевизору. Не зная сленга, можно не понять значения некоторых слов и выражений в разговорной речи школьников. Кроме того, употребление в своей речи вульгарной лексики является нарушением определенного табу и со стороны общества отнюдь не приветствуется. Практическая значимость. Материал данного проекта может быть использован в качестве дополнительного пособия всеми, кто хочет владеть литературным языком в совершенстве, а также использовать данный материал для проведения внеклассной работы по русскому языку в качестве дополнительного материала.

№ слайда 3 Цель проекта: изучение лексикона учащихся 7-10 классов и определение путей попол
Описание слайда:

Цель проекта: изучение лексикона учащихся 7-10 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников. Задачи: 1.определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся; 2.изучить специальные слова в речи учащихся; 3.изучить сленг школьников 7-10 классов.

№ слайда 4 Гипотеза: я предполагаю, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употребл
Описание слайда:

Гипотеза: я предполагаю, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко. Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

№ слайда 5 Лексика – это словарный состав языка. Лексикология – раздел науки о языке, котор
Описание слайда:

Лексика – это словарный состав языка. Лексикология – раздел науки о языке, который изучает лексику.

№ слайда 6 Диалектная лексика. Причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что
Описание слайда:

Диалектная лексика. Причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста; Другие считают, что в наши дни это не актуально; Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

№ слайда 7 Профессиональные слова в лексиконе учащихся. Профессионализмы – слова и выражени
Описание слайда:

Профессиональные слова в лексиконе учащихся. Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией. Термин – это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии. Профессионализмы Что означают Медикаменты Лекарства Педиатр Детский врач Мировоззрение Точка зрения Окулист Глазной врач

№ слайда 8 Русский молодежный сленг. Часто употребляемые в общении школьников слова. Молоде
Описание слайда:

Русский молодежный сленг. Часто употребляемые в общении школьников слова. Молодежный сленг Что означает Клава Клавиатура Чувак Человек Супер, класс Отлично Грабли Руки Бабло Деньги Балдеж Веселье Черепушка Голова Дивидишка Проигрыватель Домашка Домашняя работа Комп Компьютер Малявка, мелочь, мелкий Тот, кто младше Мобила Мобильный телефон Музон Музыка Предки Родители Смыться Удрать

№ слайда 9 Классификация словарного состава. По происхождению Исконно-русская Заимствованна
Описание слайда:

Классификация словарного состава. По происхождению Исконно-русская Заимствованная Принципы классификации словарного состава По частоте употребления Пассивный Активный Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально Сфера употребления

№ слайда 10 Частота употребления сленга, жаргонизмов в 7, 8, 9,10 классах среди мальчиков и
Описание слайда:

Частота употребления сленга, жаргонизмов в 7, 8, 9,10 классах среди мальчиков и девочек

№ слайда 11 Частота употребления сленга в 7 А классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 7 А классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 12 Частота употребления сленга в 7 Б классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 7 Б классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 13 Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 14 Частота употребления сленга в 8 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 8 классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 15 Частота употребления сленга в 9 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 9 классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 16 Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)
Описание слайда:

Частота употребления сленга в 10 классе ( в диаграмме отражено количество слов)

№ слайда 17 Вывод. Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает нал
Описание слайда:

Вывод. Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания. Следовательно, гипотезе оказалась верна.

Название документа Приложение 1.doc

Приложение 1

Анкета №1


ЖАРГОНИЗМ

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

ВАШ ВАРИАНТ

БАШКА

ГОЛОВА


БРАТВА

ДРУЗЬЯ


БЫК, БЫЧАРА

СИЛАЧ


БЫЧОК

ОКУРОК


ВЕЛИК

ВЕЛОСИПЕД


ВЕРНЯК

ТОЧНО, ВЕРНО


ВИДАК

ВИДЕОМАГНИТОФОН


ВРУБАТЬСЯ

ПОНИМАТЬ, ДОГАДЫВАТЬСЯ, ВНИКАТЬ


ДЕВНИК

ДНЕВНИК


ДИВИДИШКА

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ


ДОМАШКА

ДОМАШНЯЯ РАБОТА


ДЫНЯ

ГОЛОВА


ЗАКУСОН

ЗАКУСКА


КОМП

КОМПЬЮТЕР


КАЙФ

ПРИЯТНО


КЕНТ

ДРУГ


КЛАСС

ОЧЕНЬ ХОРОШО


КЛЁВО

ХОРОШО


КОНТРОШКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


КРЕНДЕЛЬ

ПАРЕНЬ


КОРЕФАН

ДРУГ


МАЛЯВКА

ТОТ, КТО МЛАДШЕ


МАХАТЬСЯ, МОЧИТЬ

ДРАТЬСЯ


МОБИЛА

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН


МУЗОН

МУЗЫКА


ОБЛОМ

НЕУДАЧА


ОТТЯНУТЬСЯ

РАЗВЛЕЧЬСЯ


СМЫТЬСЯ

УДРАТЬ


СРЕЗАТЬСЯ

СЫГРАТЬ


СТРЕЛКА

ВСТРЕЧА


ТЕЛИК

ТЕЛЕВИЗОР


ТОРМОЗНУТЫЙ

НЕДОРАЗВИТЫЙ


ТРУБА

ТЕЛЕФОН


ТУСОВКА

ВЕЧЕРИНКА


УЧИЛКА

УЧИТЕЛЬНИЦА


ФИГНЯ

ЕРУНДА


ФОТИК

ФОТОАППАРАТ


ФУТБИК

ФУТБОЛ


ХАВЧИК

ЕДА


ХАЛЯВА

БЕСПЛАТНО


САЛЮТ, ХАЙ

ПРИВЕТ


ЧАПАТЬ

ИДТИ


ЧАО

ДО СВИДАНИЯ


ЧУВАК

ПАРЕНЬ


ЧУВИХА

ДЕВУШКА


ШУХЕР

ОСТОРОЖНО, БЕРЕГИСЬ


ПОХАВАТЬ

ПОЕСТЬ


ПРЕДКИ

РОДИТЕЛИ









Название документа Приложение 2..doc

ЖАРГОНИЗМ

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

ВАШ ВАРИАНТ

БАШКА

ГОЛОВА


БРАТВА

ДРУЗЬЯ


БЫК, БЫЧАРА

СИЛАЧ


БЫЧОК

ОКУРОК


ВЕЛИК

ВЕЛОСИПЕД


ВЕРНЯК

ТОЧНО, ВЕРНО


ВИДАК

ВИДЕОМАГНИТОФОН


ВРУБАТЬСЯ

ПОНИМАТЬ, ДОГАДЫВАТЬСЯ, ВНИКАТЬ


ДЕВНИК

ДНЕВНИК


ДИВИДИШКА

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ


ДОМАШКА

ДОМАШНЯЯ РАБОТА


ДЫНЯ

ГОЛОВА


ЗАКУСОН

ЗАКУСКА


КОМП

КОМПЬЮТЕР


КАЙФ

ПРИЯТНО


КЕНТ

ДРУГ


КЛАСС

ОЧЕНЬ ХОРОШО


КЛЁВО

ХОРОШО


КОНТРОШКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


КРЕНДЕЛЬ

ПАРЕНЬ


КОРЕФАН

ДРУГ


МАЛЯВКА

ТОТ, КТО МЛАДШЕ


МАХАТЬСЯ, МОЧИТЬ

ДРАТЬСЯ


МОБИЛА

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН


МУЗОН

МУЗЫКА


ОБЛОМ

НЕУДАЧА


ОТТЯНУТЬСЯ

РАЗВЛЕЧЬСЯ


СМЫТЬСЯ

УДРАТЬ


СРЕЗАТЬСЯ

СЫГРАТЬ


СТРЕЛКА

ВСТРЕЧА


ТЕЛИК

ТЕЛЕВИЗОР


ТОРМОЗНУТЫЙ

НЕДОРАЗВИТЫЙ


ТРУБА

ТЕЛЕФОН


ТУСОВКА

ВЕЧЕРИНКА


УЧИЛКА

УЧИТЕЛЬНИЦА


ФИГНЯ

ЕРУНДА


ФОТИК

ФОТОАППАРАТ


ФУТБИК

ФУТБОЛ


ХАВЧИК

ЕДА


ХАЛЯВА

БЕСПЛАТНО


САЛЮТ, ХАЙ

ПРИВЕТ


ЧАПАТЬ

ИДТИ


ЧАО

ДО СВИДАНИЯ


ЧУВАК

ПАРЕНЬ


ЧУВИХА

ДЕВУШКА


ШУХЕР

ОСТОРОЖНО, БЕРЕГИСЬ


ПОХАВАТЬ

ПОЕСТЬ


ПРЕДКИ

РОДИТЕЛИ










Название документа титульный лист проекта 2013.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Савинская средняя общеобразовательная школа











Тема «Лексикон учащихся 7-10 классов МБОУ Савинская СОШ»





Выполнили:

Кабешова Евгения,

ЗюзинаСветлана,

7 класс

Руководитель:

Блюдова Галина

Николаевна, учитель

русского языка и

литературы



п. Савино

2013

Проект "Лексикон учащихся" 2013
  • Русский язык и литература
Описание:

  С первого  по  одиннадцатый  класс мы  изучаем  русский  язык. Это  один  из  самых трудных  школьных  предметов.  Но  ни у  кого  не  возникает сомнений  в том,  что  изучать  русский  язык  надо. Кому  надо?  Нам, моим  друзьям- одноклассникам, тем, кто  придёт в  школу  после  нас, нашим  детям,  внукам, всем  русским  людям. Мы искренне верим в то,  что  русский  язык –                  « великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Однако что же мы слышим сегодня из  уст  современной молодежи:  « У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?  Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему  нашего исследования.                                            

Область исследования 

–жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования –устная речь учащихся школы
База исследования – учащиеся  7 -10 классов МБОУ  Савинская СОШ

Актуальность:
-  ограниченная лексика  распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено  в школьных учебниках русского языка;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить  причины использования учащимися подобной лексики.

Цель исследования

 проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся  школы.     

Задачи: 

·        Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.

·        Изучить сленг школьников 7 -10  классов и  причины его  употребления

 Этапы исследования:

·        изучение научной  литературы, подбор теоретического материала.

·        проведение анкетирования, обработка результатов.

·        написание  проекта.

·        создание компьютерной презентации

 Методы исследованияанализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

          Гипотеза:

в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это? 

Автор Блюдова Галина Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 595
Номер материала 41400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓