Главная / Обществознание / Проект "Казнить нельзя помиловать"

Проект "Казнить нельзя помиловать"

14


МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» Саратовской области







hello_html_c16c0cf.gif






hello_html_626cc2a6.gif


hello_html_3210c487.png






Работу подготовила

ученица 10 класса:

Ефремова Анна,

Руководитель работы:

Павлова Ольга Владимировна

2014 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


1. Название проекта: «Казнить нельзя помиловать»

2. Руководитель проекта: Павлова Ольга Владимировна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: История.


4.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: обществознание, литература, право.


5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 14-17лет.


6. Тип проекта: информационно – исследовательский.


7. Цель проекта:

  • Анализ исторической информации по данной теме, использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.

8. Задачи проекта:

 Освоить представление о смертной казни в истории России.

  • Освоить основные понятия: «права человека», «смертная казнь», «пожизненное заключение», «преступность», «уголовный кодекс, «общественное мнение», «правовое государство», «демократическое общество».


9. Вопросы проекта:

1) Смертная казнь в истории права России

2) Смертная казнь по современному уголовному праву Российской Федерации.


10. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран.


11. Актуальность проекта: В настоящее время актуальность проблемы введения смертной казни связана с тем, что сейчас мы наблюдаем увеличение роста тяжких преступлений, и в связи с этим возникает в обществе вопрос об отмене моратория на смертную казнь.

12. Этапы работы над проектом:

Определение темы проекта.

Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.

Анализ полученных знаний, оформление проекта, создание презентации.

Представление и защита проекта.


13. Список использованных информационных ресурсов:

  • www.wikipedia.ru

  • www.fexclub.ru

  • www.istorya.ru

  • www.yandex/images.ru

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

  • www.bolshoyvopros.ru

  • www.diletant.ru

  • www.provoslavie.ru

  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 N1-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 13 января 1997 г., №2 ст.178.

  • Указ Президента РФ от 16 мая 1996г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением в Совет Европы» // Собрание законодательства РФ от 20 мая 1996 г., № 21 ст. 2468.



Введение

Право на жизнь представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере, т.к. все остальные права утрачивают смысл в случае гибели человека.

К сожалению, в истории новой России человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. В результате убийства превратились в обычные преступления, и их количество стало расти в геометрической прогрессии. Следственный комитет России опубликовал статистику тяжких преступлений, совершаемых на территории страны с начала 2012 года:

  • в 2012 году жертвами насильственных преступлений, в том числе в семье, признано более 89 тысяч несовершеннолетних.

  • число криминальных смертей среди детей за последние три года выросло с 1,6 тысяч до 2,1 тысяч.

  • за девять месяцев 2012 года от рук убийц в России погибло 1292 ребенка.

  • от насильственных действий родителей в прошлом году пострадали почти 4,9 тысяч детей.

  • в каждом втором регионе наблюдается рост преступлений на сексуальной почве, число убийств растет в каждом третьем субъекте РФ.

  • 33% преступлений в России совершены ранее судимыми гражданами.

  • возбуждено 11 тысяч уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних.

  • 10,8% от общего числа возбужденных уголовных дел составляют расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

  • разыскивается 10 978 несовершеннолетних, пропавших без вести. Из них 3 364 — в возрасте до 14 лет.

  • более 3 тысяч несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения (рост на 11 %).

  • в 26 регионах увеличилось число регистрируемых убийств, в их числе Хабаровский край, республика Алтай, Ярославская и Мурманская области.

  • в 28 регионах выросло число случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

  • в 49 регионах зафиксирован рост числа изнасилований.

  • значительный рост преступности зафиксирован в Туве, Новгородской области (на 10 %) и на Чукотке (на 19 %).

В связи с этим дискуссии об отмене или сохранении смертной казни, ее целесообразности возобновились в России вновь. Однако единого мнения – где же поставить запятую в сакраментальной фразе «казнить нельзя помиловать» так и недостигнуто.


1. Смертная казнь в истории права России

Проблема «за» и «против» смертной казни возникла в умах человечества еще задолго до новой эры. До нас дошли свидетельства того, что этот вопрос впервые активно дебатировался в Древней Греции во времена Пелопонесской войны.

Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности. Из всего комплекса вышеперечисленных аспектов рассмотрим, прежде всего, политико-правовые, так как они на сегодняшний день приобретают особую актуальность.

Сегодня проблема смертной казни является проблемой мирового масштаба, которая преследует глобальные гуманистические цели. Наша же задача состоит в том, чтобы разобраться с этим вопросом, но применительно к Российской Федерации и в рамках отечественного законодательства.

О смертной казни говорится ещё в уставной Двинской грамоте 1397 года. Смертная казнь в истории нашего государства применялась при таких правителях, как: Иване III, Иване Грозном, Петре Великом, Николае I, Екатерине I , Елизавете, Павле I., Хрущеве Н.С.

В советский период единственным уголовно закрепленным способом применения смертной казни являлся расстрел, который применяется и до сих пор. Несмотря на то, что Советское государство всегда относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания (она трижды отменялась - в 1917, 1920 и 1947 годах), эта мера ни в 20-е, ни в 30-е годы окончательно отменена не была. Более того, выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму влекла за собой ужесточение репрессий. Однако, несмотря на это, в 1949 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР внесло предложение об отмене смертной казни во всех странах мира, но тогда это не получило поддержки.


После смерти Сталина И.В. уголовное законодательство пошло по пути смягчения наказания, но в дальнейшем список преступлений, караемых смертной казнью был расширен. Таким образом, последний советский Уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за более чем 30 деяний.


Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться. Вопрос о её применении окончательно был разъяснён Конституционным судом в 2009 году на основании конституции и международных договоров.






2. Смертная казнь по современному уголовному праву

Российской Федерации

Глобальные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. В 1989-1995 гг. смертная казнь была отменена в 25 странах. Таким образом, наконец, 1995 г. смертная казнь полностью отменена в 72 государствах, в 30 – не применяется, а в 90 - сохранена. В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь включена в перечень наказаний, причем смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

В особенной части Уголовного Кодекса РФ смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид.


В соответствии с частью 2 ст. 20 Конституции РФ рассмотрение уголовного дела с наказанием в виде смертной казни проводится с участием присяжных заседателей.

Конституция РФ (ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.

С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. В начале 90-х годов широко действовал институт помилования осужденных к высшей мере наказания.






3. Смертная казнь в России за последние 17 лет

17 лет прошло со дня последней смертной казни в России: 2 августа 1996г. был расстрелян серийный маньяк Сергей Головкин. Этот убийца и насильник был лишь одним из последних в очереди приговоренных к высшей мере наказания. Приговоренных в России могут казнить только через расстрел.

В случае помилования смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на 25 лет. Осужденный имеет право обратиться с ходатайством о помиловании к президенту РФ.

1996 год — Россия приглашена в Совет Европы, при условии отмены смертной казни в стране. Президент игнорирует рассмотрение дел приговорённых к смертной казни, блокируя возможность исполнения приговоров.

1997 год — Подписан Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отменяющий смертную казнь в мирное время. С российской стороны протокол не ратифицирован, но по Венской конвенции страна обязана выполнять все условия договора и должна запретить смертную казнь еще до ратификации.

1999 год — Условие вынесения смертных приговоров в России — суды присяжных во всех регионах страны. В Чечне таких судов нет. В итоге, вынесение приговоров признано неконституционным.

2009 год — Введение суда присяжных в Чечне не изменит ситуацию. Конституционный суд признает смертную казнь невозможной, считая, что длительный мораторий гарантирует человеку право не быть казненным. Теперь права, данные однажды человеку конституцией или международно-правовыми нормами и ставшие частью правовой системы в России, отменять или умалять запрещено (55 статья Конституции).

По Конституции — смертная казнь, как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни, установлена уголовным кодексом РФ. Обвиняемому предоставлено право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей. С другой стороны, смертная казнь в стране запрещена. Россия подписала международный документ — протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно Конституции, приоритет отдается правилам международного договора, а не закону.

4. Политические и общественные деятели о смертной казни

В этой связи определяющее значение имеет мнение президента России Владимира Владимировича Путина. Его точка зрения весьма ясна и категорична. "Государство не может присваивать себе право, которое может принадлежать только Всевышнему - лишать человека жизни", - заявил президент РФ.

Кандидат исторических наук, доцент Любовь СЛИСКА: «Будучи верующим человеком, в вопросе смертной казни, тем не менее, я придерживаюсь принципа: «око за око, зуб за зуб». С момента введения в 1996 году моратория на смертную казнь статистика по тяжким преступлениям резко пошла в гору. Если бы смертная казнь действовала, каждый перед совершением преступления тысячу раз подумал, стоит ли это делать.

Депутат Государственной Думы пятого и шестого созывов, член фракции «Единая Россия» Роберт ШЛЕГЕЛЬ: «Я предлагаю отменить мораторий на смертную казнь в отношении педофилов приговоренных к пожизненному заключению, кто совершает особо тяжкие преступления против детей. Я уверен, что тех, кто убивает детей, нет смысла держать в тюрьме, так как они никогда не раскаются. Любой другой, кто будет совершать подобные преступления, будет знать: он не будет 30-50 лет сидеть и ждать когда умрет, а понесет достойное наказание».

Основатель и председатель либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы Владимир Жириновский : «Введение высшей меры наказания могло бы способствовать предотвращению преступлений, повлекших за собой массовую гибель людей. Отмена моратория на смертную казнь в России может привести к исключению страны из Совета Европы. Однако безопасность наших граждан дороже, чем членство в политической организации».

Министр внутренних дел в 1995-1998 годах Анатолий Куликов. Применять смертную казнь, с его точки зрения, следует против «террористов, убийц, растлителей детей». Бывший глава МВД развил свой тезис (из-за сложного логического построения конструкция не поддается пересказу и потому приводится полностью): «Реально говорить об отмене смертной мы сможем лишь тогда, когда у нас будут квалифицированные суды присяжных. Например, в Германии суд присяжных — это шесть профессионалов и шесть представителей общества. Иначе мы вернемся к тому, что присяжные, как в царской России, будут оправдывать террористов, посягнувших на монаршую жизнь».

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Полагает, что смертной казнью должны караться преступления «героиновой мафии», организовавшей «героиновую агрессию» против России. За смертную казнь в России большинство, – следовательно, международные обязательства по ее отмене брать на себя не следовало.

Кинорежиссер Петр Тодоровский. Выступил за использование смертной казни для наказания «педофилов, пойманных на месте преступления, и убийц». При этом, «учитывая высокую степень коррумпированности общества», следует четко установить в законодательстве круг преступлений, которые наказываются смертной казнью, и «поставить судам четкие условия применения, чтобы они не засудили невиновного и не оправдали виновного».

Декан социологического факультета МГУ, доктор философских наук Владимир ДОБРЕНЬКОВ: «Мне кажется, что за педофилию нужно давать только смертную казнь. Потому что преступления против детей, особенно убийство, тем более на сексуальной почве — это самое тягчайшее преступление. Я не могу представить более страшного преступления, чем преступление против ребенка, который не может сам себя защитить. Я за ужесточение наказаний за тяжкие преступления, убийства, педофилию и прочее. Если этого не будет, то мы будем пожинать плоды своего либерального отношения к безнаказанности и беспределу».

Межфракционная рабочая группа в среду 22.01.2014 внесла на рассмотрение в Госдуму пакет законопроектов, направленных на ужесточение антитеррористического законодательства, сообщил РИА Новости участвовавший в подготовке документа депутат от ЛДПР Андрей Луговой.

«Один из блоков касается внесения изменения в Уголовный кодекс, в ряд статей УК. Предлагается по ряду статей увеличить наказание от 10до 20 лет, а по ряду статей – до пожизненного», - сказал Луговой. Парламентарий отметил, что будет ужесточено не только наказание за совершение теракта или участие в его подготовке, но и за обучение причастных и пропаганду.

Ну и, наконец, отношение Церкви. Отношение Русской Православной Церкви к смертной казни четко выражено в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Однако характерно, что множество православных забывают или игнорируют данных документ в дискуссиях о смертной казни. Хотя этот документ утвержден Архиерейским собором...

Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душе попечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества. Смертной казни лучше избегать, но Церковь не навязывает это обществу. Общество должно само оценить свою готовность, но Церковь приветствует отмену смертной казни.


5. Опрос

Я провела опрос среди учащихся старших классов и учителей гимназии. Респондентам были предложены два вопроса: «Нужно ли сейчас в России отменить мораторий на смертную казнь? Если да, то, за какие преступления применять данный вид наказания?» hello_html_m164adf92.gifРезультаты на гистограмме.

Всего в опросе приняли участие 19 человек. Согласно опросу, 7 человек ответили, что смертную казнь нужно ввести для педофилов. Это составляет 36% от всех опрошенных. 5 человек за изнасилование , что составляет 26%.

3 человека за хранение и распространение наркотиков - 15%. 1 человек - за убийство детей- 5%. 1 человек - за серийные убийства- 5%. 1человек –за терроризм- 5%. 1 человек - за взятку - 5%. Таким образом, все респонденты высказались за введение смертной казни.


6. Заключение

На сегодняшний день Россия, пожалуй, единственная страна, на которую оказывается столь серьезное давление со стороны мировой общественности, международных и общественных организаций. В этом отношении нам необходимо ориентироваться на собственный опыт, формируемый нашими социально-экономическими условиями, исходить из нашего менталитета и особенностей развития. В заключение хотелось бы отметить, что вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Ни у противников, ни у сторонников смертной казни не может быть окончательного решения, и, учитывая, что у всякого правила могут быть исключения, приведу высказывание видного французского юриста Раймона Форни: "Вопрос о смертной казни во Франции решен окончательно. Однако это не означает, что не может быть исключений. Если бы Гитлер не покончил с собой, и его пришлось бы судить в наши дни, то приговор вряд ли бы ограничили пожизненным тюремным заключением. То же самое относится к нацистским палачам..." Довольно интересное высказывание, ведь закон есть закон. И если бы пришлось казнить Гитлера, пришлось бы принимать новый. Поэтому я считаю, что поскольку ещё совершаются хладнокровные, ужасные и циничные преступления, смертная казнь должна быть сохранена, в ограниченных пределах, за узкий круг преступлений, и, разумеется, применительно только к психически здоровым людям. Однако, если само общество станет гуманным, а не только его власти, отменяющие смертную казнь, то в нем не будут совершаться такие преступления, которые потребовали бы применения смертной казни.


































Проект "Казнить нельзя помиловать"
  • Обществознание
Описание:

Право на жизнь представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере, т.к.  все остальные права утрачивают смысл в случае гибели человека. К сожалению, в истории новой России человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. В результате убийства превратились в обычные преступления, и их количество стало расти в геометрической прогрессии. В связи с этим дискуссии об отмене или сохранении смертной казни, ее целесообразности возобновились  в России вновь. Однако единого мнения – где же поставить запятую в сакраментальной фразе «казнить нельзя помиловать» так и недостигнуто.

 

Проблема «за» и «против» смертной казни возникла в умах человечества еще задолго до новой эры. До нас дошли свидетельства того, что этот вопрос впервые активно дебатировался в Древней Греции во времена Пелопонесской войны.  Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она  затрагивает политико-правовые, социально-экономические,  нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы  нашей жизнедеятельности.

Автор Павлова Ольга Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 42988
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓