Главная / Другое / Проект "Культура и традиции русского народа"

Проект "Культура и традиции русского народа"


Проект "Культура и традиции русского народа"

Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: дети подготовительной группы.

Сроки реализации: две недели.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Цель проекта: Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.

Задачи проекта:

Расширять представление о национальной русской культуре

Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры "; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Развивать творческие способности детей.

Планируемый результат.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

Углубление жизненного опыта.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.


1-ая неделя проекта.

Тема: «Культура и традиции русского народа».

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1.Беседа.

Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.



2.Художественное творчество:Декоративное рисование.

Тема: Украшение фартука узором городецкой росписи.

Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы городецкого узора ритмично; закреплять знания о содержании городецкого узора , воспитывать интерес к стилевым особенностям присущим городецкой росписи.

Задачи:

продолжать знакомить детей с городецким узором. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.


Вопросы к занятию:

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?

- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?

- Каким узором будем украшать?

- Какие элементы городецкого узора вы знаете?

- Какие цвета в используют городецкие мастера?


1. Рассматривание образца.

2.Объяснение и показ способов и этапов работы.

3.Работа детей.

4.Анализ занятия.


3. Музыка.

Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла.»

Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с русской народной мелодией.

Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.


Вечер:

Русские народные игры:

"Перетяни канат".

"Ручеек".

Изучение пословиц и поговорок русского народа.

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов русского народа.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема: Русский народный костюм.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения русского национального костюма, о названии элементов мужского (порты,сермяга,рубаха,кушак ,косоворотка,зипун,кожух) и женского (сарафан,понева,передник,душегрея,фартук) костюмов;

Задачи:

Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

2.Художественное творчество: Декоративная лепка.

Тема: «Гжельский чайник» – слоеное тесто.

Цель: дать детям представление о гжельской посуде об особенностях узора.

Задачи:

Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;

Развивать зрительную – двигательную координацию;

Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.

Вечер

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».

Чтение сказки «Три дочери»

Цель: назвать русские слова .

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: "Русские народные праздники "(презентация).

Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре русского народа, знакомство с русским фольклором .


Задачи:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

Формировать основы праздничной культуры русского народа.

Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:

Экскурсия «Русскую избу» детского сада.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений Русского народа.

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Узор на сапожке.

Цель: Учить украшать сапожек русским узором завитком , геометр. орнаментом

Задачи:

Развивать умения создавать орнамент из трех частей;

Знакомство с народной культурой;

Воспитывать аккуратность;



Вечер:

Изучение танца "Кадриль.

,Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Отгадывание загадок.

Задачи:

Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Развивать дослушивать загадку до конца.

Учить понимать смысл загадки.

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Музыка.

Тема: Пение русской народной песни «Колыбельная».

Вечер:

Миниконцерт с участием детей.

Выставка "Русские национальные блюда".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.


2 -я неделя проекта.

Тема: "Русский народ - великий народ".

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1.Беседа.

Тема: "Паровозик дружбы".

Цель:продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.

Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

2.Художественное творчество: Рисование.

Тема: «Русский сарафан».

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

Вызвать интерес к жизни своих предков;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Вопросы к занятию:

- Какую одежду одевали русские девушки?

-Из какой одежды состоит женский народный костюм?

-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?

1.Рассматривание образца.

2.Объяснение и показ способов и этапов работы.

3.Работа детей.

4.Анализ занятия.


3.Музыка.

Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».

Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.

Задачи:

Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;

Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.


Вечер:

Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".

Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема: «Русский национальный костюм».

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;

Задачи:

Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;

Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;


2.Художественное творчество: лепка.

Тема: Лепка дымковского коня.

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;

Задачи:

Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;

Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;

Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Вечер:

Дидактическая игра "Сказочная мозаика".

Инсценировка сказки "Гуси лебеди".

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Задачи:

Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;

Познакомить детей с элементами быта предков;

Вызвать интерес к русским традициям;

Воспитывать доброту и любовь друг к другу;


Вечер

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Чтение русских народных сказок "Снегурочка".

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Русская матрешка.

Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.

Задачи:

Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Прививать любовь к русской культуре;


Вечер:

Разучивание русского хороводного танца «Карусель».

Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1.Беседа.

Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".

Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.

Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2.Музыка.

Тема: Разучивание частушек.

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

Вечер:

Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Создание мини музея.


Ожидаемые результаты:

Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знания о культуру и традиции русского народа.

Раскрытие индивидуальности ребенка.

Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Совместное творчество детей с родителям

Проект "Культура и традиции русского народа"
  • Другое
Описание:

Перед нами взрослыми стоит задача - познакомить детей с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; формировать у детей интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать детям представление об устройстве дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.

Автор Усманова Галина Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3447
Номер материала 20913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓