Главная / Начальные классы / проект "Хлеб всему голова"

проект "Хлеб всему голова"



МБОУ «Гимназия № 6»



hello_html_m55756a66.gif





hello_html_385232fe.gif




hello_html_m564fb712.gif






hello_html_3ea30f32.gif


г. Прохладный, 2014 год


Содержание:


  1. Введение. с. 3 - 4

  • Актуальность работы.

  • Цели и задачи.

  1. Основная часть. с. 5 - 13

  • История появления хлеба.

  • Полезные и целебные свойства хлеба.

  1. Практическая часть работы. с. 14 - 17

  • Технология приготовления хлеба.

  • Выявление необходимых условий для всхожести

зерна пшеницы.

  1. Заключение. с. 18

  2. Библиографический список. с. 19

  3. Приложение. с. 20 - 24

I. Введение.

Каждый день, садясь за стол, мама нарезает и кладет на стол ломтики вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой хлеба. (слайд 4) Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие...

Я очень люблю хлеб и с удовольствием ем его. Хлеб всегда и везде сопутствует нам, но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его? Я заинтересовалась, а как и когда появился хлеб на Земле? (слайд 5) Каким он был первый хлеб? Какую пользу он приносит моему организму? Учительница тоже заинтересовалась этими вопросами. Мы начали искать ответы на интересующие нас вопросы в энциклопедиях, в Интернете. Стали изучать литературу и проводить эксперименты.

Актуальность моей работы в том, что в наш современный век, когда он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: чёрный, белый, сдобный. (слайд6) Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный. Изобилие хлеба, множество самых разных хлебобулочных изделий, а у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растопнанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. (слайд 7) Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. (слайд 8)

Свою работу я начала в апреле и поставила перед собой цель: расширить свои знания о хлебе, пшенице, о продуктах, которые получают из злаков пшеницы, учиться правильному и бережному отношению в обращении с хлебом, сохранить культурное наследие предков. (слайд 9)

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи: 1.Подобрать литературу по данной теме.

2. Познакомиться с историей выпечки хлеба.

3. Изучить полезные свойства хлеба;

4. Познакомиться с сортами пшеницы, которые выращивают в нашей

местности.

5. Провести наблюдения за всхожестью зерна пшеницы.

6. Доказать достоверность выражения - «Хлеб всему голова!»

(слайд 10)

Объекты и оборудование: ёмкость с водой, пустая ёмкость, зерна пшеницы «Таня», вата, книги и фотографии.


II. Основная часть.

Из истории хлеба.

Открытие хлеба произошло в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. (слайд 11) По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. (слайд 12)

В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Археологи точно установили, что первый хлеб был в виде жидкой каши, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Азии и Африки.

Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Это открытие, скорее всего, было сделано случайно: человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешать их с водой, и убедился, что каша из таких обработанных зерен вкуснее той, которую он ел до этого - из обычных сырых зерен.

Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек из густой зерновой каши - теста. Эти плотные, не разрыхленные, подгорелые куски зерновой каши мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения. (слайд 13)

Спустя какое-то время, примерно 5-6 тысячелетий назад, древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто путем его брожения. Как гласит хлебопекарная легенда, первый батон появился на свет случайно. Древний египтянин собирался испечь себе классическую жесткую лепешку, но притомился и заснул, забыв в теплом очаге муку, смешанную с водой. Наутро с горя испек завтрак из забытой массы и страшно удивился несравнимо более нежному вкусу. С тех пор хлеб начал своё триумфальное шествие по континентам. (слайд 14)

Хлебопекам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова "хлеб". (слайд 15.1) Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые "клибанос". От этого "клибанос" было образовано слово "хлайфс", которое похоже на наш "хлеб".

Искусство выпекать хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. (слайд 15.2) Греки считали хлеб самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед, подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб – «дар богов». Они считали, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет обязательно наказан богами. Это убеждение разделяли и в древней Индии - считалось, что судьба человека, не употребляющего в пищу хлеб, будет несчастной. Даже преступников в этой стране карали тем, что запрещали есть хлеб в течение определенного времени. (слайд 16)

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным, а отношение к хлебу у русского народа во все времена было самое почтительное. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - батюшка», «Хлеб – кормилец». (слайд 17) Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. В качестве оберега хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. От того, как обращаться с буханкой хлеба и каждым его куском, каждой крошечкой, считали на Руси, зависят здоровье, сила, удача и судьба человека. (слайд 18) Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Чем полезен хлеб.

  • За свою жизнь человек съедает приблизительно 15 тонн хлеба.

  • Россиянин съедает около 120 килограммов хлеба за год.

  • Ежедневно в мире съедается 9 миллионов буханок хлеба. (слайд 19)

  • Хлеб - это исключительно ценный и полезный продукт. Он содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку, поэтому можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья. Причём самая полезная часть и черного, и белого хлеба, и даже сдобы - корка. Немецкие исследователи выяснили, что хлебная корка является богатым источником антиоксидантов, которые противостоят развитию склероза и онкозаболеваниям.

  • Люди, которые постоянно употребляют хлеб за едой, реже становятся пациентами стоматологов. Оказывается хлебная корочка, не хуже зубной щётки, очищает зубы от налёта, а хлебный мякиш в сочетании со слюной препятствует возникновению кариеса, т.к. нормализует кислотно-щелочной баланс во рту.

  • Хлеб - важный источник ценного растительного белка, содержащего незаменимые аминокислоты (метионин, лизин).

  • В хлебе содержится большое количество углеводов, поэтому чувство сытости не только быстро возникает, но и долго сохраняется.

  • В хлебе мало жиров.

  • Огромное количество растительной клетчатки, способствующей пищеварению, человек получает именно из хлеба. Именно эти ценные пищевые волокна поглощают и выводят поступающие с пищей и образующиеся в процессе пищеварения вредные вещества, впитывают аллергены, снижают уровень холестерина и укрепляют иммунитет, а также способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой системы.

  • Хлеб ценен и содержанием витаминов группы В (витамин B1, например, необходим для нормального обмена углеводов и функционирования нервной системы, а витамин В2 чрезвычайно важен для роста детей), а также в хлебе содержится биотин, который делает волосы пышными и блестящими.

  • Хлеб - великолепный источник необходимых организму минеральных веществ и микроэлементов (калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа).

  • Хлеб - продукт высококалорийный, а значит энергетически ценный: хлеб на 30 % покрывает нашу потребность в калориях.

  • В хлебе много триптофана - аминокислоты, которая стимулирует выработку головным мозгом "гормона хорошего настроения" - серотонина.

  • И самое главное: хлеб - пожалуй, единственный продукт питания, который, даже черствея, не теряет своих полезных свойств.

  • А еще хлеб никогда не приедается.


Лечебные свойства хлеба.

Издавна на Руси хлебом лечились от множества недугов. (слайд 20) Мною собраны некоторые простые рецепты, вполне эффективные и в наши дни.
При насморке. Ржаной сухарь или кусочек сухого хлеба положите на горячую плиту. Когда он начнет гореть, нужно вдыхать дым через нос в течение 2-5 минут. Такую процедуру нужно повторять 2-4 раза в день.

При ангине. Кусочек белого хлеба опустите в кипящее молоко, а когда мякиш пропитается и немного остынет, выньте и съешьте. Эту процедуру надо повторять 3 раза в день.

Срежьте темную верхнюю корку ржаного хлеба, обдайте ее кипятком, заверните в тряпочку, приложите и примотайте как компресс к шее на ночь. Утром горло болеть не будет.

При воспалении глаз. Приготовьте припарку из ржаного хлеба и сока (или массы) прокрученной через мясорубку надземной части подорожника.
При головной боли. Срезать с буханки ржаного хлеба нижнюю корку. Смазать виски растительным маслом и приложить к каждому по кусочку корки.
При заболеваниях желудка. Поджарьте кусочек белого хлеба на одной чайной ложке растопленного сливочного масла. Когда хлеб остынет, поместите его на 30 минут в стакан с питьевой водой. Полученный настой пейте по 3-4 раза в день.

При воспалении кожи. Измельчите пшеничный хлеб, смешайте с водой, добавьте меда до получения вязкой массы. Накладывайте эту смесь на больные места по несколько раз в день на 15-20 минут.

При нарывах. Размягчите пшеничный хлеб, подслащенной медом водой, добавьте сок каких-нибудь растений, обладающих вытягивающими свойствами (подорожника, лука, капусты), и наложите на гнойник.

При герпетических высыпаниях. Смазывайте пораженные места 1-2 раза в день смесью хлеба с водой и солью. При опоясывающем герпесе делайте компрессы из этой смеси.

Полезные свойства хлеба во все времена использовали и для косметических целей. (слайд21)
Отбеливающая маска для лица. Эту маску для осветления кожи лица эффективно использовали еще древние римлянки. С нескольких ломтиков пшеничного хлеба из тонко молотой муки нужно срезать корку, а мякиш залить молоком. Когда он набухнет, добавить 1 столовую ложку оливкового масла и размешать все до густоты сметаны, наложить на кожу лица и шеи, накрыть влажной салфеткой и полежать 20 минут. Затем смыть маску горячим молоком.

Маска для жирной кожи. Тщательно смешать до получения однородной тестообразной массы размоченный в воде и отжатый мякиш 1 ломтика белого хлеба из муки высшего сорта, белок 1 яйца, 1 столовую ложку меда. Нанести маску на лицо тонким слоем и оставить на 10-15 минут. Затем смыть теплой водой.

Маска для сухой кожи. Мякиш 2-3 кусочков ржаного хлеба смешать с 1 яичным желтком, постепенно добавлять родниковую (талую, серебряную) воду, размешивая кашицу до консистенции сметаны. Нанести маску на распаренную кожу лица на 15 минут. Смыть прохладной водой с добавлением настоя ромашки, подорожника или петрушки. Эту процедуру рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю.

Маски для комбинированной кожи. Мякиш 1 кусочка черного хлеба залейте 30 мл горячего молока, затем добавьте 1 столовую ложку меда и 1 столовую ложку оливкового масла. На сухие участки кожи сначала нанесите питательный крем, а сверху наложите маску. Через 15-20 минут смойте теплой водой.

Мякиш 1 кусочка пшеничного хлеба грубого помола с отрубями размочите водой, отожмите и разотрите в кашицу. 2 столовые ложки меда разогрейте на водяной бане, добавьте сок 1/2 лимона и быстро смешайте с хлебной кашицей. Полученную смесь теплой наложите на кожу лица и оставьте на 30 минут. Смойте теплой кипяченой водой.

Маска для пористой кожи. 1 ломтик черствого ржаного хлеба разомните руками до крошки, залейте 50 мл кислого молока, хорошо размешайте и нанесите кашицу на лицо. Через 20 минут смойте прохладной кипяченой водой.
Маска против угревой сыпи. Кожицу 1 кислого яблока (лучше "антоновки") нарезать на небольшие кусочки, залить 0,5 л кипятка, накрыть крышкой и оставить на несколько часов. Развести этим настоем мякиш 2 кусочков ржаного хлеба до консистенции сметаны и нанести кашицу на распаренное лицо на 15-20 минут. Смыть маску теплым настоем ромашки, календулы или череды.

Рецепты для укрепления и оздоровления волос любого типа.

Эта маска благотворно влияет как на рост волос, так и на их состояние.
1) Залейте 100-200 г черного хлеба, корочек или ржаных сухарей 1/2 стакана крутого кипятка, закройте крышкой и оставьте разбухать на 1 час. Когда вода остынет, разотрите хлеб, чтобы получилась жидкая кашица. Вотрите кашицу из хлеба в волосы и кожу головы. Наденьте на голову полиэтиленовую шапочку для душа или завяжите голову полиэтиленовой пленкой и оставьте примерно на 30 минут. Затем вымойте голову теплой водой.

2) Залейте 150 г черного ржаного хлеба 1/2 стакана кипятка и накройте крышкой. Через некоторое время размешайте размокший хлеб, чтобы получилась кашица. Разотрите 2 столовые ложки нарезанного зеленого лука и смешайте его с 2/3 хлебной кашицы. Вотрите в волосы полученную смесь, завяжите полиэтиленовой пленкой, сверху наденьте платок или полотенце. Через 1 час смойте маску с волос теплой водой и дополнительно промойте оставшейся хлебной кашицей.

При сильном выпадении волос запарить кипятком мякиш 300 г ржаного хлеба, растереть его в кашицу и нанести примерно треть на волосы. Затем втереть в кожу головы обычную поваренную соль и промыть волосы. В оставшуюся хлебную кашицу добавить 1-2 яичных желтка и нанести кашицу на волосы, надеть шапочку для душа, замотать голову полотенцем. Через 30 минут смыть хлеб и ополоснуть волосы травяным настоем (крапивы, ромашки, мать-и-мачехи).

Для избавления от перхоти подойдет следующий рецепт: возьмите по 1 столовой ложке сухих трав подорожника, ромашки, шалфея, крапивы и душицы, залейте их 1 литром крутого кипятка. Полученную смесь нужно настаивать в течение 1 часа, затем процедить, добавить мякоть ржаного хлеба до получения кашицы. Теплую смесь вотрите в кожу головы. Голову нужно завязать платком или полиэтиленовой пленкой. Через 2 часа промойте волосы теплой водой без шампуня. Эту процедуру полезно делать 1 раз в месяц.

Вред хлеба для здоровья.

Несмотря на огромные полезные свойства хлеба, следует знать и об опасностях, которые он может представлять для здоровья. (слайд 22) В некоторых случаях хлеб может оказаться не просто не полезен, но и исключительно вреден.

Булка - враг мужчин: Ученые из Гарвардского университета обнаружили, что такие продукты питания, как белый хлеб способствуют развитию диабета у мужчин в зрелом возрасте.

"Хлебная" близорукость: Результаты исследований, проведенных учеными Сиднейского университета и университета штата Колорадо, позволили предположить, что в развитии близорукости, которой страдает около 30 % населения европейских стран, может быть повинен хлеб. Они считают, что чрезмерное потребление хлеба в детстве намного опаснее, чем чтение на слишком близком расстоянии, при плохом освещении или просмотр телевизора и игры на компьютере. Дело в том, что в хлебе содержится много углеводов, которые значительно повышают уровень инсулина в крови, что, в свою очередь, ведет к снижению количества инсулиноподобного гормона-3, вследствие чего нарушается нормальное развитие глазного яблока, а это приводит к близорукости.


III. Практическая часть.

Технология приготовления хлеба.

На хлебозаводе мне рассказали, как выпекают хлебобулочные изделия в нашем городе, как заводят тесто, при какой температуре печётся хлеб. (слайд 23) Мне стало известно, что тесто разрыхляют путем его брожения, используя мельчайшие организмы - хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. Каждый такой микроорганизм представляет собой сложнейшее биохимическое производство, до настоящего времени полностью не постигнутое человечеством. В тесте дрожжевые клетки вызывают брожение, в результате которого образуются углекислый газ и спирт. Углекислый газ разрыхляет тесто, делает хлеб пышным и легким. (слайд 24) В процессе брожения в результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий накапливаются в тесте сложнейшие органические соединения, которые потом в момент выпечки, под действием высоких температур образуют ни с чем несравнимый великолепный вкус и аромат хлеба.

Я узнала, что внутри хлеба температура 100 градусов. А снаружи 200 градусов и больше. При такой высокой температуре с поверхности булки или буханки вода быстро испаряется. (слайд 25) Крахмал теста при этом превращается в новое вещество – декстрин; он то и окружает мякиш золотистой оболочкой – коркой. Крахмал является основным компонентом муки. Крахмал увеличивает объём и придаёт хрусткость хлебу. (слайд 26) Благодаря крахмалу корочка имеет золотистый цвет, а также продлевается срок хранения хлеба.

Корочка подрумянилась. Мякиш пропёкся. Хлеб готов. Вынутый из печи, он несколько часов будет остывать. (слайд 27) А дальше – в магазин и на наш стол.

А хороший ли хлеб получился? Как рассказали мне на хлебозаводе это можно узнать и не попробовав его. Для этого нужно надавить на кусок каравая или прижать верхнюю корку буханки к нижней и убрать руку. Если мякиш распрямится и поднимет верхнюю корку до прежней высоты, значит, хлеб хорош.

Собственное исследование.

А как на самом деле относятся к хлебу мои сверстники? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! Среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов мной был проведён опрос: «Часто ли вы выбрасываете хлеб?». (слайд 28)

Всего в опросе принимало участие 56 человек. (слайд 29)

После подведения итогов мной было выявлено, что

а) никогда не выбрасывают хлеб – 47 человек, что составило 84% от

общего числа опрошенных;

б) выбрасывают хлеб редко – 7 человек , т. е. 12%

в) часто выбрасывают хлеб - 0 %

г) затруднились ответить – 2 человека, 4% от общего числа

опрошенных.

В гостях у агронома

Мне стало интересно, какие сорта пшеницы растут у нас в районе, и с этим вопросом я обратилась к директору Агрофирмы ООО «Роксана» Гайтуркаеву Хаси Шахидовичу. (слайд 30, 31)

Он рассказал мне много интересного: все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. (слайд 32) Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай. (слайд 33) Пшеница бывает по видам мягкой и твердой. Твердая пшеница у нас не растет. (слайд 34) У нас в районе выращивают только мягкие сорта пшеницы «Нота», «Таня», «Фортуна», «Первица», «Победа» и «Москвич». Урожайность пшеницы по нашему району составляет от 56 до 33 центнеров с 1гектара. (слайд 35) Наиболее урожайными являются сорта «Нота» - 52 ц. с гектара, «Таня» - 56 ц. с гектара, «Москвич» - 40 ц. с гектара. (слайд 36) Все эти сорта имеют хорошие мукомольные и хлебопекарные качества. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Всхожесть семян пшеницы, выращиваемой у нас в районе, составляет 95% – 100 %. (слайд 37)

Собственное исследование.

Мне самой захотелось увидеть, как прорастает пшеница, и я решила провести опыт. (слайд 38) Для этого взяла зерна пшеницы сорта «Таня». Отобрали 100 средних зернышек, которые положили в чашечку, накрыла влажной ватой и поставила в теплое место. (слайд 39, 39) На третий день зерна проклюнулись, появились росточки и корешки. Я посчитали: их было 74 зёрнышка. (слайд 40) Через день проклюнулось ещё 16 зернышек, на пятый день добавилось ещё 6 зернышек. Остальные семена не проросли. Значит, из 100 зерен проросло 96 штук, что составляет 96 % (слайд 41, 42), а это средний показатель всхожести пшеницы, который считается хорошим в нашей местности.

IV. Заключение

Из книг и рассказов взрослых я узнала, (слайд 43) что вырастить пшеницу и получить хлеб – это долгая, кропотливая и трудная работа, которой занимается люди многих профессий. В трудные годы люди за горбушку хлеба готовы были работать день и ночь. Ведь хлеб – это жизнь. (слайд 44) Во многих странах мира есть музеи хлеба. В Цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого - 6000 лет. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека и нравственной ценности Хлеба. (слайд 45)

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб остаётся самой большой нравственной ценностью всего человечества. Поэтому хлеб нужно беречь. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб, ведь не зря поётся в известной всем песне: «Ты запомни, сынок, золотые слова – Хлеб всему голова(слайд 46)

Народ свою любовь к хлебу выражал не только в песнях и стихах, но и в пословицах и поговорках. В будущем я продолжу свою работу над этой темой, более подробно изучу устное народное творчество и составлю сборник пословиц о хлебе, который поможет преподавателям при проведении внеклассных мероприятий и расширит кругозор моих сверстников о хлебе. (слайд 47)

V. Список литературы.




проект "Хлеб всему голова"
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность  этой работы в том,чтов наш современный век, когда хлеб, сегодня всегда к нашим услугам.   Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный. А мы часто наблюдаем картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это безнравственный поступок.Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.  

        Цель этой работы: расширить  знания о хлебе, учиться правильному и бережному обращению с хлебом, сохранить культурное наследие предков.  

Автор Павлюченко Анжела Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1014
Номер материала 46160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓