Главная / Начальные классы / Проект "Энциклопедия одного слова" 4 кл русск яз

Проект "Энциклопедия одного слова" 4 кл русск яз

«В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во все этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли ее создать? Как она будет выглядеть, какие разделы в нее войдут?»

Планируемые результаты обучения

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;особность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

"Какие слова дороги в моей семье? (Энциклопедия одного слова)"

hello_html_4213274b.gif

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Какие слова в семье выражают важные, дорогие и любимые понятия?

  2. Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.

  3. Определить параметры работы со словами, найти в словарях информацию о них.

  4. Составить комплексное представление слов.


На первом уроке я мотивирую детей предлагая понаблюдать, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить человека или, наоборот, сделать его счастливым. Далее детям предлагаю посмотреть презентацию по проведению исследования. 

Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, Осипа Мандельштама «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Николая Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла». Такой скорлупой оказывается звуковая оболочка слова, которая, фиксируясь языковым сознанием, «может до известной степени, как лава, затвердевать и сковывать собою смысл», который все же «под ее поверхностью клокочет и сохраняет свой пламень» (Г.Г.Шпет). Мы решили рассмотреть этот шевелящийся пучок смыслов, чтобы научиться видеть и чувствовать слово, пользоваться языком не бездумно, ведь, по словам Л.Н. Толстого, «слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

1. Организационный момент: выбор слова, обоснование выбора (почему именно это слово, чем оно интересно?).
2. Составление плана «Энциклопедии».
3. Распределение заданий (индивидуальных или групповых)
4. Сбор материалов для «Энциклопедии» согласно плану.
5. Оформление результатов работы.
6. Коллективное обсуждение проекта, корректировка.
7. Оформление работы.
8. Презентация проекта «Энциклопедия одного слова»

Учебные вопросы

- Где можно найти информацию о слове?

- Как удобно искать информацию?

- Что ты знаешь о значении , строении, произношении слова?

- Какие «враги» и «друзья» есть у слова?

- Как располагаются слова в словаре?

- Из каких частей состоит слово?

- Какие средства выразительности речи ты знаешь?





1. Подготовительный

1.1 Знакомство учащихся со стартовой презентацией учителя. Обсуждение темы. формулирование названия.

1.2 Определение цели, формулирование задач.

1.3 Задания участникам:

-Сбор информации о понятии слова

-Сбор информации о слове

-Подборка материала для творческой работы;

2.Поисковый

2.1 Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с жанром работы, подбор иллюстраций.

2.2 Промежуточные отчёты

3. Трансляционно-оформительский

3.1 Подготовка к публичной защите

3.2 Определение даты и места защиты

3.3 Определение программы и сценария, распределение заданий (медиаподдержка, подготовка аудитории, фотосъёмка)

3.4 Стендовая информация о проекте

4. Заключительный этап

4.1 Публичная защита

4.2 Презентация продукта: книжка-малышка "Энциклопедия одного слова»




Эпитеты, рифмы, фольклор, мифология,приметы. Искусство


Таким образом, мы можем сделать вывод, что слово … всегда входило в активный запас лексики русского языка, до сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь

Результаты нашей работы со словом:

  • Узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.

  • Познакомились с историей слов, поняв, что они всегда будут востребованы, потому что в языке появились не случайно.

  • Поняли, что создать такую энциклопедию полностью невозможно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения.


Если вновь вспомнить слова Заболоцкого: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», то продолжить его мысль сейчас можно словами Анны Ахматовой:

А бездна та манит и тянет,

И ввек не доищешься дна,

И ввек говорить не устанет

Пустая ее тишина.

Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём.

Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов.

И каким бы древним ни было слово, оно способно и согреть, и позабавить, и научить…

После такой работы я предлагаю ребятам творческое д/з

составить следующий проект – сочинить сказку об этом слове. Дети придумывают очень интересные сказки.


Закончить презентацию своей работы мне хочется стихотворением Солоухина:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Проект "Энциклопедия одного слова" 4 кл русск яз
  • Начальные классы
Описание:

«В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во все этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли ее создать? Как она будет выглядеть, какие разделы в нее войдут?»

Планируемые результаты обучения

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью 

Автор Шумова Наталья Геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 845
Номер материала 36533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓