Главная / Логопедия / Проект "Использование мультимедиа презентаций в индивидуальной логопедической деятельности (на примере работы по постановке звука [Р])"

Проект "Использование мультимедиа презентаций в индивидуальной логопедической деятельности (на примере работы по постановке звука [Р])"

Проект «Использование мультимедиа презентаций в индивидуальной логопедической деятельности (на примере работы по постановке звука [Р])»


Тип проекта. Практико-ориентированный краткосрочный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Срок реализации проекта – 3 занятия.

Актуальность. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Это высказывание подчеркивает необходимость использования наглядных форм в обучении для повышения эффективности коррекционного процесса.

Важнейшим достоинством проекта является применение ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод применения мультимедиа презентаций. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность активнее включаться в работу, развивает познавательную активность ребёнка, реализует цели и задачи коррекционной работы в игровой форме, повышает мотивационную составляющую, позволяет доступно, наглядно и красочно излагать материал. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе деятельности с ИКТ, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Гипотеза. Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование мультимедиа презентации в индивидуальной логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» навыки правильного звукопроизношения, которые приобретает ребенок в процессе практической логопедической деятельности, повысят мотивацию ребенка к занятиям.

Цель проекта: формирование мотивации к логопедическим занятиям по средствам мультимедиа презентации и как следствие формирование правильного произношения звука [Р].

Задачи проекта:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия.

5. Приобщать детей к процессу активного познания, опираясь на интересы детей и их

эмоциональный отклик.

Ожидаемый результат:

  • Использование ИКТ в коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития и как следствие успешному формированию звукопроизношения детей.

  • Более рациональное использование времени, отведенного на занятие.

Эффективность данных результатов

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ.

Для педагогов:

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Для ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения мультимедиа презентаций в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Участники проекта: учитель - логопед, дети старшего дошкольного возраста.

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно - аналитический):

1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития

детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

4. Подбор упражнений для развития артикуляционной моторики.

5. Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

6. Подбор приемов, упражнений для постановки и автоматизации звука [Р].

7. Создание мультимедиа презентации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):

Проект реализуется циклом занятий, направленных на введение в активную речь звука [Р].

Занятие 1 «Постановка и автоматизация звука [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах».

Деятельность и цель работы

Речь логопеда

Речь ребенка

Наглядное сопровождение

Организационный момент

Цель: введение ребенка в ситуацию занятия

«К нам в гости

приехали герои мультфильма «Тачки». Давай поздороваемся с ними! А вместе с Тачками приехал и Грузовичок про которого я хочу рассказать тебе историю.

Жил-был игрушечный грузовичок. Очень хотелось ему завести свой мотор так, чтобы он работал, как у настоящего грузовика: Р-Р-Р. Но у него ничего не получалось. Давай поможем грузовику. А для этого каждый день надо выполнять гимнастику для губ, щёк и языка»

«Здравствуйте!»

Слайд 1

1244129966_1243930020_tachki.jpg









Слайд 2

1244129966_1243930020_tachki.jpg

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка тонких дифференцирован-ных движений артикуляционного аппарата и подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р]

«Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Мы сейчас потянем губки, я увижу твои зубки. Мы потянем, перестанем и ни сколько не устанем.

Буду подражать слону. Губы хоботом тяну. А потом их отпускаем и на место возвращаем.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».



Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ...

Нажми на кнопку и посмотри какой блинчик получился. А у тебя какой получился?

Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до десяти.

Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.



Блинчик скушали, теперь нужно зубки почистить.

Чищу зубки, чищу зубки и снаружи, и внутри – не болели, чтоб они.



Теперь, давай наш язык превратим в парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт до десяти.



Посмотри, кто это к нам пришел?

Давай покажем, как индюк волбочет.



А вот и дятел прилетел, и на дерево сел. Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук - раздается громкий звук.

Помоги дятлу, найди всех жуков на дереве. Ставь пальчик на жука и долби: д-д-д-д…»

Ребенок выполняет упражнения















































































Ребенок высовывает язык









Ребенок облизывает губы











Водит широким языком по зубам













Поднимает язык вверх до бугорков за верхними зубами



















Индюк

Бл – бл – бл – бл – бл





Д-д-д-д-д-д-д

Слайд 3

hello_html_46290d36.jpg









































Слайд 4



hello_html_m79e2a831.jpg

Слайд 5

hello_html_174fe27d.jpg













Слайд 6

hello_html_m2fd4f9e2.jpg



Слайд 7

hello_html_m7023c4b5.png



Слайд 8



hello_html_m359ebe8f.jpg











Слайд 9

hello_html_1cc11139.png

Слайд 10

hello_html_4f66228a.png

Постановка звука

Цель: выработать правильный артикуляционный уклад звука [Р] и вибрацию кончика языка

«Помни, что при правильном произнесении звука [Р] язык поднят к бугоркам за верхними зубами и кончик языка вибрирует»1


Др – др – др – р–р-р-р

Слайд 11

hello_html_m3dbd6905.jpg

Автоматизация изолированного звука [Р]

Цель: удлинить продолжительность вибрации кончика языка и добиться произнесения чистого звука

«Наконец-то игрушечный грузовичок научился «рычать», как настоящие грузовики. Стал грузовичок работать на стройке. Он ездил по разноцветным дорожкам и рычал: Р-Р-Р. Помоги и ты грузовичку: веди пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «рычи» долго, без остановок»


Р-р-р-р-р-р-р-р-р

Слайд 12

hello_html_121813c1.jpg


Развитие фонематического слуха

Цель: научить выделять звук [Р] из потока звуков

«Долго работал грузовичок на стройке и устал. Поиграй с ним: как только услышишь звук [Р], хлопни в ладоши: Ш-3-Р-В-Х-С-Р - МА-ША-ЗА-РА-ПО-РО-ТУ-ЛУ-ВУ.

Выбери, что повезёт грузовичок в своём кузове. Помни, что он возит только те предметы, в названии которых есть звук [Р]»




















«Грузовичок в своем кузове повезет: робота, рыбу и грушу»



















Слайд 13

hello_html_m24fb4e5a.jpghello_html_71c79949.jpg

Автоматизация звука [Р] в прямых и обратных слогах

Цель: выработать правильное произнесение звука [Р] в сочетании с гласными звуками

«Грузовичок едет в магазин»

Ставь пальчик на лесенку и «шагай» вместе с Грузовичком. На каждой ступеньке произноси по одному слогу: РА, РА . .. (Аналогично прорабатываются слоги РЫ, РО, РУ.)

Грузовичок играет в мяч.

«Бросай» мяч вместе с Грузовиком (дотрагиваясь до мяча пальчиком) и произноси сначала по одному слогу, затем по два слога: А—Р, А—Р (ОР, УР, ИР прора-батываются аналогично).


«Ра – ра – ра – ра – ра,

ро – ро – ро – ро – ро,

ры – ры – ры – ры-ры,

ру – ру – ру –ру – ру»







«Ар – ар – ар

ар,

ор – ор – ор –

ор,

ир – ир – ир –

ир,

ур – ур – ур –

ур»

Слайд 14

hello_html_m33cc85d6.jpghello_html_25ab3a5e.jpg











Слайд 15

hello_html_3855e96a.png

Автоматизация

звука [Р] в

сочетании с

согласным

Цель:

выработать

правильное

произнесение

звука [Р] в сочетании с

согласным

звуком2

«У Грузовичка есть

друг Тигр. Однажды

встретились Тигр и

Грузовик и начали

петь песни. Давай и

мы споём вместе с

ними. Тигр поёт:

ДРА, ДРА,

а грузовик подхватывает: На

дорожке два ведра,

дра-дра-дра, дра-

дра-дра. Я несу еще

ведро, дро-дро-дро,

дро-дро-дро. Вот и

друг идет к ведру,

дру-дру-дру, дру-дру-

дру. Да, друзья

всегда мудры, дры-

дры-дры, дры-дры-

дры. На трамвай

бегу с утра, тра-

тра-тра, тра-тра-

тра. Трое едут на

метро, тро-тро-

тро, тро-тро-тро.

Трудно строить на

ветру, тру-тру-тру,

тру-тру-тру. Змеи в

тропиках хитры,

тры-тры-тры, тры-

тры-тры».

«Дра-дра-дра,

дра-дра-дра,

дро-дро-дро,

дро-дро-дро,

дру-дру-дру,

дру-дру-дру,

дры-дры-дры,

дры-дры-дры,

тра-тра-тра,

тра-тра-тра,

тро-тро-тро,

тро-тро-тро,

тру-тру-тру,

тру-тру-тру,

тры-тры-

тры, тры-

тры-тры»

Слайд 16

hello_html_5b917d97.png

Заключение

Цель: положительно

оценить

деятельность

ребенка на

занятии, дать

рекомендации

домой

Грузовичок

благодарит тебя заотличную работу,

дарит тебе вот

такую книжку,

которую ты

сможешь дома

почитать с

родителями, и

прощается с тобой -

до новой встречи! Ты

молодец!!!

Спасибо!

До свидания!

Слайд 17

hello_html_m368add5c.png

Приложение к проекту

hello_html_m172819c2.png



hello_html_dd96db0.png


Занятие 2 «Автоматизация звука [Р] в словах»

Деятельность и цель работы

Речь логопеда

Речь ребенка

Наглядное сопровождение

Организационный момент

Цель: введение ребенка в ситуацию занятия

«К нам в гости снова приехали герои мультфильма «Тачки». Давай поздороваемся с ними! А вместе с Тачками приехал и наш знакомый Грузовичок.

Он опять хочет завести свой мотор давай поможем грузовику. А для этого выполним гимнастику для губ, щёк и языка»

«Здравствуйте!»

Слайд 1

1244129966_1243930020_tachki.jpg



Слайд 2

1244129966_1243930020_tachki.jpg

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата

«Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Мы сейчас потянем губки, я увижу твои зубки. Мы потянем, перестанем и ни сколько не устанем.

Буду подражать слону. Губы хоботом тяну. А потом их отпускаем и на место возвращаем.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».



Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ...

Нажми на кнопку и посмотри какой блинчик получился. А у тебя какой получился?

Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до десяти.



Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.



Блинчик скушали, теперь нужно зубки почистить.

Чищу зубки, чищу зубки и снаружи, и внутри – не болели, чтоб они.



Теперь, давай наш язык превратим в парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт до десяти.



Посмотри, кто это к нам пришел?

Давай покажем, как индюк волбочет.



А вот и дятел прилетел, и на дерево сел. Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук - раздается громкий звук.

Помоги дятлу, найди всех жуков на дереве. Ставь пальчик на жука и долби: д-д-д-д…»

Ребенок выполняет упражнения

























































































Ребенок высовывает язык













Ребенок облизывает губы













Водит широким языком по зубам



















Поднимает язык вверх до бугорков за верхними зубами













Индюк

Бл – бл – бл – бл – бл





Д-д-д-д-д-д-д

Слайд 3

hello_html_46290d36.jpg















































Слайд 4



hello_html_m79e2a831.jpg







Слайд 5

hello_html_174fe27d.jpg















Слайд 6

hello_html_m2fd4f9e2.jpg





Слайд 7

hello_html_m7023c4b5.png





Слайд 8



hello_html_m359ebe8f.jpg









Слайд 9

hello_html_1cc11139.png

Слайд 10

hello_html_4f66228a.png

Уточнение артикуляции звука [Р]

Цель: выработать правильный артикуляционный уклад звука [Р] и вибрацию кончика языка

«Помни, что при правильном произнесении звука [Р] язык поднят к бугоркам за верхними зубами и кончик языка вибрирует. Помоги Грузовичку доехать до стройки. Веди пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «рычи» долго, без остановок»


Р-р-р-р-р-р-р-р-р

Слайд 11

hello_html_121813c1.jpg

Автоматизация

звука [Р] в

словах

Цель:

выработать

правильное

произношение

звука [Р] в

словах

«Назови каждую

картинку, как

чистоговорку.

Например: РА—РА—

РА — РАК, РО-РО-

РО - РОБОТ и т. д.».

















































«В гости к нашему

Грузовичку приехал

Кран и

привез с собой

интересные

чистоговорки - слова,

которые нам с

тобой необходимо

повторить. Сейчас я

буду их зачитывать,

а ты повторяй за

мной, стараясь

четко произносить

звук [Р].

РА—РА—РА — рама, рак, гора, нора.

РЫ—РЫ—РЫ— рыси, рыбы, комары.

РУ—РУ—РУ — ручка, руки, кенгуру.

РО-РО-РО-Рома, роза, рот, перо.

«Ра–ра–ра –

ракетка,

ра-ра-ра –

пирамида,

ра-ра-ра –

баран,

ро-ро-ро –

роза,

ро-ро-ро –

робот,

ро-ро-ро –

корова,

ру-ру-ру –

ручка,

ру-ру-ру –

рука,

ру-ру-ру –

рукавица,

ры-ры-ры –

рысь,

ры-ры-ры –

рыба,

ры-ры-ры –

шары,

ры-ры-ры –

топоры,

ры-ры-ры –

комары,

ры-ры-ры -

корыто»



РА—РА—РА — рама, рак, гора, нора.

РЫ—РЫ—РЫ— рыси, рыбы, комары.

РУ—РУ—РУ — ручка, руки, кенгуру.

РО—РО—РО — Рома, роза, рот, перо.




Слайд 12

hello_html_4b496600.jpg

Слайд 13

hello_html_m35cd69b.jpg



































Слайд 14

D:\С нетбука\Мои документы\Мои рисунки\Мультяшки\Транспорт\haufklaskpxnzdzcshqyo.png

Заключение

Цель: положительно

оценить

деятельность

ребенка на

занятии, дать

рекомендации

домой

Грузовичок

благодарит тебя за отличную работу,

дарит тебе вот

такую книжку,

которую ты

сможешь дома

почитать с

родителями, и

прощается с тобой -

до новой встречи! Ты

молодец!!!

Спасибо!

До свидания!

Слайд 15

hello_html_2114ba6f.png

Приложение к проекту

hello_html_40672e53.png



hello_html_m616b28a9.jpg



Занятие 3 «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Деятельность и цель работы

Речь логопеда

Речь ребенка

Наглядное сопровождение

Организационный момент

Цель: введение ребенка в ситуацию занятия

«К нам в гости снова приехали герои мультфильма «Тачки». Давай поздороваемся с ними! А вместе с Тачками приехал и наш знакомый Грузовичок.

Он опять хочет завести свой мотор давай поможем грузовику. А для этого выполним гимнастику для губ, щёк и языка»

«Здравствуйте!»

Слайд 1

1244129966_1243930020_tachki.jpg





Слайд 2

1244129966_1243930020_tachki.jpg

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата

«Подражаем мы лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Мы сейчас потянем губки, я увижу твои зубки. Мы потянем, перестанем и ни сколько не устанем.

Буду подражать слону. Губы хоботом тяну. А потом их отпускаем и на место возвращаем.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».



Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ...

Нажми на кнопку и посмотри какой блинчик получился. А у тебя какой получился?

Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до десяти.



Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.



Блинчик скушали, теперь нужно зубки почистить.

Чищу зубки, чищу зубки и снаружи, и внутри – не болели, чтоб они.



Теперь, давай наш язык превратим в парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт до десяти.



Посмотри, кто это к нам пришел?

Давай покажем, как индюк волбочет.



А вот и дятел прилетел, и на дерево сел. Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук - раздается громкий звук.

Помоги дятлу, найди всех жуков на дереве. Ставь пальчик на жука и долби: д-д-д-д…»

Ребенок выполняет упражнения















































































Ребенок высовывает язык















































































Индюк

Бл – бл – бл – бл – бл





Д-д-д-д-д-д-д

Слайд 3

hello_html_46290d36.jpg



















































Слайд 4



hello_html_m79e2a831.jpg





Слайд 5

hello_html_174fe27d.jpg















Слайд 6

hello_html_m2fd4f9e2.jpg







Слайд 7

hello_html_m7023c4b5.png





Слайд 8



hello_html_m359ebe8f.jpg









Слайд 9

hello_html_1cc11139.png

Слайд 10

hello_html_4f66228a.png

Уточнение артикуляции звука [Р]

Цель: выработать правильный артикуляционный уклад звука [Р] и вибрацию кончика языка

«Помни, что при правильном произнесении звука [Р] язык поднят к бугоркам за верхними зубами и кончик языка вибрирует. Помоги Грузовичку доехать до стройки. Веди пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «рычи» долго, без остановок»

Р-р-р-р-р-р-р-р-р

Слайд 11

hello_html_121813c1.jpg

Автоматизация

звука [Р] в

предложении

Цель:

отработать

правильное

произношение

звука [Р] во

фразе

В гости к нашему

Грузовичку приехал

Молния Маквин и

привез с собой

интересные

предложения,

которые нам с

тобой необходимо

повторить. Сейчас я

буду их зачитывать,

а ты повторяй за

мной, стараясь

четко произносить

звук [Р].

У Петра много

друзей. На траве не

видно тропки. Отец

потрошил осетра.

Петрушка ест

ватрушку. В

трамвае сидят трое.

У девочки пестрые

гетры. Трамвай

везет нас по центру.

Завтра мы идем в

театр. Матросы

тянут трос. Один за

другим матросы

идут по трапу.

Уважайте труд,

любите труд!

У Петра

много друзей.

На траве не

видно тропки.

Отец потрошил осетра.

Петрушка ест

ватрушку. В

трамвае сидят трое. У девочки пестрые

гетры. Трамвай везет

нас по центру. Завтра мы идем в театр. Матросы

тянут трос.

Один за другим

матросы идут по

трапу.

Уважайте труд, любите труд!

Слайд 12

D:\С нетбука\Мои документы\Мои рисунки\Мультяшки\Транспорт\64649444_1285770131_09.png

Автоматизация

звука [Р] в

активной речи

Цель:

отработать

правильное

произношение

звука [Р] в свободной речи

Молния Маквин привез с собой картинки. Посмотри на картинку и придумай по ней предложение.

«Кроты роют норы. Мальчик рыбак рыбачит в проруби. Рома раскалывает дрова. Сороки сидят на жерди».

Слайд 13

hello_html_m1be80429.jpg


Заключение

Цель: положительно

оценить

деятельность

ребенка на

занятии, дать

рекомендации

домой

Грузовичок

благодарит тебя за отличную работу,

дарит тебе вот

такую книжку,

которую ты

сможешь дома

почитать с

родителями, и

прощается с тобой -

до новой встречи! Ты

молодец!!!

Спасибо!

До свидания!

Слайд 14

hello_html_2114ba6f.png

Приложение к проекту

hello_html_6ca13caf.png



hello_html_m5ab0043c.png




III Заключительный этап

Проект «Использование мультимедиа презентаций в индивидуальной логопедической деятельности (на примере работы по постановке звука [Р])» был направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

В МКДОУ Тальменском детском саду №6 проект по использованию мультимедийной технологии на индивидуальных логопедических занятиях по постановке и автоматизации звука [Р] реализовался в течение трех дней с четырьмя воспитанниками подготовительной к школе группы, имеющими логопедическое заключение ФНР (фонетическое недоразвитие речи) по типу дислалия, ротацизм. Каждый день с каждым воспитанником проводилось 1 занятие. Дети, посещавшие занятия с применением ИКТ уже с первого занятия активно включились в работу, повысилась их познавательная активность и мотивационная составляющая (каждый ребенок просился на занятие и стал внимательнее относиться к собственной речи). Цель и задачи коррекционной работы реализовались в игровой форме. Использование мультимедийной презентации позволило наглядно и красочно изложить запланированный материал занятия. Дети быстрее и легче усвоили навык правильного произношения звука [Р] что соответствует положительной динамике речевого развития. Время, отведенное на занятие, использовалось более рационально – «драгоценные» минуты не уходили на пролистывание специальных пособий, а давало возможность еще раз проговорить речевой материал.

Также, благодаря использованию компьютерных презентаций на индивидуальных логопедических занятиях заинтересованность детей в процессе коррекции собственной речи повысилась. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике дало возможность более полно решить поставленные задачи коррекционно – логопедического процесса.

Таким образом, поставленная гипотеза нашла свое подтверждение. Цель проекта была достигнута. Поставленные задачи решены.



Методическое сопровождение проекта: Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с.



Приложения к проекту

1Прием постановки звука [Р] по подражанию лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие. Проект предлагает 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 1 способ: Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …часто сразу же появляется вибрация! 2 способ: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах). 3 способ: Необходимо следить за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производятся частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 4 способ: Можно предложить малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. 5 способ: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. 6 способ: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. 7 способ: произнесение слогов быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды…. адыдыадыды…. тыдытыдытыды… дыдадыдадыда… адыдаадыда… тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо… 8 способ: Игры-упражнения для вызывания звука [Р]: а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. При закреплении звука [Р] поем песенку на слог РА. 9 способ: Постановка [Р] из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. 10 способ: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все логопеды ставят звуки «на выдохе») 11 способ: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант. 12 способ: Постановка [Р] от звука [Ж]. Этот способ активно использовался 30-40 лет назад. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. 13 способ выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. 14 способ: Ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.


2

Звук [Д] выбран в качестве согласного для автоматизации [Р] для усиления вибрации кончика языка при произношении звука [Р].


Проект "Использование мультимедиа презентаций в индивидуальной логопедической деятельности (на примере работы по постановке звука [Р])"
  • Логопедия
Описание:

Практико-ориентированный краткосрочный проект, направленный на  повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Важнейшим  достоинством  проекта  является  применение  ИКТ  в коррекционно - логопедической работе с детьми. 

 Использование,  наряду  с  традиционными,  инновационных  педагогических технологий открывает  новые  возможности  воспитания  и  обучения дошкольников  с  нарушениями  речи,  и  одной  из  наиболее  эффективных  в наши дни стал метод применения мультимедиа презентаций. Воспитанники  детского  сада  малы,  но  они  родились  и  растут  в  мире,  где  компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная.

Этот  метод  актуален  и  эффективен.  Он  дает  ребенку  возможность активнее  включаться  в  работу,  развивает  познавательную  активность ребёнка, реализует цели и  задачи коррекционной работы в игровой форме, повышает мотивационную  составляющую, позволяет  доступно, наглядно и красочно излагать материал. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе  деятельности  с  ИКТ,  усваиваются  быстрее,  легче  и  дают  более высокие  результаты;  сложные  и  порой  малоинтересные  логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

Автор Карзакова Анастасия Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 986
Номер материала 13528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓